Предлагаем вниманию наших читателей текст выступления Лилианы Булатович-Медич на IX Международной Кубанско-Терской научно-практической конференции «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа», проходившей 24-25 октября в г.Армавире Краснодарского края (ссылка на статью о Конференции здесь).
Патриотическое воспитание молодёжи на примере братства и дружбы между нашими народами.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является основой братства и дружбы между нашими народами. Конкретные примеры, на которых воспитывается молодежь, преумножаются с течением времени и укрепляют наши братские отношения. Основы этого воспитания закладываются в традиционных семьях и православных институтах общества. В ментальном коде наших народов у патриотизма нашем цены, а братство и дружба подразумевают осознанное самопожертвование во имя защиты православия и свободы православных народов: ЗА СВЯТОЙ КРЕСТ И ЗОЛОТУЮ СВОБОДУ.
Пример, который я выделила и доверила истории в форме документального фильма АНГЕЛ С ГОРЫ ЗАГЛАВАК, вы сможете посмотреть после моего выступления. Он посвящен величественной жертве и борьбе русских добровольцев вместе с Армией Республики Сербской и сербским народом за свободу сербского народа и православия в сердце Балкан, в знаменитом городе Вышеграде. В России этот фильм уже получил и бесценную награду: ПОЧЕТНЫЙ ДИПЛОМ широко известного Славянского фестиваля «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»!
О казаках и казачестве мое поколение узнавало в первую очередь, читая русскую литературу, а потом из исторических свидетельств о том, как русские братья, особенно казаки, оказывали поддержку и помощь православному сербскому народу в решительных битвах еще со времени войн с турками-османами. С того времени до сих пор сербский народ в Сербии и Черногории и через политиков, но чаще через свои патриотические общества обращается к русскому народу, но и ожидает от него помощь в защите от общих врагов, агрессоров и оккупантов всех мастей. В последнее время все более агрессивным становится один из них, с виду новый антицивилизационный, антирусский и антиправославный фронт объединенных нацистов и исламистов. Открытое наступление они начали в Югославии, в начале 90-х годов. Они дошли до Украины - до границы с Россией, осуществив свои намерения на Балканах, в Ираке, Ливии, но не добившись своей цели в Сирии и Иране.
В этих обстоятельствах мы говорим о нашей теме. В последние десятилетия сербский народ все больше подвергается страданиям, над ним нависла угроза, что толкает нас к установлению еще более прочных связей с русским народом, а особенно с казаками. Участие делегаций россиян, казаков и добровольцев из России и особенно тех, кто воевал вместе со своими братьями, означало для нас безмерную поддержку в борьбе за православие, свободу народа и отечество, освобождение духа свободы в развалившемся и разрушенном государстве Югославии, Сербии, Боснии и Герцеговине и Хорватии. Казаки и русские добровольцы вписали своей храбростью и успехами золотые страницы в военную историю создания и обороны Республики Сербской. В Косово и Метохии сербский народ долго с благодарностью вспоминал жест военной поддержки, продемонстрированный в решительный момент в 1999 году, а помнит и о материальной и моральной помощи и поддержке, которые оказываются до сих пор. Бомбардировки того, что осталось от Югославии, т.е. наказание Сербии силами 19 членов фашистского альянса НАТО было ключевым поворотным моментом в выражении народной поддержки, поддержки видных представителей интеллигенции и мыслящих политиков и чудовищного предательства тогдашнего политического руководства Российской Федерации. Наша братская любовь преодолела и это: наше братство еще более окрепло. Отсюда сегодня естественно и присутствие сербов-добровольцев в Крыму, в Донецке, в Украине, а также поддержка патриотических сил, которые не согласны с нынешней политической квалификацией, что мы должны быть «нейтральными» по отношению к спровоцированной братоубийственной войне в Украине. Поэтому, должна признаться, что лично я считаю, что всего этого слишком мало, если учесть меру нашей любви к русскому народу и горечь из-за ситуации, в которой он оказался вопреки своей воле.
Мне посчастливилось почувствовать дух казачества во всей его силе и искренности, когда я недавно впервые побывала здесь, повстречалась с вами, братья и сестры, в Армавире, Краснодаре, на хуторе Ляпино, на Кубани, благодаря вашему отношению к нашему герою, генералу Ратко Младичу. Я всем сердцем чувствовала, что неслучайно именно здесь, в Армавире, существует единственное в мире - Общество друзей генерала Ратко Младича под эгидой Кубанского братства имени святого благоверного князя Александра Невского.
За очень короткое время я заметила принципиальное сходство в традициях воспитания казаков с Кубани и моих земляков, православных горцев с Балкан. Это сходство заключалось не только в искренности чувств, но и в нашей схожей исторической судьбе на пространстве, которое веками привлекало всевозможных захватчиков. По моему мнению, понятие «КАЗАЧЕСТВО» ближе всего к нашему понятию «СЕРБСТВО».
А сходство сербов с казаками заметил еще в 1698 году стольник (старинный дворцовый чин) Петр Андреевич Толстой, направленный Петром Первым в Венецию для изучения морского дела. Вот что он записал в своем путевом дневнике:
«Приплыли мы к местечку, которое называется Пераста (Бока Которская), и есть в нём много сербов, которые суть веры греческой. А те сербы живут смежно с турецкими городами и с деревнями. Те сербы люди военные, подобятся во всём донским козакам, говорят все словенским языком. Имеют достаток, домы имеют строения каменного, к московскому народу зело приветны и почитательны. Блиско помяненных мест живут вольные люди, которые называются черногорцы. Те люди веры христианской, языка словенского и есть их немалое число. Никому не служат, временем войну точат с турками, а временем воюются с венетами (Венецией)».
