Своя Божья тропка

К 80-летию поэта Алексея Решетова (1937 - 2004)

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1222
Время на чтение 33 минут

       3 апреля 2017 года исполняется 80 лет со дня рождения одного из лучших, пронзительных лириков России (1937 - 2004 гг.) Алексея Леонидовича Решетова, который со слов одной очень хорошей писательницы всегда имел «Божью тропку» в своём творчестве. А если брать установку  истинного  отношения  к творчеству от Валерия Хатюшина, то надо «...почувствовать в органическом слиянии эстетического и релегиозного чувства, за которой творчество уступает место морализаторству и назидательности». А сказать проще: когда обыкновенная «душевность уступает место духовности». Без этого подлинного творчества нет, ибо мастерство и талант ещё не делают истинным деянием поэзию, пока не осенит её Божья десница, пока поэт неотвратимо и без остатка не пойдёт навстречу духу Господнему. И мы имеем возможность наблюдать как поэт, может быть, впервые предстаёт перед святым миром...

 

Когда во храме стою у порога

И колокол душу мою бередит,

Единственный сын Человека и Бога

Глядит на меня испытующе строго,

А Дева Мария печально глядит.

                               Алексей Решетов 

 

                                      Золотые врата

Когда уходит большой поэт, то, действительно ли, он уходит? Может только и начинает жить?.. Много лет назад я написал об этом стихотворение, четверостишие из которого процитирую: "Ни в кого поэты не играют, /когда раньше срока умирают/ на бегу, в житейской круговерти, /чтоб пожить спокойней после смерти". Вот и екатеринбургский поэт Олег Дозморов, не сказать, чтобы строгих классических правил поэт, после ухода поэта А.Решетова, вдруг, заговорил чистейшим классическим дискантом: «Классический стих - дитя классической гармонии формы и содержания, чистоты и равновесия чувства, мысли и духовного движения. Гармония в двадцатом веке, конечно, не такая. Меньше чистоты, зато и рафинированности меньше. Но она есть, и стихи Решетова это важное событие подтверждают. Событие, на мой взгляд, заключается в самом обнаружении на рубеже веков той самой, утерянной, казалось чистоты и музыкальности. Обнаружение нового эстетического. И предела или новой эстетической возможности, как угодно».

Далеко мы, видимо, зашли по дороге не в ту сторону, где уже за новое считается, как принято говорить, давно забытое старое. Олег Дозморов даже статью свою назвал  «Обретение нормы» /журнал «Урал», №6, 2004 г./, поскольку норму снова надо возрождать, не иначе, считает автор статьи. И еще из Дозморова, из той же: «Сегодня Решетов видится одним из тех, кто стал воплощением нравственной и эстетической нормы. Примером, доказательством и возможностью очень важного нравственного и художественного равновесия, без которого не - мыслимо искусство».

Слава Богу!  Мы наконец начинаем понимать, что такие поэты, как А.Решетов всегда были на вес золота, поскольку их «эстетические и нравственные нормы» всегда вечны и незыблемы. Легче было бы их совсем не нарушать, не уходить от них...

  Алексей Решетов - один из лучших представителей современной русской поэзии. Лет двадцать с лишним тому назад вышла в свет «антология двенадцати», как прозвали ее читатели. А называлась она «Страницы современной лирики» / 80г. Москва, изд. «Детская литература»/. Составитель Вадим Кожинов - один из самых значительных критиков и литературоведов отечественной литературы.

А тогда в литературном процессе участвовало 4-5 тысяч профессиональных писателей, из которых не одна тысяча поэтов. Но было отобрано только двенадцать лучших из лучших русских поэтов 60-70 годов. Так их как Николай Рубцов, Анатолий Передреев. Станислав Куняев, Алексей Прасолов, Василий Казанцев. Юрий Кузнецов, Алексей Решетов... Особенность этой антологии в том, что она не поступила в продажу, хотя и была издана большим тиражом, а была распределена для всех, именно для всех - с тем расчётом и издавалась - российских школ. То есть это была хрестоматийная книга в полном смысле этого слова! Случай редчайший в практике изданий.

С годами Решетов, как поэт, ничего не растерял и ничего не утратил. Я читал его новые стихи в пермских газетах и альманахах, в журнале « Урал» и видел, что это всегда узнаваемый Решетов! Не теряющий веры в своё поэтическое назначение. Его стихи остались поэзией, а не какими-то декламациями на современные темы, что заметно было на творчестве даже самых лучших поэтов с началом смутных времён.  Решетов так же неожиданен, доверчив и откровенен. Это редкий лирик с чувством меры и достоинства. А если говорить о форме, то вряд ли на Урале найдется ещё такой мастер пластических миниатюр. Одним словом, Решетов - известный в России поэт.

 

   Новые стихи Решетова в поэтической периодике Прикамья всегда были долгожданной страницей. Они всегда открывали читателю новую потаённую сторону души поэта. Души бескомпромиссной, откровенной, с доверительными, но уверенными психологическими жестами благородства. Решетов - один из немногих в сегодняшней поэзии поэтов, в котором так непринужденно живут классические традиции Пушкина и Есенина, как свидетельство живого отношений к миру в детском и юношеском порыве искренности, когда не потеряно лицо самого поэта. И не главную суть его стихов составляет откровенная преемственность, а лучше сказать - читательская преданность:

 

Каких я вин заморских не пил,

Каких не нашивал оков -

-Стучит, стучит мне в сердце пепел

Твоих златых черновиков.

