Почему нам необходим православный социализм?

Выступление на Четвертом Предсоборном Совещании монархических сил, 26 октября 2012 г.

Православный социализм 
0
3413
Время на чтение 9 минут

Прежде всего, я хочу поблагодарить устроителей за предоставленную мне возможность выступить в столь авторитетном собрании.

Начну с очевидного. Ни для кого не секрет, что ныне Россия находится в крайне тяжелом состоянии, просто на грани бытия. Развал экономики, несправедливость социальной структуры, упадок культуры, бытовой разврат, кризис национальной жизни, провал демографии - все это хорошо известно. И причина этого тоже очевидна: несвойственный русской цивилизации социальный строй - капитализм. Попросту говоря, мы гибнем от рынка, делающего из русского человека эгоиста и морального урода.

Капитализм был навязан нам Западом - нашим всегдашним, наиболее злым и сильным противником. Именно примат личной выгоды перед общими интересами, провоцируемый капиталистическим рынком, разрушает глубинные основы русской жизни и делает Россию беззащитной перед западной экспансией. И выскочить из этого капкана, оставаясь в рамках капитализма,  у нас шансов нет. Поэтому, чтобы выжить, Россия должна отбросить губящий ее социальный строй, выработать и реализовать иной образ социального бытия. Какой?

Прежде всего, опирающийся на традицию, на многовековую историю русской цивилизации. Наша история показывает, что наиболее успешные ее периоды были связаны не с развитием рынка, а с утверждением идеи служения (Богу, царю, отечеству, народу, общине), которая требует иной, нерыночной, модели экономики. Таковы периоды Московского царства (XVI-XVII века) и советского социализма (XX век). В то же время периоды, когда Россия втягивалась в рыночную стихию (вторая половина XIX в., XXI  век), приводили к быстрой потере хозяйственной независимости (а ныне - фактически и государственной независимости).

Далее, необходимо, чтобы чаемый социальный строй был морально выше навязываемого нам капитализма. Только более высокое целеполагание общества может обеспечить победу. Раньше мы всегда это понимали, и недаром наши предки называли себя Святой Русью, т.е. ставил самую высокую планку, какую только может поставить перед собой народ как целое.  Иначе говоря, будущее России связано с нравственно более высоким экономическим строем, чем капитализм.

Наконец, в национально-государственную идеологию должна быть введена религиозная составляющая. В случае России - Православие, поскольку именно оно исторически явилось государственно-образующей религией России. И неудивительно, что по данным социологических опросов, более 70% населения России считает себя православными. Но дело не только в этом. Православие - подтвержденная веками, проверенная истина, и потому следование ей является нашей святой обязанностью. Православие же говорит со всей определенностью, что культ мамоны несовместим  с верой в Бога. «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24) говорит Спаситель. Но именно на это - на служение деньгам, наживе, прибыли, в общем, на служение мамоне и толкает нас рыночная экономика. Разумеется, не все этому нажиму поддаются, но таковые оказываются идущими против течения и потому подвергаются опасности быть выброшенными из социума. Большинство же выбирает мейнстрим, а вместе с ним и культ мамоны. Отсюда ясно, что капитализм - социальный строй, удаляющий человека от Бога. О том же говорит и история человечества, в которой наступление капитализма как правило было связано с  упадком веры и маргинализацией религии.

России необходим православный социализм. Что это такое? Если сказать одной фразой, то это - социалистическая экономика, поддерживаемая православной идеологией. Конечно, этот тезис требует расшифровки

Под социалистической экономикой подразумевается экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства. Причем, было бы точнее сказать - государственной собственности. Частный сектор, как и сектор кооперативно-общинной собственности остаются, но они не играют первостепенной роли. Причем частный сектор находится под жестким ценовым контролем государства и фактически представляет собой отстойник для людей, которые иначе как частными предпринимателями себя не мыслить не могут. Локомотивом же социалистической экономики являются государственные предприятия, работающие по единому государственному плану. Прообразом такой экономики служит экономика «сталинского» периода 30-х -50-х годов XX в.

Однако православный социализм кардинально отличается от советского социализма другой идеологией - православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера.  В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая экономика  не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо ближе к идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика. 

Другое важное положение православной идеологии -  православное государство, с одной стороны владеющее мощным комплексом государственных предприятий, а с другой стороны, - признающее авторитет Православной Церкви и сотрудничающее с ней в государственных делах. Тем самым Православная Церковь получает статус выделенный, государственный. Разумеется, Церковь в текущих делах управления не участвует, но она определяет общий курс и влияет на  наиважнейшие, судьбоносные для России решения. В смысле политического устройства крайне желательна православная монархия.

Тут необходимо разъяснение. Дело в том, что не бывает монархического социального строя. А есть строй капиталистический и есть строй социалистический. Монархия - лишь форма власти, и для нее, как и для любой власти, решающую роль играет то, какой строй она поддерживает. Однако сочетание монархии и социализма оказывается чрезвычайно органичным. Ибо только при государственной собственности на средства производства самодержавие являет свое подлинное величие. При капитализме  производительными силами владеет буржуазия. Поэтому она фактически и правит. Отсюда все эти кукольные, ничего не решающие и ничем не управляющие монархии на Западе. При социализме же Государь действительно реально владеет богатством страны и потому обладает огромной властью. И, следовательно, - может успешно поддерживать православный социализм, и, несмотря на сопротивление, вести наш народ по этому спасительному пути.

Такова в самых  общих чертах социальная конструкция православного социализма. Конечно,  это только самая общая схема, которая порождает массу вопросов. Например.

Совместим ли социализм с православием? Зачастую высказывается мнение, что такое совмещение - абсурд, «круглый квадрат», и потому в жизни реализовано быть не может. По этому поводу заметим, что Несовместимы православие и ислам, несовместимы социализм и капитализм, поскольку это идеи, занимающие одну и ту же нишу и конкурирующие между собой. А вот православие и социализм - сущности разнородные: они указывают на разные стороны бытия. И именно поэтому они в принципе могут быть совместимы.

Другое обычное возражение: православный социализм - это современный вариант хилиазма, построения Царства Божия на земле. Должен сказать, что это еще более дурацкое соображение. Дело в том, что в Царстве Божием нет смерти, нам нет болезней и печалей, нет греха. Таких целей православный социализм ни в коем случае не ставит - они недостижимы социальными средствами в нашем падшем мире. Цель иная - выстраивание социума, где соблюдается социальная справедливость. А это в свою очередь невозможно без исполнения заповедей Божиих - люби Бога и люби ближнего. Именно в рамках  православного социализма установление справедливости вполне возможно. Конечно, сама по себе государственная собственность справедливости не гарантирует - для этого нужно, чтобы государство поставило социальную справедливость в качестве главного приоритета. Но таким и должно быть православное государство.

Какова мотивация труда в православном социализме?  Православный социализм не отрицает необходимость материального обеспечения жизни человека. Но все же религиозная мотивация главенствует. Работать ради Бога, ради любви к ближнему, ради спасения в вечности - вот мотивы, как представляется, наиболее сильные для верующего человека. В то же время мотив наживы, стяжания как можно больше богатства  православный социализм не приемлет. И именно в этом - в мотивации труда - можно усмотреть его основное моральное преимущество перед рыночной экономикой.

Почему такой строй сможет противостоять западной экспансии? Потому что он ближе к Божьим заповедям, чем строй наших противников, и следовательно, угоден Создателю. Потому что он предполагает возрождение России на основе деятельного труда, направляемого нравственно высокой мотивацией. Потому что народ наш из нынешнего разобщенного и развращенного населения превращается в единый социальный организм, исповедующий высокие христианские ценности. Наша русская история эту уверенность подтверждает. Советский социализм, даже  имея атеистическую идеологию и крайне несовершенную мотивацию труда, долгое время противостоял превосходящим силам Запада, победил в страшной войне с гитлеризмом и построил великое государство. Имея более совершенную, истинную идеологию наш народ тем более сможет выстоять в этом новом витке противостояния. И более того, в православном социализме он сможет наконец-то достичь своей заветной цели - создания праведного социума. Россия дважды с разных сторон пыталась его реализовать - сначала со стороны христианства проектом «Третий Рим», а затем, со стороны социализма, Советским проектом. Достигнуть синтеза не удалось - оба проекта были лишь частичными реализациями православного социализма. Но история еще не кончилась, и Бог ждет от нас исполнения этой великой «русской идеи».

Разумеется, это далеко не все вопросы, которые можно задать. Автор не раз слышал: «ну а где же частная инициатива, чувство хозяина - ведь всего этого социализм не дает?»; «а где же свобода?», «не утопия ли все это?», или «не кажется ли автору, что это старый тоталитаризм, только в новой идеологической упаковке - разве мы этого не проходили?» Ответим - не кажется. Но в коротком выступлении обо всем не скажешь.

Укажем только, что главный враг, мешающий выстраиванию православного социализма, - ­ людской эгоизм. Бороться с ним можно двумя способами. Первый способ -  внутренняя работа над индивидуальными душами человеческими, искоренение в них греха и раскрытие их навстречу Богу-Любви. Это традиционный путь церковной жизни, покаяния и участия в таинствах Церкви. Но бороться с эгоизмом можно и иначе - путем выстраивания социальной среды, препятствующей проявлениям эгоизма и, наоборот, способствующей продвижению людей, думающих не о себе любимом, а о ближнем, о всех остальных, что выражается в патриотизме, коллективизме, самоотверженном труде на благо Родины, чувстве справедливости. Православный социализм сочетает в себе оба способа борьбы с эгоизмом, тем самым создавая главную предпосылку  для спасения людей в вечности.

Если говорить о конкретике, то для реализации православного социализма необходимы следующие шаги.

Первый. Россия должна восстановить свой промышленный потенциал, поддержать собственную промышленность и аграрный сектор, ввести разумную автаркию (в этом смысле вступление в ВТО - шаг самоубийственный). Необходимо восстановить армию, оснастить ее новейшими видами вооружения.

Второй. Надо создать православную идеологию, т.е. план организации российского социума на основе христианских ценностей. В основу идеологии должна быть положена идея православного социализма. Эта идеология должна быть взята нашей Церковью на вооружение.

Третий. Надо переломить демографическое вымирание русской нации. Русский крест должен изменить свой вид, так чтобы кривая рождаемости пошла вверх, а смертности - вниз. Это можно сделать на основе широкой популяризации многодетной православной семьи.

Четвертый. По выполнении, хотя бы частичном, предыдущих шагов, следующей главной задачей становится возрождение православного государства. И думается, что именно православная монархия позволит  наилучшим образом осуществить последующие шаги.

Шаг пятый. Необходимо воссоединение в единое государство православных славянских народов, прежде всего - русского, украинского и белорусского. Восстановление (пусть неполное) в географическом смысле Советского Союза - условие обязательное.

Шестой (самый трудный). Надо изменить экономический строй, национализировать предприятия (мирным путем), минимизировать частный сектор, возродить плановое хозяйство.

Наконец седьмой. Последний по порядку, но не по важности: создать сеть православных трудовых общин, «общин любви», в которых труд во славу Божию сочетался бы с братскими отношениями между людьми.

Каждый из этих шагов труден, проблематичен, поскольку и внешнее и внутреннее противодействие будет огромным. Хотя не невозможен - была бы воля к их осуществлению.  Увы, пока все идет в обратном направлении, и мы летим в пропасть. Но главное - правильно поставить цель, определить главный вектор, по которому мы должны идти и начать движение. И тогда Бог поможет.  И казалось бы невозможное станет реальностью.

 

Спаси Господи.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

182. Re: Почему нам необходим православный социализм?

Общины любви - это восторг. вообще,это работа Сомина, где он раскрывается наиболее полно.
Lucia / 08.10.2016, 11:26

181. Ответ на 143., Писарь: алаверды

"Христа знаю и Павел мне известен,а вы кто такие?"

Это Вы прям на корень нашей соборности наткнулись нечаянно, ув.Писарь.
Архивариус / 05.12.2012, 11:02

180. Удивительное рядом

Я так понимаю, социализм упрекают в нарушении заповеди «не заботьтесь о завтрашнем дне…». Кто помнит, тот сравнит: сколько свободного времени было у рядового человека в СССР и сколько сейчас возможностей, так скз-ть, отложить житейское попечение. Нынче, свободное время = лень и его не должно быть вообще в идеале. Правда, те же суровые противники всякого попечения никак не привыкнут терпеть последствия прямого понимания заповеди – некоторую разруху вокруг и ограниченность потребления. Ну, научится терпеть это просто как цивилизационнную особенность России, «эти бедные селенья…» Они зачем-то все время спрашивают: «почему мы отстали от западов» , «почему мы проиграли начало войны немцам» и проч. Правда, если все в неравном положении, то это еще терпимо. Но уж когда ограниченный достаток у всех примерно равный, это жуть просто. Об ужасах потребителя в СССР можно многотомники уже издавать. Опять же, когда «православные социалисты» намекают на столь же прямое исполнение слов о раздаче имений, знакомая сцена в духе « разве такое возможно человекам?!» Суровость куда-то испаряется на глазах. В защиту христианской свободы тут объединились "анархисты" и "дисциплинисты": человек должен сам созреть, дозреть и никакое принуждение здесь неуместно даже в виде намека на игольное ушко. Ибо «вы что, всех в монастырь насильно затолкать хотите!!!» М-да, а требование ко всем забыть о справедливости и не страдать, а радоваться её отсутствию - это не монастырь, оно свободно и непринужденно, а главное реально, ага. Тут искренний последователь этой идеи так прямо и залепил: несправедливость и неравенство– это хорошо, справедливость – это плохо и не для христиан. А-а, мы-то не знали. По-старинке думаем, что единственное ценное христианину неравенство – это «больший да будет всем слугой». Страданий от несправедливости в жизни всегда хватает, по причине присутствия в мире известной силы и помогать ей нет нужды. Наоборот, надо бы их смягчать. Поэтому в России осторожное и жалостливое отношение к нищим, больным, опустившимся, чем-то обделенным, даже слишком жалостливое в ущерб нормальным, здоровым. Возможно, перегнули в советское время в рьяном жедлании равенства и справедливости во всем. Ну так, это лишнее свидетельство искреннего нетеплохладного приятия русским народом христианства. Особенно нравится радикальное толкование заповеди как полного отсутствия мыслей на день вперед. Например, зачем вы думаете о том, чего не можете изменит сегодня. Ну вообще-то, установление монархии в России – это тоже не входит в ежедневные служебные обязанности каждого и не является насущной заботой каждой православной домохозяйки с утра - а сколько дум! Если мы всегда перед Богом, то наши искренние переживания – это тоже часть молитвы и прошений к Нему. Главное, такое толкование об ущербной роли мысли, идеологии, общества – оно ставит православных в очень интересное положение к управлению и организации. Опять же, кому нужно, чтобы любое изменение нашей несовершенной, прямо скажем, жизни всегда принимало форму антихристианского сопротивления. Нет, я легко могу понять, зачем это нужно левакам и «либералам», но православным…
Архивариус / 05.12.2012, 11:00

179. Ответ на 178., blogger:

Попробую по-другому объяснить. Тут намедни у меня шеф в отставку подал http://clck.ru/47RTn жене он, видите ли, изменил, и совесть его загрызла. При всем моем ироническом отношении к сему событию, поступок он совершил хоть и запоздалый, но вполне христианский. Это нормально - подавать в отставку, нарушая неписанный кодекс чести. Но вот если бы он начал увольнять со службы всех подряд любодеев, то, хотя формально это и было бы по "кодексу чести", но однако же совершенно неправильно. Ненормально. Как-то так.
С. Швецов / 26.11.2012, 14:59

178. Ответ на 174., С. Швецов:

Канон - это и есть закон.Церковный. Но не государственный.

Если в государстве преобладает церковность (идеал св.Юстиниана, о котором - идеале - Вы, кстати, как-то не очень уважительно высказывались), то грань между ними стирается. Это и есть оцерковление общества. Конечно, это идеал. Но к нему надо стремиться несмотря на опасность профанации и искажения. Ведь и в личной жизни христианина есть опасность превратиться в ханжу, что не освобождает нас от необходимости личного следования за Христом с целью достичь внутреннего преображения. Если сумма таких нравственных индивидуальных усилий достигает некоторого критического значения, вполне естественно ожидать воцерковления внешних институтов общества. Почему же мы должны этого чураться?
blogger / 26.11.2012, 14:11

177. Ответ на 176., Архивариус:

Поймите, друзья, ни капитализм, ни феодализм, ни рабовладельческий строй никто не придумывал, никто этих формаций нарочно не строил. Эти экономические формации сложились как результат взаимоотношений между людьми. И советский социализм... Будем считать, он тоже появился ненарочно, как результат взаимоотношений? Опять же, невидимая рука рынка - это тоже результат взаимоотношений. Скажем, подкатывают к границам государства большую пушку и налаживают самые тесные взаимоотношения. Кто сказал, что это не взаимоотношения?Поэтому дело личного вкуса, что считать более навязчивым: советский социализм в границах СССР (как естественный выбор крестьянской Руси) или "невидимую руку" по всему миру.

Отлично сказано.

176. Ответ на 37., Денис К.:

Поймите, друзья, ни капитализм, ни феодализм, ни рабовладельческий строй никто не придумывал, никто этих формаций нарочно не строил. Эти экономические формации сложились как результат взаимоотношений между людьми.

И советский социализм... Будем считать, он тоже появился ненарочно, как результат взаимоотношений? Опять же, невидимая рука рынка - это тоже результат взаимоотношений. Скажем, подкатывают к границам государства большую пушку и налаживают самые тесные взаимоотношения. Кто сказал, что это не взаимоотношения? Поэтому дело личного вкуса, что считать более навязчивым: советский социализм в границах СССР (как естественный выбор крестьянской Руси) или "невидимую руку" по всему миру.
Архивариус / 26.11.2012, 06:26

175. Ответ на 170., Андрей Карпов:

Троичный догмат схемой не является... Ибо кроме того, что в Символе веры сказано о Троице, ничего о ней более сказано быть не может. Схема есть некое прояснение, передача информации в рекурсивном виде. Догмат о Троице обладает необходимой самотождественной полнотой, не допускающих никаких дополнительных действий.

А причем тут действия? Символ Веры определяет во что нужно верить. Он не раскрывает органической реальности, стоящей за терминами – недоступной нам в познании. Он дает обозначения всем Трем Лицам Троицы, исходя из земных аналогий и обозначает характер их происхождения и отношения друг к другу. Догмат о Троице обладает полнотой именно в качестве определения Веры, но реальность описывает лишь отчасти – через обозначения, как приведенную к земным аналогиям… Что касается отчуждения - то отчуждение - довольно скользкий термин. Само слово имеет сильную психологическую коннотацию. Отчуждение обычно чувствуется. И вот при социализме отчуждение тоже чувствовалось, хотя идеология и политэкономия утверждали, что его нет... Вы предлагаете не обращать внимание на ощущения, а я считаю, что теория должна отталкиваться от человека, а не человек подстраиваться под теорию

А никакого «человека вообще» не существует… Есть множество людей с различными ощущениями. Невозможно исходить из какого-то среднего ощущения.
Артур / 26.11.2012, 05:23

174. Ответ на 173., blogger:

Канон - это и есть закон.

Церковный. Но не государственный.
С. Швецов / 25.11.2012, 19:28

173. Ответ на 172., С. Швецов:

канон превращается в закон

Канон - это и есть закон.
blogger / 25.11.2012, 18:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»
Лекция из цикла о русских философах
19.11.2024
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
«В Советском Союзе из социализма сделали гражданскую религию»
Если теория социализма хочет развиваться, она не должна превращаться в псевдорелигиозную догму
13.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 21:23
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
22.11.2024 21:12
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 20:16
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54