Недавнее решение Мосгорсуда, как известно, разделило участниц панк-группы «Pussy Riot». На Западе начинается новый всплеск эмоций по поводу «свободы слова для акционисток».
О том, как международное законодательство относится к подобного рода деяниям, рассказывает доктор юридических наук, профессор Аслан Абашидзе, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов, вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, председатель Комиссии международного права Российской Ассоциации содействия ООН.
- Аслан Хусейнович, почему так диаметрально противоположен разброс суждений западных защитников и противников скандальной группы?
Аслан Абашидзе: Действительно эта дискуссия так же, как и другие диспуты вокруг безнравственных акций, показывает наличие разных мнений по оценке этих деяний. Это обусловлено различными критериями, начиная от эмоциональных и моральных и кончая правовыми, которыми руководствуются участники дискуссии.
Однако в этой и подобных ей ситуациях следует руководствоваться также соответствующими международно-правовыми принципами и нормами, которые выработаны и признаны государствами в качестве обязательных, которые включают, в том числе, традиционные ценности, признаваемые, как говорили раньше, «цивилизованными народами».
Основополагающим актом на универсальном уровне, касающимся права на свободное выражение мнений, является Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Его участниками являются 167 государств. Согласно этому Пакту каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Однако документ тут же предупреждает: пользование правом свободного выражения мнений налагает особые обязанности и особую ответственность, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми - а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
- Да, сегодня уже детям говорят только о правах. Оказывается, наши обязанности никуда не делись даже из международных законов?
Аслан Абашидзе: Разумеется. Кроме того, в Пакте закреплено и положение о том, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.
- Приговор суда квалифицировал содеянное тремя дамами именно как «хулиганство по мотивам религиозной ненависти и вражды». Выходит, за решением суда стоит этот основополагающий международный документ?
Аслан Абашидзе: И не только Пакт. Авторитетное разъяснение его важнейшим положениям дал Комитет по правам человека, созданный в системе ООН специально для международного контроля за осуществлением государствами-участниками положений упомянутого Пакта. Следует подчеркнуть, что данный Комитет состоит из 18 независимых экспертов. Условия для избрания их государствами-участниками Пакта строгие - наличие у них высоких нравственных качеств, признанной компетентности в области прав человека, а также принципа справедливого географического распределения, представительства различных цивилизаций и основных правовых систем.
Комитет по правам человека подтверждает законные основания по Пакту для ограничения так популярного сегодня права на свободное выражение мнения. При этом Комитет под понятием «уважение прав других лиц» понимает лиц как индивидов, так и членов какого-либо сообщества, включая отдельных членов сообщества, объединенных одним вероисповеданием. Говоря о другом законном основании для ограничения права на свободное выражение мнения по причине защиты нравственности населения, Комитет подчеркивает, что понятие «нравственность» складывается на основе многих общественных, философских и религиозных традиций.
Одним словом, в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах и согласно разъяснению Комитета по правам человека акции группы PR подпадают под законные ограничения на основании защиты прав других лиц и охраны нравственности населения. В данном случае речь идет о кощунственной акции данной панк-группы перед алтарем Храма Христа Спасителя - главного храма православных верующих, которые, по данным социологического исследования по состоянию на август 2012 г., составляют 40% из 143-милионного населения России.
- Можно уточнить - и «пляски на амвоне», и предыдущие акции скандальной группы автоматически подпадают под действие этих международных правовых документов?
Аслан Абашидзе: Судя по всему, это деяния одного ряда. То, что данная кощунственная акция была заранее спланирована панк-группой и изначально преследовала провокационные цели, подтверждает факт показа ими же видеоролика через сеть Интернет, обеспечивающую мгновенное и широкое распространение и аудиторию.
Последствия могли быть квалифицированы также в качестве покушения на разжигание религиозной вражды, что может угрожать не только общественной безопасности, но и государственной безопасности в целом, о чем говорится в Пакте.
