Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Почему не спешит воцерковляться Россия?

Алексей   Фирсов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 24.08.2010

Участившиеся в последнее время, призывы духовенства к русскому народу о покаянии навели меня на мысли, которыми хотел бы с вами поделиться. И еще пригласить вас поразмышлять вместе над некоторыми вопросами.

С одной стороны все верно, корень наших проблем находится в отступлении от Бога, и с этим верующему человеку спорить не приходится. Но если пойти чуть дальше и попытаться проанализировать: почему за последние 20 лет мало что изменилось в отношении русского населения к культурообразующей религии, можно прийти к следующим выводам.

Да, восстанавливаются храмы. Да, стало больше священников, открываются семинарии, православные гимназии. Но, не спешит Россия воцерковляться. Почему?

Ведь 20 лет (!) упорного и часто самоотверженного труда многих людей, а на выходе - пшик! Почему разговаривая с разными людьми, нередко встречается и недоверие к Церкви, и даже разочарование? И здесь мне видится некая "системная ошибка".

Поясняя, почему "ошибку" считаю "системной", зайду немного издалека. В нашем Отечестве сейчас модно говорить красивые слова о "повышении", "улучшении", "преодолении", "реформе" и пр. Но делать при этом принято - прямо противоположное. Глядя на нашу действительность, невольно приходит на ум, что все в мире системно приводится к модели: "не власти для организации жизни народов, но массы людей для обеспечения безбедного существования власти". Так, в нашем государстве самым бесправным является "источник права" - народ. Самой униженной является государствообразующая нация. Главными преступниками на поверку оказываются те, кто должен бороться с преступностью, главными хищниками и разрушителями являются те, кому доверено сохранять и созидать. И общество, и семья культивируются этой властью в русле той же системы.

Какие такие "общечеловеческие ценности" сейчас поощряются в нашем обществе? Культ денег и разврата. А в семье? "Домострой" превратили в жупел. И, как результат, институт семьи разрушен. Отцы семейств сбросили с себя всякую ответственность за происходящее в них, и даже не знают, что это такое - нормальная семья. Они ее нигде и никогда не видели. А из-за фальсификации народной памяти даже теоретически не знают, как должна быть устроена "ячейка общества" или "малая Церковь".

К сожалению, положение дел в РПЦ, на мой взгляд, тоже укладывается в эту "систему". На эти мысли наводят многие действия наших иерархов (кстати, тоже системные). При очень правильных и нужных программных заявлениях реальные действия, мягко говоря, смущают. Тут и приглашение Ксюши Собчак на Русский Собор, и поддержка кочетковцев, и высказывание в защиту прав содомитов, и отношение к организаторам скандала вокруг Боголюбского монастыря и прочая, и прочая. Подробнее остановлюсь лишь на последнем уставе РПЦ.

Первое. По уставу 1917 г. епархии сами выбирали себе архиереев. И хотя я не апологет устава 1917 г., но именно это его положение мне кажется вполне оправданным. Сейчас мы от этого отказались, и архиереев в епархии назначают. На мой взгляд, это губительная ошибка, если не сказать больше - советская диверсия против Церкви, которая продолжает жить и сейчас. По моим наблюдениям, назначение архиереев в епархии, во-первых, влечет за собой нестроения в самой епархии. Потому что вновь назначенный архиерей приезжает на кафедру со своей командой и, разумеется, расставляет "своих" на ключевые посты и приходы. Начинаются перестановки по всей епархии, прихожане тоже перемещаются за своими батюшками. Кто остается, за редким исключением, не готовы менять сложившийся уклад, все у нового настоятеля кажется им не так. Осложняется и без того ущербная приходская жизнь, теряются связи с благодетелями, чиновниками и т.п. Но это конечно не главное, и к тому же в некоторых случаях даже полезное.

