itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Предложенный учебник из учебного процесса изъять и объявить конкурс на новый учебник»

Рецензия на учебник для 4-го класса образовательных организаций «Основы мировых религиозных культур» (авторы М.М. Шахнович, Т.В. Чумакова)

Семья  Основы православной культуры 
0
402
Время на чтение 8 минут

В сентябре 2013 года в Государственном музее истории религии (далее ГМИР) состоялась презентация школьного учебника «Основы мировых религиозных культур». Данный учебник выпущен издательством «Просвещение». Авторы - преподаватели философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович и Татьяна Чумакова. По свидетельству авторов «учебник прошел серьезную апробацию, получил рецензии Министерства образования и Академии наук». О себе они сообщили, что, к сожалению, в школе они не работали, но старались отобрать материал достаточно доступный для учащихся 4 класса, используя экспонаты ГМИР.

Надо отметить, что представленный учебник не является единственным учебным пособием для учеников 4 класса по данной дисциплине. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. (М.: Просвещение, 2010), Воскресенский О.В., Амиров Р.Б., Шапошникова Т.Д. (изд-во Дрофа, 2013) и др. авторы опубликовали учебники, некоторые из них успешно вошли в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год. Вошел туда и рецензируемый учебник М. Шахнович и Т. Чумаковой.

Одной из задач введенного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является задача обобщения знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Рассмотрим внимательно, поможет ли содержание учебника М. Шахнович и Т. Чумаковой выполнить эту задачу.

Исследование и анализ текста данного учебника показал следующее:

1. Имеет место несоответствие названия и содержания учебника. В современной науке о религии принято классифицировать религии на: племенные (родовые), национальные и мировые. Мировыми религиями принято считать три современных религии: буддизм, христианство и ислам. Если следовать этому подходу, то название учебника обязывает нас ограничиваться в изучении предмета этими тремя религиями. Тогда отпадает необходимость в изучении тех религий, которые мировыми не являются, и отпадает необходимость в ряде разделов учебника. Если же они имеют в виду вообще религии мира, то почему в их поле зрения не попали религии народов Латинской Америки или Африки? Поэтому необходимо привести в соответствие название учебного предмета и его содержание.

2. Вызывает вопросы и структура учебника как с точки зрения методики, так и с точки зрения методологии. Методически не правильно, рассматривая целое и его части, отрывать их друг от друга и превращать части в самостоятельно существующие явления, как это сделали авторы учебника. В одном месте они дают общую характеристику религии, не обозначая элементы её структуры, в другой части учебника они рассматривают их как некие самостоятельные сущности. Мы имеем здесь в виду то, что в первой части, религиозный культ и верующий человек не рассматриваются. Не говорится и о том, что в основе религии пребывает Бог.

При таком подходе целостное представление о религии разрушается, а усвоение учебного материала осложняется. Целостность восприятия религии будет достигаться тогда, когда изучаются все её элементы в их взаимосвязи и взаимодействии. В данном учебнике этого не получилось.

3. С точки зрения методологической спорным является утверждение, что религия есть часть культуры. Кроме того, очень спорны определения как религии, так и культуры.

Под культурой авторы учебника понимают «всё, что создано человечеством на протяжении его многотысячелетней истории» (с.6). Однако на протяжении этой истории человечеством создавалось и то, что творило зло и уничтожало культуру, как и то, что могло отбросить человечество опять в каменный век.

Не менее спорно и определение религии как части культуры (в понимании авторов рецензируемого учебника). Религия не часть культуры, а её духовная основа и, когда она изымается из культуры, последняя начинает разлагаться и превращаться в антикультуру, что мы и наблюдаем сегодня на печальном опыте духовного и нравственного разложения западной цивилизации и её культуры. Из современной, постмодернистской западной культуры усиленно выдавливают религию и делают её бездуховной.

Отсутствие четкого определения религии приводит к тому, то к религии начинают относить некоторые философские, нравственные и политические учения. Так среди религиозных систем оказался буддизм. Хотя буддизм большинство отечественных религиоведов относят к числу мировых религий, глава современного буддизма Далай-лама ХIV однозначно этого не утверждает. Что касается божественности Будды, то он заявил, что Будда богом не был, а был только одним из просвещенных.

4. Не убедительно и следующее утверждение: «Религия существует столько же времени, сколько существует homo sapiens (человек разумный) - с.10. Понятие религии было введено в языковый оборот Цицероном в 1 веке до н.э. Он утверждал, что религия есть правильная вера в учреждённых государством богов. Следовательно, Цицерон связывал понятие религии с понятием богов, а боги утвердились только в эпоху древних цивилизаций.

