22 февраля в петербургском Александровском Императорском лицее прошла научно-практическая конференция «Русский вопрос в ХХI веке: сохранение народонаселения», организованная Собором православной интеллигенции Санкт-Петербурга. Начинаем публикацию докладов конференции.
***
Современная Конституция РФ официально запрещает какую-либо идеологию. Однако стран без идеологии не бывает.
Прежде всего, следует признать, что в нашей стране на рубеже 1980-х-90-х годов произошла буржуазная революция. Правда, в отличие от классических буржуазных революций, она отняла собственность и власть не у феодалов, а у народа и государства. При этом революционная операция 90-х отнюдь не была стихийной, но явилась результатом тщательного планирования в высоких кабинетах тогдашней власти. Вот слова доктора философии, советника президента Ельцина А.Ракитова: «Не исключено, что в течение ближайшего времени спад производства может достичь 40%, а то и более. Россия будет сотрясаться взрывами анархии, мятежами и конфликтами, голодом, эпидемиями, социально-культурным распадом, национально-территориальными конфликтами, общим упадком интеллектуального потенциала и другими негативными, разрушительными по своим последствиям процессами. И все же другого выхода, кроме либеризации цен, финансовой диктатуры, жесткой стабилизационной политики, у нас нет» (Вопросы философии, 1992,N5). Широкая публика этих слов, разумеется, не читала. Зато в каждом государственном ведомстве при Гайдаре сидело по американскому советнику, да не по одному. В результате главный геополитический противник США был повержен.
С тех пор прошло более 20-ти лет, однако мы до сих пор спорим о том, кому принадлежит реальная власть в России. У нас существует жесткая президентская власть, что пока спасает нашу страну от тех вихрей, которые бушуют на соседней Украине. Но значит ли это, что президент может всё? У него, несомненно, есть политическая воля, но кто будет её осуществлять?
Фактическую власть в России сегодня осуществляет капитал. Не либералы, не националисты, и не христиане, а именно деньги, точнее, люди денег. Капитализм - это власть денег на всех уровнях. Это непрерывно расширяющееся производство меновых стоимостей (товаров) ради достижения прибыли. Неважно, работает человек за станком или за компьютером - он (рабочий, крестьянин, писатель) всё равно отдаст свою долю. Так устроен капитализм - деньги идут к деньгам. Рынок съест всё. Если свободному рынку нечто мешает, это нечто будет устранено - мораль, границы, национальные интересы, государства, церкви рынку не нужны. Запад во главе с США выступает сегодня как коллективный капиталист («золотой миллиард»), в то время как «третий» мир и примкнувший к нему «второй» (бывший СССР, его республики и союзники) оказываются в роли мирового пролетариата, подтверждая тем самым относительную правоту концепций Маркса. Человек ныне действительно «экономический персонаж», а потом уже христианин или иудей, русский или японец, мужчина или женщина, гений или бездарь. Каждый из них имеет свой денежный эквивалент, и скоро будет иметь свой наружный или внутренний номер (чип). Большой Брат сегодня почти абсолютен. Однако это не избавляет мировой капитал от кризиса. Мы уже живем в сплошном кризисе. Знаки в принципе разошлись с вещами. Собственно, это и есть конец истории.
Особенно трудно переживает навязанную ей капитализацию Россия. Капитализм на Руси порождает главную опасность для страны - всеобщую продажность. В отличие от Европы, у нас не было протестантской Реформации, которая религиозно узаконила богатство. Именно на идеях этой Реформации возрос западный капитализм, в сущности, отменивший заповедь о том, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в царство небесное. Протестанты в лице своих вождей Лютера и особенно Кальвина и Цвингли решили наоборот: если ты богат, значит, тебя Бог любит. Собственность, таким образом, оказывалась священной
У нас иначе. У нас собственность не священна. Более того, если ты богат, то тем самым ты на подозрении. Воровство и взятка - это парадоксальная реакция русского национального характера на власть денег. Капитал, как известно, есть кража. Воруют, оказывается, в минобороны и в космосе, и женщины, и мужчины. Хорошо, что стали их - во всяком случае, некоторых - судить. Но уголовными мерами тут не справиться. Нужна единая национальная цель, Общее Дело, как выражался Николай Федоров. Цель, внутренне разделяемая всем народом. Тогда появится не только административный, но именно народный (демократический, если угодно) контроль. И президенту это придется понять, приняв крутые кадровые решения. Сидеть на двух стульях - с имперской вертикалью и правительством либералов - больше не получится. Иначе его самого, да и России не будет.