Во-вторых, и это много важнее первого, епископами теперь становятся не самые достойные и духоносные отцы из клира епархий, а наиболее прагматичные из иподьяконов. А это, в свою очередь, обмирщает Церковь и дает возможность набора силы различным "подводным течениям" в высших эшелонах церковной власти. В качестве иллюстрации приведу пример с одним викарным епископом. "Прославился" он сразу после назначения многими беззакониями, и все-то ему было как "с гуся вода". Но вот все же "погорел" на освящении масонского «Ротари-клуба». И то, только после громкого скандала на весь мир, с публикациями в центральных газетах фотографий его в компании с "господами в передниках" все же сняли его с викариев и стал он правящим архиереем в специально созданной для него епархии. При такой "поддержке" не за горами и членство в Св. Синоде (для изменения "расклада сил", в котором и происходят "передвижки" епископов на митрополии, митрополитов в микроскопические епархии). И еще многое, о чем не хотелось бы говорить. Вопрос: насколько возможно было бы это, если бы епископы выбирались бы в епархии священством, монашествующими и мирянами?

Второе. До революции в России были приходские книги и благодаря им Церковь выполняла функции теперешнего ЗАГСа. Но эти книги нужны были не только для этого. В них были записаны все члены прихода, которые по достижении 21 года не только имели право голоса на приходских собраниях, но и были обязаны участвовать в жизни прихода. "Личное участие христианина в устроении прихода является его священным долгом, необходимым для спасения души. Без исполнения этого долга христианин остаётся мертвым членом прихода" (Устав Прихода 1917 г).

Сейчас, на мой взгляд, очень остро стоит вопрос об организации приходов. Верующих людей много, но кто из посещающих конкретный храм, является полноценным прихожанином с правами и обязанностями? Конечно, есть люди, для которых этот храм не просто место, где можно свечку поставить, они искренне считают себя прихожанами. Но вот незадача: никто не собирается давать им никаких прав, а обязанности сведены к пожертвованиям, как бы чего не вышло.

А что может выйти не так? Ведь все имущественные вопросы давно уже прописаны, сохраняются в полном объеме и теперь, т.е. епархии ничем не рискуют. Зачем нужен п. 5.1 устава (перерегистрация на который сейчас идет полным ходом), по которому людей в члены прихода фактически назначает правящий архиерей? Чем были плохи приходские книги, и так ли уж необходим личный контроль архиерея за каждым прихожанином, да и возможно ли это? Нет. По всей вероятности, он и вникать в это не будет, а передоверит это настоятелям. Те, в свою очередь, запишут в члены приходского собрания уборщиц, лавочниц и сторожей, которых в случае чего можно просто уволить. И кому теперь нужен приход? Проживет батюшка и без лишних хлопот, пожертвованиями захожан и толстосумов-благодетелей. И архиерею спокойно. Тишь да гладь, да Божья благодать (?).

Один человек сказал, что потому мужчин у нас в храмах нет, что нет для них серьезного дела. Не доверяют. Однако поучать и пользовать не стесняются. Простите за упрощение: "покайтесь", "пожертвуйте на ремонт" и "хватит с вас". Все вполне укладывается в вышеописанную систему с поправкой на Церковь: не иерархия для Церкви, но Церковь для иерархии. И как следствие следующий вопрос. Скажите, сколько из всех знаемых вами воцерковлены или хотя бы оглашены? Сколько вы знаете действительно крепких приходов? И сколько пастырей по-настоящему занимается оглашением, катехизацией и устроением приходской жизни?

В подавляющем большинстве (если не всегда), пастырская деятельность священника сейчас сводится к отправлениям служб, исполнениям треб и распеканию пасомых с амвона. Но основная же деятельность современного священника - деятельность хозяйственная. Что, впрочем, согласуется с новым уставом: "настоятель является председателем приходского совета", т.е. старостой.

Отцы наши - пастыри, за редким исключением, как и современные отцы семейств, даже представления не имеют, что такое здоровая приходская община, как ее собрать и, что с ней затем, делать. А как же "Паси овцы Моя" (Ин. 21, 15-17)? А вот "волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящии стада" (Мф. 7, 15, Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), не дремлют. Может, потому и растет пропасть взаимного недоверия? И заметьте, не по вине брошенного, неорганизованного и потому безголосого народа Божия.

Последний вопрос (в качестве эксперимента, попробуйте этот вопрос переадресовать ополченцам Минина и Пожарского и соборянам 1613 г.): Может, в наше апостасийное время, лучше оставить все как есть? И оправдаться всегда можно: "Необходимо смиряться", "Всякая власть от Бога", "к делу личного спасения это не имеет никакого отношения", "первый революционер - сатана". Опять же, при таком положении дел, очень удобно маскировать архиерейский собор под поместный. Не забывая в это же время произносить на высоких собраниях увещевания о повышении роли приходов.

