Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться

Можно ли так поступать в Церкви?

 Так случилось, что все последние годы я был очевидцем многих церковных нестроений. И не просто очевидцем, - каждая из проблем, в той или иной мере коснулась меня лично, моей семьи, моего прихода и близких мне людей. В рамках этой статьи приглашаю Вас рассмотреть лишь одну из них, на мой взгляд, главную. Проблему отношения достаточно большой части священноначалия к мирянам - народу Божию. Для этого, в качестве примера, предлагаю к рассмотрению два характерных варианта таких проблемных отношений, и один, что называется «из ряда вон».

Вариант 1. Приведу коротенькую статью с сайта «Казахстан православный» [1]. С частью удаленных модератором комментариев.

Здравствуйте хотелось бы узнать вообще нормально ли так делать и поступать православному священнику?

Проблема вся в том, что храм наш строящийся в честь Богоявления и с Божией помощью уже построен нижний придел. А вот сейчас уже и стены поднимаются. Пришел новый настоятель, архимандрит Серапион, и стройка, конечно стала быстрее продвигаться, но качество конечно же не то. Но проблема не в этом, а в том, что этот человек в честь своего небесного покровителя хочет сделать придел, и уже владыка дал антиминс. Архимандрит Серапион не спросил даже мнения прихожан: хотят ли они иметь придел в честь святителя Серапиона Новгородского.

Конечно, не кто не имеет ничего против святого, но можно же было собрать приходское собрание и решить этот вопрос. Хоть сейчас, когда и поднялся весь разговор о приделе, архимандрит на проповедях пытается убедить народ, что это владыка Александр ему дал такое разрешение, здесь возникает вопрос, правда ли это? Даже подумать о том, что владыка сидел и вдруг ему пришло в голову дать антиминс и освятить придел в честь святителя Серапиона?.. Вот здесь и возникает вопрос: возможно ли такое в церкви ,и что тогда это за церковь, где вот так просто можно назвать придел и потешить свое самолюбие?..

комментарии:

С.И. Особенно прискорбно читать удивление священства "Друзья ...а в чем суть спора-то?". Скажите, о.Александр, Вы действительно считаете что нет проблемы? Вы, так же как и прочие, считаете нормой проведение приходских собраний только на бумаге? Что настоятель ПРИХОДСКОГО храма не обязан обсуждать подобные вопросы на приходском собрании, не обязан считаться с традициями, чаяниями и планами прихода... "построил много храмов и неужели не имеет право построить один предел в честь своего святого?" У себя дома - пожалуйста, но пренебрежение мнением прихода, который ты поставлен управлять...

прот. Александр Суворов. Проблемы подобного характера есть. НО! Я вчера специально беседовал с отцом архимандритом на эту тему, в данном конкретном случае проблемы нет. К тому же ему прекрасно известны те, кто это пишет и их мотивация. О.Серапион доступен - обращайтесь к нему. Данной проблемы не существует, и яйца она выеденного не стоит. А вот то, что герои под псевдонимами и инициалами - это проблема! Вон конкурс открыт - Православная инициатива, и чего? Конечно, легче потрепаться, да за глаза попов подергать - это ж особая доблесть для православных, в лицо-то никто не скажет, а так в легкую, к тому же это сейчас доблесть, новая волна в блогосфере! К отцу Серапиону кто подходил с вопросом? Нет? Ну да, легче под анонимкой выплескивать жалобы.

С.И. «герои под псевдонимами и инициалами - это проблема!» Дорогой о. Александр. Интернет вообще на бытовом уровне отличается анонимностью, нравится мне и Вам это или нет. Поэтому упрек в «анонимном героизме» это не более чем не очень красивый полемический ход. У меня ведь тоже нет оснований быть уверенным на 100%, что Вы действительно Александр и у Вас есть сан. Но если Вас это утешит - мое имя Сергий Иванович, уже 11 лет живу в г. Ярославле, но и этот приход мне не чужой.

«Конечно легче потрепаться, да за глаза попов подергать - это ж особая доблесть для православных, в лицо-то никто не скажет, а так в легкую, к тому же это сейчас доблесть, новая волна в блогосфере! К отцу Серапиону кто подходил с вопросом? Нет? Ну да, легче под анонимкой выплескивать жалобы.» А это уже не просто не красивый полемический ход, а хамство. Теперь уже я позволю себе усомниться в том, что вы действительно протоиерей.

Но, тем не менее, скажите: после получения указа о назначении архим. Серапион, скорее всего, стал не только настоятелем, но и председателем Приходского Совета. Для того, что бы возглавить приход и получить право представлять его интересы, он собирал приходское отчетно-выборное собрание? А вообще собирал? А как же «паси овцы Моя»?

Понимаю, что вопрос риторический. Все решено за приход, оформлены бумаги, в приходское собрание утверждены «свои люди». А приход? Да какой там еще приход? Ну если и будут недовольные, решим в частном порядке «если подойдут с вопросами».

