Изостихи Валентина Семёнова

0
790
Время на чтение 6 минут
Источник

Валентин Евгеньевич Семёнов как поэт известен мало, а как автор, занимавшийся, визуализаций стихотворений – изостихами или стихорисунками, как он сам их называет, тем более. Однако, на мой взгляд, одна творческая деятельность не должна заслонять другую.

Научная деятельность (самая творческая на свете) В.Е. Семёнова – доктора психологических наук, заслуженного деятеля Науки России, но главное – одного из основателей отечественной социальной психологии и основателя отечественной концепции социальной психологии искусства, известна широко. Я сам двадцать лет назад учился в институте по его работам. Но познакомились мы позже.

А три года назад, на одной из моих радиопередач «Не выпасть из бытия» на «Радио Мария» мы обсуждали навязывание обществу поверхностных информационных потоков и как следствие снижение у людей такого психического качества как эмпатия – сознательная способность человека сопереживать ближнему. До этого, в 2012 году,у меня вышла статья «Роль и значение поэзии в языке», в которой я писал, что знакомство с поэзией «позволяет сохранять понимание людьми друг друга на чувственном уровне, уровне сопереживания. Без этого происходит известный феномен, когда, говоря на одном языке, люди не могут понять друг друга». Собственно, именно за это и отвечает эмпатия.

Неудивительно, что позднее мы много обсуждали психологию влияния изучения поэзии на человека и во многом именно эти разговоры подтолкнули меня к созданию теории искусства поэтической визуализации (стиховизуализации).

Параллельно я работал и в практическом направлении реализации идеи визуализации поэтических текстов. Одной из таких работ стала композиция на стихотворение Валентина Евгеньевича, но об этом после.

Первую публикацию концепции стиховизуализаций, я, разумеется, подарил Валентину Евгеньевичу, так как не мог не воспользоваться нашим добрым знакомством, чтобы не узнать его мнение.

Каково же было моё удивление, когда в ответ по электронной почте, я получил не только положительный отклик, но и фотографии стихорисунков – как Валентин Евгеньевич называл визуализации своих стихотворений, когда рисовал их полвека назад(!).

Не скрою, для меня такой ответ был наилучшим, поскольку ещё раз доказывал правильность пути совмещения изображения и стихотворения для популяризации поэзии. Конечно, в своё время, особое внимание подобному роду искусства уделял Вильям Блейк, но, для того, чтобы искусство смогло утвердить себя, получить признание как отдельное направление, необходимо, чтобы к нему обращалось большое количество авторов. Плюс проверка временем, в которую входит регулярное обращение к данному виду искусства разными авторами.

В отличие от работ авангардистов, которые стремились создать нечто неразрывное из букв, их расположения и изображений, изостихи В.Е. Семёнова – это именно визуализация уже написанных стихотворений, как у Вильяма Блейка.

Так стихотворение «Хиросима»: «Выползал из норы – весь нейронный нарыв!», было написано ещё в 1959 году, а нарисовано в 1972-м, когда были нарисованы и другие работы.

Почему этот вид творчества не получил у автора развития тогда? И почему были, скажу пафосно – извлечены на свет – работы сегодня? Присвою заслугу «извлечения» возникновению концепции «Стиховизуализации».

«Любая практика стремиться обрести теорию для своего развития». Да, этот закон, который я впервые встретил в менеджменте(!), оспаривает закон педагогики: от теории к практике. Потому что практика – это первичный интерес, но без опоры на теорию, на «-ведение» (искусствоведение, литературоведение и тому подобное), интерес автора может погаснуть. Не мог я тогда поддержать Валентина Евгеньевича… не родился ещё. Но очень рад, что придал новое значение стихорисункам, обосновав концептуально потребность общества в стиховизуализациях.

Надеюсь, что работы Валентина Евгеньевича будут замечены в творческой среде и обретут новую жизнь.

Первый стихорисунок о котором мы будем говорить – это уже упомянутая «Хиросима»:

Это впечатление молодого человека от демонстрации силы поставленной выше всех норм. Силы которая уравняла «в ничто» и мёртвый камень, и живые растения, и книги, как символ культурного наследия и людей (друзей). Пустой красный горизонт в обрамлении обугленных развалин. И текст, написанный не только совпадающим с обугленными развалинами цветом, но и как будто повторяющий в начертании букв линии обугленных развалин. Ещё раз, усиливая впечатление от всей композиции. Благодаря этому достигается особая гармония текста и картины. Здесь ещё раз хочу указать на важность формы шрифта, и что выполненный от руки шрифт может играть совершенно особую роль.

