Первые пять лет Советской власти были для Русской Православной Церкви поистине страшными. Стало понятным для всех, что новая власть поставила перед собой задачу полного физического уничтожения религии. По всей стране производились индивидуальные и массовые расстрелы священнослужителей, закрывались и разрушались храмы, уничтожались иконы и мощи православных святых. Началась массированная пропаганда атеизма и откровенного издевательства над православной верой в разнообразных формах и средствах. Главным инициатором массированного наступления на религию в целях ее безусловного и полного уничтожения стал вождь Октябрьской социалистической революции В.И.Ленин, а его первым помощником и советчиком в этом преступном деле стал Л.Д.Троцкий. Грех Ленина перед Богом и Церковью так велик, что его тело до сих пор не предано земле, как должно по христианскому обычаю, а ведь Ленин был крещен в Православной Церкви, воспитывался в православном духе в своей семье (его старшая сестра Анна утверждала, что у них была православная семья), вместе с отцом до 16 лет принимал участие в работе православного общества Сергия Радонежского. Как же случилось, что православный человек превратился в злобного врага Православия? Очевидно многолетнее пребывание на богоборческом Западе, впитывание духа революционной борьбы, отвергающей религию как духовное орудие господствующего класса, изучение западной научной, философской и социологической мысли, пронизанной атеистическим духом сделали свое дело. Ленин стал не просто неверующим человеком, а воинствующим атеистом и возгордился этим. В своем атеизме Ленин пошел значительно дальше своих учителей - Маркса и Энгельса, которые писали о постепенном отмирании религии и отвергали возможность применения насилия в целях ускорения процесса ее устранения из духовной жизни будущего социалистического общества. Ленин пошел другим путем, более коротким и жестоким.
Эта жестокость - не голое обвинение. Она подтверждается фактами. Вот строго секретный документ за № 1866672 от 1. V. 1919 года, направленный Председателю ВЧК Ф.Дзержинскому за подписью М.Калинина и В.Ленина. Он назван У к а з а н и е м. В нем говорится следующее: «В соответствии с решением Вцик и Совета Народных Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». (Карпов В.В. Генералиссимус: Историко-документальное издание. Калининград 2002, кн.1, с.79). Приведенное «Указание» Дзержинскому документ не случайный, написанный «под горячую руку». Это - политическая линия Ленина в отношении религии, которой он твердо придерживался и в последующем Прошло три года, наступил 1922 год - год страшного голода в молодой Советской республике. Руководство партии и страны принимает решение о насильном изъятии церковных ценностей из действующих храмов. Во время одного из таких изъятий в г.Шуя Ивановской губернии верующие воспрепятствовали такому изъятию. Столкновение закончилось стрельбой по прихожанам. Четыре из них были убиты, десять человек было ранено. Эта кровавая бойня стала известна не только в стране, но и за рубежом и получила резкое осуждение. Однако это не напугало и даже не смутило Ленина и партию. Об этом красноречиво свидетельствует следующее «строго секретное» письмо Ленина Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года. В письме нет даже намека на сожаление о погибших и раненных людях. Кровь в той кромешной бойне революции и гражданской войны стала уже водицей. А Ленин еще раз подтвердил: социалистическому обществу религия не нужна, она должна быть уничтожена. В конце данного письма Ленин делает чудовищное заключение: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». (Вострышев М., Божий избранник: Крестный путь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.- М.,1990.- с.112.)
Письмо столь ужасно по содержанию, что его текст не рискнули поместить в 45 томе Полного собрания сочинений Ленина. И, тем не менее, никто из вменяемых людей не ставит под сомнение гениальность Ленина, его решающий вклад в победу социалистической революции в России.
Ленин, конечно гений, причем гений многосторонний. Его гениальность проявлялась в области организации революционной борьбы, в области политического предвидения, в области организации государственного управления и управления большими массами людей. Везде в этих сферах он добивался поразительных успехов. Его авторитет в партии и в массах был непререкаем.
Его гениальность не подвергалась сомнению. В.В.Маяковский в поэтической форме так выразил гениальность Ленина:
«Он
в черепе
сотней губерний ворочал,
людей
носил
до миллиардов полутора.
Он
взвешивал
мир
в течении ночи...»
(В.Маяковский. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. Мю, 1969 г., с.499).
