«Возвращение слов в песню»

Размышление над фильмом «Таинственная страсть» (режиссёр В. Фурман, 2016 г.)

0
910
Время на чтение 6 минут

 

Очень часто, читая талантливую книгу или, как в данном случае, смотря талантливый фильм, а фильм Влада Фурмана я считаю именно таким, мне видится борьба между автором и... его талантом.

Я люблю в таких случаях вспоминать слова Александра Сергеевича: «Пока не требует поэта к священной жертве... меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он»...

Я совершенно не считаю это только красивой фразой. Занимаясь психологией художественной литературы и поэзии, мне не раз приходилось наблюдать разрыв между уровнем творческого проявления таланта в произведении и уровнем способностей рассудка писателя. Поэтому при прочтении действительно талантливых книг может возникать ощущение двойственного подтекста, практически внутреннего конфликта смыслов в книге или её части. Особенно часто я наблюдал это в творчестве Льва Толстого, который искренне пытался навязать своё мнение своему таланту вместо того, чтобы последовать за ним. Но это отдельный огромный разговор.

После просмотра фильма «Таинственная страсть» у меня возникло впечатление, что талант режиссёра не дал ему осуществить свой перво-замысел по возвеличиванию шестидесятников. Если таковой был. А может подозрение об этом замысле родилось у меня после знакомства с критикой сериала Владимира Николаевича Крупина. Правда, сразу оговоримся, это критика не столько сериала, сколько отношения к шестидесятникам и их времени у определённой части населения, превозносящей их.

Да и не смотрел, по его собственному признанию, Владимир Николаевич этот фильм, а зря. Пора бы нам уже прекратить осуждать то, что мы не читали или не смотрели. Ведь чего-чего, а возвеличивания поэтов-шестидесятников в фильме нет.

Зато есть демонстрация человеческой слабости (кое-кто из моих менее сдержанных друзей назвал это человеческое качество - «ублюдочностью», ну что ж, если не работать над слабостями, не бороться с потаканием своим страстям, то всё к этому и приходит). И продемонстрирована эта человеческая слабость очень талантливой игрой актёров, соединённой замечательной режиссёрской и операторской работой.

Не соглашусь я и с критикой Егора Холмогорова, которую можно прочесть на сайте РНЛ,  хотя он и справедливо указывает, на нестыковки в фильме, когда в 1957 поэты читают стихи, написанные через несколько лет.

Вот только я в этом увидел не «...ездящие по ушам всякому, кто минимально знаком с фактами, анахронизмы», которые «должны, по мнению создателей сериала, передать «общую атмосферу эпохи, а на деле погружают зрителя в мифологическое безвременье», а самую главную смысловую линию картины.

Для того и звучит в начале и в конце фильма стихотворение Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год», звучит вместе с пропущенным в песне МикаэляЛеоновича Таривердиева третьем четверостишием.

Именно там, в третьем четверостишье, третьей строке, мы и находим, что это отнюдь не романтическая страсть к возвышенному искусству, а «к предательству таинственная страсть». Замечательный ключ к пониманию смысловой линии фильма!

Впрочем, и начинается четверостишиене менее интересно:

«Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх»,

и снова мне видится борьба между талантом и личностью: талантом поэтессы и желанием автора вложить в текст некую романтичную заданность. Таривердиев успешно поучаствовал в этой борьбе, выкинув эти непонятные слова из песни. А ведь это страх Божий, страх потакать своим страстям (таинственным, если только прятаться от них, закрывая глаза), страх предавать семейные ценности (ох, как это показано в фильме!), страх быть униженным на Божьем суде за возвеличивание себя.

Однако должен сразу предупредить, что всем вышесказанным, я совершенно не собираюсь отказывать в наличие поэтического таланта как такового ни у Андрея Вознесенского, ни у Евгения Евтушенко, ни Беллы Ахмадулиной, ни у Высоцкого, ни у Аксёнова.

В отношении Булата Окуджавы скажу, что его тексты мне представлялись всегда несколько упрощёнными, но говорят, что в песнях это не всегда главное...

Поясню о простом и упрощённом: простое - это нечто целостное, а упрощённое - это то, в чём всегда есть упущения, иногда очень важных деталей.

Да и вообще, когда говорят, что всё гениальное просто, забывают, что это для гениев.

