Эссе
1
«Чем же нас так привлекает это
бессмертое искусство слагать стихи
из нескольких строк,
дошедшее к нам из глубины веков,
эта магия немногословности:
простотой слова, концентрацией мысли, глубиной выражения
или своей душой?»
Хуан Рамон Хименес
Мне интересен этот новый, ещё не имеющий для меня своего строго названия литературный жанр, в котором пробует свои силы Дмитрий Ермаков.
Написанное Дмитрием Ермаковым по форме являет собой, пожалуй, некий синтез японских хайку, коротких дневниковых записей-наблюдений (вспомним М. Пришвина) и афористических изречений древних православных подвижников благочестия, чьё мироощущение для своей, - живой поэтической картины мира, создаваемой Ермаковым, является преобладающим:
Крест над могилой.
Тело - земле,
Память - миру,
Душа - небу.
Требование формы - в мгновение ока немногими словами схватить, зафиксировать посетившее душу - чувство ли, мысль; замереть ли в раздумье перед явлением природы - для пишущего в краткой поэтической форме является обязательным, как и вытекающая из этого неизбежность сравнения и соперничества с работающими и работавшими в этом, избранном поэтом трудном жанре - с теперь живущими и давно ушедшими старыми мастерами...
Но почему бы и нет? - сравнение себя с другими и соперничество с ними - какими бы великими они ни были,- для стремящихся к совершенству - непременное условие их литературного роста (вспомним «победителю-ученику от побеждённого учителя») и существования - в нашем ли времени или в будущем...
Так возьмём же и сравним написанное Дмитрием Ермаковым и, допустим, японским классиком Бусоном (1716 - 1783):
Выпала роса.
И на всех колючках тёрна
Капельки висят.
(Бусон)
«Ответ» Ермакова - та же «категория» - наблюдение за природой:
Хвоинка, жёлтый лист,
Зубастая щербинка (мышь? белка? ёж?);
Улитка в доме-раковине...
Целый мир на шляпке гриба.
Можем сравнить с известнейшим Мацуо Басё (1664 - 1694):
Я наказал ребёнка,
Но привязал его к дереву там,
Где дует прохладный ветер.
Ермаков «отвечает» более краткой, более острой и духовно напряжённой изобразительностью:
Сын на краю скалы.
Держу его взглядом.
Понимаю, что поэзия «вовеки непереводима, родному языку верна», и всё же, всё же...
Далее - читаем ермаковское, совершенно своё, эмоционально выплеснувшееся из русского сердца, из строгих оков формы, как Нева из своих берегов:
Строго-гранитные берега,
Холодно-тяжёлые волны...
Сколько сдержанной мощи и строгого достоинства в этих трёх строчках.
А панорама (историческая тоже) - как на ладони!
2
Ранее, читая прозу Дмитрия Ермакова, обращал внимание на то, как густо на её страницах переливаются краткие лирические вкрапления, сообщая тексту дополнительное, изобразительно-поэтическое качество.
Возможно, из них, как из зерна и произросли его нынешние поэтические опыты, ждущие своего критика и читателя.
И видно, как говорится, невооружённым глазом, что Дмитрию Ермакову присуще своё поэтическое мироощущение, своё - долгими годами выстраданное слово, своё видение и слышание мелодики строки и всего звучащего пространства стиха.
Мне трудно предсказать, как сложится дальнейшая судьба Ермакова-поэта, но в том, что его самобытное слово и рисунок стиха вызовут интерес у думающих читателей и собратьев-профессионалов - не сомневаюсь.
3
«Магия немногословности» оказалась, видимо, столь велика и непреодолима, что и я, совершенно неожиданно для себя, своим посвящением Дмитрию Ермакову дерзнул прикоснуться к её таинству:
В деревце, согнувшееся под снегом,
Остановившись, всматривается поэт...
Восточных единоборств - мастер?