 прт. Александр Суворов. Браво, Сергей Иванович! Это Вы несколько не туда хватили... 11 лет назад.... Ну и о чем Вам тогда писать - ситуация в корне изменилась - в храме третий настоятель и дела совершенно идут по другому, служат уже не в сарае давно. К чему Вам вообще вмешиваться в те дела, о которых вы имеете поверхностное представление.  Касательно моей идентификации, ну как бы я один из тех, кто стоял у истоков этого сайта, и все местные участники меня как бы знают. А официальная должность - ключарь Кафедрального собора, секретарь епархиального Совета, - позвольте представиться. А с отцом архимандритом, косточки которого тут моются уже почти неделю, я говорил не иначе, чем пару часов назад. Или для кого-то секрет, что некая инициативная группа пыталась вернуть прежнего настоятеля? (кстати, при нем стройка даже не была начата) Да поставьте туда любого священника кроме него - найдутся жалобщики (цы). Причем тут вообще придел? Или думаете митрополит не в курсе этих вещей. А победу знаете, как грезят себе эти люди? Вон придет Серапион в храм, а мы ему ...ну, что, утерли нос? А ведь уже формируется новый приход, что ж в том плохого?  Сергей Иванович, Вы вообще в курсе, что митрополит собственноручно подписывает антиминсы?  А насчет инициалов я разве не прав, разве это не анонимные подписи?  Радует одно - храм несмотря ни на что будет строиться дальше! stroimhram.kz/

С.И. Вновь повторятся, что Интернет анонимен, по определению не хочу. Считаете себя правым - на здоровье.

Но я в третий раз повторяю вопрос, почему не собиралось приходское собрание? Вам не кажется, что фальсификация подобных вещей имеет вполне конкретное название. А то, что «уже формируется новый приход», означает, что старый целенаправленно уничтожают, что вполне в духе ньюсаддукеев.

В принципе, эти, по-вашему «шекспировские страсти», легко разрешить. Для начала пишется грамотное обращение от прихода к вашему митрополиту, с просьбой о «разборе полетов», а затем, если результат не устроит, то обращение в канцелярию управделами МП владыке Варсонофию, с приложением копии обращения к вашему митрополиту, можно привести несколько Ваших «идентифицированных» высказываний.

Может все же дерзнуть и «как бы» «вмешаться в дела, о которых имею поверхностное представление»?

прот. Александр Суворов. Не должен я, конечно, отвечать на прямые провокации, но вот не удержусь. Итак: Цитата:

В принципе, эти «шекспировские страсти» легко разрешить. Для начала пишется грамотное обращение от прихода к вашему митрополиту, с просьбой о «разборе полетов», а затем, если результат не устроит, то обращение в канцелярию управделами МП владыке Варсонофию, с приложением копии обращения к вашему митрополиту, можно привести несколько Ваших «идентифицированных высказываний».  Вы кого-то чем-то хотите испугать? Это похоже на спор деток средней группы в детском саду, - а я брата позову!, - а я папу позову! Пишите, пожалуйста, писать никто не запрещает - адреса есть в календаре, зачем же делать предварительный пиар себе. Цитата:

«Может все же дерзнуть и «как бы» «вмешаться в дела, о которых имею поверхностное представление»?  Вы кого-то чем-то пугаете? У Вас гипертрофированное самомнение. Ну а если Вы спрашиваете, в чем конечно не уверен, так я б посоветовал Вам заняться проблемами в Вашей Ярославской епархии, можете взять шире, - Ивановской, Владимирской, - нужное подчеркнуть, - Вы уехали отсюда? - Вот и займитесь решением гораздо более крупных и многочисленных проблем на территории Российской Федерации. Цитата:

А то что «уже формируется новый приход», означает, что я был прав и ни кто при назначении и не думал возглавлять существующий приход, на бумаге собрали приходское собрание и т.д. Ни кто и не думал советоваться с приходом, который худо ли бедно, но строил СВОЙ приходской храм и свою общину. Старый приход целенаправленно уничтожают, что вполне в духе ньюсаддукеев. У них отобрали их храм, они от безсилия разбредутся по другим - и здесь чужие, и там не свои: "Что в этом плохого?"  Гм..вот это не совсем ясно. Во-первых храм никто ни у кого не отбирал, - из-за отсутствия такового. Что такое: и здесь чужие и там не свои, - а что у нас приходы не составляют Единого тела Церкви? Если Вы конкретно говорите о чадах отца Анатолия, - так они ходят к нему в Храм Христа Спасителя. Интересно, каким же образом уничтожают старый приход? Сергей Иванович, что ж Вы все переходите на личности? В данном случае приход сформирован вокруг личности отца Анатолия, - он служит в хорошем храме, вокруг него стойкая община. Отобрали ИХ храм.... - поясните Кто это отобрал, и что значит Их храм?

прот. Александр Суворов. Все комментарии удалены мной. Тема превращена в свару взаимный оскорбления, а даже угрозы (кто-то грозился даже написать жалобу к Управ. делами.) Опыт показал, что проблема не решается, а усугубляется еще более. Есть телефон отца Серапиона, есть телефоны епархиального управления. Да, и главное забыли: Цитата:

121 правило Номоканона (4 Вс.Соб): "Яко недостоит просту человеку, укорити священника, или запрещати, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще негде и истинна суть. аще же постигнет сие сотворити простолюдин, сиречь простыи человек, да есть анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучен бо есть от Святыя Троицы, и послан будет во Июдино место. Писано бо есть, князю людии своих да не речеши зла. такожде, и настоятеля безчествуяи".

Вариант 2.