Композиция «Работа»: «Кусок живого облака запутался в ветвях».

Композиция демонстрирует и то, как бытие определяет сознание, и то, как сознание противостоит бытию, и то, как сознание, в конце концов, соглашается с бытием. Пересечения внешнего и внутреннего и текст как отражение этого пересечения.

Композиция «Звук заката»: «Феномен алого заката».

Эту работу можно размещать на обложках книг по экзистенциализму: внешнее становится отражением внутренней уникальности. Особо замечательно, что вроде бы маленькая фигурка человека, в правом нижнем углу смотрящая на закат, благодаря тексту в закатной дорожке, становиться доминантной. Ведь текст – это порождение культурно-психологической деятельности человека. В этом снова проявляется гармония текста и рисунка.

И наконец «Трамвай №40»: «Город в полночь. Ноябрь. Мороз».

От глаз трамвая до глаз женщины – цвет жизни. И в эту жизнь входят не только тепло и общение с людьми, но и чтение книг. Если «машина не роскошь, а средство передвижения» – то трамвай выступает как живой поток, уносящий от смертельной вымораживающей неподвижности. При этом осознание жизни наступает только при ощущении давления смертельной пустоты, которую и разрезает трамвай. Рисунок передаёт противостояние застывшей пустоты и жизни, изображённой ярким женским лицом, а осознание выступает как текст на застывшей стене дома.

В завершении статьи хочу рассказать о своей визуализации одного стихотворения Валентина Евгеньевича.

Фотография острова Валаам опоясанного узкой полосой тумана была сделана мною в тот год, когда к нам в Петербург привозили пояс Богородицы. Помню, когда я увидел эту полосу тумана, то так и подумал, что сама Божья Матерь опоясала Валаам своим поясом. Именно эта фотография легла в основу задуманной мною композиции на стихотворение «Отплытие с Валаама». Добавив в композицию вид на Никольский скит, известный всем проплывавшим в главную бухту, как бы парящий на облаках в правой части, текст же стал элементом композиционного баланса слева. Как я писал в концепции стиховизуализаций изображение не должно соответствовать тому, что описывается в тексте, важно соответствие настроения. Поэтому многие совпадения текста и изображения были мною замечены уже после создания композиции: удалось не просто изобразить «на прощание взблеснувший крест», но и как бы запечатлеть «освещение окрест»; небо на фотографии передаёт строку стихотворения: «Сиянье серебристое небес».

В завершение статьи ещё раз хочу сказать, что одна творческая деятельность не должна заслонять другую, и огромный массив научной психологической работы Валентина Евгеньевича Семёнова, не должен заслонять его вклад в литературу и в том числе визуализацию поэзии. Поэтому, надеюсь, читателям, и знакомым и незнакомым с его научной деятельностью, будет интересно встретиться с творчеством поэта и учёного.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Евгеньевич Семенов
Культурный фронт России: духовно-нравственная мобилизация
Об угнетении русской культуры в российских СМИ
17.09.2024
«Один из самых лучших лидеров во всех странах мира»
Социологический комментарий к завершившимся выборам Президента России
22.03.2024
Война, Ленинград и цена Победы
Посвящается моему отцу
23.01.2024
Рост спроса на психологов – это SOS наших душ!
О причинах психологического бума
23.11.2023
Все статьи Валентин Евгеньевич Семенов
Андрей Алексеевич Локиев
Выставка ко Дню Поэзии
В Центральной библиотеке Невского района имени Леонида Соболева открыта выставка работ участников «Ассоциации визуальной поэзии»
01.04.2023
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Психология и Достоевский
Психопоэтика Фёдора Михайловича позволяет тренировать свою эмпатию – способность к сознательному сопереживанию
15.11.2021
Православная жизнь, невзирая на коронавирус
В Санкт-Петербурге проходит Православная выставка-ярмарка
24.03.2020
Все статьи Андрей Алексеевич Локиев
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12