«Ах, Пушкин, Пушкин, милый Пушкин»

 

  Не главной является преемственность и такого рода:

Ты лёгким светом вся озарена.

Ты вовсе не такая, как другие.

 

Направление поэтической мысли «ты вовсе не такая, как другие» - уйти, оттолкнуться от есенинской мысли: «ты такая простая, как все», хотя при явной мыслимо-поэтической антитезе. В основном же Решетов «взял» от Есенина его лирическую смелость в изображении жизни, органичность, соразмерность, пластичность стиха, жертвенность по отношению к Родине, к женщине. Взял - не значит, что утратил сам.  В то же время поэт, чья солдатская лямка традиций, перекинутая через крыло мечты и поиска, никогда не боялся остаться один на один со своей поэтической вселенной:

 

Мой герб - на фоне облаков

Четыре перышка Икара.

 

 Традиции же в решетовской интерпретации - изумительные микромиры, по-своему любовно обжитые, прочувствованные, выверенные жизнью и искусством:

 

Я снова русской осенью дышу,

Брожу под серым солнышком осенним,

Сухой цветок отыскиваю в сене

И просто так держу его, держу.

 

Вспомним Пушкина - «Цветок засохший безуханный», но и решетовское продолжение:

 

Я говорю: отыскивай, смотри,

Пока не в тягость палка и котомка,

Пока вкусна печёная картошка

С ещё сырым колесиком внутри.

 

Эти две строфы одного стихотворения - наглядный пример внешне простой и внутренне сложной поэтической ситуации: традиция, поиск, непосредственное отношение к жизни.

  В этом счастливом сочетании существует большинство стихов Алексея Решетова, заставляя нас поражаться какими-то кроткими и короткими,(в смысле близкими) сердечными связями поэта с истиной, правдой и красотой.

 

Я помню:

с тихою улыбкой

Скрипач, что на войне ослеп,

Водил смычком над тёмной скрипкой,

Как будто резал черный хлеб.

 

Музыка - чёрный хлеб искусства - голодным душам ( и не только душам) в самый раз! Жажда хлеба и настоящего искусства - кредо послевоенной мальчишеской эстетики, которая перерастёт потом в пушкинскую категорию чувства - «Я вас любил так искренно, так нежно». В этой возвышенной категории существуют почти все любовные стихи Решетова. Они существуют на тех нравственных глубинах /откуда идёт и сам Пушкин/ где веками живёт убеждённость в непреходящих ценностях любви высокой и жертвенной:

 

 

Ты будешь жить

в морозе здешних зим -

Я буду добрым солнышком твоим.

 

Но порой в стихах Решетова заметно желание омыть душу просто и горько, освобождая поэта от камерности /тут он близок Есенину/, отнюдь не выбивая его из высоких эстетических традиций:

 

В эту ночь я стакан за стаканом

По тебе, моя радость, скорбя,

Пью за то, чтобы стать великаном...

 

Ясно, что эти «стакан за стаканом» полны более эстетического наполнения, чем алкогольного. И вообще Решетову свойственно соединять земное и возвышенное при удивительной  органичности, казалось бы, несовместимого:

 

Любимая, стой, не клянись, всё равно

Кого-то из нас утомит постоянство.

Но я тебя брошу, как птицу в пространство

А ты меня бросишь, как камень на дно.

 

Но это же земля и небо любви! И трудно найти аналогии подобным стихам. А такие стихи, как «Они расчесывали косы», "Как жили женщины в бараке», «Кофточка застенчивого цвета», «Светолюбивы женщины» - можно но праву назвать одними из лучших стихов в лирике семидесятых годов отечественной лирической поэзии...

 

 Когда я говорю о традициях, то подразумеваю, что не может быть профессионального поэта, работающего не в традициях. Вопрос: в каких традициях? Даже самые крутые авангардисты всегда проходят косяками и школами. Без своих традиций - они тоже никто. Их традиции писать - для просвещённого, элитарного читателя. Иногда - наоборот: для массового, не требовательного, любящего шоковые удары по голове. Но Бог им судья. Не о них речь. Не будет серьезный поэт закрываться от читателя или непристойно открываться. Задачей всех серьёзных поэтов было - открыться, поскольку мир поэта и без того сложен. Поэту надо освободиться от груза нажитых впечатлений, а значит писать более открыто.

 

    ДЕЛЬФИНЫ

 

Дельфины, милые дельфины,

Мы вас научимся беречь!

Уже почти до половины

Мы понимаем вашу речь.

О, разыгравшиеся дети,

Вас не обидят корабли,

И вашей кровью красить сети

Отвыкнут жители земли.

И вы поэты, как дельфины,

Не избегайте с нами встреч -

Уже почти до половины

Мы понимаем вашу речь.

    

Прежде всего, это поэзия на уровне бодлеровского «Альбатроса». Скорей всего, что выше. В другом случае, это позиция открытости поэзии, против камуфляжей всякого рода. Но когда поэт открыт, любителей «красить сети» его кровью всегда очень много. Это и Данэсы, и Мартыновы, и Бухарины с Троцкими, и много обыкновенных завистников, недоброжелателей, и просто невежд. «Дельфины» оказываются на одной сейсмической волне, к примеру, со стихами Пушкина о сложности жизни поэта, в обществе, когда его открытость не понятна даже близким ему человеком.

 

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

 

По-решетовски - на языке «дельфинов». Но в доброте к не понявшим его любимым Решетов пошел дальше традиций Пушкина:

 

Ты молода, мой друг, а я поэт,

И стало быть, мне много тысяч лет.

