1 июня - День защиты детей. Писатель Альберт Лиханов, учредитель Детского фонда по личной инициативе. Когда с ПЕРЕСТРОЙКОЙ детские проблемы ушли как бы на второй план – он и организовал этот фонд. И помощь получали дети из этого фонда на лечение за границу, помощь сиротам в обустройстве их жизни, многое, многое, много совершил этот фонд… Вот и сегодня Альберт Лиханов отвечает корреспонденту газеты «Аргументы надели»: «Итак, в этот день мы приглашаем в Москву 11 тысяч детей из социально неустойчивых семей, сирот и детей, не имеющих родительского попечения, тех, чьи отцы погибли при исполнения гражданского долга, маленьких инвалидов, победителей возможных конкурсов и состязаний. 18 лучших Московских театров, начиная с Большого театра России, дарят нам спектакли для наших гостей. Ну а
Москва встречает экскурсиями на Красную площадь, в Кремль, музеи и галереи. Бесплатными благотворительными обедами угощают ребят лучшие рестораны, начиная с «Метрополя».
Согласитесь, не так уж мало, но во главе этих всех добрых дел стоял, можно сказать, один человек с множеством своих помощников – Альберт Лиханов. Он и пишет для детей всю жизнь свои книги, особенно о трудном послевоенном детстве. И он говорит: «Хочу повторить наше убеждение: Международный день защиты детей праздником может быть лишь для детей. А для взрослых, для родителей, для учителей, гражданского общества и власти – это день подведения итогов, если хотите, даже суда самих над собой: что мы прозевали, что делаем, казалось бы, во благо детей…». Ясно, что где-то, кто-то ещё во многих краях нашей страны таким же волонтёрским да и с государственной помощью делает всё, чтобы везде был этот праздник…
Но вот информация с другого полюса нашей жизни… И тоже 1 июня, в тот же праздник…
В интернете за 1 июня 2018 года под заглавием «Как правильно действовать, если ребёнка травят в школе», читаю такой текст: «По разным данным с травлей и издевательствами сталкивались от 36% до 51% школьников. Самой распространённой формой издевательств были оскорбления - 77%. В 61% случае агрессия принимала форму унижения, в 24% - физического насилия, в 11% издевательства записывались на видеокамеру, 25% ситуаций травли происходили в интернете». Стало чуть ли не нормой гордиться своим идиотизмом… Тем не менее, в этом перечне не упоминалась травля личности, например, всем классом, о чём когда-то мы посмотрели фильм «Чучело». Прекрасный проблемный фильм с грустью и слезами, но и с надеждой, что скоро так не должно быть! Люди боролись и заслужено ждали своих плодов… Но жизнь повернулась так, что у большинства людей отшибло это желание вообще что-то ждать в будущем. Проблема детей как-то незаметно отделилась от взрослых, так же как проблема отцов и матерей стала меньше пониматься детьми нашими…
И всё-таки немало людей, которые не складывают руки и ищут пути выздоровления от причин упадка нравов (мягко сказано). Писательница Елена Тулушева в своей статье «Выстрелы в школе» (Наш современник, 2018, №3) задаётся целью выяснить причину этих выстрелов как в американских школах, так и в российских… Ибо никто ни там, ни здесь особо случаи эти не изучает, как проблему – просто случай – и всё…
А проблема эта не особо на поверхности, но не в такой уж и глубине. Стрельбу эту показывают по многу раз – всё что успел кто-то заснять. И вообще винить художественные сериалы с убийствами и жестокостью, заполонившие экраны, как там, так и здесь – винить за всю жестокость современности, можно только отчасти, ибо не здесь, в основном-то, «собака» зарыта… А, где зарыта?.. Отчасти там, где подросток сталкивается: «Со странной образовательной системой, слеплённой из осколков советского наследия и западных технологий». Винят компьютерный беспредел, автоматику, компьютерные игры… Школьные психологи, естественно, ничего вразумительного не вносят в эту проблему, ибо не для этого учились… В основном правильно писать отчёты. А в детских психологических больницах – должности психолога вообще не значится, как ни странно…
Спорт и какие-то игры спасают тех, кто и так силён и физически здоров. Но добрая половина подростков не знает куда себя деть… Всё это беспокоит Елену Тулушеву… И главный всеохватывающий аргумент: «В нашей образовательной системе полностью разрушена воспитательная поддерживающая структура. Куда может податься современный подросток, не распотрошив родительский кошелёк? Спорт? – Увы. /…/ Неодарённым детям места нет», - заключает Е.Тулушева.
А неодарённым можно назвать любого подростка – аргументы всегда найдутся… И всё же «собака» не здесь зарыта, как бы нам не хотелось именно на этом остановиться… Но это бы зачёркивает дальнейшие поиски ответов на проблему…
Возьмём для примера, наверное, самый трагический случай с выстрелами в американской школе, который показывал интернет и ТВ месяцев шесть назад. С деньгами здесь всё нормально. Американская семья, позволяющая себе иметь хороший дом, отличное образование, о достатке вообще не идёт и речи. Но другая проблема: проблема способного юноши, воспитанного, видимо, на повышенном чувстве достоинства, отнюдь не на высокомерии… Ибо 8-9 лет его травли в школе, а он не проявлял себя в этом отношении никак. Чем и заинтересовал меня этот случай в американской школе с выстрелами, когда ученик старшего класса расстрелял 32 школьника, учительницу, а до этого застрелил свою мать. (Случай с матерью – оценить не берусь, поскольку никто за это тоже не взялся).