В 2003 году, в связи с назначением нового правящего архиерея, в нашем Дмитриевском приходе, как и во многих приходах Ярославля, сменился настоятель. Вскоре после этой смены были перемещены на другие приходы и часть клириков. В результате приход наш раздробился. Причем всё это произошло органично, абсолютно без какого бы то ни было надрыва, недовольств, оппозиции. Кто-то, уйдя за своими батюшками, попытался влиться в другие приходы - с разной степенью успеха. Кто-то остался в своем приходе, и хорошо - новый настоятель оказался действительно пастырем добрым, и по-настоящему организовал и возглавил приход. При нём тоже был переименован один из пределов 9-ти Кизических Мучеников - владыкой был освящен престол в честь Царевича Алексия Николаевича Романова. И это тоже прошло естественно, без какого то насилия. Во-первых, предел восстанавливался приходом из состояния руин. Во-вторых, царственные мученицы в нашем приходе почитаются особо. В-третьих, это вполне соответствует шестисотлетним традициям прихода и в этом чувствуется некая историческая справедливость. Но, к сожалению, всё хорошее быстро кончается. В 2008г. перевели нашего настоятеля в другой город, по его личной просьбе. Опять все прошло совершенно мирно. Жаль, конечно, было расставаться, но уж ничего не поделаешь. Слава Богу, все кто желает, вполне могут поддерживать связь, даже иногда встречаться. Но вот не задача, следующий настоятель, в недавнем прошлом иподьякон (это я так «тонко» намекаю на обоснованность ярко негативного оттенка, который приобрело в народе иное название иподьяконов). Как оказалось, он совершенно не заменим в организации архиерейских служб и, возможно потому, ему было вовсе не до прихода, а может, он просто не имел понятия о том, что такое приходская жизнь. Видимо поэтому, за время его почти трехлетнего настоятельства он ни разу не собирал приходских собраний. Да и вообще, создавалось впечатление, что даже само наличие прихода его раздражало. Сначала начались безсмысленные перестановки икон и утвари в храмах, менялись местами паникадила (у нас два храма и пять пределов). Приход молча взирал на происходящее, лишь слегка и не без иронии, подшучивая: «у нас канун с крестом уже третий круг по храму делают». Затем он уволил из храма всех труждающихся прихожан: казначея, старосту, повара, просфорниц, охранников, сторожей, лавочниц, уборщиц и даже инвалида дворника, который трудился практически безплатно - всех, до единого. И нанял людей «с улицы». Приход опять смолчал. Ну что еще сделать с таким приходом? Далее, под предлогом отпусков, он отменил ранние службы, где собирался костяк прихода. И тогда, наконец, смиренный приход подал голос: прихожане и отцы начали просить: пока еще ни кто в отпуск не ушёл, разрешить ранние литургии. Настоятель остался непреклонен. Думали обратиться с письмом к архиерею, но большинством голосов, всё же решили смириться и снова смолчать. Позже, опять случилось приходу обратиться с просьбой к настоятелю: возглавить инициативу установки креста [3] на бывшем приходском кладбище - он, конечно, отказался. Пришлось искать обходные пути, что бы обратиться в епархию не «через его голову». Нашли (но это отдельная история - практически триллер, вполне в текущую тему - история, которая меня вновь и вновь убеждает, что это ни какие не совпадения, а проблема системная, но о ней умолчу).

Как видно горяча была наша молитва, и к осени владыка настоятеля нам поменял. Сняли его с нашего прихода - как камень с плеч, правда, вместе с его уходом исчезло несколько ценных икон, но приход на радостях, сделал вид, что не заметил этого и опять смолчал. Но, к сожалению, вновь назначенный (тоже из иподьяконов), хотя и вернул ранние службы, но служение настоятеля на приходе, по всей видимости, тоже понимает исключительно, как кормление. Общих приходских собраний так же не собирает, приходом не занимается. И по странному совпадению(?) с вариантом 1, переименовал предел св. вмч. Георгия Победоносца в честь своего тезоименитого святого - прп. Макария. Хотя переименовал или нет, наверняка не знаем - он так же приходских собраний не собирал. Но за то вместо иконы Георгия Победоносца на иконостасе уже красуется ростовая - в натуральный рост икона прп. Макария, что полностью противоречит более чем 6-и вековой традиции. Со времен Куликовской битвы Дмитриевский храм - храм воинский и потому в прекрасно сохранившихся фресках (роспись XVII века) традиционно нет ни одного преподобного или святителя, но только святые князья и воины.

А вот еще одно совпадение. В ноябре прошлого года в нашем Димитриевском храме освящен престол в честь св. вмч. Димитрия Солунского. Но не в Димитриевском пределе, а за счет упразднения центрального предела Смоленской иконы Божией Матери. Этот Богородичный предел впервые появился еще в деревянном Димитриевском храме в XVI веке, в память о взятии Василием III в 1514 году Смоленска - как символ победы над латинством. В XVII веке после победы над поляками и возведения каменного храма, этот предел стал центральным, по той же причине - героическая стойкость Смоленска 1609 – 1611 годов, вновь сыграла важнейшую роль в победе над латинянами. И вот несколько месяцев назад он был упразднен после события [4], на котором было заявлено: «Отношения между нашими Церквами [между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом] сегодня развиваются и, я надеюсь, будут развиваться во всех направлениях и в дальнейшем, охватывая все стороны церковной жизни. Убежден: православные и католики, чтобы действовать сообща, не должны ждать того момента, когда исчезнут все богословские различия между нами». Кто-то скажет, что эти события не взаимосвязаны, одно не обуславливает другого, просто совпали по времени. Возможно, не настаиваю, хотя сам в такие совпадения не верю. Да и приход, последовательно молчит.

Вариант 3.

Вопиющий случай: http://danuvius.livejournal.com/111620.html?thread=1627140#t1627140

И так, оставляя последний вариант без комментариев, предлагаю проанализировать первые 2. В обоих случаях первый этап: смена настоятеля. Затем вновь назначенные, не обращая внимания на пункт «е» статьи 20, главы XI устав прихода [5] РПЦ, (где говорится об обязанности настоятеля созывать приходские собрания) развивают бурную деятельность, и как будто нарочно провоцируют свои приходы. В обоих приходах растет недовольство, но в одном смиряются, а в другом начинают задавать вопросы.

