Уранополитизм и отношение к патриотизму в XIX веке

Проблемы церковной жизни 
0
442
Время на чтение 13 минут

Уранополитизм и отношение к патриотизму в 19 векеПоследователи убиенного иерея Даниила Сысоева, явившегося основателем антипатриотического учения, т.н. уранополитизма, противопоставляющего христианство патриотизму, в свою защиту приводят выдранные и неправильно истолкованные цитаты Священного Писания и Святых Отцов. Эти аргументы уже разбирались мною в предыдущих  статьях. 

 


Но вот  интересный аргумент о. Даниила Сысоева: «Действительно, правы были философы 19 века, усматривавшие в патриотизме глубокое нарушение логики. Если патриотизм - это добродетель, то она не может вести к злу. А значит всякое патриотическое действие хорошо само по себе. Но тогда почему столкновение двух патриотизмов (грузинского и осетинского например) приводит к войне? Является ли война благом для обоих сторон? Нет. А значит то, что к ней приводит также благом не является. А значит сам по себе патриотизм безусловной добродетелью не является»[1].
Конечно, патриотизм нередко принимает уродливые формы, но я не думаю, что к грузино - осетинскому конфликту привело столкновение двух патриотизмов. Хотя тот же Михаил Саакашвили, тогдашний грузинский президент,  и пытался играть на патриотических точнее, националистических,  чувствах грузин, самого его я никак не могу назвать грузинским патриотом. Этим человеком, ввергшим свой народ в ненужную войну,  руководила отнюдь не любовь к Родине. А вот те осетины, которые защищали свои семьи  от грузинских карателей, - действительно патриоты. Но о. Даниил не увидел  разницы между теми и другими. 
Кстати, многие уранополиты осуждают то, что российская армия помешала грузинским карателям, и считают действия нашей армии оккупацией грузинской территории. Примером тому служит комментарий уранополита Алексея Шорникова к статье о. Даниила Сысоева «Кто для нас свой, а кто чужой»: «Христоцентричное мировоззрение, которое и есть уранополитизм, может исходить только из приведенных Вами суждений и выстроенных на их основе умозаключений. Поэтому те христиане, кто оправдывают войну русских против грузин, грешат против Бога, ибо Ему противно такое поведение.  А вот война с безбожниками, богоборцами, большевиками есть война справедливая со стороны христиан. Это и подчеркивалось в решениях Румынской, Болгарской, Польской и других поместных церквей в 1941 году по Рождеству Христову»[2].
Здесь Шорников не только прямо взял сторону карателей из Грузии, но и высказал явно профашистскую позицию  по Великой Отечественной войне.  И о. Даниил, который заявлял всегда, что для него нацизм и коммунизм - два равноценные зла, на это внимания не обратил. А ведь  должен бы заявить, что на самом деле сей перл Шорникова не имеет к уранополитизму никакого отношения. Вообще Шорников оставил немало подобных комментариев в Живом Журнале о. Даниила Сысоева, и ни разу о. Даниил его не одернул. А. Шорников - весьма интересная личность. По моим сведениям, именно ему о. Даниил обязан многими своими заблуждениями. Об этом субъекте я уже писал в статье «Уранополитика господина Плохиша».
Но оставим грузинскую тему. Предположим, что я, как и большинство россиян, стал жертвой пропаганды российских СМИ, а уранополиты знают  нечто мне неизвестное. Я вполне отдаю себе отчет в том, что наши правители (далеко не идеальные) могут быть неправыми в тех или иных действиях. Только это не мешает мне быть убежденным в том, что патриотическое служение Родине - дело богоугодное, и в этом я вполне солидарен со многими православными святыми.
Странно то, что о. Даниил говорит о том, что глубокое нарушение логики в патриотизме находили некие философы 19 века, но не упоминает о таких же утверждениях со стороны православных святых того же времени. Это вполне понятно, поскольку, несмотря на обилие «уранополитических» цитат наших святых (того же св. Феофана Затворника или св. Филарета Московского),  нарушения логики в патриотизме наши святые не усматривали. И даже наоборот, считали патриотизм явлением весьма нравственным. К примеру, св. Иннокентий Херсонский, который во время Крымской войны воодушевлял защитников Севастополя: «...мы можем указать еще на большее, что приобрели мы от патриотического упорства нашего при защите Севастополя. Где пала и исчезла едва не вся рать этой гордой и надменной Британии, и обнаружилась перед всем светом не только слабость ее в силах военных, но и крайняя немощь в образе внутреннего управления? ...
Хвала и честь вам, христолюбивые витязи! Вы сделали все, чего требовал от вас долг любви к Отечеству, сделали более, нежели сколько можно было ожидать от обыкновенных сил человеческих, явили чудеса неустрашимости и самоотвержения. За все сие примите полную и совершенную благодарность от имени земли Русской и от лица Святой Церкви Православной!..»[3]. 
