Сорокадневным Рождественским постом Православная Церковь наилучшим образом готовит нас к встрече этого великого праздника. Красота этого праздника стоит того. И святоотеческий, и наш простой человеческий опыт подтверждает: чем тщательней мы готовимся духовно постом, воздерживаемся от скоромной пищи, каемся в своих грехах, блюдем себя в воздержании, молитвенности, трезвении и бдительности, тем праздник нами воспринимается глубже, чище и, конечно, радостней и торжественней. Тем самым праздник приобретает для нас особую значимость, особое звучание и ликование.
Потом, за праздником Рождества Христова следуют святки, дни, в которые мы продолжаем радоваться о Родившемся Спасителе мира. В эти праздничные святочные дни мы не занимаемся тяжелым трудом, делаем только самое необходимое. Черновую работу оставляем, да уже и так у нас все должно быть убрано. На святках мы продолжаем наслаждаться духовно и физически торжеством Святого Рождества Христова, друг друга поздравляем, поем духовные песнопения, ходим в гости. Дни эти настолько святы, что в храмах даже не совершается на этой неделе Таинство венчания, потому что это именно духовное ликование, вся радость сосредотачивается на празднике, а не на личных радостях. Издавна русские люди устраивали в эти дни всенародные гуляния, потехи. От души ликовал народ, благодаря серьезной и вдумчивой подготовке.
+ + +
О любимице этого праздника - рождественской ели - есть такая древняя легенда. Когда Иисус Христос родился, не только ангелы небесные ликовали, приветствуя Его: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение...", вся природа ликовала, все деревья пришли поклониться Спасителю мира.
И, поклоняясь, деревья явились во всей своей красе, расцветая чудесными цветами. Одна ель, которая не цветет, стояла последняя в сторонке и горько плакала о том, что ей нечего преподнести Господу Богу по случаю Его явления в мир. Она плакала, и Господь, увидев ее переживания, ее смирение превратил ее слезы в яркие огоньки. И когда ель расцвела этими яркими многоцветными огоньками, она оказалась прекрасней всей. Все деревья удивились, расступились перед ней, чтобы подошла она к яслям Вифлеемским и поклонилась Христу...
В этой милой, простой и доброй легенде кроется глубокий духовный смысл. Господь сказал: "Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное". Народная мудрость гласит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Знаем мы, что Господь нас учит кротости: "Научитесь от меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим".
Матерь Божия дает нам пример кротости и смирения. Когда праведная Елизавета, увидев Ее у себя, воскликнула: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне", Пресвятая Богородица ответила ей: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей". (Лк. 1; 43-48). Господь одарил Ее этой славой и честью только благодаря Ее смирению.
Именно этому смирению учит нас и образ ели из старинной легенды. Кроме того, ель - вечнозеленое дерево, что также напоминает нам о вечности, святой правде Божией и о нашей вечной жизни с Господом Богом. Дети, танцующие возле елки, это наши христианские души. Тот, кто невинен, чист сердцем, тот узрит Бога. "Будьте как дети, и войдете в Царство Небесное". Нам нужно уподобиться детям, их чистоте, доверчивости, смирению, незлобию.
Кроме огоньков и ярких игрушек, украшающих ель, мы развешиваем на ветвях конфеты, сласти, фрукты, это символизирует то, что эта вечная жизнь с Господом - сладкая, радостная, всеблаженная. Все насладятся пиром веры в общении с Господом Богом, отведают манны небесной.
Таким образом, рождественская ель обрела свое место в наших традициях, вошла в наш быт, и является внешним отличительным атрибутом этого высокого христианского праздника. Поэтому мы ставим ели не только в храмах, но и в своих домах. Искони ставились они и в залах, где проводились новогодние вечера. И сегодня ели украшают улицы и площади наших городов и сел. Это все подчеркивает, как наш народ любит этот праздник.
+ + +
В нашем соборе во имя Владимирской иконы Божией Матери в этот праздник устанавливаются ели и в алтаре, и на солее, и в самом храме. Они приносят с собой свежесть леса, зимний аромат этого дерева, который всегда напоминает нам об этом дивном празднике.
На Рождество Христово совершается особая служба - Великое повечерие, на котором мы поем величание, тропарь и кондак праздника Рождества Христова. Затем священнослужители торжественно выходят на середину храма на славословие, читают святое Евангелие по Рождестве Христовом. После окончания всенощного бдения в нашем соборе гасится яркий свет, и хор при тихом мерцании лампад торжественно исполняет духовные песнопения. В храме создается атмосфера наподобие Вифлеемского вертепа. Мы все словно стоим у яслей Христа Спасителя: посредине храма находится образ Рождества Христова, украшенный живыми цветами. Свет от лампад освящает это священное изображение, и мы в глубокой горячей молитве созерцаем Богомладенца Христа, повитого в яслях Вифлеемских. И всех, кто пришел к Нему в этом час, Родившийся Богомладенец одаривает Своим благословением. Словом, с вечера мы подготавливаемся к кульминации этого праздника.
А на следующий день, когда мы придем на совершение Божественной литургии, верующие люди причащаются Святых Христовых Таин. После торжественного праздничного богослужения устраивается праздничная трапеза, за которой мы разговляемся, чтобы ощутить и духовно, и телесно эту великую духовную милость, которую Господь даровал верующим в Него, живущим на земле.
Но наши земные праздники, сколь бы ни были они продолжительными (Рождество Христово мы празднуем неделю, а Святую Пасху целых сорок дней), имеют однако свой конец, тогда как вечная жизнь не знает ни начала, ни конца. Мы должны об этом помнить. Ведь если даже при кратковременном земном праздновании мы получаем такую велию радость от Господа, то во сто крат она богаче и шире на небе у Господа Бога, к чему мы все призваны, и ради чего мы живем здесь на земле, веруем в Бога и служим Ему.
+ + +
На третий день Рождества Христова мы собираем ребятишек нашей воскресной школы от мала и до велика, и наш детский хор во имя прп.Иоанна Дамаскина под руководством Ирины Валентиновны Болдышевой, который приобрел уже такой профессионализм и популярность, что выступают не только в нашем соборе, но и по всей России и даже за рубежом, исполняет праздничные песнопения перед елкой.
Я обращаюсь к деткам с приветственным словом, они отвечают церковными песнопениями. Потом выслушиваем их сольные выступления. Кто-то из ребятишек поет, кто-то читает стихотворение - все посвящено Богомладенцу Христу, великому празднику Рождества Христова. Все вдохновенно выступают, каждый старается принять участие в празднике. Потом раздаем деткам рождественские подарки.
+ + +
Дорогие братья и сестры поздравляю с великим праздником Рождества Христова!
Пусть Родившийся Богомладенец Христос одарит всех нас благодатью этого великого дня, дабы всем нам в духовном ликовании воспеть, прославить и возблагодарить нашего Господа Иисуса Христа и Его Пресвятую Богоматерь.
Подготовила Марина Михайлова
2007 г. от Рождества Христова