Те, которые смолчали, просто молча потеряли возможность живой общинной жизни внутри храма и вынуждены самоорганизовываться на стороне, вне стен некогда своего приходского храма. Эдакие новые «безпоповцы».

Те, которые начали «лезть с вопросами», тут же обвиняются в неподчинении правящему архиерею, а будут настаивать - наготове ярлыки раскольников.

Да, остаются еще и те, кто выбрал уход из своего храма за старым настоятелем - то же, в общем «вынутые прутья из веника». Но даже если и их окажется достаточно много, то можно, например, перевести их батюшку еще дальше. Перефразируя известную поговорку - нет прихода, нет проблемы.

Далее, что бы «калейдоскопические кусочки» различных событий начали понемногу складываться в «мозаику» общей картины происходящего, предлагаю для начала, чётко разделять уверения в намерениях - от реальных дел. Например, прекрасные, своевременные и нужные заявления с высоких трибун о активизации в целом деятельности приходов, введении при каждом из них высококвалифицированных социальных работников, катехизаторов и миссионеров и пр. - от принимаемых в это же время основных документов и совершаемых при этом действиях. «По плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но лишь исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Матф. 7:20-21).

Еще и еще раз перечитываю переписку с прт. Александром Суворовым и пытаюсь понять, что же это происходит? Перечитываю устав. Нет, исполнение его, к сожалению тоже не панацея. Устав прихода - это реальное дело. Прочтите его внимательно. Думаю, что это «дело», сильно отличается от уверений.

По словам прот. Александра новый настоятель «построил много храмов и неужели не имеет право построить один предел в честь своего святого», при старом то «стройка даже не была начата... ». Думаю, и первое и второе не правда - и при старом настоятеле, храм, хоть и не быстро но, строился. И строил его Господь Бог, силами прихода. Но главным в этом строительстве храма были не стены, главное: родилась, росла и крепла община - строился не столько храм, сколько Церковь Христова. Ничего не знаю о новом настоятеле, но сдается мне, что и он тоже не сам строил храмы. Но суть даже не в этом. В одном соглашусь с прт. Александром, теперь сроки строительства стен, «куполов, колоколов» стали критериями оценки пастырского служения. И это тоже реальное дело.

Допустим (на время, забыв о мыслях навеянных новым уставом, а заодно и о делах которые видим ежедневно своими глазами), что сложившаяся практика, это не злой умысел, а всего лишь результат рокового стечения обстоятельств, тяжелого исторического наследия. Хорошо грекам - у них, где рукополагают - там и служат. А у нас? Еще Петр Великий начал постоянно перемещать с кафедры на кафедру епископов. От советского прошлого досталась традиция постоянного перемещения с прихода на приход священства. У нас, например, за последние 5 лет - 4-й настоятель. Отсюда и отсутствие в достаточном количестве примеров живой приходской жизни, или, как сказано в статье А.Фирсова: «Отцы наши - пастыри, за редким исключением......даже представления не имеют, что такое здоровая приходская община, как ее собрать и, что с ней затем, делать». Но сейчас то не царь Петр и не Микитка Хрущев, кто нам сейчас мешает? Вопрос к священноначалию - ответ см. 121 правило номоканона.

С умыслом или без умысла, но такая практика сложилась. Отсюда, как следствие, вытекает не менее соблазнительная практика - описанное выше игнорирование некоторыми настоятелями своих приходов. Понять то конечно можно: «того гляди, снова переведут, а надо успеть и о себе подумать, и на перспективу». А значит самостоятельный приход и тут помеха. Тогда реальный приход разгоняется, и заменяется «мертвыми душами». В случае если кто-то начнет задавать вопросы - так на переименование предела есть благословение правящего Архиерея: «А-а! Вы не согласны с Владыкой?...Вы главное забыли - 121 правило номоканона»!

Потому и ситуация с Алмаатинцами мне представляется совсем не такой, как её усиленно пытается представить прт. Александр, де это обычное противостояние «за» и «против» нового настоятеля. Если ему удастся перевести конфликт в эту плоскость, то конфликт уже будет классифицироваться, как посягательство на исключительное право правящего архиерея заниматься кадровыми назначениями в епархии. Но ведь ни кто так вопрос не ставил и не ставит. Это видно из текста статьи. Вопрос поставлен совершенно иначе - просто, прямо и понятно: почему новый настоятель не считает нужным прислушиваться к мнению прихода - «почему не провел приходского собрания». Фактически произошла, обычная для нашего времени, узурпация даже и тех мизерных нынешних уставных прав прихода. Возможно, формальность была соблюдена, и собрание всё же проводилось (как у нас - только на бумаге), но если собрание проводилось без участия прихода, то это банальное мошенничество. А если предположить, что уже и отчет сдан в епархиальное управление, и перерегистрация устава в Минюсте прошла с одобрения «мертвых душ»? Всё, хватит, так можно далеко зайти, мне уже и так сказали, что я задираю юбку Матери-Церкви, что это Хамов грех... Но сдается мне, что не подол это Матери-Церкви, а овчинка, размеров которой уже не хватает, чтобы прикрыть всех волков. А оправдание это от того, чьи грязные делишки от века делаются в тени и боятся огласки. И боюсь, без огласки этих «делишек», бесстрашно обрастающих волчьей шерстью, в чувство не привести. Безусловно, правильнее было бы обсуждать эти вопросы не в СМИ, а внутри Церкви. Но простите, вы помните, как была представлена «обратная связь» (умышленно не называю это народом Божиим или мирянами) на последнем т.н. Поместном Соборе?

