«Отсюда издали люди кажутся очень хорошими...»

Здесь Чехов ловил в пруду карасей и писал книгу о Сахалине

Александр Сергеевич Пушкин 
0
622
Время на чтение 5 минут

Согласно энциклопедиям, Антон Павлович Чехов родился 29 января, но по старому стилю это случилось 17 января, то есть в день прп. Антония Великого (30 января по н.ст.). В жизни писателя было много примеров подлинной христианской жертвенности, да и в своих творческих интуициях Чехов вырос до подлинного православного реалиста.

***

 

В Богимове в прошлом году был расчищен барский сад, покрашен памятник и забетонирована дорожка к нему. Осталось отремонтировать усадьбу, восстановить храм, благоустроить парк - и тогда в Калужской области появится ещё одна культурная достопримечательность, а на карте России ещё одно чеховское место.

Внутри усадьба обветшала, кое-где обвалились перекрытия, но снаружи она выглядит ещё вполне добротно. От разрушения и растаскивания по кирпичам её спасло то, что до недавнего времени здесь находилась психиатрическая лечебница. Мемориальная доска у входа извещала её пациентов: «В этом доме с 18 мая по 4 сентября 1891 года жил великий русский писатель Антон Павлович Чехов». И памятник ему был установлен как раз напротив окон лечебницы. Внутрь сейчас не попадёшь, поэтому мы не смогли удостовериться, хорошо ли памятник виден из палаты под номером шесть. Или же шестая палата находилась с другой стороны - там, где Чехов писал, стоя у подоконника, скорбную летопись о Сахалине?

О своей поездке на каторжный остров он вспоминал вскоре по возвращении:

«Работа у меня была напряжённая; я сделал полную и подробную перепись всего сахалинского населения и видел всё, кроме смертной казни. /.../ Знаю я теперь очень многое, чувство же привёз я с собою нехорошее. Пока я жил на Сахалине, моя утроба испытывала только некоторую горечь, как от прогорклого масла, теперь же, по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом».

Сахалин истощил его силы, подорвал и без того слабое здоровье: обострились хронические хвори - и работа совсем не шла; появилась острая раздражительность - состояние, которое Чехов в себе не переносил. Он надеялся, что поездка в Европу отвлечёт его от «осахалиненных» мыслей и чувств, позволит снять напряжение, вернёт бодрость и восстановит работоспособность, но надежды эти не оправдались. Впечатлений было много, но душевное утомление не проходило. В Вене, Венеции, Риме, Неаполе, Ницце, Париже он мечтал об уединении где-нибудь в подмосковной глуши: чтоб лес был рядом и пруд, а в пруду караси. Ещё не зная о существовании Богимова, он стремился в эту деревню, раскинувшуюся на холмах, огибаемых живописной Мышегой.

В Богимово пригласил его на всё лето 1891 года Былим-Косовский, один из поклонников его таланта. В распоряжение Чехова был предоставлен весь верхний этаж большого барского дома. «Какое раздолье! - восторгался Чехов. - Комнаты громадные... одна с колоннами; есть хоры для музыкантов. Когда мы устанавливали мебель, то утомились от непривычного хождения по громадным комнатам». А рядом с домом «прекрасный парк; пруд, речка с мельницей, лодка - всё это состоит из множества подробностей, просто очаровательных...». И, конечно, утешали, помогали забыть «о всех печалях», караси с окунями, которые отлично шли на удочку. «...То у пруда сижу и таскаю карасей, то в уголке около заброшенной мельницы и ловлю окуней».

Так, на лоне безмятежной природы, в окружении неназойливых и несуетливых людей, постепенно возвращалось к нему вдохновение, а значит и душевный покой, и всегдашнее чувство юмора. Снова хотелось встреч с москвичами и петербуржцами, радости общения с дорогими ему людьми. И он зазывал их в Богимово.

«У нас, - писал он Лике Мизиновой, - великолепный сад, тёмные аллеи, укромные уголки, речка, мельница, лодка, лунные ночи, соловьи, индюки... В реке и в пруде очень умные лягушки. Мы часто ходим гулять, причём я обыкновенно закрываю глаза и делаю правую руку кренделем, воображая, что Вы идёте со мной под руку».

«Богимовское лето» станет для Чехова чем-то вроде «болдинской осени» в творческой биографии Пушкина. «В это лето я много сделал», - напишет он Суворину в конце августа. Он вставал ежедневно в пять утра и писал, не прерываясь ни на минуту, до одиннадцати. Потом удил рыбу или шёл в лес за грибами, обедал, и в три часа снова принимался за работу, на этот раз до позднего вечера. Когда осенью он переберётся в Москву, ему будет казаться, что там пишется ужасно вяло, что работа совсем не идёт. И он будет вздыхать: «...Мне ужасно хочется писать, как в Богимове, т. е. от утра до вечера и во сне».