    

Это удивительно простительные  стихи; «ты молода» - этим всё сказано. Никакого интеллектуального высокомерия, никакой  мужской обиды. Величайший такт души. Ведь, если брать стихи того же Пушкина, Лермонтова, Боратынского - то этого почти не найдём. Все они высказывались более жестко на оскорблённое, как они считали, мужское самолюбие, за исключением немногого - «как дай вам Бог любимой быть другим».

   Не только в эмпирическом аспекте, а заодно и просто в моральном, но и в техническом плане Пушкин «отставал» от Решетова.  В книге  воспоминаний «Друзья расскажут»  есть у Александра Старовойтова интересная цитата из стихов Решетова сравнительного анализа стихов Пушкина и Решетова)  

 

  Я только тень при божественном свете,

  Я только мышка на бриге твоём.     

  Но поминать нас грядущего дети

  Будут, хоть изредка, вместе, вдвоём.

 

  Смирение и вызов знаменуют эти стихи...и не случайно. Читаю дальше у Старовойтова: «Сразу замечу, что я проанализировал 594 стихотворения (т.е. Все, кроме поэм, сказок и «Евгения Онегина», конечно же) Александра Сергеевича и 383 Алексея (это не все стихотворения, но, как в дальнейшем убедится читатель, вполне достаточно).

  Показатель первый: использование цветовых эпитетов.

Думаю, не надо доказывать, что большой мастер использует таковые не бездумно и не всегда называет  снег белым, а не каким-либо другим. У мастера цветочные эпитеты - не только результат наблюдательности и умения заложить цвет и его оттенки в словесную формулу. Часто они становятся метафорой, или, как заметил Борис Пастернак, «скорописью духа».

Для начала - палитра поэтов. У Пушкина она состоит из 24 цветов и оттенков (впрочем, оттенок встречается лишь однажды - зелёно -бледный). У Решетова несравненно богаче - 53 цвета и оттенка. (Замечу, что такой палитры нет ни у Блока, ни у Есенина, ни у многих других великих русских поэтов. Этим могут похвастаться только прозаики: Тургеньев, Катаев, Шолохов, Бунин...)Каково? Я уже не говорю о том, что додуматься до кофточки ЗАСТЕНЧИВОГО цвета Пушкин, мне кажется, вообще не мог».

И далее пишет Старовойтов: «Итак, показатель второй: сколько и каких растений радуют глаз в стихотворных строчках названных поэтов. У Пушкина я насчитал только таковых лишь 19.»... «Флористическое панно»

Решетова несравненно богаче - для его создания он использует 69(!) растений. Любимые: берёза, осина, сосна.

   Березниковцы рябиновый сад имени Решетова уже заложили, пора бы пермякам посадить берёзовую рощу.»

   Вот и я говорю, что многие нежные чувства у реалиста Пушкина по отношению к женщине, что у романтика Решетова, мы не найдём...

 

   Но Пушкин высок и широк и глобально историчен. Он, действительно, мог что-то на дороге не увидеть, стремясь в необозримую даль, Решетов по - старательски слишком земной труженик и лирик до мозга костей...

 

        И, по-моему, Алексей Решетов имел ещё одну традиционную привязку - это Осип Мандельштам. Поэт, который, как и Решетов, с детства впитал классические традиции русской поэзии, всегда был им верен, и погиб, по сути дела, за «русский шовинизм», как доказал это Вадим Кожинов /ж. «Наш современник», 10,1997г./. Ведь даже форма четверостиший и восьмистиший / не сонетов, допустим, тоже короткой и более классической формы/ сразу заметна в стихах Решетова. Это форма, к которой часто прибегал Мандельштам. И, что ни говори, ни про одного поэта взрослому читателю нельзя сказать, что его нашли в капусте или, что его принёс аист: всех их можно вычислить по генетическому коду отечественной поэзии.

В концептуально-мировозренческом плане параллельные прямые Решетова и Мандельштама пересеклись, на мой взгляд, только однажды: «Золотые врата, золотые врата / Пропустите в далёкое детство меня».- Решетов. « Только детские книги читать  /Только детские думы лелеять»,- Мандельштам. Любой поэт без детства - ничто. Их даже можно квалифицировать по количеству содержания детства в их стихах. Но, парадокс, не- жнейший поэт Сергей Есенин даже в детстве писал вполне «взрослые» стихи от лица как бы взрослого поэта: « Там, где капустные грядки», «Хороша была Танюша» и др... Но как бы он посмотрел на своё детство в сорокалетнем возрасте - мы этого никогда не узнаем. Взрослые сорокалетние поэты Решетов и Мандельштам детству в поэзии отдали главную роль. Не столь детству, сколь непосредственности. Непосредственность, доверчивость, любознательность с радостью творческого  нового утра, с переменным не планированием неудач и всяких житейских помех - иногда довольно серьёзных. И так с утра до вечера,  но в миру поэт всегда незнакомец - это и есть его ипостась , будь ему хоть семь лет, хоть семьдесят! Взрослый ребёнок всегда непонятен и даже презираем невеждами...