Спорных положений в учебнике достаточно много. Укажем на некоторые из них:

- сведена фактически к мифологии религия Древней Греции;

- утверждается, что иудаизм как религия сформировалась около середины второго тысячелетия в то время как Бог призвал к служению Авраама (19 век до Р.Х.);

- то же и с созданием еврейского государства. Авторы учебника считают, что его история ведет своё начало не от судей и первых царей, как повествует Библия, а от вождя одного из кочевых племен, имя которому было Иуда;

- своеобразно видят авторы учебника Иисуса Христа. Они пишут: «Некоторые евреи... ждали прихода Мессии и надеялись, что он заключит новый договор (завет) между людьми и Богом... так складывалась община последователей проповедника Иисуса из Назарета...».

Тут, во-первых, надо объяснить детям кто такой Мессия, а во-вторых, проповедников было много, но это были избранные Богом люди, а Иисус не просто проповедник, Он - Бог и посланец Бога. Важно не искажать в сознании детей представления о Боге в христианстве, рассматривая другие религиозные традиции.

- попытка полного очеловечивания Христа авторами учебника продолжается: «Согласно Евангельскому повествованию Иисус был сыном Марии, жены плотника Иосифа», какой, мол, Бог может родиться от обычной еврейской женщины, даже если он, якобы, зачат от Духа Святого. Попробуй, объясни десятилетнему ребенку проблему этого зачатия;

- дальше идет чисто бухгалтерское перечисление деяний Христа с намёком на её заземлённость и мифологичность или сказочность: «Рассказывают (вроде кто-то о чём-то вроде сказки - А.Ш.), что после мучительной смерти (какой именно не сообщается ) тело Иисуса было погребено в пещере»;

- не вооруженным взглядом видно как этими описками и оговорками пытаются подвести детей к «научному» пониманию религии, к тому, что религиозные Священные Писания - это та же мифология.

Следует отметить, что в содержании просто извращены исторические факты. Так:

- на странице 42 авторы пишут: «...в начале 6-го века в результате деятельности римского императора Константина христианство стало государственной религией». Но деятельность Константина осуществлялась в первой половине 4-го, а не 6-го века (он умер в 337 г.). Это первое, а второе то, что государственной религией христианство становится не только благодаря заботам Константина, но и христианской Церкви.

- на странице 43-ей авторы учебника утверждают, что разделение христианства было обусловлено разделением Римской империи на Западную и Восточную, а произошло по причине конфликта между Римским папой и Константинопольским патриархом. На самом деле инициатором этого разделения была римская курия во главе с папой. Это она начала ставить себя выше решений Вселенских христианских соборов и игнорировать эти решения. Не Константинопольский патриарх, а римский папа стал претендовать на управление всеми христианскими церквами. Не Константинополь, а Рим стал менять догматы и обряды христианства. И если этого не говорить, тогда вообще говорить о расколе христианства - значит говорить не о чём.

Далее авторы утверждают, что митрополит Петр (один из святых РПЦ) был Московским митрополитом. Это неверно: он был митрополитом Киевским, а первым Московским митрополитом был преемник Петра - Феогност.

Извращенно представлен православный принцип симфонии властей: согласно ему, утверждают «правитель обязан был охранять и укреплять церковь в своём государстве, а церковь - освещать его абсолютную власть». Во-первых, возникает вопрос, зачем десятилетнему ребенку загружать голову знанием этого принципа? Зачем вообще ему это знать 4-м классе?

По сообщению авторов свою знаменитую фразу: «на том стою и не могу иначе», Лютер якобы произнес на Вормском сейме в 1581 годом, но Лютер умер в 1546 году. А ведь это не газетная статья, а учебник. Таких «сбоев» в этом учебнике достаточно много.

Акт принятия христианства Киевской Русью сводится к личной инициативе и воле Киевского князя Владимира. Несомненно, роль князя Владимира в принятии Русью христианства велика, но если бы народ не поддержал его, то не состоялось бы и христианство.

Не столько Великий князь требовал, сколько сама жизнь выдвигала эти требования.

Главную заслугу св. преп. Сергия Радонежского авторы видят в том, что он «объяснил необходимость единения всех людей Руси для борьбы с общим врагом». Разве можно сводить роль и место в православной духовной истории святого Сергия только к этой задаче?

Далее: Патриарх Никон «хотел исправить русские богослужебные книги по греческому образцу» (с.45.) Это упрощение проблемы. Тогда лучше её не ставить вообще, чем извращать, а эта проблема и глубже и шире и не для учеников 4-го класса.

На расколе историю РПЦ авторы и обрывают.

Потом также тезисно проскакивают по католицизму и протестантизму, не сказав тут ничего вразумительного. Из этой невразумительности, собственно говоря, и состоит весь текст учебника.

Крайне неудачно справочное сообщение о догматических основах религий, в то время как они требуют доходчивого и популярного объяснения.

Очень бедный запас разнообразия в заданиях по каждому уроку. Авторы предлагают лишь повторить те сведения, которые были даны школьникам. Ни интерактивных, ни даже просто активных заданий, мотивирующих желание учащихся продолжать изучение курса. В то же самое время учебник перегружен излишними сведениями. Например, обязательно ли четвероклассникам знать о греческих богах, что «Сет убил Осириса, разрубил его на множество частей и разбросал по всему Египту»? Что воспитывают данные сведения?

