12 сентября с.г. Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона № 67825-6 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в части определения порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий).
Законопроектом устанавливается новый порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Если до настоящего времени Комиссии создавались в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, то с принятием законопроекта они будут создаваться на территории субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В результате Комиссии по делам несовершеннолетних выводятся из подчинения какого-либо ведомства и приобретают особый статус. При Правительстве РФ уже создана такая Комиссия по делам несовершеннолетних, которая осуществляет методическое руководство деятельностью региональных Комиссий и издает нормативные правовые акты, регламентирующие их работу. Законопроект позволит преобразовать Комиссии по делам несовершеннолетних в систему специальных органов при органах государственной власти на всей территории РФ.
Согласно законопроекту, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав получают властные полномочия. Их постановления приобретают обязательный характер для всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последние обязаны отчитываться об исполнении принятого КДН и ЗП постановления в установленный в нем срок.
Необходимо отметить, что согласно действующему законодательству Комиссии по делам несовершеннолетних уже наделены координирующими функциями. Новым же является именно властный характер предписаний Комиссий и их особый надведомственный статус.
При этом в постановлении КДН и ЗП в обязательном порядке должны быть указаны выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
Таким образом, Комиссиям по делам несовершеннолетних придается статус «миниправительств в отношении детства», - аналога финской Барневарн, немецкой Югендамт и других ювенальных органов, которые строго следят за соблюдением прав ребенка в семье и отбирают детей в случае малейшей «провинности» родителей.
Следует иметь в виду, что к полномочиям Комиссии по делам несовершеннолетних относится определение судьбы ребенка и его семьи, включая изъятие детей из конкретных семей, а также выбор формы индивидуальной профилактической работы с ребенком в семье или его устройства в приют.
Уже сегодня районные (городские), районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены полномочиями внесудебного органа превентивной юстиции. Они осуществляют превентивное (опережающее) правосудие, привлекая к ответственности родителей по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях (за ненадлежащее содержание и воспитание ребенка).
При таких условиях повышать статус органов, принимающих решение об изъятии детей и карающих родителей, делая их ещё более властными и независимыми, значит последовательно достраивать ювенальную систему в нашей стране. Это может повлечь новые репрессии в отношении семей.
Причем привлечь членов Комиссии к должностной ответственности в случае злоупотребления своими полномочиями практически невозможно. Ведь это комиссионный орган, где все решения принимаются сообща, а, значит, и спросить не с кого. В состав Комиссии обычно входят представители органа опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних МВД, прокуратуры и других органов профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Придание особого статуса Комиссиям по делам несовершеннолетних наряду с наделением их широкими властными полномочиями в решении судьбы ребенка и его семьи при отсутствии реальной ответственности является коррупциогенным фактором и создаёт почву для произвола и злоупотреблений.
Данный законопроект является частью более широкого проекта, представленного 27 апреля 2010 года Общественной палатой РФ под названием: «Государственная система сопровождения семьи в России», в.котором было предложено принять ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на защиту детства.
Проект вызвал возмущенное сопротивление институтов гражданского общества. У здания Общественной палаты РФ состоялся митинг «Общество против Общественной палаты», на котором лидеры тридцати общественных организаций подписали коллективное обращение к Президенту Российской Федерации с требованием остановить «ювенальный проект» и передали его в Администрацию Президента РФ вместе с очередной партией собранных подписей граждан под письмами протеста.
В итоге прохождение проекта удалось остановить.
Теперь он проводится тихо и по частям. Первая его часть: "социальный патронат" тесно связана с данным законопроектом и составляет единую систему "сопровождения семьи". Осуществление индивидуальной профилактической работы с ребенком в форме социального патроната или устройство ребенка в специальное учреждение на реабилитацию производится органом опеки и попечительства в соответствии с планом мероприятий по защите прав ребенка, утверждаемым районной Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
По замыслу авторов проекта делать всё это планируется через НКО (некоммерческие общественные организации), которые должны состоять в договорных отношениях с Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти организации приобретают право раннего выявления семейного неблагополучия и работы с проблемными семьями. Предполагается их участие в рейдах, проверках, осуществление контактов с семьей и составление актов обследования условий жизни ребенка, вынесение предложения по принятию мер по защите прав и интересов конкретных детей, осуществление патроната и т.д.. Примечательно, что те же самые организации приобретают эксклюзивное право устраивать выявленных ими детей на усыновление в приёмные семьи. То есть, прослеживается коррупционная схема работы под заказ.
О принципиальной позиции такой «общественности» говорить не приходится, так как деятельность этих организаций оплачивается Комиссиями за счет грантов, выделяемых на поддержку социально-ориентированных НКО. И если действия государственных структур (в частности, органов опеки) в случае злоупотребления должностными полномочиями родители могут обжаловать в суд или в вышестоящие организации, то действия общественных организаций не подлежат обжалованию ни в судебных, ни в административных органах. В результате родители делаются совершенно беззащитными перед произволом ювенальных органов, действующих под прикрытием общественных организаций. За рубежом самые страшные вещи творятся руками именно такой оплаченной, ручной «общественности».
Против этого давно и непримиримо выступает родительская общественность. Так, в резолюциях I Всероссийского родительского форума "Спасём семью - спасём Россию", состоявшегося в ККЗ "Пушкинский" в Москве 22 декабря 2010 года, в частности, говорилось: "Считаем, что привлечение к данной деятельности некоммерческих организаций является попыткой нарушения конституционных прав граждан через уполномоченные НКО, члены которых не подлежат привлечению к должностной ответственности, подменой социальной функции этих организаций властными полномочиями государственных органов и попыткой их двойного финансирования". Ранее состоялись митинги и иные массовые акции против социального патроната, на которых выдвигались аналогичные требования.
Таким образом, данный законопроект представляет собой очередной кирпичик в выстраивании в России здания ювенальной системы, то есть западной системы защиты прав детей, под предлогом нарушения которых всевластные и никому не подотчётные ювенальные органы способны отобрать ребенка практически у любой семьи.
В заключении Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей прямо говорится, что принятие данного законопроекта является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка.
Само анти-ювенальное движение в России началось с сопротивления этому проекту.
Так, 12 ноября 2009 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: "Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации", на которых было принято решение о разработке и внесении в действующее законодательство изменений, касающихся повышения статуса КДН и ЗП и наделения их властными полномочиями.
На этих слушаниях лидерам общественных организаций слова не дали. Зато представители международных структур прямо заявляли о том, что Россия примет ювенальную систему независимо от того, хочет её народ этого или нет, так как у неё, якобы, нет своей системы защиты детей.
В ответ были созваны первые общественные слушания в ККЗ "Пушкинский" в Москве, на которых общественность впервые заявила о своем несогласии с введением в России ювенальной системы и о начале работы над созданием собственного, альтернативного проекта защиты семьи, основанного на традиционных для России духовно-нравственных ценностях.. Сегодня этот проект готов и направлен Ассоциацией родительских комитетов и сообществ России «АРКС» в Государственную Думу, где проходит нулевое чтение.
За эти годы прошло ещё множество общественных слушаний, круглых столов, конференций, митингов, шествий и пикетов, состоялось три Всероссийских родительских форума, на которых общественность многократно заявляла о неприятии ювенальной системы в целом и указанных проектов в частности, а также о поддержке родительской альтернативы.
И вот теперь, как будто с чистого листа, как будто не было всей это многолетней борьбы, законопроект проведен через Госдуму без всякого учета мнения общественности. Это нельзя назвать иначе, как попранием воли народа, выраженной на многотысячных массовых акциях, в 146 тысячах подписей, переданных в приемную Президента РФ и 60 тысячах писем в Государственную Думу. Это нельзя назвать иначе, как очередной попыткой дестабилизировать ситуацию в государстве и настроить народ России против руководства страны.
Если мы позволим принять такие документы, как законопроект о комиссиях по делам несовершеннолетних и о социальном патронате, то ювенальная система в России будет фактически введена и альтернативный законопроект, подготовленный родительской общественностью, потеряет свою актуальность.
Этого нельзя допустить. Наш долг воспротивиться тому, чтобы в России появился самовластный ювенальный орган, который сможет вторгнуться в жизнь любой семьи и изъять из неё детей.
Ольга Владимировна Леткова, директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ "АРКС"
Продолжение следует...
7. Ответ на 5., Олегк:
6. Re: Новые угрозы ювенальной юстиции
5. Re: Новые угрозы ювенальной юстиции
4. Re: Новые угрозы ювенальной юстиции
3. Ответ на 1., АРТАБАН:
2. Re: Новые угрозы ювенальной юстиции
1. без всякого учета мнения общественности.