    Но Решетова и Мандельштама сближает и другое. Это присутствие семантическо - фразовой однородности резких тонов, к чему оба поэта прибегали где-то в начале, в середине своего творчества, что не являлось главным; инструментом в их поэзии. В принципе ...Мандельштаму были ближе такие классические пассажи, как, "в природе длительность, как в метрике Гомера», однако, резких, угловатых, парадоксальных признаков его метрики не заметить нельзя: «Украшался отборной собачиной / Египтян государственный строй». «Флейты свищут, клянутся и злятся»;« Чтобы в уши, глаза и глазницы /Флорентийская била тоска», «Заблудился я в небе - что делать?»...У Решетова: « Я-то знаю, чьи мы-то потомки - Разрази Чарльза Дарвина гром»;« И рука, как безумный старик и свеча, как звезда из-за тучи», «Я, как волк появился в апреле», «И свинцовою тучей / Продырявлен висок».. «Израненное знамя, охрипшая труба», «Мы бредём, спотыкаясь о корни»... Но семантика и только семантика роднит эти словообразования, хотя можно бы сказать, что духовную атмосферу трагедийности создала та самая государственная машина тех лет, которая в последствии погубила Мандельштама и в те же годы и в тех же, собственно, местах /на востоке/ погубила отца Алексея Решетова. А потом прошлась молотками по всей его семье. Но что характерно. Ни у того, ни у другого поэта не возникло ненависти, непосредственно, к стране, что наблюдалось у многих в их положении. Известно, что в Чердыни Мандельштам был в ссылке и даже выбрасывался из окна второго этажа больницы.

 

Подумаешь, как в Чердыни-голубе,

Где пахнет Обью и Тобол в раструбе,

В семивершковой я метался кутерьме:

Клевещущих козлов недосмотрел я драки,

Как петушок в прозрачной летней тьме,

Харчи, да харк, да что-нибудь, да враки

Стук дятла сбросил с плеч. Прыжок.

И я в уме.

1935г.

 

Чердынь у Мандельштама «голуба», несмотря на то, что ссыльное место: городок не при чём - он красив по-древнерусски. Даже «долгополые шинели», т.е. -конвоиры, которые везли Мандельштама на пароходе - ему нравятся, он им даже позавидовал и придумал несвойственную роль.

«Чтобы Пушкина чудный товар не пошел по рукам дармоедов, грамотеют в шинелях с наганами племя пушкиневедов».

1935 г.

 

Я к губам подношу эту зелень -

Эту клейкую клятву листов -

Эту клятвопреступную землю:

Мать подснежников, клёнов, дубков.

Погляди, как я крепну и слепну,

Подчиняясь смиренным корням,

И не слишком ли великолепно

От гремучего парка глазам?

1937г.

 

 Последний год жизни поэта...

 

   Тема Родины у Решетова не столь сложна, как у Мандельштама. (Но есть ли такая тема у больших поэтов? По-моему у них всё неразрывно). Его творчество, впитав в себя лучшие соки традиции, /в том числе и соки Мандельштама/, возросло удивительным древом добра, любви, дружбы, насквозь пронизанными солнцем отечества. Тема  осознания себя в обществе,  или, как говорят, гражданская тема приходит к Решетову сквозь детские молочные сны: «Ты знаешь, что такое рань», «Пегасу хочется в ночное», «Скажите, вы любите крыши»... Поэт по-русски немногословен, когда говорит о трудной године Родины.

 

Как стойко держались берёзы

В суровые дни в январе,

А нынче - весенние слёзы

Бегут и бегут по коре.

 

Негромко порой звучат  стихи Решетова, но западают в самую душу. О днях Победы, где были слёзы, тосты, салюты /все громкие события/ поэт выделяет одну скромную деталь, которую запечатлело его детство, и она /тихая, скромная/ становится глобальной:

 

Какие стояли денёчки,

Когда без вина веселя,

Пластинкой о синем платочке

Вращалась родная земле

 

Тема великой скорби тоже удаётся поэту: чуткая душа не может не заскорбеть, если скорбит отечество - «Горите, флаги красные, горите», «Стихи о военном детстве», «Ищите без вести пропащих»...

 

Вот и сегодня, когда сбиты с толку - многие соотечественники, Решетов в стихотворении «Россия» пишет:

 

Не верю породе крысиной,

Сбегающей прочь с корабля.

Я верю - бессмертна Россия.

И небо её, и земля.

 

И опять эти не взрослые, но отнюдь и не детские стихи:

 

Дерево возле пивного ларька,

Ты мне любимой моей показалось.

 

Образно говоря, это детство пенсионера! У Решетова была постоянная потребность сверять свои творческие интересы с естественной потребностью вновь очутиться «в начале», с утратой чего, по мнению его,  поэт перестаёт быть поэтом. Вечный девиз его таков:

 

Золотые врата, мелодично звеня,

Пропустите в далёкое детство меня.

 

Таким  и помнится чаще всего  поэт Алексей Решетов.

                                       

                                                       

     Статью можно на этом и закончить, но есть неотвратимый факт - отношение к поэту Решетову академической среды - профессиональных людей, филологов, профессоров... Разве можно без них обойтись. Ведь академический Решетов, надо полагать, только и может состояться, как классик, кем и должен остаться потомкам: все статьи по газетам и журналам - вещь преходящая...

 

Владимир Абашев, профессор - филолог Пермского университета в статье - послесловия «Алексей Решетов: мир, лицо, слово» к его «Избранному» (г. Пермь, 2005г.) пишет:

 

 «Все внешние приметы литературной известности у Алексея Решетова вроде бы имелись. Издавались книги, стихи входили в антологии, праздновались юбилеи, присуждались премии. Но что сегодня можно прочесть о Решетове? Две дюжины газетных, в большинстве своём проходных рецензий, несколько предисловий к сборникам, одна-две статьи, редкие упоминания в обзорах столичных журналов - вот и вся библиография. Стихи Решетова так и не удостоились обсуждения по существу, имя его не вписано в контекст русской поэзии последних десятилетий. Как и многие поэты провинциальной России Алексей Решетов остался замкнутым в локальном контексте.  Между тем его драматически напряженный и художественно  сосредоточенный поэтический мир имеет далеко  не местное значение. Это крупное    явление русской поэзии последних десятилетий.  Явление, оставшееся непрочитанным, не узнанным.