Не пришло время назвать вещи своими именами? Понимая, как опасно хожу, всё же дерзну высказать своё частное определение (не личностям, конечно, но происходящему процессу): это «всё поглощающий рынок» (мамона), проник своими липкими щупальцами и в нашу Церковь, и делает из архиереев - «феодалов-арендодателей», из пастырей «арендаторов-требоисполнителей», из нас «захожан-требопотребителей». Но делать то он делает да, слава Богу, не из всех получается! И тогда, народ Божий - Царственное Священство...люди взятые в удел (1 Петр. 2:9) со своими пастырями добрыми, выводится за скобки этого уравнения, и подлежат либо рассеянию - суть уничтожению, либо выталкиваются в маргинальное поле и даже в раскол.

К сожалению, происходящее уже давно и очень многих вполне устраивает и даже выдается как норма. И норма системная.

Ровно, как и Соколов-Митрич в «Очень маленькой вере», могу сказать, что «в процессе подготовки этого репортажа мы побывали...» во многих уголках своей и соседних епархий, правда без цели написать репортаж. Тем не менее, могу свидетельствовать, что два описанных выше случая - варианты 1 и 2, не частность и «активная перестройка системы и ставка на бюрократический стиль управления», «замена личностей административными механизмами» идет везде, где я был, и повсеместно приносит свои плоды: «исполнители», как кукушата выдавливают «настоящих духовных авторитетов». Так же абсолютно соглашусь с автором, что: «Русская православная церковь... жива ровно до тех пор, пока в ней есть духовно сильные наставники и искренне верующие миряне. Таких людей до сих пор еще много, но новая система выстраивается против них. Эти попытки все заформализовать и закаруселить стремительно остужают духовенство, многие постепенно становятся функционерами. А к функционерам люди не потянутся, исчезнут благотворители, и в конце концов наша церковь деградирует не только духовно, но и экономически. Еще какое-то время она может продержаться как «министерство нравственности» при «Единой России», но в конце концов и ей перестанет быть нужна». Возможно, всё именно так и закончится, как обычный рейдерский захват с последующим банкротством и распродажей «активов» [6], но с тем лишь отличием, что итогом «спецоперации» будет не обычный отъезд за океан небольшой кучки сказочно богатых людей, а Апокалипсис. Да, антихрист готов был прийти в мир уже много раз, и каждый раз этому мешала наша Церковь, та Церковь, которая не в бревнах, а в ребрах. Именно она мешала ему раньше [7], именно она помешает ему сейчас. Именно её не одолеют врата ада. А где в итоге окажутся те, кто «приватизировал активы», все православные знают из Писания.

Теперь понятно, почему основной вражий удар направлен против той Церкви, что не в бревнах, а в ребрах - против православных общин. Братства «прикрутили» уже к концу 90-х, теперь очередь за приходами. И описанный конфликт, это не конфликт «за» и «против» нового настоятеля, это конфликт между «приватизирующими активы», и Церковью что в ребрах. И устав прихода «заточен» не для собирания мирян в приходы, а на ограничение, недопущение, и даже изгнание.

Не знаю как вы, но я прихожу к неутешительным выводам, так же как, например, Соколов-Митрич в «очень маленькой вере», или А. Фирсов в «Почему не спешит воцерковляться Россия» [8].

Попробуйте добавить в эту «мозаику» еще некоторые реальные дела. Хотя бы, прошедшие за последний год мощнейшие скандалы, с применением провокаций, мошенничеств, пресловутого административного ресурса, ОМОНА, сговора с педофильским лобби и пр.. На мой взгляд, последние события с Удмуртскими клириками самые блеклые из всех (и, возможно, как и диомидовская провокация, просто дискредитируют серьезную проблему). Имею в виду, разорение Боголюбского монастыря, «молдавский скандал», «Барнаульский раскол». Конечно, что бы разобраться в каждом, форматом одной статьи не обойтись: пройдитесь самостоятельно по ссылкам [11-16]. Кстати, суть конфликта Барнаульского Вознесенского прихода с правящим архиереем (из-за чего целый приход ушел в раскол), как раз из-за тех пунктов устава [17], которые заменяют соборность самовластием. Напрасно ли они опасались этого самовластия, и так ли уж безпочвенны были их опасения? См. сценарии описанные выше. Потому, вполне разделяю опасения В.Осипова: «после того как если, не дай Бог, на грядущем Всеправославном Соборе, будут утверждены все намеченные реформы в отношении календаря, дисциплины постов и т.д., то при воплощении их в жизнь, на низовом приходском уровне будет парализована всякая возможность несогласия и противодействия. Так, что нас ожидают очень непростые времена, причем скоро. Бросается в глаза полное бесправие прихожан - они, получается, только источник дохода». Как-то не очень верится, что это возвращение «к догматическому основанию существования прихода, умаленному в период несвободы Церкви» [18] и, что это направлено на активизацию деятельности приходов. К сожалению, проблема не только в уставе, устав только предоставляет возможность явиться этим проблемам широким фронтом и «во всей красе». Отсюда я делаю свои субъективные выводы: пришло время главного экзамена. Хуже у нас еще не было. Даже во времена Батыя, у нас было главное - вера, и она позволяла выживать и побеждать. Но сейчас официальная РПЦ стремительно разрушает её остатки. Заметьте, эта позиция очень похожа на позицию 100 летней давности. Тогда врагами нашего Отечества целью №1 было объявлено русское Самодержавие, теперь Бжезинским первым врагом объявлено русское Православие. Тогда практически все духовенство поддержали временное правительство, и ни кто не возвысил голос в защиту Царя. Еще 19 февраля 1917 г. в Неделю торжества Православия все Российские архиереи возглашали: «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема». Но уже 2 марта, Синод признал временное правительство. Даже до т.н. «отречения» Царя! Как это не ужасно звучит, но священноначалие первым предало Царя. И не только епископат преступил крестное целование, революция вообще, нашла поддержку и одобрение, в первую очередь, в среде духовенства. А в наше время предается уже и сама Церковь.

