21 марта отмечается «День поэзии».
К этому важному в нашем литературном городе празднику в Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева была открыта выставка работ участников «Ассоциации визуальной поэзии».
Под термином «визуальная поэзия» подразумевается широкий спектр творческой деятельности, связанный с созданием визуальных, зрительно воспринимаемых произведений, прямо или косвенно совмещающих поэтические тексты (определённые намёки на них, имеющие отсылки к ним и т.д.) с изобразительной композицией или превращающей сам текст в изображение.
При этом восприятие таких произведений может не ограничиваться зрительным контактом, возможно применение аудиального ряда (как в видео поэзии), а также тактильного, температурного, кинестетического, чувства равновесия и любого вида психологического восприятия, чувства.
Наиболее прямой формой визуальной поэзии является создание изобразительной композиции, совмещающей в единое целое текст и изображение, посредством последнего усиливающего эмоциональные акценты поэтического текста. При этом следует учитывать, что прочтение стихотворения создателем визуальной композиции может сильно отличаться от авторского взгляда и взглядов других читателей. Именно это является основным достоинством визуальной поэзии, так как создаёт возможность поделиться своим семиотическим и апперцептивным прочтением стихов.
Учитывая современные технические возможности, все деления на подвиды визуальной поэзии считаются условными и способными переходить один в другой или объединяться.
Ассоциация визуальной поэзии представляет данное искусство с одной стороны, как самодостаточное направление, с другой, заявляет о важной роли стиховизуализаций для возвращения популярности и доступности чтения стихов классического формата.
Ситуация в том, что современная информационная среда воспитывает у людей поверхностное, клиповое восприятие. В отличие от больших повестей и романов, при знакомстве с которыми можно постепенно «вчитываться», короткий текст стихотворения требует мгновенного погружения в эмоциональный мир лирического героя, что для индивида, воспитанного в современной информационной среде, бывает сложным.
В свою очередь визуальная поэзия способна помочь человеку быстро погрузиться, настроиться на стихотворение. Например, фото-поэзия – наиболее распространённый благодаря компьютерным технологиям подвид стихо-визуализации – может через художественную фотографию, гармонично совмещённую с текстом стихотворения, подготовить читателя к миру лирического героя, если эмоциональный настрой фотографии примерно совпадает с эмоциональным полем стихотворения. При этом важно, что речь идёт не о простой иллюстрации, от которой читателю всё же требуется переключиться на текст стихотворения, а именно о гармоничной, целостной в восприятии, композиции из изображения и текста, вписанного в него.
Признавая за поэтическими формами речи в языке функцию формирования и развития у человека эмпатии – осознанного сопереживания эмоциональному состоянию других людей, способности распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание – участники Ассоциации визуальной поэзии дополняют речевые формы формами и совмещениями с другими видами искусства, что способствует воспитанию эмпатии в обществе. Без эмпатии люди во многом становятся несчастны: представьте семьи, где супруги не способны прочувствовать ни друг друга, ни детей; да и любые коллективы, где люди говорят, как будто на разных языках, не понимая, а точнее, не имея способности сопереживать друг другу – не могут похвастать позитивными эмоциями. А самое актуальное – в обществе с неразвитой эмпатией развитие патриотизма крайне ущербно.
На выставке представлены работы поэтов и художников: Ольги Василевской, Катерины Невское-Облако и Андрея Демьяненко; художников, желающих обратить внимание на стихи любимых авторов: Анны Рассадиной и Дмитрия Помаскина; поэтов, активно занимающихся фотопоэзией: Андрея Локиева, Варвары Лачек, Александра Порфирьева, Нелли Бродянской, а также поэта и художника Валентина Евгеньевича Семёнова. Правда, он более известен как доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, а главное как один из создателей советской социальной психологии. В частности, он является основателем социальной психологии искусства (Семёнов В.Е.: Социальная психология искусства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988; Искусство как межличностная коммуникация. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995 и др.). Ещё в 1960-ые годы он занимался визуализацией своих стихов, включая их в свои графические композиции. Почти шестьдесят лет назад молодой учёный вместе со своими научными руководителями Е.С. Кузьминым и Б.Д. Парыгиным участвовал в создании первой в Советском Союзе лаборатории социальной психологии, но уже тогда находил время для визуализации своих стихов в изо-стихах. Но если научные достижения В.Е. Семёнова широко известны, то его вклад в искусство известен мало. Однако даже преклонный возраст не мешает ему участвовать в выставках по направлению искусства, которому он уделял много времени в молодости.
Также в фойе библиотеки, на большом экране, начнётся показ видео-стихов (стихоклипов) – видео зарисовок на стихи, с музыкальным и/или иным фоновым сопровождением. Короткие ролики удобно просматривать для того, чтобы настроиться на принятие поэзии.
Сегодня функции библиотеки существенно изменились от тех, что были ещё лет двадцать назад. Раньше люди умели и стремились искать информацию, сегодня информационный шквал – когда информации слишком много, по сути, отучил многих людей от этого, а молодые поколения этому в принципе не научились. Казалось бы, есть интернет, но что в нём искать? Что хорошо бы почитать целенаправленно? И библиотеки стали исполнять роль компетентного друга-советчика по этому вопросу. Если раньше оформление тематического или авторского стенда было скорее декоративным вопросом, то сегодня – это ведущая деятельность библиотек – обратить внимание читателя на ту или иную книжную сферу.
Большинство библиотек в настоящем оснащено технически большими мониторами в рекреациях.
«Ассоциация визуальной поэзии» предоставила библиотеке подборку стихо-клипов (видео-стихов). Многие из представленных стихоклипов получили призовые места на фестивале мелодекламаций «Петербургский ангел». Тем важнее открыть для зрителей такой формат знакомства с поэтическим искусством. Благодаря тому, что это очень короткая форма видеороликов, читатель, проходя на абонемент, может остановиться на минутку и посмотреть интересный ролик. А после, узнав о существовании такой формы искусства как мелодекламация в видеоформате, найти эти работы в сети, например, на странице «Ассоциации визуальной поэзии».
Во время открытия выставки поэты, участвующие в деятельности «Ассоциации визуальной поэзии», подарили фонду библиотеки свои книги, с которыми, всем кому интересна современная поэтическая мысль, можно будет познакомиться в читальном зале.
И в этом тоже необходимо отметить важность библиотек – поэты издают свои книги очень ограниченным тиражом: 100, 200, 300 экземпляров в среднем. Да и в широкой продаже их берут редко – мало интереса сегодня к стихам. Но что делать тому, кто хотел бы следить за развитием поэтической мысли? Идти в библиотеку. А поэтам желающим, что бы их мог найти случайный – он же самый ценный – читатель дарить книги библиотеке, потому что в масштабных сетевых ресурсах неподготовленный читатель утонет.
Тех читателей, кому стало интересно следить за развитием искусства визуальной поэзии, мы приглашаем присоединяться к нашей группе в ВК, в ней происходит освещение современного, исторического и теоретического ракурса данного искусства.
Отдельно хочу поблагодарить директора «Центральной библиотеке Невского района им. Леонида Соболева» Оксану Вячеславовну Кузнецову. Уверен, что её понимание новых задач, которые ставит время для библиотек, будет высоко оценено посетителями. И «Соболевка» через выставки визуальной поэзии откроет для читателей и горизонты современного поэтического искусства, о котором вообще мало что известно широкой публике и вернёт внимание читателя к глубокой поэзии в принципе, особенно это необходимо молодым поколениям.
Андрей Алексеевич Локиев, писатель, специалист по психолингвистике, Санкт-Петербург