Корр: Отец Кирилл, как Вы восприняли критику С. Фомина в Ваш адрес, обвинения в сознательном развале СПБ? (см. газету «Русский вестник» №12 за 2011 г.)
Иг. Кирилл: Вобщем-то спокойно. Каждый имеет право на выражение своего мнения. Критика, особенно для монаха, полезна. Плохо, когда преобладают дифирамбы. Единственное, что неприятно - это слова С. Фомина, что мои действия (как он их трактует и понимает) его травмировали. Вот за это я переживаю.
Корр: А что скажете по существу обвинений?
Иг. Кирилл: Почти ничего, потому что у обвинителя полностью отсутствует фактология и конкретика. Он пишет, что помнит «как несколько лет назад при его, (т.е. при моем - иг. К.) непосредственном руководстве был развален, по заданию/ благословению сверху, Союз Православных братств в целом и практически все братства в отдельности». Вопросы: Когда конкретно? Каким образом? Какие именно братства? СПБ существует в прежнем режиме как существовал изначально. Возглавляется он четырьмя сопредседателями, в числе которых глава Союза «Христианское Возрождение» Осипов В. Н. В 1994 году было решение Архиерейского Собора, предписывающее СПБ в целом и братствам в отдельности пройти перерегистрацию. Все попытки СПБ ее пройти были заблокированы сверху. Тем не менее он не прекратил своего существования и полнокровно существует до настоящего времени. Наше ближайшее мероприятие - молитвенное стояние в Неделю всех русских святых в защиту о. Олега Сирко, палаточный храм которого недавно был разгромлен у здания Верховной Рады в Киеве.
Корр: Может быть С. Фомин имеет ввиду конфликт с хоругвеносцами четыре года назад?
Иг. Кирилл: В 2007 году произошло организационное размежевание с Союзом Православных хоругвеносцев. Главной причиной этого были идейные разногласия, отход хоругвеносцев от изначальной позиции СПБ, направленной прежде всего на защиту чистоты св. Православия. Произошедшее было выражением соборного мнения подавляющего числа членов СПБ, посчитавшего, чтобы каждый занимался своим делом: хоругвеносцы крестными ходами, а СПБ защитой св. Православия от попыток его реформировать и модернизировать, с чей бы стороны эти попытки не предпринимались. Как Вы понимаете, это острый момент, сопряженный с критикой, чреватый последствиями.
Корр: В 90-е годы тоже ведь было нечто подобное?
Иг. Кирилл: Не совсем. Тогда произошло размежевание с братством преп. Сергия из г. Сергиев Посад и с Союзом «Христианское Возрождение». С СХВ недоразумения были быстро преодолены, а братство преп. Сергия продолжило существование в автономном режиме. Впрочем и с ним через некоторое время было восстановлено взаимодействие.
Корр: Действительно ли, СПБ был, как пишет С. Фомин, «мощной по силам и даже по численности» организацией?
Иг. Кирилл: Это преувеличение. К тому же все братства были самостоятельными и председатель СПБ не имел никаких административных рычагов воздействия на них.
Изначально это было добровольный союз, в котором оказались люди разных ориентиров, понимающие свои задачи различно. Крупнейшие братства - во имя Всемилостивого Спаса в Москве и во имя св. Александра Невского в Нижнем Новгороде проводили большую просветительскую, издательскую, социальную работу. Их членство в СПБ было чисто формальным, оно выражалось в том, что в первые годы существования СПБ их представители присутствовали на наших ежегодных съездах. Тоже самое можно сказать о «Радонеже». Спасскому братству и братству из Нижнего Новгорода претило, как говорили их представители, «заниматься политикой». Братство «Сретение», возглавляемое о. Георгием Кочетковым, вышло из СПБ в 1992 году, после 2-го съезда, проходившего в Петербурге.
Корр: В чем выражалась деятельность братств и СПБ в целом?
Иг. Кирилл: Об этом я подробно пишу в книге своих «Воспоминаний». Братства, подчеркну еще раз, существовали изначально как самостоятельные организации и в разной степени были интегрированы в структуры епархий. Никаких рычагов воздействия, кроме моральных, у председателя не было. Он не мог снять руководителя какого-либо братства, распустить само братство и т.п. Как это было бы возможно, когда все церковные институции в регионах замыкаются на правящем епископе? По сути у председателя СПБ оставались функции самой общей координации, которая осуществлялась на наших встречах в рамках Совета СПБ. Все решения на нем принимались соборно, в особых случаях тайным голосованием. Хочу сказать, что несмотря на все трудности и угрозы, СПБ остается верным себе, своей изначальной позиции, о чем свидетельствуют его последние заявления об опасности созыва т.н. Всеправославного Собора, нежелательности приезда в Россию римского папы, его противодействие автокефалистским тенденциям на Украине и т.д.
Корр: А что Вы скажете на обвинения в том, что этот, получается, мнимый развал СПБ, Вы осуществили по «заданию/ благословению сверху»?
Иг. Кирилл: Эти обвинения голословны, это бездоказательные домыслы уважаемого С. Фомина. За все эти годы у меня было только одна краткая встреча с Патриархом Алексием II в начале 90-х годов. Никаких ц.у., заданий и т.п. сверху по линии СПБ я не получал. Эти обвинения на совести обвинителя. Скажу больше: действующему клирику, возглавляющему церковно-общественную организацию, позволяющую себе критику невзирая на лица, было очень не просто. Да, мне прямо не угрожали, не наказывали, но о глухом недовольстве, намерениях принять прещения мне было известно. Несмотря на это, до последнего я оставался на посту председателя СПБ. Совесть моя чиста, а там Господь рассудит.
Беседовал С. Марков