Что же теперь делать, тем, кто не спешит идти по этому широкому пути и в такое «светлое» будущее? Конечно, как минимум, необходимо понимать, что происходит. Повторюсь, необходимо отделить красивые заявления от творящихся дел. Сформулировать проблему - назвать (для себя и честно) происходящие ныне процессы своими именами. И затем решить, на чьей ты стороне и насколько для тебя важна конечная цель. Надеюсь, что этой целью будет всё же спасение.

В случае если есть крепкая община, необходимо приложить все усилия к её сохранению. Хотя бы так, как это сделали, приходы Богородского благочиния Московской епархии, материалы по ссылке [19]. Но и это не правильно. Конечно, если кто-то выложит в своём ЖЖ то, что видел своим глазами, или те письма, которые он подписывал сам - то и спрос только с него. Но официальное обращение от прихода, или приходов, или группы мирян должно прежде выноса на суд внешних, пройти все положенные ступени. Не надо давать «повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались [такими] [же,] как и мы. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их». (2Кор.11.12-15). Итак, написать письмо правящему архиерею, заказное по почте или с отметкой о регистрации в канцелярии епархии. Нет результата, или он не устраивает - заказное письмо в управление делами МП, с приложением копии предыдущего письма архиерею. Далее, в Синод и вплоть до Архиерейского и Поместного Соборов. Необходимо понимать, что проблема системная и одним холостым выстрелом в сторону Чистого переулка её не решить. А решать надо. И ни каких революций или «расколов не поминающих», и ни какого малодушного бездействия. Бездействие в этом случае это, ни какое не смирение - это то молчание, которым и предается Бог и наша Церковь. А «смиряющимся» как будто бы ради личного спасения, здесь уместно вспомнить слова Спасителя: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк 8:34,35). И еще. Вспоминается вопрос инквизитора к Жанне Д Арк:

- В таком случае отвечай мне: если Господу угодно спасти Францию и если Он властен свершить все, что пожелает, какая тогда надобность в войске?

- Бог помогает тому, кто помогает сам себе, - сказала она. - Сыны Франции будут сражаться, а Господь дарует им победу !

....почтенный епископ вымолвил слова, вполне соответствующие данному случаю: "Клянусь Богом, дитя сказало правду. Господь повелел сразить Голиафа и послал ребенка, и ребенок сразил его!"

Ну, а где община не крепка, а вы не готовы «уйти в леса» в ожидании антихриста, но и сидеть сложа руки нет больше сил - предлагаю обдумать вариант «Б»: http://greenorc.livejournal.com/162777.html [9]. Воистину, все новое, это хорошо забытое старое. Отчасти похожее начинание людей, объединенных православной верой, уже давало на Руси колоссальный эффект и называлось артельным делом.

А вообще то, конечно, всё это когда-нибудь закончится Апокалипсисом. Но думаю не сейчас. Ничего у них не получится. Победим всё равно мы - те, в чьих ребрах Церковь. Всё потребное к тому у нас есть - есть ещё смоквы на русской смоковнице. И молитва на Руси жива, и Белый Царь у нас будет, и Правда Божия за нами. Вот только, «что бы Господь даровал Победу, воины должны сражаться».

 

P.S. 121 правило Номоканона апокрифично, т.е. его реально нет в правилах 4 Вселенского Собора. Вот что об этом правиле [10] пишет великий русский канонист 19-го века Алексей Степанович Павлов: «Правило - апокрифического и очень древнего происхождения. В источнике нашего Номоканона оно подписано было именем четвертого собора; но в других канонических сборниках усвояется даже Апостолам (см. так называемые "апостольские епитимии" у Питры в Jus eccles. graec., t. I, p. 105, can. 8)».

Потому оно и не имеет силы. И реально не работает. В этом можно убедиться, рассмотрев действующие нормы относительно лиц, имеющих право выдвигать обвинения и свидетельствовать в церковном суде против клириков - мы не найдем там никаких запретов на участие в таких судах мирян, более того это участие достаточно часто встречается.

И если мирянин видит, что учение, какого то священника противоположно учению Церкви, то обличать такого не только можно, но и должно: "если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1:8).

 

Ссылки:

 

[1] http://pritvor.kz/

[2] http://rusrep.ru/article/2011/04/05/vera/

[3] http://www.ruskline.ru/analitika/2011/03/21/kakogo_my_roduplemeni_ili_uslovie_vyzhivaniya/ [4] http://www.yareparhia.ru/index.php?name=News&file=article&sid=1236

[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html

[6] http://www.ruskline.ru/analitika/2011/04/12/sohranyat_duhovnuyu_trezvost/

[7] http://www.ruskline.ru/analitika/2010/12/15/brestskaya_uniya_doloj_vlast_bratskuyu/

[8] http://ruskline.ru/analitika/2010/8/24/pochemu_ne_speshit_vocerkovlyatsya_rossiya/

[9] http://greenorc.livejournal.com/162777.html

[10] http://ustav.livejournal.com/150272.html?thread=2573824

[11] - И.Друзь «А золотые купола кому-то черный глаз слепили...» 