****
ДМИТРИЙ ЕРМАКОВ
НАБЛЮДАЯ ЗА ВЕТРОМ
(на манер хайку)
* * *
Путь-дорога,
Трава-мурава,
Судьба-судьбинушка...
Волшебные удвоения
Русской речи.
* * *
Дорога - жизнь моя -
За каждым твоим поворотом
Добрая тайна.
* * *
Озеро - крыло голубой птицы,
Стань моим
Крылом.
(Вдоль озера Кубенского, лето 2015 г.)
* * *
Лодка в озере,
Как перо на воде.
Ничто не предвещает бурю,
Но отчего-то тревожно.
* * *
«Рыба - птица»
(Рыбацкая поговорка)
Птицы и рыбы
Летают, где хотят.
Хорошо, что нет сетей в небе.
* * *
Остров в озере - пуп Земли,
Пристань спасения,
Камень веры.
(Спас-Камень)
* * *
В траве под старой яблоней плоды -
Горькие,
Как родина без нас.
* * *
Иван-чай, дай напиться мне чаю.
Крапива, окропи жгучей росой.
Незабудки, не забывайтесь...
(в деревне детства)
* * *
Ходили в лес.
Видели зайца, ежа, дятла, белку...
Они тоже видели нас
И удивлялись...
* * *
В лесу не надо шуметь.
Звери, деревья, грибы
Боятся шума и прячутся.
* * *
Собирая грибы, чаще останавливайся.
Идя, мы и проходим мимо.
Остановившись - никогда.
* * *
Лесная тропа,
Запах прели...
Тихое счастье грибное.
* * *
Гриб под кустом притаился.
Ждёт,
Чтобы шагнуть мне навстречу.
* * *
Белый гриб на толстой ноге,
С широкой коричневой шляпой -
Самая чистая радость.
* * *
Хвоинка, жёлтый лист;
Зубастая выщербинка (мышь? белка? ёж?);
Улита в доме-раковине...
Целый мир на шляпке гриба.
* * *
Хожу по лесу.
Грибы играют со мной в прятки.
Поддаются.
* * *
Узкая долька месяца
И тихие звёзды
Над деревней,
Над всем миром...
Туман от реки
Расстилается по травам...
Моё молчаливое счастье.
* * *
Цветы предшествуют плоду,
Как любовь предшествует рождению.
Любовь и есть цветок -
У кого-то роза, а у кого-то ромашка...
* * *
Каждое дерево не похоже на другое дерево,
Каждый лист - наособицу,
Каждая травинка - единственная и не похожая на иную...
Вся природа, весь мир - единое множество.
* * *
«Высокий дуб, глубокая вода,
Спокойные кругом ложатся тени...»
(Н. Рубцов)
Подниму глаза к вершине дуба,
Вгляжусь в глубину воды,
Оглянусь кругом -
Будто крестом осенюсь.
* * *
И мою немощную молитву
Слышит
Бог.
* * *
«...я был лесу листом,
... я был в лесу дождём...»
Шелестят под ногами листья,
Моросит дождь...
Лес снова наполнен поэтом.
* * *
Здесь жил великий поэт.
Лес, поле, река, небо -
Наполнены его молчанием.
(в Николе)
* * *
Быстро бежит река,
Но никуда ей не деться из русла.
Быстро летит жизнь,
Но никуда ей не деться из вечности...
* * *
Сосна уцепилась корнями
За береговой обрыв,
Но сестра её уже рухнула в воду...
О, неизбежность!
* * *
Отблеск костра на воде -
Разговор
Несоединимых стихий.
* * *
«Непогода, осень, куришь...»
А. Фет.
Хочется курить
Хотя три года как бросил.
Осенью, в непогоду...
* * *
«Нивы сжаты, рощи голы...»
Всё повторяется в мире.
Мир жив.
* * *
В крестьянине
Христианин и крест
Соединились.
* * *
Запах земли -
Первый запах,
Учуянный человеком,
Сотворённым из праха
Земного.
* * *
Чудо зерна -
Капля вечности.