Возвращаясь к началу статьи, скажу только за себя. Я не "против" покаяния, но я "за" деятельное покаяние. А еще я "за" чистоту веры и "против" обмирщения Церкви. "Православие или смерть" - это звучит как призыв отчаянья, призыв дошедших до последней черты. Кстати, где купить такую майку?



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 174

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

174. р.б.Дмитрий : в общем.
2010-11-14 в 13:04

Настоящие преобразовани в Церкви начнутся при грядущем патриархе: ПРОРОЧЕСТВО: Патриарх грядущего времени! Аминь!
28.01.2009г.

Святая Русь, я представляю тебе Патриарха грядущего времени!
Аминь!

Архиепископ Тернопольский и Кременецкий СЕРГИЙ
http://ralf.com.ua/i...ex.php?act=news&;show=yes&page=532

Георгий-Илия: Пророчество о грядущем времени... .
173. Филиппъ : Олегу
2010-11-07 в 19:45

А я своих многочисленных детей учу вере и тому что тысячелетняя Россия имеет стержнем Православие, а про безбожников говорю что это больные и ущербные люди и в доказательство показываю им хронику 30-х где рушатся храмы.
172. lucia : Олег
2010-11-07 в 17:30

Ккак мне Жаль Вас и Ваших детей! Ведь Ваши устои ни на чем не стоят, если простите за твтологию. Как Вы ориентируетесь? Ваши устои - это просто мода, закрепленная юридически. Вот пример - педерастия. Теперь вы должны эту публику уважать и за стол с соой сажать.
171. Анатолий Степанов : 170. Олег : о вере
2010-11-07 в 16:35

Понятно, Олег, кого вы имеете в виду: Суворова, святого воина Федора Ушакова, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, Пушкина, Чайковского, Достоевского... И детей видимо учите, что все они были "темными", в Бога веровали, опиум для народа, стало быть, потребляли. Зато другие, напр. Ленин, Ярославский-Губельман и пр. эту "дурную привычку" изжили.
170. Олег : о вере
2010-11-07 в 15:59

Я безбожник и чувствую себя не изгоем, как и мои дети атеисты. Стараемся следовать всем нравственным, человеческим устоям. Верно умные люди сказали: религия - это опиум для народа. Бедные верующие, как мне их жалко. Имею в виду не тех верующих из Кремля и Белого дома, умильно стоящих со свечкой - выходцев из КПСС.
169. Сергій : тов. Сухову
2010-09-17 в 12:21

Вот так, из впечатлений, коротких замечаний и пространных статей проступает действительность. Не статической картиной, на которой Россия застыла на пороге храма, но в сочетании и столкновении всего, что способствует или препятствует человеку на его пути ко Христу.

И последние публикации РНЛ как бы тоже участвуют в этом обсуждении. Например, отвечая устами священников, почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви – http://ruskline.ru/m..._uhodyat_iz_cerkvi/, или о том, без чего не может состояться приход – http://ruskline.ru/m...giya_byla_poslednej/. Понимаю, что великолепная, на мой взгляд, последняя статья не “закроет темы”. Но уже сама публикация ее является очень полезной.

“Аще бо праведника спасеши, ничтоже веліе; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно...”

Удивительно не то, что обуреваемый напастями человек приходит в Церковь. И не то, к сожалению, что человек уходит из Церкви. Или же использует свое пребывание в ней ради вещественных благ или мирских устремлений. – Всё это вполне объяснимо естественными причинами. Как смерть. И со смертью окончится.

Удивительно то, что самые разные люди “уживаются” в Церкви. Это ничем, кроме милости Божией нельзя объяснить: “Ибо гдѣ двое или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди нихъ” (Мѳ. 18:20).