Но ответа в целом на этот поступок так и не нашли… Или не искали, или исказили, хотя истина сама просилась на обозрение, но её спрятали… А выдвинули простейшую причину - как показывает фото - убийца, молодой парень лет семнадцати, в ярко голубой рубашке (не думаю, что в ней и был, когда расстреливал одноклассников), с умыслом на то, что не «голубой» ли он был по жизни!.. Если идти за тем, что показывает фото… Но, во-первых, там это не очень презирается. И не пошел он стрелять того, кто его испортил, допустим. Может травля, как «голубого», который не был «голубым»?.. Ведь откуда столько ненависти к сверстникам и учительнице?! Может именно тут и «собака зарыта»? Но, думаю, «голубизна» эта для прикрытия его личностной проблемы, всё-таки…
Что касается самой травли. Она бывает очень хитрая, а большей частью наглая, но чем-то прикрытая… То есть травят всегда за выдуманную, сфабрикованную вину, где, видимо, и сама учительница поучаствовала… Здесь могла присутствовать «культурная» травля вроде «вежливой наглости», как пример старшего единомышленника.
Может ещё ученик (впоследствии – убийца) и не те вопросы задавал учительнице?..
Из года в год на протяжении лет 8-10 тебя встречает чуть не вся школа с ухмылками и подначками на каждом шагу… И видимо «всех» он потом нашел (одноклассников в основном), чтобы убить, отомстить, так сказать, за многолетнюю травлю… И силы хватило убить самого себя напоследок… Ординарность так себя не ведёт…
Но это - моя версия, а на самом деле?.. Но что-то другое и выставить сложно, если учесть ту же дикую ненависть именно к сверстникам, к одноклассникам и к своей учительнице…
Случай похожий на случай с норвежским Брейвиком. Но тот себя не убил, наверное, только потому, чтобы высказать потом то, что нынешнее молодое поколение его страны отдано на откуп мигрантам, рынку и пошлости, которые, так или иначе, погубили бы тех же, хотя и не также детей, кого он убил, детей, кстати, в основном тех, кто создаёт климат в стране… Докажу, думал, наверное, он, что дети норвежские давно сданы времени на продажу всего и вся, и надо это подтвердить, чтобы все видели, как я, и как само время расправляются с вашими детьми. Что-то вроде этого стояло в идее убийства 77 юных норвежцев.
«Расстановка последних точек/ В русской истории сейчас -/ Революция одиночек:/ Отдыхай, креативный класс./ Трусость – левых и глупость – правых:/ Длится перечень неудач…/ Рассмеётся из грёз кровавых/ Русский Брейвик – святой палач». Пишет русская поэтесса Марина Струкова вослед этому случаю, желая увидеть и русского Брейвика, ответившего на свою травлю… Грёзы кровавые со святостью не стыкуются, будь они хоть самой достойной местью. К сожалению, это не героика, но лихая ущербность: смелость всегда в жизнеутверждающем и более светлом боевом ключе, где тоже бывает «кровавой тризна» – другого кровавого случая, но там просто праведная кровь, а не романтические «кровавые грёзы».
Травли в наших школах не меньше. Всё личностное и одарённое не нужно - люди хотят жить просто и без множества ненужных проблем… Дебилизм в обществе приживается намного легче, чем какой-то талант (с ним всегда хлопот не оберёшься), а народу кроме спеть и сплясать и чего-нибудь смешное рассказать – что ещё надо?
А наши нынешние выстрелы в школе слишком дебильно-заказные (националистически заказные, сдаётся мне) кем-то из недовольных государствообразующим статусом русских. Или случайно-глупые по причине самолюбий школьного идиотизма местного характера. Что от каких-то идей кровавого Брейвика слишком далеки… Причина во взрослых отцах, матерях, учителях, которые сами, ПОРОЙ, готовы «перестрелять» друг друга… А «идейные» выстрелы подростков, возможно, ещё впереди…
Попрана личность везде и всюду. Даже в фильме «Чучело» мы видели эту проблему и, значит, как-то уже решали её. Нам бы вспомнить его не помешало лишний раз. Личностей наверно не так много в школе уже осталось? А если в школе их нет, то не будет нигде… Ведь сейчас мы настолько утратили нить этой проблемы, что не всегда и слышим даже выстрелы в школе, если конкретно в ней не учатся наши дети… А, проблема личности и по сей день главная. И именно ей могут навязать уродливые личины. Ложные идеи, которые часто навязывают подросткам, надо как-то обезоруживать эти идеи заранее... Именно личностно-идейно настроенных подростков (независимо какой идейности) быстро перекупают всяческие «майданщики», террористы и, в основном, криминал…
Я не зря остановился на самом жертвенном (с убийством даже своей матери!), даже как бы романтическом (скорее гипертрагическом) случае в его возрастном аспекте из этой проблемы, чтобы для всех наглядней было, чтобы мы предпринимали какие-то меры, пока нечто подобное не дошло до нас… Ведь и в Германии уже, как и в Америке, был подобный случай массового убийства школьников.
Герман Митягин, писатель
5. Ответ на 1., Николаев.:
4. Ответ на 1., Николаев.:
3. Re: Хотим ли мы разобраться в причинах выстрелов в школах?
2. Мысли вслух по поводу мнения в комментарии 1:
1. Re: Хотим ли мы разобраться в причинах выстрелов в школах?