«Когда несколько дней назад сигнальный экземпляр этой книги попал в руки генералу, находящемуся в тюрьме Гаагского трибунала в Шевенингене, он просил передать, что вопреки всему будет жить ради победы истины, ради достоинства сербского народа! - обратилась автор книги, известная журналистка Лилиана Булатович к собравшимся в СП России. - Дорогие друзья, братья и сестры! Спасибо вам, что вы своей душой, своими знаниями и своей решимостью сделали возможным публикацию этих свидетельств истины. Спасибо вам за бескрайнюю любовь, которую вы дарили мне с первой встречи и до этого дня! Я знаю, что в основе этой любви - наша общая преданность генералу Ратко Младичу и православному сербскому народу на Балканах».
Лилиана, еще до выхода в свет вашей книги мы опубликовали в «Столетии» ее фрагменты. «Сербия счастливая страна, если рожает таких Мужей!», - написал откликнувшийся на материал один из читателей. «Человек чести, доблести и настоящий патриот», - считает другой.
- Не устаю повторять: истина - это самое дорогое, что есть у людей не только в Сербии, на Балканах, но и во всем мире. Так вот, истина заключается в том, что Ратко Младич - настоящий сербский воин, сражавшийся и продолжающий сражаться за свободу и справедливость. Сейчас, когда судьба его народа поставлена под угрозу, он томится в тюрьме Гаагского трибунала. Но его соотечественники дожидаются возвращения генерала, который отметает все лживые обвинения в его адрес.
Сербы все еще не поддаются самым изощренным способам стирания исторической памяти и самоуважения. Я ознакомилась с огромным количеством документов, и то, что я знаю, неоспоримо доказывает: Ратко Младич и Радован Караджич - это символы борьбы за достойное существование и свободу сербского народа на территории, где сербы были хозяевами на протяжении веков.
- Произнесу только одно слово: «Сребреница»...
- «Хозяева мира», отстаивая свои интересы, вписали Сребреницу в разрушительный балканский сценарий с совершенно определенными целями. Последние известны: намерение творцов «Нового мирового порядка» применительно к Балканам состоит в том, чтобы сформировать там государство «Мусульманию» - или восстановить Османскую империю - чтобы этим образованием можно было манипулировать в интересах Евросоюза и Соединенных Штатов, с одной стороны, и денежных мешков мусульманской части мира - с другой. Для этого, попирая истину, они выдвигают страшное обвинение - и одновременно приговор - с бесстыдной системой доказательств о том, что сербы, бойцы Армии Республики Сербской, повинны в геноциде над мусульманами, да и сама Республика Сербская - плод геноцида. Британский премьер Дэвид Камерон заявлял: невозможно и нельзя забыть геноцид в Сребренице, это «преступление, устыдившее всю Европу».
Я много лет глубоко изучала феномен по имени «Сребреница». Читала и анализировала тысячи документов органов военной, судебной, гражданской власти, множество книг о судьбах мусульман, просматривала многочисленные документальные кадры, говорила с десятками пострадавших и свидетелей страданий - как сербов, так и мусульман.
Так вот, после основания в 1993 году так называемого «трибунала» в Гааге на конвейер было поставлено лицемерие права. Я сделаю все возможное, чтобы мир устыдился такой, исключительно односторонней трактовки событий в Сребренице. В ходе беседы с Ратко Младичем в тюрьме «трибунала» в Шевенингене генерал сказал мне: из всего арсенала отвратительных и лживых обвинений в его адрес наибольшее возмущение у него вызвало утверждение о том, что, находясь в Сребренице в июле 1995 года, он перед теле- и кинокамерами раздавал детям конфеты, а сразу же после съемки отбирал их. И вот этот «факт» включен в доказательную базу обвинения против генерала...
- В своей книге вы пишете о своих встречах с Ратко Младичем в самых разных ситуациях. И читатель понимает: генерал - человек очень сильной воли.
- Немало врагов, да и друзей, аналитиков и журналистов во всем мире задавали один и тот же вопрос и себе, и мне: почему Ратко Младич не покончил жизнь самоубийством? Многие мерзавцы рассчитывали насладиться гибелью человека и потом объявить, что свести счеты с жизнью его заставила совесть. Но именно его совесть и любовь к своему народу делают его сильным, способным противостоять всем абсурдным и лживым обвинениям Гаагского трибунала. Уже находясь в тюрьме, он сказал мне, что должен «объединить и сплотить сербство по всему свету», бороться за Величественную, а не Великую Сербию! Повторил и мне то, о чем не раз говорил в ходе судебных на заседаниях суда, а именно: в Гааге он защищает не себя, а сербский народ.