Помощи Божией Вам и спасения.
168. тов.Сухов : На 163. Сергій : тов. Сухову
2010-09-16 в 12:17

Спасибо, брат!
Вы правы в главном: Господь поругаем не бывает, поэтому унывать православным красноармейцам не с руки :)

То обстоятельство, что страну продали с потрохами - ну это понятно: динамика исторического процесса, колесо истории.
А вот для чего теперь ещё и Церковь, едва поднявшись на ноги, норовит к этому подключиться - понять становиться сложно (в рамках христианских представлений). Н.В. Сомин очень точно данные процесс расписал (включая личные мотивы подключающихся): http://www.ruskline....obyazyvaet/#comments , кто ещё не видел эту статью.

Знаете, народ православный, я ведь летом специально отправился на богослужение о.Димитрия, причём с совершенно искренним желанием у него лично исповедаться и вообще как-то познакомиться. Исповедаться, правда, удалось лишь у другого священника, но всё было очень хорошо. Потом о.Димитрий начал произносить проповедь о Петре и Февронии. Сначала тоже шло всё нормально, духоносно, хорошо, и я уже стал думать: наверное ошибаюсь, что "плохо думаю" о батюшке Димитрии.

Но потом вдруг ни с того ни с сего, и ВООБЩЕ НИ К СЕЛУ НИ К ГОРОДУ пошла какая-то ЖУТКАЯ ахинея про какой-то "коммунизм". Оратор начал не на шутку распоясываться (с громкой трансляцией на улицу). И поэтому, подступивший к горлу комок отогнавши, пришлось мне срочно сбежать из храма, дабы не попутали черти :) Но всё же не успел, и они немного попутали - было мной нарушено благочестие :( Однако Господь это попустил, я думаю, тоже с какой-то целью :)

Дело однако не во мне - из православной Церкви я не "побегу". Дело вот в чём. Если по ОФИЦИАЛЬНОМУ церковному радиоканалу "Радонеж" уже МИЛЛИОНЫ людей начинают слушать всякие "странные" вещи, то говорить им после этого правильные православные слова и вообще звать в храм - какой становится смысл?

Если же в тему углубиться, то становятся заметными не только странные заявления, слова, но и всякие "странные" мероприятия, чему посвящен сборник В.П.Семенко "Как разрушают Церковь", что и на РЛ вниманием не обойдено. Вот это всё уже серьёзно!
167. Сергій : Симеону, 166
2010-09-16 в 10:43

До войны предки мои жили рядом со станцией Лосвида, неподалеку от Витебска.

Наверно, поднятый Вами вопрос куда больше и важнее всего, с чем сталкивался я. Мне довелось однажды писать в одно из епархиальных управлений о смущении, вызванном действиями некоего священнослужителя. Ответ я получил. И пытался сделать всё, что было в моих силах, пока не появилось официальное богословское заключение... Как я узнал потом, таких писем, обращений, запросов в разные инстанции от самых разных людей было множество. Специально не упоминаю подробностей, надеясь, что после официальной реакции ситуация разрешилась благополучно как для самого батюшки, так и для его духовных чад. Если же нет, то я верю, что Господь поругаем не бывает.

Единственное, о чем я жалею теперь, что, загоревшись тем делом, я обратился к духовнику только после его, казалось бы, успешного завершения. Хотя первым шагом должно было стать именно священническое благословение. Господь не оставил своих чад и направил, в том числе, и мое рвение ко благу. Но вот только сам я при этом поступил безрассудно. По маловерию своему.

Не повторяйте моей ошибки. “Богъ Святый явитъ святость Свою въ правдѣ” (Ис. 5:16), и правда непременно восторжествует. Только будьте среди победителей.

Спаси Господи.
166. Симеон : Сергию
2010-09-15 в 22:41

Я со всем согласен. Только вы не рассмотрели ситуацию, как поступать когда епископ не прав. И не просто, в каких- то бытовых вещах, тут всё понятно, смиряйся и терпи. А если в канонических вопросах? Простите за любопытство, вы не в Беларуси живёте?
165. Сергій : Симеону, 164
2010-09-15 в 21:49

А давайте попробуем определиться в терминах... Наверно, в этом нет ничего дурного. Да и древние так поступали.
Вы пишете о смирении так, будто речь идет о малодушии. Попробуем отделить одно от другого. Всецелое подчинение себя воле Божией – это смирение. Вы согласны? Воле Божией, не человеческой.
Праотец Авраам, не сказав никому ни слова, восходит с сыном Исааком на гору, чтобы принести того в жертву. Это – смирение. Святитель Марк Эфесский восстает против принятия унии, прозревая, что через пять веков в Малой Азии почти не остается православных. Это – тоже смирение.