Ленин хорошо понял, что без наличия своего авангарда - политической партии - пролетариату и трудовому народу господствующих классов не победить. И он создал свою партию не по типу социал-демократических партий Запада, которые погрязли в оппортунизме, групповщине, беспринципности и неспособности вести жесткую и решительную борьбу с эксплуататорами. Он создал ее более похожей на европейские средневековые католические ордена. От съезда к съезду, шаг за шагом, от грубой обработки до тонкой огранки вел Ленин настойчивую, целеустремленную работу по созданию истинного авангарда рабочего класса, истинного борца за интересы трудового народа, истинную «ленинскую гвардию», проникнутую великой коммунистической идеей, спаянную единой волей и железной дисциплиной - партию коммунистов, готовую пойти на любые жертвы во имя достижения главной цели - совершения социалистической революции с последующим построением социализма и коммунизма. Ленин неустанно, до последней возможности бился не только за идеологическую твердость, организованность и дисциплину, но и чистоту рядов партии. По его инициативе на Х съезде РКП(б) были остро поставлены вопросы партийной этики в связи с наплывом в партию мелкобуржуазного элемента с мещанскими устремлениями, что создавало опасность внутреннего гниения партии.
Во исполнение решений съезда 27 июля 1921 года в газете «Правда» было опубликовано письмо ЦК РКП(б) всем партийным организациям о проведении чистки партии, в котором в частности говорилось: «Необходимо объявить войну карьеризм, бездушному формализму, пытающемуся угнездиться в наших собственных рядах. Надо добиться того, чтобы между членами партии были отношения самые близкие, тесные, надо добиться того, чтобы наша партия состояла исключительно из подлинных коммунистов, для которых движущим мотивом является только благо партии и блага пролетарской революции. Нет звания выше, чем звание революционера-коммуниста, члена Российской Коммунистической партии. Добьемся того, чтобы это звание носили лишь те, кто его действительно заслужил». (Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.2, М., 1983 , с.443).
Но не только даром партийного строителя обладал Ленин. Он обладал редким даром политического предвидения. Он был убежден, что начавшийся в России революционный процесс не остановится на буржуазной революции, а пойдет дальше к революции социалистической. Это понудило его срочно возвратиться в Россию и лично возглавить подготовку социалистической революции. В октябре 1917 года он, с точностью до суток определил момент захвата власти большевиками - 25 октября (7 ноября) 1917 года.
В настоящем своем величии гений Ленина раскрылся после победы социалистической революции, когда он встал у руля государственного строительства и обороны социалистического Отечества от внешней интервенции и внутренней контрреволюции. Он проявил себя здесь как выдающийся политический и государственный деятель, вызывающий глубокое уважение не только у своих сторонников, но даже у своих врагов, часть которых перешла на строну Советской власти именно потому, что убедилась: это власть, знающая чего она хочет и способная это хотение превратить в реальность, она спасает страну от полной анархии и развала. Последние пяти лет своей жизни Ленин положил на защиту и утверждение нового социалистического общества, Ленин провел эти годы на пределе напряжения своих духовных и физических сил и воли. Выражаясь словами В.Маяковского, была сделана за эти годы «работа адова». За эти пять лет были заложены основы государственного и хозяйственного строительства социалистического типа, фактически в прежних границах восстановлена территория страны, выиграна гражданская война, отбиты атаки внешних империалистических сил, в целом преодолено сопротивление внутренней контрреволюции. Во все эти победы вложен гений Владимира Ильича Ленина (Ульянова).
Но поскольку стержневой проблемой нашего исследования является духовная сторона социализма, то нам необходимо обратиться к духовной сфере деятельности Ленина в соотношении с его гениальностью. Именно здесь и возникает большая проблема, которая характерна не только для него. Прямо скажем, что избытка глубоко верующих гениев среди политических, государственных, военных и общественных деятелей нет. В то же время мы найдем в истории не мало примеров соединения гениальности с религиозностью. Вот, например, что пишет в своей автобиографии по поводу своего отношения к религии великий Тамерлан:«Себя я считаю первым, усерднейшим слугою Бога на земле и без повеления Бога или пророка я не предпринимал ничего». (Тамерлан. Эпоха, личность, деяния. М.,1992, с.47). Великим православным молитвенником был Московский царь Алексей Михайлович, глубоко верующим православным человеком был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Есть, естественно, и другие примеры. То есть среди гениев были глубоко верующие в Бога люди. Были и нейтральные к религии гении, были и богоборцы. Ленин был одним из последних.