[12] http://www.3rm.info/religion/print:page,1,5002-eres-zagnannaya-v-ugol-pokazyvala-zuby-pervaya.html

[13] http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/9/08/burnaya_politicheskaya_osen_v_rpc_uzhe_nachalas/ [14] http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/10/07/hristiane_ozabocheny_novymi_problemami/

[15] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=80095

[16] http://www.3rm.info/8641-obrashhenie-bratii-svyato-uspenskoj-pochaevskoj.html

[17] http://www.alt-srn.ru/church/25-pravoslavie/145-voznesenskaya-cerkov.html

http://nychurch.livejournal.com/93954.html

[18] http://altai.eparhia.ru/news/?ID=808

[19] ПИСЬМО ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ ОТ ПРИХОЖАН 18-ТИ ПРИХОДОВ БОГОРОДСКОГО БЛАГОЧИНИЯ (МОСКОВСКАЯ ОБЛ.) РПЦ МП 

[20] ПИСЬМО ПРИХОЖАН ХРАМА ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ С ВЫРАЖЕНИЕМ НЕДОВЕРИЯ БЛАГОЧИННОМУ БОГОРОДСКОГО ОКРУГА МО М.Ю. ЯЛОВУ 

[21] http://ansm2000.livejournal.com/4683.html

[22] http://danuvius.livejournal.com/111620.html?thread=1627140#t1627140

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

33. автору

Я весной не увидела Ваш ответ, вот сейчас только прочла, зайдя по ссылке отсюда http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/07/o_bednom_igumene_vitalii_zamolvlyu_ya_slovo/. Бог в помощь, на самом деле я только за подобные начинания, другое дело, как и кем они воплощаются. Помню, канувшая в Лету партия "За Русь святую" издавала газету "Правопорядокъ", и там опубликовали программу "Общинная Россия", Александр Чернавский написал. И там так всё красиво было изложено на бумаге, просто дух захватывало! На деле, увы, не получается. "Гладко вписано в бумаги, Да забыли про овраги, А по ним ходить..." В жизни, мне думается, любые формы взаимной поддержки не только православных, а, например, коллег или соседей (не говорю - родственников) тем и ценны, что противостоят чему-то страшному, но попробуй их регламентировать - вряд ли что получится...

32. Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться

Статья полезная. Особенно вот эта рекомендация: "...Итак, написать письмо правящему архиерею, заказное по почте или с отметкой о регистрации в канцелярии епархии. Нет результата, или он не устраивает - заказное письмо в управление делами МП, с приложением копии предыдущего письма архиерею. Далее, в Синод и вплоть до Архиерейского и Поместного Соборов." ................ Это хоть какое-то конкретное предложение. Хоть что-то... Все же лучше, чем совсем ничего... Потому что полное бездействие - это предательство. Воины и вправду должны сражаться!

Галина / 11.09.2011

31. 16. Наталья Чернавская

По поводу варианта «б» имелось ввиду, совсем не «Скинуться и вожаков выбрать … почему они большее доверие будут вызывать?» И уж тем более, я против революционных выступлений. Я имел ввиду практическую организацию жизнеспособной православной общины, даже в условиях противодействия. Общины, по принципу братчин, артелей широко распространенных на Руси с X по XX вв. Эти братства, братчины, артели, являлись производственными и одновременно общественными организациями на основе православной веры. И чем крепче вера, тем шире возможности. Так наибольших успехов, тогда, добились старообрядцы. Потому, в статье мною сделано единственное, но главное добавление к ссылке – эти объединения должны быть объединениями православных. Иначе, даже если это и получится, то закончится так же как это кончилось в 20 веке: «артельный созидательно-православный дух вырождался в дух нравственно-отвлеченный, просто кооперативный, приспосабливающийся к духу капитализма». http://www.tolk-i-polza.ru/journal/document/1953 Зачем все это надо? Во-первых, люди объединенные верой, это уже народ Божий. Во-вторых, в краткосрочной перспективе, это позволит (православным) приобрести «чувство локтя». Не для кого ведь не секрет, что наше общество атомизированно. Каждый конкретный человек в нем, всегда оказывается в заведомо проигрышных условиях перед любыми объединениями, например диаспорами. В-третьих, в среднесрочной перспективе, это может способствовать оздоровлению гражданского общества и даст реальную возможность влиять этим православным общинам на политику своей страны, т.е. явится той солью общества, которая его подготовит к приходу православного Самодержца. Т.е. не конституционной монархии Кирилловичей или Гогенцоллернов «спущенной сверху», но православного Самодержавия как осознанной необходимости вымоленной «снизу». Но пока это лишь мечты. Простите. И речь идет только «о чувстве локтя» - времена нынче сложные, и ожидаемое будущее оптимизма не внушает, а значит времени на раскачку нет. Эх, если бы не наша лень да «авось», в купе с маловерием, унынием и подозрительностью друг ко другу… Именно поэтому реальны объединения лишь в очень малые общины. Всех, кто меня поддержал, благодарю. За критику благодарить не приходится, так как не увидел достойной аргументации. Разве, что за деятеля, пишущего «инструкции» Филимонову отдельная благодарность. По крайней мере в их стане, меня поняли.