* * *
В природе есть всё,
Что дано человеку знать,
Во что верить,
Чем жить.
* * *
Жили-были дед да баба,
Адам и Ева...
* * *
Ветер - то становится ураганом,
То - чуть шевелит листву.
Так и время...
* * *
Утихает ветер,
Расходятся тучи...
Будто и не было грозы.
Так всё проходит.
* * *
Наблюдая за ветром,
Видишь ли его след?..
Но всё же понимаешь его силу.
Так и жизнь человека -
Узнается по делам.
* * *
Неведомая даль прошлого,
Мгновение настоящего,
Вечное будущее...
Так близко всё... До слёз.
(в Белозерске)
* * *
Пустующий храм
Всё больше сливается с природой,
Отдаляясь от человека, но,
Оставаясь Божьим.
* * *
Строго-гранитные берега,
Холодно-тяжёлые волны...
Пушкин!..
* * *
- Пушкин умер, - сказал Жуковский,
Выйдя на набережную Мойки.
- Нет - не умер! - откликнулась Россия...
Сам Пушкин откликнулся.
* * *
Можно за четверть часа дойти до Края света.
О, как бы вернуться в его начало!
(в парке Монрепо)
* * *
Сын на краю скалы.
Держу его взглядом.
(в парке Монрепо)
* * *
Сказку теперь сам себе сочиняю.
Так вырастают дети.
* * *
Наступает ночь,
Зажигается лампа...
Я раскрываю тетрадь,
Я в ином мире...
* * *
Ночь на дворе.
Лампа мой мир освещает,
Сотворённый
В черновике.
* * *
Пишу,
Уподобляюсь Творцу.
Помилуй мя, Господи!
* * *
Вспоминаю вчерашнее,
Думаю о завтрашнем,
Живу сегодня...
Вспоминая и думая.
* * *
Друзья мои, книги,
Вас гладил я детской ладошкой,
С вами мужает рука.
* * *
Новую книгу держу я в руках...
Станет ли другом она
Хоть кому-то?..
* * *
Когда-то учился говорить,
Теперь учусь
Молчать.
* * *
Глупый - болтает,
Умный - говорит,
Мудрый - молчит.
* * *
Больно жалит пчела,
Но она одарит и мёдом.
Так настоящий друг -
Скажет горькую правду,
Но и утешит.
* * *
Молчание может быть мыслью,
Молчание может быть словом,
Молчание может быть молитвой,
Молчание не может быть пустословием.
Молчи.
* * *
Жёлтый свет лампы,
Шорох страниц...
Свет солнца,
Шорох травы...
Сумерки, дыхание, шорох...
Всё это жизнь...
* * *
Каждый человек - потомок Адама.
В каждом есть Адам до грехопадения
И Адам после грехопадения.
* * *
«Бог есть,
Жизнь прекрасна,
Умирать придётся», -
Сказал я когда-то...
А ведь придётся...
* * *
Брожу между могил.
С молчанием
Молчаливо беседую.
* * *
Крест над могилой:
Тело - земле,
Память - миру,
Душа - небу.
* * *
Всё, что не можем понять,
Называем мы тайной.
Жизнь - вечная тайна...
Познаётся ли смертью?
* * *
Могильные плиты
Старинного кладбища -
Поэзия жизни и смерти.
* * *
На могильной плите:
«1800 - 1900. Девица».
Вечная девушка.
* * *
«1895 - 1915. Корнет» -
Вражеской пулей
Спасён от братоубийства.
* * *
Снегирь на голой ветке -
Фонарь вечности.
* * *
Снежинки - на рыжие комья земли...
Мы над могилой стоим,
И снежинки не тают.
* * *
Снова зима надвигает
Мохнатые снежные тучи.
Мы переждём непогоду,
Прижавшись друг к другу,
И выйдем из дома в мир,
Обновлённый снегом.
* * *
Любовь не бывает бывшей,
Жизнь не бывает прошлой.
Всегда - здесь и сейчас,
Как сама смерть.