Судья Иеффай, исполняя данный Богу обет, приносит в жертву свою дочь. Но это не смирение. Царь Саул сохраняет жизнь плененному царю амаликитян Агагу, поступая вопреки заповеданному ему пророком Самуилом. И это тоже не смирение.
Разница между сходными с виду поступками лишь в одном: чью волю исполняет, чьей воле подчиняется человек. Что же касается святителя Марка, то на другой чаше весов были и жизни православных христиан. И не дай Бог кому-нибудь из современных людей оказаться перед тем же выбором, чтобы не впасть в искушение.

Что же касается соборности, то давайте попробуем отделить соборность от того, что ныне именуется плюрализмом. Посмотрим на девятый член Символа веры и фрагмент его толкования в Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви, составленном святителем Филаретом Московским.
Εις μιαν, Αγιαν, καθολικην και αποστολικην Εκκλησιαν


Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.


Сколь возвышенное определение соборности дает нам Святитель: “Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в Мире”. А.С. Хомяков, выработавший понятие “соборности”, говорил о множестве, собранном силою любви в “свободное и органическое единство”. Чего не предполагает ни авторитаризм католиков, ни индивидуализм протестантов.

Если говорить о Вашем примере, то соборность – это не тот случай, когда прав епископ, и не прав мирянин. И не тот случай, когда прав мирянин, а епископ не прав. Но тот случай, когда епископ, как пастырь добрый, “полагаетъ жизнь свою за овецъ” (Іоан. 10:11), “ а овцы за нимъ идутъ, потомучто знаютъ голосъ его” (Іоан. 10:4).
Спаси Господи.
164. Симеон : Сергию
2010-09-15 в 19:46

«Я же смиренно продолжаю настаивать, что о том, что “Церковь бы перестала существовать” нельзя и помыслить. Господь не велел.»

С этим никто не спорит, во всяком случае, я. Марка Ефеского же привёл в пример потому, что он в экстремальной для Церкви ситуации, не молчал. А какое было оказано давление? Думаю,что и к смирению призывали тоже.Разве мы не должны брать с него пример? Или вы считаете ,что только епископ может говорить, тогда действительно ни о какой соборности и речи быть не может, о чём и говорит нам автор статьи.
163. Сергій : тов. Сухову
2010-09-15 в 18:58

Благодарю Вас.

Не без Вашей помощи узнал, что довольно долго работал с Н.В. Соминым в одном академическом институте. И, наверно, предвидя Ваше замечание, специально оговорился, что к предельно резким словам протоиерея Дмитрия Смирнова можно относиться по-разному.

Кого-то может удерживать прошлое. Себя же чем оправдать?

Тем и интереснее взвешенные мнения, что сторонятся крайностей. И Россия не представляется диким полем. И воцерковление ее не сводится к воцерковлению отдельного человека.

Едва ли Иуда не был свидетелем совершенных Спасителем чудес. И апостол Петр сначала выхватил меч (Іоан. 18:10), но потом, увидев поругание Учителя, отрекся (Іоан. 18:25–27).

И по-прежнему являются чудеса. И по-прежнему есть те, что приходят претерпеть до конца, но, увидев поругание Матери Церкви, становятся в сторону. И по-прежнему есть те, что, подобно апостолу Петру, обретают путь покаянием.

Есть вещи не постижимые человеческим разумом. Но открытые перед разумом соборным. И одна истина рождается в споре, а иная – там, где прекращаются всякие споры и разномыслие уступает единомышлению.

Спаси Господи.
162. Сергій : Симеону, 161
2010-09-15 в 17:47

Вы совершенно правы: именно Господь посылает нам великих подвижников. И именно потому стоит наша Церковь.
“Не вы Меня избрали, а Я васъ избралъ и поставилъ васъ, чтобы вы шли и приносили плодъ, и чтобы плодъ вашъ пребывалъ, дабы, чего ни попрóсите отъ Отца во имя Мое, Онъ далъ вамъ” (Іоан. 15:16).


Об этом и идет речь. Господь заставил и Навуходоносора быть исполнителем Своей воли. Но одна участь у Навуходоносора, и иная – у святителя Марка Эфесского.