Советская форма социализма исчерпала себя. Однако это не означает конца социализма вообще. Социализм для России - не понятие, а судьба. И не только потому, что 70 лет ХХ века она прожила при социализме, принеся за него жертву - от красно-белого террора и гражданской войны до «ленинградского дела». Дело в том, что русский социализм - не заговор «иудомасонов» или «банды Ленина-Сталина» - а извращенная форма русской национальной идеи. Именно он спас страну в 1917 году от предательства Февраля и «демократии» керенщины, и господствовал в России почти на всем протяжении ХХ века. В СССР было много хорошего, однако человек там оказывался в первую очередь элементом государственной машины, а культура - классовой идеологией. Исторический материализм - это именно материально-производственно-распределительная концепция, из которой коммунисты-догматики сделали универсальную философию - и ошиблись. Грубо говоря, эта концепция отлично работает на уровне живота, но не выше. Кто не работает, тот не ест - это сказал не Маркс, а апостол Павел.
Современный номенклатурный капитализм в России, совокупно с виртуальным капитализмом на Западе, как нельзя лучше подтверждает экономическую правоту и мировоззренческую ущербность марксизма. Нынешний российский нувориш, не задумываясь, продаст Родину, если он сорвет на этом свой барыш. Родина для него там, где меньше налоги. Однако освобождение от власти компрадорской псевдоэлиты возможно только с опорой на более глубокие религиозно-национальные и имперские концепции. Основные черты этой концепции новой России сформулированы президентом Путиным на Валдайском форуме в сентябре прошлого года: «Россия - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России».
Вот отсюда и может вырасти русский социализм, способный сопротивляться той цивилизации, где однополый союз называют семьей, а веру в Бога приравнивают к вере в сатану. Идейной основой российского социализма - то есть общенациональной собственности на стратегические ресурсы и средства страны - вполне может быть православное христианство в государственной форме конституционной или соборной монархии. У нас и сейчас по конституции у президента больше прав, чем у последнего императора. Трудность здесь в том, что многие христиане не любят социализма, а многие социалисты не знают православия. Но всё остальное ещё хуже.
Православный социализм - это разумное сочетание всех видов собственности (частной, групповой, общенародной) под эгидой мощного государства. Нечто вроде НЭПа, с радикальным отличием в плане религиозно-национальной, а не классовой сущности этого государства. Разумеется, с национализацией стратегических природных ресурсов.
В идеале нам нужна православная российская империя во главе с законным Царем. Пока этого нет, нам необходимо формировать и поддерживать промежуточные ступени на пути к этому единственно органичному для русского народа типу государственности - в виде жесткой президентской вертикали, опирающейся на нелиберальную национальную демократию. Альтернативой такому подходу является кровавый хаос, что мы и наблюдали на Украине. Или прямое назначение правительства из Вашингтона, что мы наблюдаем там теперь.
Шанс сохранить православно-русскую цивилизацию (русский мир) ещё на некоторое историческое время пока есть. Но завтра может быть поздно. Русский народ уже подключен к мировым демоническим электронным сетям. В случае неисполнимости русского православного социализма христианам останется только одно - катакомбная Церковь и личное спасение.
Казин Александр Леонидович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой искусствознания Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, член Союза писателей и Союза кинематографистов России, член совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга