На рассмотрении Государственной Думы находились сразу два законопроекта об образовании. Один из них разработан Министерством образования, а второй - альтернативный, написан депутатами Госдумы - членами политической партии КПРФ и называется он - Закон «О народном образовании».
Депутаты Госдумы проголосовали за официальный законопроект, который представило Министерство образования. 292 человека поддержали закон, «против» проголосовало 77 человек. 292 человека - это голоса единороссов и ЛДПР. Что касается альтернативного закона, то его поддержали 209 человек. Это – голоса членов фракции КПРФ и ЛДПР, а также, за исключением троих, голоса «Справедливой России».
Таким образом, законопроект Минобрнауки парламентское большинство одобрило, а альтернативный вариант был отклонен.
Необходимо отметить, что первое чтение - это не окончательное принятие законопроекта, а голосование пока только за концепцию, то есть идею законопроекта.
Но уже понятно, какой текст в данном случае взят за основу и что нас ожидает в будущем.
А ждет нас много нового и интересного.
Так, согласно положениям законопроекта, родители теперь будут платить и за нахождение ребенка в детском саду, и за пребывание детей в группах продленного дня в школах. Оплате подлежит именно уход и присмотр за детьми. Поэтому и школа, и детский сад становятся платными. Причем в законопроекте цена услуги никак не ограничивается. Сказано только, что её будут устанавливать учредители образовательных организаций по собственному усмотрению. Нетрудно догадаться, что цены будет диктовать свободный рынок. Это может сделать недоступным пребывание детей в детских садах и в школах после занятий.
Между тем, сегодня в нашей стране забота о детях провозглашается одним из основных приоритетов государственной политики. Особое место уделяется борьбе с безнадзорностью, отсутствием родительского попечения. Но в таком случае, как можно принимать подобные нормы? Ведь именно они выталкивают множество детей из вполне благополучных семей на улицу. Одновременно новые законодательные инициативы обязывают родителей не оставлять детей без присмотра. Следовательно, это опять удар по родительскому «карману»: или платите за продленку, или нанимайте нянь. При этом родители будут нести ответственность, если с ребенком что-нибудь случится в этот период времени, или если ребенок просто окажется один. А если учесть ювенальную направленность нынешнего законодательства, то такая искусственная «маргинализация» семей с детьми может повлечь массовые репрессии в отношении родителей, не сумевших оплатить нахождение своего ребенка в образовательной организации.
Кроме того, платным станет пребывание детей и в школах-интернатах. Возможность поместить детей в интернат всегда была хорошей подмогой семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это была реальная альтернатива сиротским организациям. Нашей Ассоциации не раз удавалось перевести ребенка из приюта в школу-интернат с тем, чтобы сохранить ему родную семью, когда родители действительно не могли заботиться о нем из-за бедности, по болезни или в иных случаях тяжелого стечения обстоятельств. Ребенок пять дней находился в интернате на обучении, а выходные проводил дома, он не становился сиротой. Теперь этот «спасательный круг» для нуждающихся в помощи семей, отобран.
Питание в школах тоже, скорее всего, станет платным, так как его финансовое обеспечение перекладывается на бюджеты субъектов Российской Федерации и будет осуществляться только в том случае, если они сами установят у себя в регионе такую норму. Там, где субъекты не захотят добровольно раскошелиться на питание в детских садах и школах, платить за это опять будут родители.
Нам также грозит снижение общего уровня образованности наших детей. Ведь согласно законопроекту, обязательными к преподаванию в школе будут предметы, установленные в Федеральном образовательном стандарте. А он, в свою очередь, устанавливается исполнительными органами государственной власти. Это подзаконный нормативный акт, который принимается в одностороннем порядке без какого-либо обсуждения и в любое время может быть изменен тем же кулуарным способом. Таким образом, мы лишаемся каких-либо гарантий получения полноценного образования, не говоря уже о том, что обучение детей за пределами образовательных стандартов будет оплачиваться из всё тех же бездонных карманов родителей.
В законопроекте также не нашли своё место нормы, направленные на защиту нравственности учеников и их психического здоровья. А ведь недавно вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Школа должна заботиться о том, чтобы ученики в стенах образовательных учреждений были защищены не только физически, но и информационно.
В законопроект не вошли положения, защищающие родителей от сбора, использования и передачи персональных данных и сведений о частной жизни всех членов семьи, которые не имеют отношения к образовательному процессу. Сегодня это повсеместная практика, вызывающая массовые жалобы и тревогу родителей.
Наиболее острый вопрос касается ЕГЭ. Подавляющее большинство родителей, экспертов и учителей требуют, чтобы у учеников школ была возможность сдавать экзамен в традиционной форме. Это связано не столько с трудностью сдачи этого экзамена, сколько с его негативным воздействием на детей. Процесс образования в школах превратился в «натаскивание» учеников на экзаменационные тесты. В результате школьники не приучаются думать, анализировать, исследовать материал, то есть они не становятся творческими, самостоятельно мыслящими личностями. Многие педагоги высшей школы жалуются, что поколение детей - ЕГЭ не способны самостоятельно принимать профессиональные решения. Для этого им нужно знать правильный ответ. Эта деформация подрастающих поколений, их интеллектуальное обнищание, влечет для нашего общества самые печальные последствия. Нам следует объективно оценить итоги введения в России ЕГЭ и как минимум дать людям альтернативу.
Между тем, иностранное влияние в сфере образования значительно расширяется. Так, согласно законопроекту, учредителями образовательных организаций могут быть и иностранные лица. А язык обучения будет определяться самой образовательной организацией. До сих пор у нас в стране был один государственный язык-русский, на котором и происходило обучение. Субъекты Федерации могли добавлять свои языки в качестве регионального компонента. Теперь каждый субъект Федерации сможет проводить обучение только на своем языке. Это значит, что мы теряем единое языковое пространство. Обучившись на одном языке, дети не смогут поступить в ВУЗ на территории другого субъекта Федерации или преодолеть языковой барьер при переезде в другой регион. Не говоря уже о том, что это первый шаг к разделу территориальной целостности государства. Иностранные организации также смогут готовить на территории России наиболее одаренных детей исключительно для себя, способствуя «утечке мозгов» за рубеж.
Родители на всем протяжении обсуждения законопроекта отстаивали возможность своего участия в управлении образовательными организациями, влияния на образовательный процесс. И в редакции законопроекта, внесенного в Государственную Думу, предусмотрены «Советы родителей», как орган самоуправления образовательной организации. Однако, согласно законопроекту, они могут образовываться только в том случае, если это предусмотрено в уставе самой образовательной организации. То есть, Советы родителей будут только в тех образовательных организациях, где учредители сами захотят создать такой орган. Не трудно догадаться, что организации, деятельность которых может вызвать недовольство родителей, вряд ли станут образовывать у себя дополнительный контрольный орган, Да и закрыть его можно будет в любой момент простым решением учредителей о внесении изменений в Устав образовательной организации. Такое положение делает не работающей схему участия родителей в образовательном процессе. Однако – образование ребенка – это в первую очередь право родителя как его законного представителя. А в ситуации всё большей коммерциализации образования родители становятся ещё и заказчиками образовательных услуг. И они должны иметь возможность контроля качества их выполнения. Поэтому законопроект должен содержать работающие правовые механизмы, обеспечивающие родителям возможность полноценного осуществления своих прав.
10 октября в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по законопроекту «Об образовании», на которых представители АРКС изложили основные претензии к нему родительской общественности. Наша позиция нашла понимание у заместителя Председателя думского Комитета по образованию Олега Смолина. Мы направим ему свои поправки в соответствии с регламентом Госдумы в тридцатидневный срок после принятия законопроекта в первом чтении.
Будут ли они удовлетворены Госдумой и в каком объеме, пока не известно. Это во многом зависит от активности родительской общественности. Возможно, что-то удастся изменить.
Однако какие бы поправки не были учтены Государственной Думой, концепция законопроекта уже принята и жить нам теперь придется по закону Минобраза. А это значит, что мы распрощались с общедоступным, бесплатным, всеобщим и поистине НАРОДНЫМ образованием.
Ольга Леткова, директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России «АРКС»
4. Либералов-прозападников в топку!
3. Ответ на 1., дезинфектор:
2. Re: Прощай, народное образование!
1. Re: Прощай, народное образование!