Почему для нашего исследования проблема отношения гения к религии становится исключительно актуальной? Потому что гений был вождем социалистической революции, руководителем правящей партии, главой первого советского правительства. От него непосредственно зависел
характер устроения церковно - государственных отношений в условиях становления новой государственности, новых основ жизни. Где же лежат истоки воинственной, богоборческой позиции Ленина, которые обусловили такую жестокую расправу над религией и, прежде всего, над православной Церковью в годы становления советской власти? Они лежат, естественно, в его мировоззрении, которое в зрелые годы во время эмиграции формировалось под воздействием, прежде всего западной философской (в основном материалистической и атеистической) мысли и, прежде всего - марксистской. Особенно высоко Ленин ставил атеизм французских материалистов ХVIII века. Образцом бескомпромиссной и безжалостной расправы над религией он считал опыт Французской буржуазной революции. 1789 года. Будучи убежденным и преданным сторонником учения Маркса, называя его всесильным и верным, Ленин, однако, в вопросах отношения к религии проигнорировал заповедь Маркса о постепенном отмирании религии и недопустимости применения насилия в отношении ее. Но дело даже, по большому счету, не только в этом, а больше в том, что исторический опыт человечества показал: цивилизация рождается после того как родилась религия. Именно поэтому знаменитый английский историк Арнольд Тойнби назвал религию «куколкой цивилизации». Тойнби замети в то же время, что умирание цивилизации начинается с умирания господствующей в ней религии. В верности сделанных Тойнби выводов можно убедиться на разваливающемся сегодня Западе. Начало этому развалу положило западное христианство своей религиозной Реформацией и расколом Римской церкви на две враждебные части с последующим расхристианиванием всей индустриальной цивилизации. Дойти до понимания этих истин Ленин? к сожалению, не смог.
А возможности несомненно были, но Ленин их не использовал. В зрелые годы он мог ознакомиться с тем, как развивались церковно-государственные отношения в России вплоть до Октябрьской революции, как осложнились эти отношения, прежде всего, по вине Самодержавной власти, в каком состоянии они находились накануне социалистической революции, какое влияние на народы России оказывала религиозная вера и т.д. Очень похоже на то, что религиозному вопросу в России, где подавляющее число населения было верующим, Ленин должного значения не придавал, считая его второстепенным и мало значимым. У него религиозный вопрос решался однозначно: «Карфаген должен быть разрушен», т.е.религия должна быть уничтожена. Других вариантов по отношению к религии у Ленина не было. Для него религия и социализм были несовместимы.
Эта позиция была глубоко ошибочной и для грядущей революции опасной. Она говорила об ущербности Ленинского гения, об ошибке его разума и черствости его чувства. Знаменитый советский культуролог М.М.Бахтин утверждал, что подлинный, великий ум всегда религиозен, ибо без веры в Бога, считал он, нельзя достичь безусловного величия. Только эта вера придает истинную свободу мысли. Он утверждал, что отсутствие веры в Бога, воплощающего в Себе безграничность, с необходимостью означает и д о л о п о к л о с т в о, то есть веру в нечто о г р а н и ч е н н о е (например гуманизм, обожествляющий человека, социальный идеал, обожествляющий определенную организацию общества, и т. п.)». (Кожинов В.В. Россия. Век ХХ. М., 2011, с.150).
Поэтому не приходится удивляться тому, что Ленин занял такую враждебную по отношению к религии позицию. Он впал в обычное идолопоклонство. Он верил не в Бога, а в социализм, как в Бога. Это духовное затмение лишило его возможности спокойно и трезво оценить роль и место Православной Церкви в истории России и увидеть в ней не врага, а союзника, как увидел Ф.Энгельс в раннем христианстве. Однако, справедливости ради, заметим, что в непримиримой враждебной борьбе между властью большевиков и Церковью в первые годы советской власти повинна не только советская власть, но руководство Церкви, что признал затем Патриарх Тихон. Это во-первых, а во-вторых, насколько правомерны наши обличения Ленина в глубокой ошибочности и жестокости его позиции в отношении к религии после свершившейся социалистической революции? Не уподобляются ли наши обличения «гласу вопиющего в пустыне»? И, наконец, не зададимся ли мы вопросом, почему в вопросе отношения к религии Ленин был ближе к анархисту М.А. Бакунину, чем к марксисту Ф.Энгельсу? Мысли Бакунина и Ленина о религии совпадают фактически как один к одному. Вот, что писал Бакунин о религии и ее отвержении в известной своей работе «Государственность и анархия»: «Социальные революционеры (т.е. анархисты - А.Ш.) ...не ставят религиозный вопрос на первое место, убежденные в том, что суеверие народа, естественным образом сопряженное в нем с невежеством, не коренится, однако, столько в этом невежестве, сколько в его нищете, в его материальных страданиях и в неслыханных притеснениях всякого рода».(Утопический социализм в России. Хрестоматия. М., 1985., с.407). Продолжая свои откровения о религии Бакунин пишет далее: «Социальные революционеры... убеждены, что религиозность в народе можно будет убить только социальною революцией..
Они объявляют беспощадную войну господу богу, отвергают наирадикальнейшим образом религию во всех ее проявлениях и видах.. когда нам придется говорить о вере с народом, мы обязаны высказать ему во всей полноте наше безверие, скажу больше, наше в р а ж д е б н о е (разрядка наша - А.Ш.) отношение к религии» ( там же,с.408).
Такую же враждебность к религии испытывал и Ленин. В чем же дело? Почему гениальный Ленин не углядел в религии союзника в борьбе за построение социально справедливого общества, а воспринял ее как опасную, враждебную социализму силу, с которой необходимо вести бескомпромиссную борьбу до ее полного уничтожения. На наш взгляд здесь сработал комплекс причин. Во-первых, м и р о в о з з р е н ч е с к и х. Как материалист, отвергающий творение мир Богом, Ленин не признавал религиозных истин и считал их обманом, который следует разоблачать с позиций науки. Во-вторых, с точки зрения п о л и т и ч е с к о й, Ленин не собирался, как и все российские Самодержцы, ни с кем делиться властью. Ни о какой симфонии государственной и церковной власти не могло быть и речи. Власть в социалистическом обществе должна осуществляться в форме диктатуры пролетариата, вождем которого является партия (РКП(б) как его авангард. В-третьих, с точки зрения и д е о л о г и ч е с к о й, главной духовной силой социалистического общества является не Церковь, а Коммунистическая партия. Одним словом по Ленину ни в одной из ведущих сфер жизни социалистического общества роль и место религии по Ленину не просматривается, а, следовательно, ее ненужность очевидна. Так посчитал Ленин, а затем и Никита Хрущев, обещавший построить безрелигиозный коммунизм, однако кроме позора из этого обещания ничего не вышло.
А гениальный Ленин умер в 54 года после тяжелейшей болезни, лишившись в конце её, рассудка. Что это было: судьба или наказание - нам не ведомо. Приближается 100-летие его кончины, (2024г.) а мы до сих пор не можем определиться с его нахождением в мавзолее. Общество наше в решении этой проблемы раскололось. Одна часть считает, что мощи Ленина надо оставить в мавзолее на веки вечные, другая, наоборот, считает - убрать тело Ленина из мавзолея и снести сам мавзолей, третьи убеждают, что надо исполнить христианский долг перед умершим в страшных мука человеке, который был крещен в Православной Церкви и по христианскому обычаю тело его должно быть предано земле. По христианскому обряду его и похоронить. Мне лично этот вариант кажется наиболее приемлемым. Не надо сражаться с мертвецам, тем более, если эти мертвецы в земной жизни были гениальными людьми. За них надо молиться, в том числе и коммунистам. Недавно руководитель российских коммунистов в одно из интервью сказал потрясающую для коммуниста фразу: «Все мы под Богом ходим!». Вот давайте и помолимся всем миром за усопшего почти 100 лет назад раба Божьего Владимира и попросим у Бога прощения за грехи его, тем более, что грешил он не во имя свое, а старался для людей.
Алексей Николаевич Швечиков, доктор философских наук
106.
105. Ответ на 101., Vladislav:
104. Ответ на 101., Vladislav:
103. Ответ на 97., Олег В:
102. Ответ на 91., Ксения Балакина:
101. Ответ на 100., Потомок подданных Императора Николая II:
100. Ответ на 89., Ксения Балакина:
99. Ответ на 89., Ксения Балакина:
98. ответ 92, Туляк: вдогонку
97. ответ 92, Туляк: