«Его вид вызывал благоговение...»

19 февраля - день памяти митрополита Антония (Мельникова)

Новости Москвы 
0
1440
Время на чтение 9 минут

Четверть века минула с кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова; 1924-1986). Сменилась эпоха. Мало кто из нынешних прихожан петербургских храмов помнит владыку. Но те, кто хотя бы немного знаком с церковной историей, знают, что речь идет об авторитетнейшем архиерее. Наиболее искушенным известно его открытое письмо священнику Александру Меню, имеющее широкое хождение в интернете. И хотя авторство митрополита документально не доказано, публикаторы трудов владыки сочли возможным включить его в сборник сочинений как подлинное. Во всяком случае, по стилю и воззрениям богословская работа митрополита Антония «Из истории новгородской иконописи», где подробно рассматривается учение о Софии, Премудрости Божией, в разработке которого в свое время деятельное участие принимали философ Владимир Соловьев, священник Павел Флоренский, протоиерей Сергий Булгаков, близка к вышеназванному письму. Впрочем, это дело специалистов, и, надеемся, время расставит все по своим местам. В любом случае это письмо не только демонстрирует блестящую образованность автора-богослова, его острый ум, глубину аргументации и, конечно, верность святоотеческим традициям, но и дает великолепный (и, увы, редкий), столь необходимый всем пишущим пример уважительного, действительно христианского отношения к оппоненту. Несомненно, автор письма - лицо духовное, ведшее строгую внутреннюю жизнь. Учтем это.

Митр. Антоний (Мельников)Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве. Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний - в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. В том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Работал инспектором в Одесской, затем в Саратовской Духовной семинарии. В 1956 году назначен ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Был ректором Одесской Духовной семинарии и наместником Успенского мужского монастыря в Одессе. В мае 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским. В сентябре 1975 года Высокопреосвященный Антоний удостоен сана митрополита. С октября 1978 года и до кончины, последовавшей в 1986 году, владыка Антоний был митрополитом Ленинградским и Новгородским и являлся постоянным членом Священного Синода. Более пятнадцати лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды». С 1981 года митрополит Антоний руководил Богословской группой Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

 * * *

 ...Надо ли объяснять, что когда мне довелось побывать в рабочем кабинете ключаря собора во имя Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Владимира Фоменко (+2009) и увидеть там живописный портрет митрополита Антония, я обратилась к батюшке с просьбой рассказать о его знакомстве с владыкой?

- Отец Владимир, как долго вы знали митрополита Антония?

- Мне довелось знать владыку Антония почти тридцать лет. Всю жизнь я сохраняю в душе образ этого светлого человека.

Когда в 1957 году я поступал в Минскую Духовную семинарию, его прислали из Москвы возглавить это учебное заведение в качестве ректора. Помню, как он принимал у нас вступительные экзамены... Когда после поступления я вернулся домой и показал фотографию владыки Антония своему духовному отцу, то архиерей произвел на батюшку неизгладимое впечатление своим величественным обликом.

Владыка Антоний преподавал нам в семинарии Новый Завет. Потом мне много доводилось слушать разных лекторов, замечательных преподавателей по этому предмету. Но так, как владыка Антоний, больше никто не преподавал Новый завет. Стоило ему лишь появиться в аудитории, как всех нас, студентов, охватывало чувство чего-то необычайного. Всегда с нами что-то происходило необыкновенное, какие-то открытия делались, все время мы постигали нечто новое. Большим подспорьем на уроках служили его многочисленные коллекции открыток, монет, марок. Всегда владыка что-нибудь приносил на урок и иллюстрировал этими необыкновенными предметами свой рассказ, зримо подтверждая евангельский текст. Удивительно и то, что после его лекций нас охватывало желание проповедовать людям веру Христову. Так заразителен был его пример.

...Необходимо сказать, что митрополит Антоний (Мельников) являлся достойнейшим человеком, одной из самых светлых личностей нашей Церкви второй половины XX столетия. Он был серьезным ученым, крупным богословом, высокообразованным и глубоко религиозным человеком. Но главное - он являлся истинным служителем Божиим.

- Митрополиту Антонию выпало жить в нелегкие годы. Как он решал для себя непростые вопросы взаимоотношения с властью, в годы его жизни - атеистической?

- Владыка Антоний не был революционером или новатором, стремившимся что-то менять, прежде всего он руководствовался в своей жизни чаянием исполнения воли Божией, жил с убеждением, что все происходит по предначертанию Божьего перста. И конечно, глубоко верил, что все отклонения во взаимоотношениях Церкви и государства обязательно пройдут. Надо лишь пережить, переболеть, перестрадать все происходящие нестроения. Он стремился сохранить суть церковной жизни, чтобы не прекращалась молитва, не прекращалась проповедь, совершение таинств.

Бывают времена, когда проповедь не столь звонкая и победоносная, но всегда необходимо, чтобы люди слышали слово Божие. Владыка обращал особое внимание на проповедь, старался, чтобы она имела сугубо церковный, спасительный, просветительский характер, а не революционный призыв или недовольство чем-то.

Он все делал мудро, деликатно, осторожно. Видимо, эта его позиция не вызывала возражений властей. Но если заходила речь о чем-то, что может повредить Церкви, например, в государственной политике, был очень принципиален. Разъяснял, почему так не следует поступать. И знаете, к нему прислушивались, его мнение уважали, с ним считались.

Порой его упрекают в излишней осторожности, но скорее, это была житейская мудрость и понимание времени, в которое он жил. Благодаря его высокой внутренней культуре и деликатности, его все очень ценили и уважали.

Когда при Хрущеве начался очередной виток гонений на Церковь, владыка Антоний являлся ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря. В те годы начали запрещать богомольцам приезжать в монастырь на службу, даже собирались убрать из храмов кружки для пожертвований. «Нет, мы на это не пойдем. У нас люди, за которых мы несем ответственность». - Это было твердое архиерейское решение, и власти вынуждены были с ним считаться.

Последние восемь лет жизни митрополит Антоний возглавлял Ленинградскую кафедру. Несмотря на свои тяжелые недуги, владыка постоянно служил, проповеди его были лаконичны, но очень содержательны.

В каком-то смысле он представлял противоположность митрополиту Никодиму (Ротову), которого сменил на Ленинградской кафедре. Некоторые считали его мягким, не имеющим сильного характера. А владыка просто терпел, ожидая исправления подчиненных. Но, однажды, когда поведение некоторых людей перешло допустимые границы, архиерей проявил свой характер, что заставило многих изменить о нем свое мнение.

 * * *

 ...Один его вид вызывал благоговение. Это была внешность святого человека. Молитвенный взгляд, благородные черты, сосредоточенность, отсутствие суеты в движениях. А как проникновенно осенял он себя крестным знамением... В этом движении чувствовался глубокий духовный смысл. В юности он служил иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), был его духовным сыном, и многое перенял от первоиерарха.

Службу митрополит Антоний вел величественно и благоговейно. Безусловно, это был выдающийся архиерей. По внутренней культуре, деликатности его напоминал Святейший Патриарх Алексий II.

Всему митрополит Антоний знал меру и цену. Он хранил внутренне достоинство, и это понятно. Не будем забывать, что владыка принадлежал к древнему знаменитому роду, восходящему чуть ли ни к царю Иоанну Грозному. Он имел прекрасное и богословское, и светское образование, являлся магистром богословия.

Среди многочисленных талантов владыки Антония был и поэтический дар. Однажды довелось стать свидетелем, как одна игуменья подарила ему альбом для стихов, и он сразу написал в нем несколько строк.

Дважды, в 1950-х и 1970-х годах, он посетил Петербург (еще до своего будущего служения на кафедре Петербургских митрополитов). Город произвел на него неизгладимое впечатление. Владыка описал его красоты, дворцы, парки, каналы. А также посвятил одно стихотворение Казанскому собору, в котором располагался тогда Музей религии и атеизма. Мне запомнились эти строки:

Собор Казанский мрачно дремлет,

Он мертв, восторгов не приемлет.

И богомольною толпой

Не заполняет свой покой.

Улыбка чужда мертвецу,

Румянец не к его лицу.

Так стены древние церквей

Не оживит любой музей.

- Символично, что именно в Казанском соборе, которому, оказывается, владыка посвятил столь удивительное стихотворение, впервые за двадцать лет прошел вечер памяти владыки. Теперь, слава Богу, в кафедральный собор вернулась молитва, и он - живет, мы тому свидетели.

- Действительно, мы очень тепло вспомнили в тот вечер владыку Антония, собрались те, кто его знал: архиепископ Константин (Горянов), тогда - ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, священник Казанского собора протоиерей Николай Преображенский, профессор Московской Духовной Академии Н.К.Гаврюшин, почитатели архиерея.

- Отец Владимир, владыка Антоний более пятнадцати лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды». Расскажите об этой стороне его деятельности.

- Надо сказать, что при нем это издание получило новую жизнь. Журнал стал выходить регулярно, там начали печататься фундаментальные труды высокого научного уровня. Этому способствовало то, что митрополит Антоний стал привлекать к сотрудничеству светских людей. Ведь среди ученых немало верующих людей. Но опубликовать сочинения на религиозные темы в те годы было невозможно, многое лежало под спудом. Конечно, что какие-то труды выходили в этом журнале под псевдонимом, но главное - работа появлялась на свет, с ней знакомилась читающая публика. Очевидно, что этому предшествовала серьезная работа, необходимо было обрести доверие авторов, достичь с ними взаимопонимания, единомыслия. Значит, владыка имел связи и в мире науки, был в курсе состояния научной мысли в стране и за рубежом.

 * * *

 Вся его жизнь была поистине праведной, благочестивой, сугубо православной, а кончина - святой, блаженной. Сегодня мы не часто можем встретиться с тем, что человек в свои последние минуты слышит молитву на исход души, испрашивает у всех прощения и, наконец, обращается за помощью к Пресвятой Богородице. Последними его словами были: «Пресвятая Богородица, помоги мне». Это поистине мирная, христианская кончина праведника.

Помню, у владыки Антония в рамочках на стене висели подлинные фотографии Оптинских старцев. Он все о них знал: как они жили, трудились, какими дивными людьми были на земле. И ведь все эти старцы теперь прославлены...

Я видел, как беседовали с ним вернувшиеся из ссылок архиереи. Они его любили, а он их. Они понимали друг друга буквально с полуслова, потому что были людьми единого Духа. А ведь это - исповедники Христовы, взошедшие на Голгофу XX века, и они пред ним благоговели...

Однажды довелось стать свидетелем, как одна благочестивая прихожанка принесла ему в дар иконочку Божией Матери, на обороте которой были начертаны автографы многих пострадавших архиереев. Она объяснила, что перед этим образом молились монахи на Соловках. Эта иконка сохранилась и была передана именно ему как самая драгоценная святыня.

И было у владыки Антония много личных вещей святых людей. И отца Иоанна Кронштадтского, и омофор святителя Филарета (Дроздова). Помню, это был небольшой вышитый омофор, и даже иногда, в день памяти святителя, он надевал его на богослужение. Владыка глубоко почитал этих боголюбивых людей, тогда еще не прославленных Церковью, имея чувство преемственности и историчности.

Также сохранились у него мантии митрополита Никодима, которого он сменил на кафедре. Владыка дорожил этими предметами. Не потому, что не мог сшить себе новые облачения, а потому что уважал, ценил ушедших. С благоговением пользовался он этими священными одеяниями во время богослужения. У меня было ощущение, что он как будто общался с владыкой Никодимом через эти предметы. Будто то, о чем они беседовали, тревожились при жизни, сохраняется в их сердцах. И если сейчас они расстались: один ушел в загробный мир, а другой еще жив, все равно они друг друга понимают...

- Очень важно то, что вы сейчас говорите. До сих пор в представлении верующих происходит некое противопоставление митрополитов Никодима и Антония. Расскажите об их взаимоотношениях.

- Владыка Никодим очень уважал владыку Антония, а владыка Антоний очень уважал владыку Никодима. Между ними была глубокая духовная дружба. Они имели полное друг ко другу доверие, были в одной упряжке, как говорится. Оба умные, образованные, каждый в меру своих талантов трудился на благо Церкви. Оба прекрасно понимали политическую, церковную, мировую обстановку. Делали одно дело, но по-разному.

...Надо ли говорить, что владыка Антоний являлся многогранной личностью: он был и богословом, и философом, и историком, и литератором, и поэтом, и коллекционером, и вместе с тем - аскетом, подвижником. При этом владыка был доступен каждому и очень скромен. Это был настоящий патриот своего Отечества и верный сын Русской Православной Церкви.

...Я испытываю к владыке Антонию исключительное благоговение. И имею внутреннее ощущение, что со временем он явится одним из вновь прославленных архиереев. Может, не через двадцать и не через тридцать, а через пятьдесят или сто лет, но это произойдет.

Беседовала Марина Михайлова, Русская народная линия

P.S. 10 августа 2009 года скончался протоиерей Владимир Фоменко. Свой последний приют он обрел на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, рядом со своими учителями: митрополитами Антонием (Мельниковым) и Никодимом (Ротовым)

Иллюстрация: портрет митрополита Антония (Мельникова), хранившийся в кабинете протоиерея Владимира Фоменко

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Александру Б.

Благодарю, Александр. Спаси Бог.

1. Re: «Его вид вызывал благоговение...»

Сердечно благодарю Марину Викторовну и всех сотрудников РНЛ за этот замечательный материал, дар памяти архиерея Божия, митрополита Антония! Расцениваю этот материал автора как самый настоящий (невольный) подарок мне грешному. Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, митрополита Антония и протоиерея Владимира, во Царствии Твоем. И даруй многая и благая лета рабе Божией Марине с соработники и сродники ея во спасении душ их во Царствии Твоем.
Александр Бутов / 18.02.2012, 10:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Викторовна Михайлова
Спасение состраданием
31.10.1997 г. - мученическая кончина брата Иосифа (Хосе) Муньоса
31.10.2024
На родине святителя Тихона
Память 13/26 августа
25.08.2024
«Блаженны миротворцы...»
К двадцатилетию кончины протоиерея Виктора Ерошенко († 11.08.2004)
10.08.2024
Покровитель больных и воинов
Почитание вмч.Пантелеимона в Санкт-Петербурге
08.08.2024
Все статьи Марина Викторовна Михайлова
Протоиерей Владимир Фоменко
Главное в русском народе
23 июня/6 июля - память Владимирской иконы Божией Матери
04.07.2024
"Пришествием Твоего честнаго образа..."
Слово ключаря собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга протоиерея Владимира Фоменко
04.06.2007
Память нашего сердца
25 февраля/10 марта - родительская суббота
10.03.2007
С Рождеством Христовым!
Слово протоиерея Владимира Фоменко, ключаря собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга
05.01.2007
Все статьи Протоиерей Владимир Фоменко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46