Вот только какой любовью к Господу нужно гореть, чтобы Он призвал к святительскому служению! И каким смирением нужно обладать, чтобы в точности исполнять Его волю. Если бы в каждом городе нашлось хотя бы десять таких подвижников...

Sapienti sat.

Я же смиренно продолжаю настаивать, что о том, что “Церковь бы перестала существовать” нельзя и помыслить. Господь не велел.
161. Симеон : Сергию
2010-09-15 в 17:06

Святые отцы Церкви не учили такому «смирению» какое проповедуете. На вскидку, впомните Марка Ефеского. Таких примеров очень много. Если бы не было таких людей, а все бы только «смирено» молчали , Церковь бы перестала существовать. Слава Господу, что он посылает нам их.
160. тов.Сухов : на 156. Сергій
2010-09-15 в 16:42

Спасибо!
Невежества, конечно хватает - это верно. Однако, если "широкое просвещение нашего народа" будет происходит в следующем ключе:
Сталин, один из поганейших трусов в истории всегда рыл какие то туннели, катакомбы, все эти бункеры Гитлера-это все детский лепет, это как туристическая палатка на Эльбрусе. А чего Сталин себе нарыл с помощью заключенных, там люди гибли сотнями тысяч и в Самаре, и везде, и потом уже в более поздние времена, под Раменками целый город на 300 тысяч.

http://ruskline.ru/m...strukturnye_reformy/
то вряд ли, мягко говоря, воцерковление России от этого ускорится. Ну вот, а за каждое праздное слово человек даст ответ на Страшнем Судище, как известно.
159. Симеон : 7. Диакон Владимир Василик :
2010-09-15 в 15:59

"Много верного и в статьях, и комментариях.
Только не надо отчаиваться. Не ищите никаких маек "православие или смерть", не тратьте зря деньги. Найдите нормального, достойного священника и помогайте ему строить приход. С крепких дружных приходов, СНИЗУ и начнется возрождение России."

Мысль хорошая, но не дадут. То же епископ и иже с ним. Проверено опытом.
158. Симеон : Автору
2010-09-15 в 15:52

Хорошая статья ,спасибо. Согласен со всем кроме оценки действий государства, как-то уж слишком мрачно.
157. тов.Сухов : да вот ответ же
2010-09-14 в 16:22

На всё бывают объективные и субъективные предпосылки, как выражался наш основоположник В.И.Ленин.

Объективно процесс настоящего воцерковления очень не простой. Даже если горячо захочешь (знаю по себе), реально воцерковляться очень трудно, это длится много лет.

Но есть и субъективные факторы, тормозящие воцерковление (это тоже я хорошо знаю по себе). Про эти факторы замечательно - очень точно сформулировал и написал Николай Сомин
http://www.ruskline....obyazyvaet/#comments особенно последний (крайний) параграф V) в статье про русский социализм, плюс дал скверный, но разумный прогноз.

Так что, воцерковление, если не будем дураками, всё ещё впереди :( :)
156. Сергій : Re: Почему не спешит воцерковляться Россия?
2010-09-10 в 08:34

Замечательное интервью на радио “Радонеж” дал протоиерей Дмитрий Смирнов. На РНЛ оно опубликовано на странице http://ruskline.ru/m...strukturnye_reformy/

В этом интервью даны ответы практически на все вопросы, затрагиваемые обсуждаемой статьей. Взгляды и оценки исторических событий отца Дмитрия известны всем, кому хоть раз приходилось его слышать или читать. Наверно, относиться к ним можно по-разному. Несомненно, однако, то, что к спокойному, уверенному голосу пастыря – человека подлинно церковного – стоит прислушаться.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, – “Почему не спешит воцерковляться Россия?” – отец Дмитрий видит в проистекающем от неведения религиозном невежестве. Наверно, это самый гуманный ответ из всех возможных ответов. По крайней мере, предполагающий первым шагом широкое просвещение нашего народа.
155. Сергій : “На Бога уповахъ, не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ?” (Пс. 55:12)
2010-09-09 в 16:35

“Блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради” (Мѳ. 5:11).
154. Аноним : 152. Сергій
2010-09-09 в 15:15

С такими методами исповедания веры в Бога, у врага в атеистической пропаганде нужда отпадет.
153. Сергій : Алекс N, 150
2010-09-08 в 15:03

Благодарю Вас за комментарий. Потому что именно о единении всех верных в Церкви Христовой и должно вести речь, противопоставляя это единение всем обуревающим мір напастям.