Для сербской и казачьей общин характерны были военизированный быт, совместное обеспечение безопасности, распределение обязанностей, хозяйственная взаимопомощь. В условиях враждебного окружения, частых набегов и военных вторжений это было жизненно необходимо. Ещё более это было выражено у черногорцев. На протяжении всего периода Османского господства самой распространённой формой сопротивления были движения гайдуков и юнаков. Они возникли стихийно, как реакция на религиозный и национальный гнёт, средство самозащиты и мести.
Выборное начало, равноправие, решение всех важных вопросов общим собранием дополняют сходство юнаков с казаками. Сербы и черногорцы охотнее всего избирали военное поприще, военачальники были высокого мнения об их боевых качествах. Постоянные войны способствовали формированию среди них большой группы профессиональных военных, для которых война стала образом жизни и основным источником существования...»вОбщим для нас является и положение женщины в семье, в мирное время и в период войны. Только на первый взгляд кажется, что ею пренебрегают, и хотя нет ярко выраженных знаков почитания в семье, женщина и в семье казаков и в семье горцев - опора и защитник чести семьи, но еще и воин в народном ополчении. Раньше и у нас, и у вас женщины были вынуждены воевать под видом мужчин и в мужской одежде, а выяснялось это, когда их награждали за героизм орденами и медалями!
Читая рассказы об истории казачества, я в героизме казачек узнала и героизм сербок, воевавших на фронтах Первой и Второй мировой войны. Так наша Милунка Савич, переодетая в мужское платье, участвовала в двух мировых войнах и награждена высшими военными наградами за доблесть, также как и героиня первой мировой войны, кубанская казачка Елена Чоба, награжденная двумя Георгиевскими крестами, и другие.
Правда, позже женщинам разрешили воевать плечом к плечу с братьями, мужьями и даже детьми и они были возвышенным примером того, как можно с достоинством выносить боль, как храбро сражаться с врагом и побеждать. Их примеры заложены в основу патриотического воспитания наших поколений, тех, чьи родители погибли в борьбе с фашистами за свободу или нынешнего поколения, чьих невинных родителей так наз. демократы убивали на пороге родного дома.
Сегодня я верю, что моя мать, которая как партизанка погибла геройской смертью в антифашистской, Второй мировой войне, ощущала дух казачества в своей идее, и что она своим примером вдохновила меня на борьбу за честь и свободу наших народов, за достоинство нашего отечества.
Таким образом, роль примера в патриотическом воспитании имеет решающее значение. Тем не менее, личного примера мало, если отсутствуют общественная атмосфера, школьное воспитание, отношение государства к патриотизму. К сожалению, я должна признаться, что это является главным недостатком в Сербии. Даже в военных училищах и академиях, где готовят офицерские кадры для вооруженных сил, не говоря уже об обычных школах, патриотизм подчинен глобалистической ориентации политики. Поэтому летние «лагеря», которые инициируются и в работе которых участвуют российские патриотические общества - это драгоценные примеры воспитания молодежи.
Общественный статус возросшего числа посольских станиц (представительств) казачьих обществ и объединений в Сербии не гарантирует прорыва исконного казацкого духа, необходимого в это военное, болезненное время. Но задержать его после многих десятилетий политического затишья невозможно. Я всякий раз плачу, когда вспоминаю приезд Ансамбля песни и пляски имени Александрова, а потом его поездку в уже оккупированное Косово в период полной изоляции, т.е. когда так наз. Запад ввел нам санкции. Это был знак нерушимой братской любви между русскими и сербами. Это также относится к каждому из выступлений у нас легендарного Кубанского казачьего хора во главе с его художественным руководителем народным артистом России Виктором Захарченко.
Но все-таки самыми волнующими бывают русские песни, которые поются на военных кладбищах в Республике Сербской, когда поминают погибших героев-добровольцев из России. Сербский народ помнит об их жертвах, помнит, что они спасли его свободу, когда он уже потерял всякую надежду. Это то, что связывает нас навеки, как братьев в беде и в радости - в борьбе ЗА СВЯТОЙ КРЕСТ И ЗОЛОТУЮ СВОБОДУ.
Именно об одном таком примере символически говорится в документальном фильме АНГЕЛ С ГОРЫ ЗАГЛАВАК. В горах над Вышеградом 12 апреля 1993 года в ожесточенном бою с усташами и моджахедами погибли шестеро воинов: трое россиян и трое сербов. Самым молодым из них был 20-летний Константин Богословский. Сербский народ не забудет об этом.
Но, если уж я говорю и о роли семьи в патриотическом воспитании молодежи, то в заключение скажу: возможно, если бы я еще в 1998 году в Москве не услышала волнующее выступление Людмилы, матери Константина Богословского, на презентации первого издания моей книги о Генерале Младиче на русском языке, то я, может быть, не вложила бы в этот проект столько упорства и почтения...
Людмила стала матерью-символом братства и взаимной преданности наших народов, а ее сын - одним из «Ангелов», которые навеки связывают нас и заклинают уважать извечные принципы нашего патриотического и православного воспитания.
На фото:
1.) Перед началом конференции: Лилиана Булатович с академиком Российской академии образования Евгенией Васильевной Бондаревской и представителями движения друзей генерала Младича на Кубани.
2.) Конференция.
3.) Лилиана Булатович по поручению самого генерала Младича обращается с приветственным словом к организаторам, участникам научного форума и всем друзьям сербского народа.
4.) Лилиана Булатович прибыла на Конференцию в форме. Не все знают, что она - казачий офицер, имеет чин есаула.
5.) С организатором и сопредседателем Конференции заместителем атамана Лабинского отдела ККВ, профессором Лукашом С.Н.
6.) От имени «Русской народной линии» Лилиане Булатович в Армавире были подарены диски с фильмами из серии «Русские герои».