Иллюстративный материал книги требует дополнительного пояснения, т.к. это не иллюстрации, помогающие освоить основы учебной дисциплины, а просто фото из экспозиций музея.

Общие выводы:

1. Предложенный учебник по «Основам мировых религиозных культур» категорически не приемлем для учеников 4 классов. При определенной доработке он может быть использован в качестве учебного пособия по религиоведению, если оное будет установлено в старших классах средней школы, ибо методика изложения материала, уровень интеллектуальной нагрузки предлагаемого материала на сознание и чувства десятилетнего ребенка явно превосходит его возможности, и будет наносить вред его психическому здоровью.

2. Для всего текста учебника характерны: формализация и неубедительность аргументации, намёки и недомолвки. Вызывает сомнение то, что материал этого учебника сможет оказывать позитивное влияние на формирование у детей высоких духовных и нравственных мыслей и чувств и пробудит интерес как к религии, так и к культуре. Никаких серьёзных основ для этого он не закладывает.

3. Освоить такую огромную массу сложнейшего материала за отводимые 34 часа учебного времени ребенок будет не в состоянии. Это состояние неизбежно будет подталкивать учителей и учеников к формальному отношению к предмету. О чём же думали и чем руководствовались авторы учебника при всей очевидности неприемлемости написанного ими учебника. Сказать трудно.

4. Очевидно, Министерству образования и науки надо прекратить эту «безбрежную демократию» в выборе авторов учебной литературы для школ, когда её начинают писать «все кому не лень». Это и приводит к подобным результатам. Надо понять, наконец, что человек знающий религию только по книгам и видевший школьника, в лучшем случае, только в образе своего ребенка, ничего существенного о религии сказать не сможет. Он способен только на то, чтобы говорить о её внешних формах, но не о её сущности. Поэтому, памятуя о том, что Россия - светское государство, провозгласившее свободу совести, было бы полезно и целесообразно поручать написание учебников по предметам непосредственно связанным с религией верующим педагогам совместно с религиоведами.

5. Предложенный учебник из учебного процесса изъять и объявить конкурс на новый учебник по «Основам мировых религиозных культур».

Алексей Николаевич Швечиков, доктор философских наук, профессор, религиовед, автор учебников по сектоведению, заместитель председателя СПИ

Свящ. Алексей Мороз, гранд доктор философии, к.п.н., профессор богословия, автор учебников по ОПК., председатель совета СПИ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Священник Алексий Мороз
Очень нужен церковный дождик
«Обращение к православному народу» священника Алексия Мороза и комментарий Анатолия Степанова
18.02.2016
«Это сатанинская диверсия»
Иерей Алексий Мороз о пагубности культа, основанного на серии книг «Гарри Поттер»
29.01.2016
«Это ужасающее событие для всего православного мира»
Иерей Алексий Мороз о решении греческого парламента, допустившего для содомитов возможность заключения т.н. «договоров сожительства»
24.12.2015
Все статьи Священник Алексий Мороз
Алексей Швечиков
Грунтовский воистину вездесущ
Руководителю «Театра народной драмы» Андрею Вадимовичу Грунтовскому - 60 лет!
26.01.2022
Назад к социализму
Взгляд ученого
17.05.2019
Непрощенный грешник
О Ленине
20.03.2019
Методологическое обоснование марксистского социализма
Глава из новой книги «Не хлебом одним»
04.11.2018
Император и Императрица
Глава из новой книги «Не хлебом одним». Часть 2
28.10.2018
Все статьи Алексей Швечиков
Семья
Мат – эхо ада на Земле
Пора запретить на законодательном уровне использование нецензурной брани
04.02.2023
«Нет поводов для оптимизма»
Что реально стоит за сокращением числа абортов более чем в два раза? Так ли уж всё хорошо?
02.02.2023
«Игра противопоказана детям…»
Заключение на компьютерную игру «Геншин импакт»
30.01.2023
Жена да боится мужа своего
Часть 2. Про культ мужа как секрет счастливого брака
28.01.2023
Все статьи темы
Основы православной культуры
Москва – Третий Рим, как политическая концепция современной России
Актуальность идей старца Филофея в современной России
03.02.2023
Спилили Крест
Спиленный в Уссурийске Крест до сих пор мало кого волнует
02.02.2023
День памяти отца монашества – преподобного Антония Великого
Сегодня мы также вспоминаем Великих князей Николая Михайловича, Дмитрия Константиновича, Павла Александровича и Георгия Михайловича, Н.К.Кульчицкого и И.Д.Папанина
30.01.2023
Воспитание и образование – создание духовного мира человека
В рамках Рождественских чтений прошла конференция СПЖ и ВРНС
27.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
04.02.2023 15:35
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Тюменец
04.02.2023 14:10
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.02.2023 13:50
Нерусские русские
Новый комментарий от Алексей Петрович
04.02.2023 13:39
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Денис Никонов
04.02.2023 13:33
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
04.02.2023 13:22