Доживем мы с Вами до конца времен, или нет – за всё слава Богу. Мір лежащий, во зле, однажды погибнет. Потому и упование мое отнюдь не на мір, а на предвечного Бога.

Не только процент православных семей, но и весь церковный народ вполне укладывается в статистическую погрешность. Настоятель нашего храма по этому поводу однажды заметил, что в одном лишь подъезде соседнего дома живет столько же людей, сколько приходит в наш храм к воскресной Божественной Литургии. И в таком положении дел – подлинная трагедия нашей страны.

Именно поэтому так важно помнить, что вне Церкви нет спасения. Что спасение возможно только в Церкви. Не в какой-то идеальной, умозрительной, а потому и несуществующей Церкви, а в той Церкви, чадами которой все мы являемся. Именно ее создал для нас Господь Бог наш Иисус Христос.

Разрушается человек? – В міру, несомненно, разрушается. Но в Церкви Господь Сам строит спасение человека.

Разрушается семья? – В міру разрушается. Но ведь именно Церковь является прообразом для семьи – Церкви малой. Кстати, именно на примере семьи так хорошо видна несостоятельность демократических перемен в нашей Церкви.

Разрушается Церковь? – Полагаю, что Вы говорили не только и не столько о внешнем воздействии, сколько о внутренних нестроениях. Но у Церкви есть все необходимые лекарства для уврачевания нестроений. Есть Правила, заповеданные нам святыми апостолами и отцами семи Вселенских Соборов. Есть Устав, опирающийся на эти Правила.

В обсуждаемой статье говорилось о недремлющих волках, готовых расхитить стадо Христово. Увы, трагедия, случившаяся несколько дней назад в Барнауле (а пребывание в расколе – это трагедия страшнее стихийного бедствия) наглядно показала, кто есть кто. Вот ссылка с официального сайта Барнаульской епархии РПЦ: http://altai.eparhia.ru/news/?ID=809

В чем смысл противостояния наиболее уродливым порождениям міра сего? – В надежде обезопасить себя и своих близких от явного зла? Это благая цель. Для верного сына своего Отечества. Для того, кому дорога его семья, его близкие. Но для этого вовсе не обязательно быть православным. Уравнивание в правах обычных и “однополых” семей, ювенальная юстиция, разгульная и развратная жизнь одинаково неприемлемы и для иудеев, и для мусульман. В чем же ещё? – В прославлении Имени Божия, в исповедании Православной веры, в исповедании истины Христовой пред этим міром. Надеюсь, что оба мы в этом согласны.

Храни Вас Господь.
152. Сергій : Анониму, 151
2010-09-08 в 11:25

Да нет, я исповедую веру в Господа Бога нашего Иисуса Христа.
151. Аноним : Серiгю
2010-09-08 в 00:06

"...Вы "благочестиво" (но не забывая впрочем оскорблять оппонентов)"(п148)-

я соглашусь с автором этих строк. Менторский безаппеляционный тон, постоянные поучения в благогчестии, грязные полемические приемчики, пустопорожнее забалтывание основных тем,оскорбления аппоннентов, навешивание ярлыков раскольников и даже назвал собеседника антихристом.
Ты не заигрался дружок?
150. Алекс N : 141. Сергій
2010-09-07 в 23:34

"Разрушен человек? – Созидайте в себе нового человека" = ,благодарю за совет, но это ни как не опровергает моего утверждения.

"Разрушен институт семьи? – Ошибочное утверждение. И я знаю множество прекрасных православных семей. Но если Вы не верите, то создайте православную семью сами." - надеюсь вы понимаете, что количество "прекрасных православных семей" на общем фоне укладывается в процент статистической погрешности и, к сожалению это, то счастливое исключение, которое подттверждает горькое правило. И если мы с вами говорим об одних и тех же современных русских людях, то простите, все же прав я.