Поэтому для меня этот фильм в первую очередь о страшнейшем конфликте между огромным, Богом дарованным, талантом, и маленьким человеком, желающим поставить этот талант на службу своим маленьким целям. Для примера приведу, что Евгений Александрович Евтушенко, в жизни выставлял напоказ не только своё знакомство с Фиделем Кастро, что в фильме отлично сыграл Филипп Янковский, но и знакомства с другими сильными мира сего, каковых знакомств, по сути, и добивался своей поэтической деятельностью.

Вот только не будем произносить красивых слов о трагедии гениев, неспособных вместить в себя собственные таланты, в жизни это выглядит ещё более пошлой комедией, чем показано в фильме, хотя и в фильме показано очень хорошо. Тот же, кто видит в нём возвеличивание шестидесятников вместе с шестидесятыми (романтичной эпохой), напоминает мне героя одного анекдота, который пришёл в театр, на, как ему сказали, комедию, и, не смотря на то, что спектакль поменяли на «Отелло» смеялся во время всего представления.

Какой же вывод мне хочется сделать из просмотра этого фильма?

Фильм очень хорошо демонстрирует необходимость отказа от бинарного восприятия окружающего. Отказа от способности видеть всё только в чёрно-белых тонах, перестать относить людей либо к святым, либо к последним грешникам.

Такой подход опасен тем, что желая принять чей-нибудь талант можно обелить недостатки человека и даже назвать их оригинальными достоинствами, а можно, наоборот, очернить, то, что по-настоящему благородно.

К сожалению, эта черта подросткового максимализма очень свойственна массовому самосознанию русских людей. Мы не можем принять, что таланты могут иметь обычные, слабые в духовно-нравственном плане, люди. И этим, те из нас, кто осознаёт свою слабость, губят собственный талант - осознавая, что мы слабы, мы отказываем себе в праве на большой талант, а те, кто всё же решаются поверить в него, принимают роль полубогов, чем так же губят свой талант потаканием желанию распущенности и вседозволенности.

Из-за этого многие в России неспособны поверить в талант ближнего. Для многих гений должен быть где-то там - на сцене, за экраном телевизора, на книжной полке. А если вместе работаем на вполне обычном предприятии тогда... - ну как ты можешь быть талантом... но если мы так запросто отказываем ему в таланте, можем ли мы вообще любить ближнего?

Уверен, что Бог не халтурил, создавая любого из нас, но до последнего вдоха в этой временной жизни мы останемся подвержены страстям. И чем больше мы будем реализовывать свой талант, тем больше мы должны помнить и следовать призыву Спасителя: «трезвиться, наблюдать за собой», выполняя свою миссию. Тем же, кто в неверии зароет свой талант в землю, следует вспомнить притчу о зарытом таланте.

Очень не просто выйти из чёрно-белой бинарности восприятия и себя, и окружающих. Но именно этот выход следует называть духовным взрослением, которого, к сожалению, очень многие не достигают никогда.

И ещё раз вспомним слова выкинутого из песни третьего четверостишия «...не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи» - любой православный немного воцерковлённый человек знает, что это за ночь, ночь временной жизни, а вот Белла Ахатовна могла и не знать, что, скорее всего, но талант её знал.

«К предательству таинственная страсть, друзья мои, туманит ваши очи» - предательство божественных ценностей, к которым можно отнести и ценность семьи и совести, и своего собственного таланта, зарытием ли его в землю, или попыткой поставить на службу своим никчёмным целям - страсть ослепляет нас. Это замечательно показано в фильме, поэтому давайте воспринимать его как урок нравственности и духовного взросления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Алексеевич Локиев
Выставка ко Дню Поэзии
В Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева открыта выставка работ участников «Ассоциации визуальной поэзии»
01.04.2023
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Психология и Достоевский
Психопоэтика Фёдора Михайловича позволяет тренировать свою эмпатию – способность к сознательному сопереживанию
15.11.2021
Православная жизнь, невзирая на коронавирус
В Санкт-Петербурге проходит Православная выставка-ярмарка
24.03.2020
Все статьи Андрей Алексеевич Локиев
Последние комментарии
Хватит ныть!
Новый комментарий от Фиалка
09.11.2024 13:26
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Vladislav
09.11.2024 13:09
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.11.2024 13:01
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от Очевидец
09.11.2024 12:31
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Александр Уфаев
09.11.2024 12:04
Кощунство не пресечено!
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.11.2024 10:50