  И  виной тому не столько географическая отдалённость от столиц, сколько ощутимое, хотя и не вполне проявленное противоречие, даже противостояние  решетовского мира своему поколению и времени - тому яркому, противоречивому, насыщенному  поисками и открытиями периоду, который мы называем шестидесятыми годами».

 

  В шестидесятые годы в литературу тащили не столько свободу слова, сколько лжеавангарда и хрущёвской и послехрущёвской  храбрятины...

 

   Но вот издаётся в  2007 году, то есть после этой статьи Владимира Абашева, книга Воспоминаний о Решетове «Друзья расскажут»  (далеко не всех друзей, но  избирательно по-хорошему) - очень заметная, во всех отношениях интеллектуальная  книга - случайные люди сюда не попали: только истинные друзья, душевные без всякого постороннего духа люди, родственники... И всё-таки надо сказать, что какая бы честность, душевность, интеллект, образованность, знания, великая начитанность и пр...пр...здесь под этой обложкой не собрались ...всё это не заменит академического отношения к творчеству поэта.

 

   Академический Решетов - это ствол дерева, а все рецензии, очерки, воспоминания... ветви от этого ствола, которые дополняют ствол - их тоже рубить нельзя... Но рубить их никто и не собирался. Просто надо приготовиться к более профессиональному и необходимому разговору, который провёл Владимир Абашев, профессор-филолог, а я, читатель, попросту, постарался его правильно понять.

 

   Прежде всего Абашев отмечает то, что поэты военного и сразу послевоенного времени - Соколов, Ваншенкин, Винокуров, и - потом Рубцов, Кузнецов... оказались ближе, чем поэты уже шестидесятых годов, которых «...больше волновало общественное, национальное, историческое, Решетова тянуло к экзистенциальной проблематике человеческого бытия» - пишет Владимир Абашев. И как ни странно послевоенное экзистенциальное бытие, зачастую «барачное» с привкусом близкого полуарестантского и полудиссидентского, естественно, быта поэтом переживалось потаённо и глубоко, и не однозначно, где огромная доля добрых и честных людей, противостоящих ежедневному  злу, бедных ,  крайне бедных, но сильных людей,  родных и посторонних людей, сделали своё дело: заронили в детскую душу то противостояние, с которым он пройдёт через всю жизнь, защищая добро и правду и не только эстетического порядка. Решетов честен был до щепетильности в любых своих проявлениях.

 Всю жизнь себя клял (не раз слышал) за то, что когда-то, будучи мастером участка, лишил премии какую-то работницу, а у той ...оказалось много несчастий в семье...

 Поэтому было с чем начинать свой путь Решетову в поэзии, что Владимир Абашев связывает с «глубокой индивидуальностью»: «Пытаясь описать лирическое «я» Решетова, в первую очередь следует сказать, что это не клишированная маска, многие из которых как бы заранее известны опытному читателю и распознаются с первых строк стихотворения. Такие маски не выражают живую личность, это производные окостеневших жанрово - стилевых форм: поэт-гражданин, поэт-романтик, поэт-пророк, поэт-патриот и.т.п.». 

  Послевоенное «барачное» детство в стихах Решетова не с чьими не перепутаешь, к примеру. Тут нет обычной «босоногости»: здесь обнаженная, открытая до беспредела душа: «Коммунальный старый дом - двадцать два окошка./ За любым таким окном -/ Из холста дорожка». То есть милости просим, люди по этой «дорожке» ... «И прохожим не узнать, что зимой суровой/   В этот дом вносила мать/ Беженца грудного. (Не его ли самого? Символически - да!). «Стол заветный - на дрова! Хлеб пайковый - людям!...». Всё в этом доме исключительно  по - людски. «За окошком вечер зимний./ Сорок третий год./ И стучит машинка»Зингер»-/Баба Оля шьёт». Но мирным картинкам то и дело не даёт тревожное сознание, хотя бы задним числом: «Играет щепками река. / А в небе серый гусь-салага/Летит, отстав от косяка. / Куда-то в сторону ГУЛАГа». Про «щепки» в «реке», то есть в жизни, мы знаем очень хорошо... Потому  не просто образ в его стихах «Отец мой стал полярною землёй», а ещё и трагическая действительность. И всё -таки поэт ставит рядом с этими стихами и такие:

                           

 Горите, флаги красные, горите!

 Я с детства помню слёзы ранних вдов,

  Заиндивевший громкоговоритель

  И снег в морщинах сбившихся платков.

 

         Такова «персонефицированность» поэта Решетова... хотя и не забыть гонений  ему своей семьи. Но есть и внешние особенности лица Решетова у Абашева: «В стихах Решетова этот образ создаётся из узнаваемых портретных деталей - таких, как серые глаза («мой серый взор стремится в синеву»), седина  и трогательная телесная утлость («не писал своих героев, а впалой грудью защищал»), характерная пластика жестов».

