Всё чаще можно слышать, что разногласия в нашем российском обществе начинаются с оценки прошлого.
А это не разногласия! Уверен: это фундаментальное «различие» взглядов двух основных типов творческих людей на мир, общество и самих себя. И этот конфликт взглядов только нарастает!
Есть взгляд художника, писателя и поэта на общество, как на часть его самого, и есть взгляд на общество, как на инертную массу, которую надо просвещать, «поднимать до себя», но с высоты своего понимания добра и зла. Обществу, в этом случае, отведена роль массовки, которая хлопает в ладоши и восхищается!
На одном из недавних литературных совещаний редакций толстых журналов, критик Валерия Пустовая сделала одно замечание о «свободных» писателях и поэтах. В чём они свободны? А в том, что они не соглашаются на «заготовленные обществом идеи».
На этом месте выступления критика задержим своё внимание. Обычная логика здесь бессильна. Она не может вам помочь в тех случаях, когда вы читаете прозу или стихи автора-либерала, или смотрите фильм либерала. Из выступления критика В. Пустовой совершенно непонятно: что это за монстр такой - «общество», которое заготавливает какие-то идеи, и с которыми «свободный писатель» не согласен. Это что - некое учреждение с табличкой на дверях «общество», где сидят неведомые «заготовители» негодных идей??
«Свободного художника» даже не интересует: какие слои общества анонимные авторы идей представляют, какие цели перед собой ставят? Из смысла сказанного неизбежно вытекает, что «свободный художник» не согласен с этими идеями, не зависимо от их содержания и направления. Он отвергает их только потому - что они «заготовлены обществом»! Просто у него такая манера, такая ...походка от бедра...свободная (да простят мне авторы фильма «Служебный роман» использование их фразы в другом контексте).
Нет даже намёка на то, чтобы этот художник задумался над тем, что он живёт внутри этого общества. И, значит, не может, не имеет права игнорировать мнение большинства!
За пределами обсуждения так же остаётся вопрос: как быть, если эти идеи выражены в форме постановлений правительства о культуре и искусстве? В форме программ, принятых на форумах различных общественных организаций?
В этой связи - один яркий пример: за всё время дискуссий по поводу резкого выступления К.Райкина на съезде театральных деятелей о «диктатуре» власти, никто, кроме министра культуры РФ, не вспомнил о нормативных документах по культуре, которые есть в каждом театре. И даже где-то помещёны на видном месте для общего обозрения.
Забывчивость удивительная! Но очень показательная.
В фильме «Таинственная страсть» представители поколения литераторов 60-х годов вместе со своими кураторами из ЦК КПСС и КГБ только эксплуатируют советский строй. «Герои» фильма ведут себя так, будто народа, который выбрал социализм, рядом нет! Его представители иногда мешаются где-то под ногами, но всерьёз не воспринимаются. Поэт Евгений Евтушенко, чей образ воссоздан на экране под другой фамилией, в своё время много ездил по стране, работал в поле с геодезистами, плавал на севере с рыбаками. В его стихах и поэмах - сотни рабочих людей: строителей, бетонщиков, геологов. Как он описал их в своих поэтических репортажах - это тема для другой статьи.
В фильме поэт - это постоянно страдающий от общества и власти интеллектуал! Он пьёт водку, мечется от одной женщины к другой, и купается в море с компанией единомышленников.
Я помню шестидесятые годы: яркие сборники стихов Евтушенко, Вознесенского и Рождественского. Книги издавались очень часто и огромными тиражами. Гонорары тоже были соответствующие. Многие произведения рождались под впечатлением многочисленных поездок по СССР.
Авторы фильма урезали всю эту творческую составляющую судьбы поэтов, включая творческие командировки, яркие встречи с читателями, где их лица преображались. Именно там, в контакте со слушателем, в тёплоё волне их внимания и удивления поэтическими открытиями - впервые и очень чётко проявлялись истинные лица поэтов....
Но в книгах и фильмах - творцов-эгоистов такие эпизоды просто невозможно представить.
Кто же из них покажет настоящее единство массового читателя и творца? Для этого надо это единство чувствовать, а, главное, ценить!
Но для этого надо видеть, мир как художник Брейгель, и писать маслом не сытые физиономии придворной знати, а хотя бы фигурки простых жителей деревни на скользком льду замершей реки.
Авторам фильма всё это неведомо! В центре внимания - компания обозлённых эгоистов, которые словно напрягшиеся быки рвутся в бой и никого не видят, кроме красного плаща «тореадоров» в лице работников ЦК КПСС и КГБ. Неведомо откуда они достают деньги на выпивку...
Сотрудник КГБ убеждает неверную жену политработника вернуться к мужу, который прошёл под пулями и поэтому считает, что он здесь хозяин и имеет право на эту красивую жену. А зачем муж ходил под пулями, во имя чего? Это не важно. Эгоист - творец в каждом поступке каждого своего героя всенепременно видит эгоистическую цель! (У гулящей свекрови - невестка всегда гулящая).
Авторам фильма нужен триумф альфа-самца, который не соглашается на заготовленные общество правила морали. Им, наверно, кажется, что это очень «круто». Но если большинство зрелых мужчин будут следовать своим страстным порывам, как герой фильма, в стране не останется нормальных семейных пар.
Никто из героев не знает, как жить... если не будет новых поводов для протеста - очередных русских танков в какой-нибудь новой свободолюбивой Чехословакии. (Не путать с Югославией.)
Творцы-молодцы уж так привыкли ...большие тиражи книг, гонорары, Крым, Коктебель... выпили, написали протест! И протест - обязательно против власти своего государства..! За это их напечатали на Западе. Авторы письма опять выпили-искупались в море, и снова написали протест!
Зато в 1999 году, когда вооруженные силы Запада бессовестно бомбили Югославию, никто из оставшихся в живых шестидесятников не сказал ни слова осуждения...
Е.А. Евтушенко не бросил работу в США в знак протеста против военных преступлений НАТО. Не пригласил коллег подписать возмущённое письмо автор романа «Таинственная страсть» Василий Аксёнов.
На новом этапе борьбы индивидуализма с коллективизмом в творчестве будут появляться и двутысячедвадцатники... и тридцатники ...
Но все их усилия кончаться новыми атаками мирового зла на совесть, честь и традиционные духовные ценности. И новыми поражениями мирового зла!
Будущее - за коллективистским образом жизни!