Такое же отношение к патриотизму, служению Отечеству мы находим в письмах преподобного Антония Оптинского. Одно из писем (под №75) обращено у некоему дворянину, которого призывают в армию во время все той же Крымской войны. Очевидно, молодой дворянин испытывает страх, и преподобный воодушевляет его: «...Вы видите из высочайшаго манифеста, что все сословия в государстве приглашаются к содействию в столь критическом положеиии всего отечества. А посему, отбросив от себя женонравную робость, явите себя патриотом, готовым за спасение отечества не пощадить и своей души»[4].
В письме под №76 он ободряет супругу этого дворянина, переживающую за мужа: «Государь Император наш Высочайшим манифестом своим призывает все сословия в государстве к участию, к сражению всеобщих врагов, кто чем может. А посему в обстоятельствах таковых малодушествовать не должно, но готовым быть за спасение отечества, пожертвовать собственным спасением, и тем показать себя патриотом, как и предки наши в 1612 и 1812 годах. Оставьте малодушие, и предайте себя во всем в волю Божию; ибо силен есть Господь сохранить Вашего супруга от выборов, и Вас успокоить»[5]. 
Раз уж вспомнили Крымскую войну, то приводу еще цитату св. Игнатия Брянчанинова из его речи при отпевании капитана I ранга К. Г. Попандопуло, героя обороны Севастополя, умершего от ран уже после войны, в 1958 году:
«Господь наш Иисус Христос сказал: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13).
Такую весомую любовь явил жизнию своею, доказал смертию своею почивший раб Божий, воин Константин: он положил душу свою за Веру, Царя и Отечество. Ныне он безмолвствует во гробе; но самое молчание его есть громкая, живая, убедительнейшая проповедь о вечной любви»[6]. 
Можно еще привести цитаты о служении Отечеству из творений святых 19-го века... Никакого «глубокого нарушения логики» в патриотизме наши святые не усматривали, в отличие от загадочных философов, имена которых о. Даниил почему-то не стал называть. Кто же эти философы?  Среди отечественных  философов того времени, которые пользуются авторитетом у православных, я таковых философов не нашел. А вот в антицерковном лагере такие философы были. Среди русских философов, серьезно, на философском уровне,  изобличавших «ложь патриотизма» можно назвать анархиста М. Бакунина и писателя Л. Толстого. Оба считаются философами и в истории русской философии их имена написаны.
У Бакунина есть целый труд - «Письма о патриотизме», в коем он изобличает патриотизм.  В пятом письме он заявляет почти то же, что и о. Даниил, заявив, что патриотизм не является добродетелью: «Был ли когда либо патриотизм, в том сложном смысле, который придают этому слову, народной страстью или добродетелью?   Имея в руках историю, я не колеблясь, отвечаю на этот вопрос решительным нет...»[7]. 
Разумеется, ставить знак абсолютного равенства между Бакуниным и о. Даниилом не следует хотя бы потому, что Бакунин - социалист, и патриотизм для него - одно из препятствий социализму, хотя сходство все равно есть: «С точки зрения современногo сознания человечности и справедливости, какими, благодаря прошедшему развитию истории, мы их теперь наконец понимаем, патриотизм является привычкой дурной, узкой и злополучной, ибо он является отрицанием человеческого равенства и солидарности. Социальный вопрос, практически выставленный в настоящее время рабочим миром Европы и Америки, и разрешение которого возможно не иначе, как с уничтожением границ Государств, необходимо стремится искоренить эту традиционную привычку из сознания рабочих всех стран» [8]. В принципе высказывания многих радикальных уранополитов (например, иерея Алексея Шляпина) очень похожи, нужно только вместо слова «социализм» поставить христианство.
Кроме анархиста-безбожника Бакунина, «ложь патриотизма» изобличал известный писатель, и по совместительству - религиозный (но антицерковный) философ Л.Н. Толстой. Толстой утверждал, что патриотизм, любовь к своему народу, обязательно приводит ко вреду других народов: «... не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, - не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), - а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств»[9]. 
Должен сделать одну важную оговорку. Толстой выступал против патриотизма главным образом с позиции пацифизма, непротивленчества: «Производит же войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать. Патриотизм или Мир?"[10]. О. Даниил же никаким непротивленцем и пацифистом  не был. И все же в своем отношении к патриотизму они явно близки. К его высказыванию о столкновении грузинского и осетинского патриотизма сия мысль вполне подходит. 