  Но о «внутреннем» облике от Владимира Абашева более интересно: «Это «я» психологически конкретно, его эмоциональные реакции и предпочтения ожидаемы - неизменная печаль, жалость ко всему малому, самоирония , детскость, которая сказывается не только в особой ностальгии по детскому раю («золотые врата, мелодично звеня, пропустите в далёкое детство меня»), но и в особой инфантильной точке зрения, необходимой в качестве художественного средства». Немножко странно звучит эта «инфантильность», хотя бы даже из детства: оно ведь достаточно самостоятельно, если даже не учитывать непосредственность. Детство поэта...Но есть ли вообще у поэта другое психологическое состояние, которое было бы серьёзней детства? Серьёзней - нет! Но поэт, живя среди людей по их законам и правилам просто вынужден переключаться - и на работу, и на семью, и даже на правила уличного движения... Иначе сомнёт и скрутит его обыденность и обязанности к ней. Гений, он всегда, в основном, ведёт себя скромно и непритязательно... И живёт, и работает по правилам общества и даже прикидывается, что тоже такой, как все! Но он всё равно всем зачастую надоел! И всем, так называемым, людям, его куда-то надо обязательно затолкать, а он, как назло, торчит из всех углов...И тут у людей лопается терпение!  Они его психологически не переносят! И чаще всего - куда-нибудь отправляют... донимают советами уехать. Или создают такие условия... Да он и сам постоянно стремится куда-то...

 И тут для поэта дорога пока одна - уйти в себя, в свои символы, принципы и мифы...

   Как раз недоброжелательное зачастую общество недальновидных людей, которых всегда больше во много раз, и помогает уйти в свою творческую атмосферу! 

 

  Абашев пишет от слов Нины Берберовой: «Если человек не распознал своих мифов не раскрыл их - он ничего не объяснил ни себе, ни в самом себе, ни в мире, в котором жил». Конечно же это касается творческого человека. «Понимание поэзии Решетова будет поверхностным, если мы не поймём личный миф»- пишет дальше Абашев.  Выходит, миф поэта - это его творческий код? Есть это у каждого настоящего поэта. Иногда даже и не осознанно. Но именно это - и есть главное, что создаёт личность, суверенность, значительность поэта!..

  Абашев: «Среди всех символических самоиндификаций у Решетова выделяется одна: блудный сын. Это и есть личный символ, запечатлевший структуру решетовскго самосознания». Тут всё правильно, потому, что не бродяг, не скитальцев, не блудных сыновей - поэтов не бывает. Равносильно сказать, что Решетов тоже поэт, потому что скиталец по своим поэтическим мирам...Ведь  только они одни могут сделать  поэта самостоятельной творческой личностью. В чём ни каких сомнений не остаётся после прочтения этого четверостишия, которое цитирует и Абашев:             

       

 На берегу дороги дальней

 Седой бродяга, блудный сын,

  За голос матушки печальной

  Я принимаю шум осин.

 

 А «шум осин» почти везде: от него не уйти... Наскитавшись, что называется, до смерти, сын виноватиться перед матерью, что забыл, оставил её одну из-за своих земных и небесных дел...

 

 Ты слышишь, мама, я пришел -

  Твой милый мальчик, твой Алёша.

   Нигде я, мама, не нашел      

   Таких людей, как ты, хороших.

    Руками желтыми всплесни:

    Какое солнце над востоком! 

    Не бойся, мама, мы одни

    На этом кладбище жестоком.

     Уж сколько зим - не знаю сам -

     Скребётся вьюга по окошку.

     А ты всё ходишь по лесам,

      Сбираешь ягоду морошку...

 

      «Желтые руки» матери - это грустная реальность, которой не мог пренебречь поэт, ведь он уже одинаково любит и жизнь, и смерть. И кладбище для него теперь тоже жизнь.... Такая лирика от «скитальца» по всем сердечным мирам,         

где бы они не находились... на том свете, или на этом... не имеет цены...

 

   Старость - вот она, с холодом лютым, 

   Отчего же в конце бытия

    Всё дороже становятся люди,

    Не персона, не шкура своя.

 

И до этой персонификации дошел поэт - и она тоже творческое лицо, а вместе с тем и житейское: «...словно все мы, как братья, похожи, / Словно все мы - один человек?». Для гениев нет разницы - простой ты человек или непростой, все Божьи люди, как говорится людьми верующими. Алексей был глубоко верующим человеком. И талант имел, как говорится, от Бога.

  А  Владимир Абашев останавливает наше внимание на:  «трактовке своего личного мифа в стихотворении «Картина». То есть решетовского мифа.

 

     До чего же печальна картина

      «Возвращение блудного сына», -

    Он гордыню свою превозмог.

    Он теперь даже глаз не подымет,

     Он питался дождём и полынью,

     Он вернулся на отчий порог.

     Но какие-то дальние зовы

     Появляются в небе суровом

     И зовут день и ночь без конца.

      Вот и к свадьбе уже всё готово,

      Вот и жить бы, как люди, толково,

      А на мальчике нету лица!   

 

  Не тот, видимо, мальчик, не то у него лицо в этом миру...

 

 

Абашев: «Удивительно точно найдена интонация стихотворения. Его почти простодушный эмоциональный зачин - «До чего же печальна картина» - сразу же выводит монументальный сюжет из сферы сакрального и проецирует его в повседневность естественных переживаний, снимает возможную дистанцию между повседневным и символическим». И далее: «Блудный сын Решетова - это вечное странничество, вечная тревога и неуспокоенность, это сострадательная нежность и надежда на высшее прощение, это символ печали и стоицизма». «Такая формула мироощущения ставит под сомнение поверхностный оптимизм и идёт, конечно, вразрез с популярными формулами шестидесятых».

