Валентин Евгеньевич Семёнов как поэт известен мало, а как автор, занимавшийся, визуализаций стихотворений – изостихами или стихорисунками, как он сам их называет, тем более. Однако, на мой взгляд, одна творческая деятельность не должна заслонять другую.
Научная деятельность (самая творческая на свете) В.Е. Семёнова – доктора психологических наук, заслуженного деятеля Науки России, но главное – одного из основателей отечественной социальной психологии и основателя отечественной концепции социальной психологии искусства, известна широко. Я сам двадцать лет назад учился в институте по его работам. Но познакомились мы позже.
А три года назад, на одной из моих радиопередач «Не выпасть из бытия» на «Радио Мария» мы обсуждали навязывание обществу поверхностных информационных потоков и как следствие снижение у людей такого психического качества как эмпатия – сознательная способность человека сопереживать ближнему. До этого, в 2012 году,у меня вышла статья «Роль и значение поэзии в языке», в которой я писал, что знакомство с поэзией «позволяет сохранять понимание людьми друг друга на чувственном уровне, уровне сопереживания. Без этого происходит известный феномен, когда, говоря на одном языке, люди не могут понять друг друга». Собственно, именно за это и отвечает эмпатия.
Неудивительно, что позднее мы много обсуждали психологию влияния изучения поэзии на человека и во многом именно эти разговоры подтолкнули меня к созданию теории искусства поэтической визуализации (стиховизуализации).
Параллельно я работал и в практическом направлении реализации идеи визуализации поэтических текстов. Одной из таких работ стала композиция на стихотворение Валентина Евгеньевича, но об этом после.
Первую публикацию концепции стиховизуализаций, я, разумеется, подарил Валентину Евгеньевичу, так как не мог не воспользоваться нашим добрым знакомством, чтобы не узнать его мнение.
Каково же было моё удивление, когда в ответ по электронной почте, я получил не только положительный отклик, но и фотографии стихорисунков – как Валентин Евгеньевич называл визуализации своих стихотворений, когда рисовал их полвека назад(!).
Не скрою, для меня такой ответ был наилучшим, поскольку ещё раз доказывал правильность пути совмещения изображения и стихотворения для популяризации поэзии. Конечно, в своё время, особое внимание подобному роду искусства уделял Вильям Блейк, но, для того, чтобы искусство смогло утвердить себя, получить признание как отдельное направление, необходимо, чтобы к нему обращалось большое количество авторов. Плюс проверка временем, в которую входит регулярное обращение к данному виду искусства разными авторами.
В отличие от работ авангардистов, которые стремились создать нечто неразрывное из букв, их расположения и изображений, изостихи В.Е. Семёнова – это именно визуализация уже написанных стихотворений, как у Вильяма Блейка.
Так стихотворение «Хиросима»: «Выползал из норы – весь нейронный нарыв!», было написано ещё в 1959 году, а нарисовано в 1972-м, когда были нарисованы и другие работы.
Почему этот вид творчества не получил у автора развития тогда? И почему были, скажу пафосно – извлечены на свет – работы сегодня? Присвою заслугу «извлечения» возникновению концепции «Стиховизуализации».
«Любая практика стремиться обрести теорию для своего развития». Да, этот закон, который я впервые встретил в менеджменте(!), оспаривает закон педагогики: от теории к практике. Потому что практика – это первичный интерес, но без опоры на теорию, на «-ведение» (искусствоведение, литературоведение и тому подобное), интерес автора может погаснуть. Не мог я тогда поддержать Валентина Евгеньевича… не родился ещё. Но очень рад, что придал новое значение стихорисункам, обосновав концептуально потребность общества в стиховизуализациях.
Надеюсь, что работы Валентина Евгеньевича будут замечены в творческой среде и обретут новую жизнь.
Первый стихорисунок о котором мы будем говорить – это уже упомянутая «Хиросима»:
Это впечатление молодого человека от демонстрации силы поставленной выше всех норм. Силы которая уравняла «в ничто» и мёртвый камень, и живые растения, и книги, как символ культурного наследия и людей (друзей). Пустой красный горизонт в обрамлении обугленных развалин. И текст, написанный не только совпадающим с обугленными развалинами цветом, но и как будто повторяющий в начертании букв линии обугленных развалин. Ещё раз, усиливая впечатление от всей композиции. Благодаря этому достигается особая гармония текста и картины. Здесь ещё раз хочу указать на важность формы шрифта, и что выполненный от руки шрифт может играть совершенно особую роль.
Композиция «Работа»: «Кусок живого облака запутался в ветвях».
Композиция демонстрирует и то, как бытие определяет сознание, и то, как сознание противостоит бытию, и то, как сознание, в конце концов, соглашается с бытием. Пересечения внешнего и внутреннего и текст как отражение этого пересечения.
Композиция «Звук заката»: «Феномен алого заката».
Эту работу можно размещать на обложках книг по экзистенциализму: внешнее становится отражением внутренней уникальности. Особо замечательно, что вроде бы маленькая фигурка человека, в правом нижнем углу смотрящая на закат, благодаря тексту в закатной дорожке, становиться доминантной. Ведь текст – это порождение культурно-психологической деятельности человека. В этом снова проявляется гармония текста и рисунка.
И наконец «Трамвай №40»: «Город в полночь. Ноябрь. Мороз».
В завершении статьи хочу рассказать о своей визуализации одного стихотворения Валентина Евгеньевича.
Фотография острова Валаам опоясанного узкой полосой тумана была сделана мною в тот год, когда к нам в Петербург привозили пояс Богородицы. Помню, когда я увидел эту полосу тумана, то так и подумал, что сама Божья Матерь опоясала Валаам своим поясом. Именно эта фотография легла в основу задуманной мною композиции на стихотворение «Отплытие с Валаама». Добавив в композицию вид на Никольский скит, известный всем проплывавшим в главную бухту, как бы парящий на облаках в правой части, текст же стал элементом композиционного баланса слева. Как я писал в концепции стиховизуализаций изображение не должно соответствовать тому, что описывается в тексте, важно соответствие настроения. Поэтому многие совпадения текста и изображения были мною замечены уже после создания композиции: удалось не просто изобразить «на прощание взблеснувший крест», но и как бы запечатлеть «освещение окрест»; небо на фотографии передаёт строку стихотворения: «Сиянье серебристое небес».
В завершение статьи ещё раз хочу сказать, что одна творческая деятельность не должна заслонять другую, и огромный массив научной психологической работы Валентина Евгеньевича Семёнова, не должен заслонять его вклад в литературу и в том числе визуализацию поэзии. Поэтому, надеюсь, читателям, и знакомым и незнакомым с его научной деятельностью, будет интересно встретиться с творчеством поэта и учёного.