Наши святые обличали учение Толстого не только в его антицерковном, но и в антипатриотическом пункте. Николай Японский его даже врагом России назвал. Читаем в его дневнике:
«Репортер «Хооцисимбун» приходит, спрашивает:
- Какое отношение патриотизма к религии? - Патриотизм - чувство естественное, вложенное Творцом в природу человека, как чувство птицы к своему гнезду, оленя к своему стаду. Религия только освящает его, углубляет и укрепляет. - Как в России это чувство? - У настоящих русских людей совершенно так же. - Что граф Толстой? - По последнему периоду своего писательства - враг России»[11]. 
Но сие заявление св. Николая -  это уже век двадцатый. Учение Льва Толстого в антипатриотическом пункте обличал еще ранее (в 19 веке)  св. Феофан Затворник: «Какие это глупые студенты, что верят Л. Толстому, который ни во что не верит. У него нет ни Бога, ни души, и ничего святого. Он пишет глупости только для того, чтобы смутить верующих, и все криво толкует. - На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение, и в ветхом и в новом завете. А у нас сколько князей прославлены мощами? кои однако ж воевали. В Киевопечерской Лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? и как было не воевать с ними»[12]. 
Толстой - особое явление в русской философской мысли. Если Бакунин был противником не только патриотизма, но и религии, то Толстой, хоть и был противником Церкви, безбожником не являлся. Он был по-своему религиозным человеком, хотя и еретиком. Как и Бакунин, он ставил в вину Церкви поощрение патриотизма, но он считал это изменой христианскому вероучению. Хотя сам о. Даниил не любил Толстого и даже отказывал ему в литературном таланте, именно у Толстого мы находим взгляды, близкие о. Даниилу: «Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма... Хотят или не хотят этого люди, вопрос ясно стоит перед человечеством: каким образом может тот патриотизм, от которого происходят неисчислимые как физические, так и нравственные страдания людей, -  быть нужным и быть добродетелью?»[13].
Сие утверждение Толстого если не совпадает, то, по крайней мере,  очень близко тому, что говорил о. Даниил Сысоев. Например, в статье  «О патриотических чувствах и Небе»: «Бог не дал в Писании и Предании заповеди "любви к Родине", а потому недопустимо считать патриотизм религиозной добродетелью. То, чего Бог не заповедал, заповедью не является»[14]. 
И, судя по всему, такое воззрение стало распространяться в среде верующих людей. Видимо, это и подвигло св. Феофана Затворника к проповеди «И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают», которая является самой настоящей апологией христианского патриотизма. Эта проповедь замечательна тем, что обращена она к гражданским людям, а не военным.  В ней св. Феофан говорит: 
«В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, «творити молитвы, моления, прошения, благодарения» (1Тим.2:1) за Царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что, служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое? Если здесь приносим мы благодарение Богу за прошедшие успехи в служении общественном и просим помощи на дальнейшее в нем преуспеяние, если, т. е., сие служение отсюда как бы исходит и сюда же возвращается, то когда действительно, может быть, кого отвлекает оно от служения Богу и ослабляет в ком дух благочестия: «не зависит ли это от вины нашей, а не от самого служения? Когда Господь говорит: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мф.22:21), то внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Свойство же самого дела показывает, что как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия: так и общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления. В сем несомненно уверимся, если внимательнее рассмотрим учение Апостольское о служении общественном (Рим.13:1-8)... 
...Говорить ли, наконец, о том, какое обширное представляется в обществе поприще для упражнения любви к ближним, которая есть вторая главнейшая заповедь - ближайшее средство к Богоугождению (1Ин.4:16) и прямейший путь в Царство небесное, когда это очевидно само собою; ибо общество есть союз людей взаимно работающих друг для друга, или, что то же,-ходящих в делах любви?"[15].
Вообще антипатриотические идеи  начали распространяться в обществе того времени, особенно в его «прогрессивной» части. М. Бакунин и Л. Толстой явились лишь выразителями настроений «пятой колонны» в России 19-го века. В отличие от них, наши святые, живущие в том же 19-м веке,  положительно относились к патриотизму, и не усматривали в патриотизме «глубокое нарушение логики». Уранополитам, которые предпочитают опираться именно на святых, а не на сомнительных философов, следует определиться, чье понимание Евангелия им ближе - наших святых или Л. Н. Толстого. 