С.И.Халин / 30.05.2011

30. Картина ясная - Одесса красная, и мне с Одессой той не попути

Я с вас смеюся. Какие пафосные речи со святоотеческими цитатами, предостережения о нарушении покоя внутри Церкви! И всё это ради защиты самой обычной УГОЛОВЩИНЫ. Как говорил незабвенный Мюллер (устами Броневого): «А в подоплеке то что? - Деньги!» Ну чем, скажите мне, отличаются «бронштейны» в черных кажанках и с маузерами, грабящие храмы, избивающие старух и расстреливающие священство от теперешних типа «александров яковлевичей суворовых, яловых и пр - исраелей янкелевичей шнипперсонов в рясах и с наградными наперстными крестами тоже грябящие храмы, тоже избивающие старух, но правда ПОКА не расстреливающие настоящих попов, а ссылающие их в глубинки, где доход прихода равен 2,5 тысячам рублей в год? Неужели тем, что вместо решений ЧК прикрывают свои беззакония решениями священноначалия? Цели и главное РЕЗУЛЬТАТЫ те же!!!!

Наталья / 29.05.2011

29. Филимонову 26

Примечательно, что сразу после вашей цитаты по тексту Св. Кирилла Иерусалимского идет:" Церковию же (т.е. созванием или собранием) называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает, как в книге Левитской говорит Господь: и весь сонм собери пред двери скинии, свидения (Лев. 8, 3). Замечательно, что слово собери в первый раз в Писании употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона Первосвященником. И в книге Второзакония говорит Бог Моисею: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя, да научатся боятися Мене (Втор. 4, 10)." Заметьте "сбери", а не "разгони"

Аноним / 29.05.2011

28. 26. Филимонов

Что же тут можно "подменить авторитетом настоятеля"?

Да все можно "подменить". Вот, скажем, "повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди". А теперь это учение, скажем, будет преподаваться по кочетковски или по кураевски. А нас не спрашивают, хотим ли мы или что мы думаем. В ведь "В вопросах веры, — писал А. С. Хомяков, — нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора." Как же это может привести "род человеческий" к "истинной вере", если те же кочетковцы вообще - секта? Наврачевались и наисцелялись всех родов "грехов, душею и телом содеваемых", что многие, видя такое, охладевают к Церкви или вовсе в раскол уходят. И, что убивает - люди, непрерывно провозглашающие "любовь к Христу", "надо жить во Христе" и прочее, даже не выражают сожаления о тех, кого ввели в соблазн. В их терминологии идет "выдавливание гноя из Церкви". А участвуй полноценно церковный народ в жизни Церкви, не разгулялось бы все так. Эти группы только "под прикрытием" могут работать, народ их не уважает.

Nemo / 29.05.2011

27. 24. Дориан

..статей таких не допускать. Это же чистой воды подрывная работа.

Да-да, возомнили о себе, понимаешь. За нас настоятель лучше знает, а за него архиерей. p.s. Не устаю повторять, что все познается в сравнении. Скоро нам наше проклятое социалистическое прошлое покажется торжеством личностного начала, соборности и демократии вместе. Идет общий и очень быстрый процесс превращения нас в безликую массу, управляемую пиар-технологиями и "эффективными менеджерами". Церковь еще по своей консервативности не впереди этого процесса, хотя активная и наглая группка модернистов внутри нее очень хочет не просто шагать в ногу, но и возглавить этот процесс. Это у них называется "иначе у Церкви нет будущего, иначе - гетто". То, что описывает статья и многие комментарии - только частный случай, капля из этого потока.

Nemo / 29.05.2011

26. Re: Чтобы Господь даровал Победу, воины должны сражаться

Св. Кирилл Иерусалимский: "Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содеваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях." Что же тут можно "подменить авторитетом настоятеля"? Символ Веры нам надо понимать все же в Святоотеческом, а не в публицистическом толковании...

Филимонов / 29.05.2011

25. о границах Церкви

Уважаемые, В Символе Веры нам даны четыре свойства Церкви Христовой. Единая (земная + небесная). Святая. Соборая. Апостольская. Эти четыре свойства являют символ креста. И если в собрании "прихожан" Соборность заменяется авторитетом настоятеля, то такое собрание уже не Церковь, но секта "отца" настоятеля. Куда приведут свое стадо такие "пастыри" известно - к ступеням третьего храма. СпасиБо автору за систематический анализ и рнл за публикацию.

Игорбор / 28.05.2011

24. На 21

Может быть Ваш стиль окажется для наших коллег по РНЛ более вразумляющим. С п.1 не раз призывал покончить со всей подобной говорильней, да и статей таких не допускать. Это же чистой воды подрывная работа.

Дориан / 28.05.2011
Сергей Халин:
Нужно ли было идти в храм на Пасху?
Или почему при одинаковых рисках заражения магазины посещать разрешено, а двери храма для прихожан закрыты
29.04.2020
Не надо спасать деревню – это утопия!
Отклик на доклад Павла Тихомирова «Я против разговоров о необходимости возрождения деревни»
19.02.2020
Форум отцов. Критический взгляд
В вопросах укрепления семьи, ответственного отцовства и ответственного материнства полумерами не обойтись
05.07.2019
Русская национальная идея и принципы устройства русского государства
К проекту Манифеста «Русского собрания»
02.12.2018
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Благотворители пожелали сохранить анонимность
По благословению Патриарха Кирилла пожертвованные средства будут направлены для помощи в выплате жалования духовенства за два месяца
27.05.2020
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Схиигумен Сергий (Романов) запрещён в священнослужении
27.05.2020
«Самочиние - это самая настоящая гордыня, мать грехов»
Обращение писателя Владимира Крупина к крестоходцам, намеревающимся вопреки решению церковной и государственной властей участвовать в Великорецком крестном ходе
27.05.2020
О «кочетковцах» вне закона
«Неудобное» Православие. Выпуск 8
26.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 22:28
Убить Бога – 2
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-27 22:15
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 21:33
Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 19:17
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:40
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:34