Человеку, для того чтобы удерживать лад в душе, важно созерцать красоту Богом сотворённой природы. Чувство соучастия в этой красоте сообщает покой, без которого невозможно настоящее творчество. Город обезображен произволом претенциозной человеческой воли, в деревне же, чтобы не выглядеть сумасшедшим, человек обязан творить в унисон с природой. В деревне, писал Чехов, легче спрятаться «от своего самолюбия, которое в городе около людей бывает несправедливо и работает не в меру», поэтому все люди, в том числе и оставшиеся в городе, кажутся отсюда «очень хорошими».

Любя деревню, Чехов не переносил вида разорённых имений, запущенных, не обновляющихся парков и садов: это было, в его понимании, оскорблением природы, а значит обвинением человеку.

Сегодня пруд совершенно зарос, заилился, камыш и рогоз выпили из него почти всю воду; караси залезли в ил и больше оттуда не вылезают; от безысходности поглупели лягушки. Запущен и парк, где в советские десятилетия гуляли тихие психи. Старые люди в деревне вспоминают о них с теплотой: никакого вреда не делали, наоборот, ходили от избы к избе и предлагали помочь по хозяйству.

Как, в сущности, великодушно по отношению к Чехову распорядилась судьба: в усадьбе, так ему полюбившейся, располагалось в годы гонений на прошлое не какое-нибудь тоскливо идеологическое, а лечебное заведение. Это вдвойне символично, если вспомнить, что сам писатель «законной женой» считал медицину, художественная же словесность была для него только «любовницей».

Может, не стоило лечебницу закрывать?

Но раз уж история не знает сослагательного наклонения, то остаётся надеяться, что когда-нибудь здесь будет музей. О том, что судьбой усадьбы озаботился некий благотворительный фонд, сообщает табличка на входе в парк. Это его стараниями облагорожен фруктовый сад и свежевыкрашен памятник. Табличка, вообще-то, смущает: так нынче столбит территорию «частный инвестор». Ничего плохого в частном инвесторе, разумеется, нет, вот только кто знает, что у него на уме? Не получилось бы как с чириковской усадьбой в Ферзикове, что в двенадцати верстах от Богимова. Там восстановление исторической достопримечательности использовано как предлог для коммерческого проекта - строительства досугового центра, с многозвёздочной гостиницей на 600 мест, ресторанами и развлекательными заведениями.

 

...На краю парка стоит полуразрушенный храм. Нет креста, не сверкает золотом купол, осыпались и местами обрушились стены. Он очень нравился, этот храм, Павлу Егоровичу Чехову, отцу писателя. Благолепным он казался ему и снаружи, и изнутри.

Три года назад заехал сюда батюшка из Калуги и отслужил молебен. Скоро вернуться, правда, не обещал: невыгодно, слишком малочисленна паства. Но в храме с тех пор затеплилась жизнь: местные старики, а летом ещё и московские и алексинские неофиты-интеллигенты, скупившие здесь дома под дачи, заходят возжечь свечу и перекрестить лоб перед бумажными иконками Калужской Богородицы и Святителя Николая, попросить у них помощи и заступничества для себя, для ближнего и искреннего своего. Искренний - по-церковнославянски «земляк». Храм продолжает намаливаться, следовательно, рано ли, поздно ли, оживёт и Богимово. Перестанет оскорблять природу и обвинять русского человека.

Только бы не навредил «частный инвестор».

 

 

В богимовском храме

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Арсений Николаевич Родына
Он всю жизнь боролся со своим двойником-атеистом
Памяти Федора Достоевского (30.10/12.11.1821 – 28.01/10.02.1881)
11.11.2019
Литература в школе: жертвоприношение
Преодолев пошлость коммунистическую, неужели не справимся с пошлостью «рыночной»?
05.09.2019
Разделённые
Русские России и Украины: как вернуть единство?
17.06.2019
Шоу должно продолжаться?
Размышления о Постмодерне и Христианстве
24.04.2019
О советской системе школьного воспитания
Официоз, попса и фольклор - три кита советского коллективизма
12.03.2019
Все статьи Арсений Николаевич Родына
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
23.11.2024 11:48
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 10:18
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Георгий(Юрий)
23.11.2024 09:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 09:20