В целом здесь есть все основания говорить о нарушении панк-группой положений, которые обусловливают правомерность ограничения их прав в соответствии с нормами и стандартами международного права. Следовательно, правомерным является и исход данного дела - наказание на основе судебного решения. В данном случае действует общий принцип, признанный всеми правовыми системами, - jus judicate - окончательное решение суда, обязательное для выполнения. Любое давление извне, по дипломатическим каналам или же международной парламентской линии следует квалифицировать как вмешательство во внутренние дела России.
- Есть еще претензии: « как жестоко наказаны девочки»...
Аслан Абашидзе: Действительно часто затрагиваются и вопросы соразмерности наказания, отсутствия четких правовых запретов при подобных случаях и др.
В упомянутом Пакте и разъяснении Комитета по правам человека подчеркиваются важные положения, в том числе следующие: «связь между правом и ограничением, между нормой и исключением не должна быть обратимой»; «ограничения должны быть установлены законом и должны строго отвечать требованиям необходимости и соразмерности»; «ограничительные меры должны соответствовать принципу соразмерности»; «они должны являться уместными для выполнения своей защитной функции»; «каждое государство соглашается на законные основания при установлении ограничения на свободу выражения мнения, оно должно четко и подробно продемонстрировать конкретный характер угрозы, а также то, что принятие мер отвечает критериям необходимости и соразмерности, в частности, путем установления прямой и непосредственной связи между формой выражения и угрозой» и т.д.
Отсутствие в российском законодательстве конкретных норм, квалифицирующих подобные деяния как нарушение внутреннего правопорядка, не является основанием отсутствия юрисдикции. Дело в том, что международные договоры Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, участником которого является Россия, в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. является составной частью ее правовой системы, что позволяет российским судам прямо ссылаться на положения международных договоров в качестве применимого права в своих судебных решениях. Здесь речь может идти лишь о том, каким образом следует вести себя в случае, когда принимается специальный нормативный акт во внутреннем праве, предусматривающий защиту верующих людей от посягательства таких деяний, которые совершила панк-группа PR в Храме Христа Спасителя и в других общественных местах.
- Следовательно, Совет ООН по правам человека, принимая в конце сентября российский проект резолюции, увязывал права и свободы человека вовсе не с отвлеченным, а понятным всему миру понятием «традиционные ценности»?
Аслан Абашидзе: Это известный факт: закрепление в международно-правовых нормах нравственных начал обусловлено философскими воззрениями, близкими всем народам. Стоит напомнить хотя бы некоторые положения из воспоминаний Ксенофонта о Сократе. В беседе с Евфидемом Сократ задает вопрос - чем отличается человек невоздержанный от животного. Сам же Сократ отвечает: «Только воздержанные могут задаваться высокими целями и, разделяя в теории и на практике предметы по родам, хорошим отдавать предпочтение, а других избегать». При таком методе, говорил Сократ, люди становятся высоконравственными.
То, что в жизни чрезвычайно востребовано уважение традиционных ценностей, еще раз подтверждает реакция общества на провокационный фильм «Невинность мусульман».
Некоторое время назад Российская Федерация выступила с инициативой и предложила Совету ООН по правам человека проект по выработке международно-правового документа, который учитывал бы традиционные ценности в качестве поощрения и защиты прав человека. Подготовленный Россией проект был принят 27 сентября 2012 г. Следует отметить, что соавторами России по этому вопросу выступили более 70 государств, хотя в самом Совете ООН по правам человека за него голосовали 25 государств, 15 - против, 7 - воздержались от голосования, что доказывает негативное отношение части государств, особенно западноевропейских, к этой серьезной проблематике.
Документ был принят в Совете по правам человека под названием «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества». В нем подчеркивается необходимость иметь в виду важность национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей; подтверждается, что более глубокое понимание и уважение традиционных ценностей, разделяемых всем человечеством и воплощенных в универсальных договорах о правах человека, способствует поощрению и защите прав человека и основных свобод во всем мире.
Документ фиксирует важные положения: все культуры и цивилизации в своих традициях, обычаях, религиях и выражениях имеют общий набор ценностей, принадлежащих всему человечеству, и эти ценности вносят важный вклад в развитие норм и стандартов в области прав человека.
Сокращенный вариант опубликован в Российской газете