Ссылки:
1. Сысоев Даниил, священник. На чью точку зрения надо ориентироваться?  http://pr-daniil.livejournal.com/40420.html

2. Сысоев Даниил, священник. Кто для нас свой, а кто чужой// Комментарий А. Шорникова http://pr-daniil.livejournal.com/60265.html?thread=1226089#t1226089

3. Свт. Иннокентий Херсонский  Слова по случаю общественных бедствий// Слово по случаю уныния и смущения народных мыслей об оставлении нами южной части Севастополя   http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=sposob#innc46

4. Преподобный Антоний Оптинский Наука о преданности воле Божией. Письма. 8 Февраля 1855 г. http://tvereparhia.ru/publikaczii/svyatootecheskaya-stranitsa/4717-prepodobnyj-antonij-optinskij-nauka-o-predannosti-vole-bozhiej

5. Преподобный Антоний Оптинский Наука о преданности воле Божией. Письма. 16 февраля 1855 г. http://tvereparhia.ru/publikaczii/svyatootecheskaya-stranitsa/4717-prepodobnyj-antonij-optinskij-nauka-o-predannosti-vole-bozhiej

6. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Аскетические опыты. Том 2.// Речь при отпевании капитана I ранга К. Г. Попандопуло 4 марта 1858 http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1898#part_23800

7. М. Бакунин. «Письма о патриотизме», Письмо Пятое Женева 25 мая 1869 г. - Le Progres (29 мая 1890 г.), стр. 2--3.

8. М. Бакунин. «Письма о патриотизме», Le Progres, 17 (21 августа. 1869 г.) стр. 2--4. http://az.lib.ru/b/bakunin_m_a/text_0220.shtml

9. Толстой Лев Николаевич. Патриотизм и правительство. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1180.shtml 

10. Толстой Лев Николаевич. Патриотизм или мир? http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml

11. Николай Японский (Касаткин) Дневники 1870-1911 гг. 7 (20) августа 1909. Пятница http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

12. Святитель Феофан Затворник. Письмо 924. Ответ просящему что-либо из одежд святителя. О Льве Толстом. Наши врачеватели. Ответ на вопросы по духовничеству. Всезнайка http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/pisma=10#1_24

13. Толстой Лев Николаевич. Патриотизм или Мир?"[12]. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml

14. Сысоев Даниил, священник. О патриотических чувствах и Небе. http://pr-daniil.livejournal.com/49946.html

15. Святитель Феофан Затворник. Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще. (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам 1859-1866гг) // И гражданская жизнь есть поприще богоугождения для тех, кои труды по ней Богу посвящают. http://azbyka.ru/otechnik/?Feofan_Zatvornik/sbornik-slov-posvjashhennykh-bogougodnoj-zhizni-voobshhe=1_1

 

Впервые опубликовано на сайте Православие.ФМ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Хамзатович Давлетшин
Все статьи Тимур Хамзатович Давлетшин
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12