  

    Казалось бы шестидесятые годы и были годами как раз «скитальцев» и «блудных сыновей» в поэзии, но окрас этих категорий у Решетова слишком разнился с общепринятым понятием об этом шестидесятников. Он любил все земные ценности, прежде всего, а они любили скандалы и было много ячества среди них...

   «Человек нёс хлеб - и пел./ И судачили старухи,/  Дескать, вот, не утерпел,/ Нализался медовухи. А прохожий трезвым был. / Не шатался, пел как надо./ Просто он не позабыл, какова была блокада,..». И он сетует на себя за то, «Что замкнулся в бетонной коробке/ И плоды просвещенья вкусил./ А давно ли у божьей коровки/ Я

доверчиво хлеба просил?». «Мы в детстве были много откровенней: _ Что у тебя на завтрак? - Ничего. - А у меня хлеб с маслом и варенье. Возьми немного хлеба моего». Здесь никаким ячеством и не пахнет, а есть почти молитвенное отношение

 к бедным людям и их обстоятельствам. Я не случайно остановился на стихах о хлебе: это самая насущная вещь на земле, рождённая на земле и самая частая на востребованное  людьми! К тому же, хлеб в стихах - это, как  правда искусства - не раз говорилось.

 

   Наряду с земным хлебом Решетов никогда не упускал из виду небеса над землёй.  Владимир Абашев это подчёркивает и ведёт  парадигму соперничества  поэта к теме небес, а так же к притяжения  к земле, как земная любовь - она всегда и небесная: «Как я в детстве любил/ Небеса и безумца Икара! /.../ Притяженье земли /Повалило меня на лопатки»;

«Вертикальная звёздная даль/ Мою душу зовёт всё сильнее,/ Но чего-то земного ей жаль,/ Высота не всевластна над нею»;  «Всю жизнь свою к родной земле взыскую, /Хотя мне очень хочется летать»; «Ангелы в белом пришли и ушли,/ ушу поэта не взять у земли». Абашев заостряет наше внимание на главной мысли: « Неизменно побеждает  чувство матери сырой земли, и тяга земная в решетовской вселенной  сильнее, постояннее, чем тяга полёта». А«Великая печаль»  земли  наводит меня на мысль и о той земле,  о том стихотворении Решетова, где говорится  о земле как о хранилище «золотых жил», и как о бывшем месте поле брани:

 

   ЗЕМЛЯ

 

 В ней золотые жилы не устали

  Ждать, что за ними дерзкие придут.

   В ней кости и зелёные медали

   Солдат, которых девушки не ждут.

    В ней все, в земле:

    начало радуг, хлеба,

    Тонюсенькой черёмухи, ручья.

     И эту землю

      на седьмое небо,

      Живой и мёртвый не сменяю я.

 

       Абашев пишет: В поэзии Решетова  «мать сыра земля» выступает как формула живого и глубокого переживаемого архаического мифа. Непосредственно, стихийно, с богатством эмоциональных оттенков поэт чувствует в земле живое персонифицированное существо, порождающее всё живое, источник жизненной силы и энергии, чудесно объединяющий смерть и рождение. У Решетова это не интеллектуальная конструкция, а живое переживание».  Приход, например, поэта к матери на кладбище. И далее пишет: «Глубина  интуитивного решетовского проникновения в мифологию земли подлинна и неординарна. Это живой структурообразующий комплекс в его поэзии. Дело в том, что в русской национальной традиции архаический культ матери сырой земли сливается с культом Богородицы.  Этот вот - богородичный - аспект культа земли Решетову был особенно близок:

              

   Когда во храме стою у порога

    И колокол душу мою бередит,

    Единственный сын Человека и Бога

     Глядит на меня испытующе строго,

     А Дева Мария печально глядит.

 

  Здесь не только «культ земли» одухотворённый образом Девы Марии.  Это ещё и восхождение в то состояние, когда эстетическое и религиозное чувство органически воспроизводят состояние души поэта, о чём было сказано ранее автором со слов поэта Валерия Хатюшина.                      

  Естественность и простота исключительно символического мира здесь путают все грани между искусством и реальной жизнью, к чему всегда и стремится поэзия, но даётся в руки она далеко не каждому поэту. Решетов заплатил за эту правду искусства многими жизненными жертвами, пропустив через свою душу не одну смерть родственников, друзей, и потерей страны в каком-то смысле...           

 

  Дальше Владимир Абашев останавливает наше внимание снова на том, что:«Художественный опыт Ррешетова чрезвычайно наглядно демонстрирует, что мифологизм и лирическая искренность, исповедальность не только совместимы, но и взаимосвязаны».

     Литературная эстетика далеко не сразу становится личностно духовной ввиду общественных литературных стереотипов.  Поэтому он и не сразу определился не только со своей стилистикой, но и с мировоззрением. После издания своего первого сборника «Нежность» поэт встречает Виктора Болотова, прошедшего суровую школу новосибирской поэзии с её фоняковским (от поэта Фонякова, руководившего литобъединением Новосибирска) аскетизмом и «гамбургским счётом» стиха, как внешнего, так и внутреннего порядка. Болотов сразу «разругал» его романтическую рафинированность некоторых стихов первого сборника, а также признаки «натурализма» от «лионозовцев», их «барачной» грубоватой манерой свободного обращения со словом...

 Решетов потом не однажды с благодарностью вспоминал «ругань» Болотова, после которой он обратил внимание больше на традиционные решения Ваншенкина, Межирова, Винокурова, поэтов старшего, военного поколения, как пишет Владимир Владимир Абашев. И вступил в противоречие со своим поколением «шеседисятников», склонных по форме  к «лианозовцам» или более крутому авангарду, или к  внутреннему  протесту культурно-социальных тем.

  Абашев так же отмечает: «Что касается стилистики, то Решетов был бы вполне солидарен с Яном Сатуновским, что «метафора, гипербола, литота - второстепенные половые признаки поэзии» И мне бы сразу хотелось привести некоторые строки стихотворения  Решетова абсолютно без этих «признаков», но с глубоким, подлинным поэтическим чувством.

 

    Я жил далеко на Урале,

  В почти недоступной дали. 

  То льдины у ног проплывали,

  То сено на лодках везли.

      То словно разрытая яма,

      То будто поверхность стекла -

    То злая, то добрая, Кама

    Как совесть людская была.

 

     Всего лишь два лёгких сравнения присутствуют здесь, как необходимость простейшей картины великой реки с простейшими нуждами, но и с великой, надо понимать, совестью поистине большой реки. Ещё и как символом жизни.

 Здесь так же, как почти везде глубина и простая внешность готовы вступить в противоречие, но всё-таки это не то, что приводит Абашев: «Боже, до чего же мне надоели / Комнатные, книжные  слова!» и потребности в «иной речи» приобщающей к тайнам глубин, к стихии первооснов бытия:

 

      Родная речь, прямая речь... 

      Но есть ещё и речь иная.

       Кому в сырую землю лечь

       Приходит время - ей внимают.   

        Зашелестит кругом листва,

        Или пчела прильнёт к могиле.

         И ты услышишь те слова, 

         Которых мы не проходили.

 

    То есть те слова, которые, может быть, еще не придуманы человечеством!

Но в самые трагические моменты человек всего ближе к тому, чтобы их произнести... Поэт, казалось тоже всегда близок к созданию «иной речи»,

но, видимо, как он сам признаётся, не ему суждено это сделать.

  Абашев  подсказал   нам   на эту мысль  и цитирует  строки его стихов:

«Какой мне чудится пейзаж! Какие рощи и поляны,/ А мой гранёный карандаш/

Как будто гробик шестигранный». А поиски утраченной или вообще не найденной   «иной речи» продолжаются. И автором статьи приводится это стихотворение:

 

     Опущу усталую главу:

     Поздно для хорошего поэта

     Я узрел подземную траву

     И потоки косвенного света,

     То, что рядом надоело брать,

     Что подальше - всё никак не трону,

      Только глажу новую тетрадь -

       Белую, голодную ворону.

 

  Абашев пишет: «Но на пути этого созерцания («подземная трава», «косвенный свет» - Г.М.) становится язык, привычное слово, не вмещающее новых граней созерцания». И далее: « В целом его словарь не выходит за рамки «среднего штиля», но функционально подобные  элементы стиля «высокого», важны,  поскольку обнаруживают хотя бы тенденцию стилистического движения».

« Я бреду спотыкаясь о корни слов старинных / Я их предпочёл...»

  

  Не первый раз люди ищут в давно забытом старом -новое! Абашев напоминает о «прорывах» в направлении «иной речи» и иных, надо понимать миров: «вертикальная звездная даль», «перо, словно посох скрипучий, и рука, как безумный старик»...И всё же,- продолжает он,- «это лишь вариация  внутри стилистической системы, которая в целом воспринимается как сковывающая его видение».

 

И далее следуем за мыслью Владимира Абашева, говорящего чуть ли не самое важное для поэта и для нас: « Конфликт «творческого созерцания» и «таланта» в творчестве Решетова имеет постоянно  ярко выраженный социокультурный аспект.

 

   Судьбы души моей сурова.

    Без сожаленья, без стыда

    Ей не давали молвить слова

 Угрозой вечного, земного,

 Отнюдь не Божьего суда.

  - Смирись!- твердили ежечасно.-

 Ты приживалка, ты раба!

  Но всё впустую, всё напрасно...

  Необъяснимая судьба...

 

      В этих поздних стихах Решетов ясно формулирует то, что переживал изначально. Не упрощая проблемы, мы должны понимать, что судьба Решетова-художника глубоко драматична. И это не только его драма. Это драма нашей культуры, всех нас, ставших простыми-упрощёнными, потерявшими связь с грозными и грандиозными мирами богов и демонов».

 

   «Богов» и «демонов», надо понимать, настоящих в лице политических и «социокультурных» сил. Таковы основные концептуальные ориентиры, которые определяют поистине  академическую  статью, открывающей нам глубинного, а не просто популярного поэта Решетова с его «иной речью», которая где-то и, действительно, состоялась у поэта, что объяснил нам  профессор и мы тоже приобщились к ней.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Герман Иванович Митягин
Хотим ли мы разобраться в причинах выстрелов в школах?
Герман Митягин обращает внимание на проблему унижения подростков
07.06.2018
Встречи и проводы
К 9 мая
07.05.2018
Гиперборейский прорыв - 2
О романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил»
24.04.2018
От «Копенгагена» до «Оклахомы»
По мнению публициста Германа Митягина, на Путине заострился вопрос: быть России или нет
29.01.2018
Все статьи Герман Иванович Митягин
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Агафон
26.11.2024 17:58
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2024 17:23
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Хазарин
26.11.2024 16:26
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Владимир Петрович
26.11.2024 16:19
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от Сергей из НН
26.11.2024 16:16
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 16:11
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42