Его пытаются загнать в угол - чтобы невинные доказывали свою невиновность перед своими гонителями и мучителями, чтобы отступали и стыдились своих страданий и своего сопротивления оккупантам. Я была в сербском селе Скелани, где 16 января 1993 года орды командующего группировкой мусульманских войск Насера Орича убили 69 сербов и ранили сотни. Безнаказанно. Среди убитых был четырехлетний ребенок, застреленный на руках у матери...
Это бандиты Орича в апреле 1992 года захватили Сребреницу, и 6 мая начали резню местной сербской общины. Изнасилованные и убитые женщины, мертвые дети, разрубленные на части сербские юноши - вот память, которая всегда будет вести меня к доказательству истины. Я жду дня отмщения правдой и делаю все возможное, чтобы его приблизить.
- Соединенные Штаты попросту вытерли ноги об Устав Организации Объединенных Наций, развязав - под флагом НАТО -против Югославии неприкрытую агрессию, героями которой были объявлены «борец за права человека и великий поборник демократии» президент Билл Клинтон и главы государств Североатлантического блока.
- Процитирую чешского профессора Райко Долечека, двадцать лет прожившего в Югославии. «Будет ли обвинен президент Клинтон, одобривший применение против сербов ракет «Томагавк» с их «побочным воздействием» - этот стерильный военный термин расшифровывается как убийство гражданского населения», - задавал он риторический вопрос, прекрасно понимая, что этого никогда не произойдет. «Мне действительно жаль, что возвышенная идея справедливого, беспристрастного, политически не ангажированного трибунала, который бы карал военные преступления, была так проституирована и принижена в интересах великих держав», - сказал он.
Лицемерие и ложь - вот основные слагаемые двойных стандартов Запада. В Европе и США считают американского генерала Нормана Шварцкопфа великим героем. Только лишь за то, что по его приказам за время 55-дневных налетов на Багдад бомбам и ракетами было убито 33 тысячи детей и столько же женщин.
Так что у нас с Западом совершенно разные представления о героизме.
- Уже пятнадцать лет назад в русском переводе вышла ваша книга «Генерал Младич - военный преступник?». Были и другие работы. Скажите, а почему генерал не захотел рассказать о себе сам?
- Честно говоря, я тоже задавалась этим вопросом, долго надеялась, что Ратко Младич, как выражаются, «возьмется за перо», опишет свой военный или жизненный путь. Да и его товарищи по оружию могли сделать это. Но вот однажды, в присутствии своей матери он дал понять, как чтит ее мудрость, заключающуюся в словах: «Молчание никому не победить». Когда я окончательно поняла, что генерал не станет рассказывать о себе от первого лица, то поклялась: напишу о нем все, что мне известно от него, его друзей и соратников. Для истории, той самой истории, которая рано или поздно всех и вся расставляет по местам. На основе документов в своих книгах я рассказываю правду о жизни Ратко Младича. Чтобы опровергнуть голословные утверждения западных лжецов о том, что он не только военный преступник, но и просто уголовник. Нет, я не встречала до сих пор другого человека, который бы жил так же честно, как генерал. Именно его порядочность, безмерная любовь к своему народу привлекают меня в его биографии.
- Российские читатели еще не видели вашей последней книги. Но завершу беседу словами читателя, откликнувшегося на публикацию фрагментов рукописи в нашей газете лишь несколькими словами: «Герой и патриот
- Да, ваш читатель понял идею книги абсолютно верно. Сегодня Ратко Младич, обвиняемый в преступлениях, которых он не совершал - в тюрьме Гаагского трибунала. Но патриот своей страны, генерал Младич - прежде всего в мыслях каждого честного человека, я знаю, что Младич в душе сербов. И множества тех русских, которых я знаю. Нас крепче всего связывают традиционная любовь наших народов и православие. Так было, так есть и так будет! Спасибо читателям «Столетия»!
Беседу вел Виктор Грибачев