"Разрушается Церковь? – Две тысячи лет врата адовы не одолевали Церкви, а тут вдруг одолели..." - ну а здесь уж вовсе не красиво с вашей стороны. У меня нет утверждения, что "одолели" - это ваше передергивание, что бы им аргументировать ваше возражение.И уже я прошу вас:"И пожалуйста, будьте аккуратны в полемике"

Я же и теперь продолжаю утверждать, что описанные действия разрушают соборность нашей Церкви. И если этому не противостоять (каждому в свою меру: монахам - молится за мир горячо, мирянам - объединяться в общины вокруг честнЫх отцов, отцам - пасти овец Христовых,пишущим - писать, читающим -читать и всем горячо молить Бога друг о друге и вместе о священноначалии властях и Отечестве), если всех все устраивает и нет поводов к тревоге, то мы с вами своими глазами увидим апокалепсис.

"Я искренне верю в то, что не человеческими мудрованиями, а Духом Святым устрояется Святая Церковь,нисколько не отступая в этом от православного вероучения." - я тоже верю, что устрояется Духом Святым, и каким духом руководствуются разрушители тоже знаю.
149. Сергій : Nemo, 148
2010-09-06 в 21:13

Вы уже на форуме наговорили много чего, будете утверждать, что все это – апостольское?


Разумеется. Если каждый день в храме читаются зачала из Апостола и Святого Евангелия, то ими и нужно руководствоваться во всяком деле. Зачем далеко ходить? И это не вовсе не какая-то особенная праведность, а долг каждого христианина. Если святые – наши старшие братья, то у кого же еще просить совета? И если мы любим Христа, то чьи же еще слова повторять?

История повторяется. И раньше ученики порывались свести с небес огонь на селение Самарянское, и Господь запретил им (Лк. 9:52–56). И теперь: сколько всего происходит в міре и сколько гневных слов о том говорится, а Господь запрещает. Может быть, всё по той же причине.

“Лучшие наши священники, деятели культуры, науки, просто все, кому не все равно, бьют тревогу”. – А мне казалось, что худших священников не бывает. И мы слышим голоса отнюдь не всех священников. И уж тем более не всех монашествующих. И что из этого? – Кто-то выполняет свой гражданский долг, выступая в средствах массовой информации... А лучшие – те, кто непрестанно молятся Богу. Их молитвы Господь и слушает.

Нет ничего удивительного в том, что “весь міръ во злѣ лежитъ” (1 Іоан. 5:19). И нет ничего удивительного в том, одна группа людей хитростью или силой пытается подчинить другую. Вопрос не в том, что с неким уродливым явлением нужно бороться, а в том, что сама по себе эта борьба не должна уводить от Христа, не должна подменять собою духовную брань. Именно об этом здесь говорили наши воцерковленные православные братья.

Рано или поздно из-за этого тоже начнут бить тревогу. Когда вместо спасения в Церкви, в православной среде начнут культивироваться идеи джихада. Уже и теперь симпатии части православных обращены к раскольникам (“Православіе или смерть!”), а Церковь не воспринимается как корабль спасения (требование демократии в Церкви, увеличения роли “низового” духовенства и автономизации приходов).

Ну, что же. Спаситель предупреждал и об этом.
148. Аноним : nemo12@mail.ru
2010-09-06 в 18:54

я полагал, что не говорю ничего такого, о чем прежде не поведали бы Вам Сам Спаситель и святые апостолы.


А Вам уже объясняли, что рано Вы себя праведником считать начали. Человек лукав, поговорите с хорошим духовником, такое в себе откроете. Вы уже на форуме наговорили много чего, будете утверждать, что все это - апостольское?
И мне искренне жаль, что часть своего полемического задора Вы обращаете не столько против меня, сколько того, что нам заповедано.


Ничего Вам не жаль, коль снова приписываете то, что человек не говорил, и подменяете тему.
Формально никто Вам не мешает "создавать православную семью", но вот почитайте здесь же на РНЛ, что с первого сентября созданы "телефоны" доверия, по которым ребенок может позвонить о "нарушении его прав". Что это как не разрушение института семьи? Любой человек подвержен соблазнам каждую минуту, а ребенок? А в переходном возрасте? Вы за своего уверены? Я бы не стал ручаться, вон сколько разрушителей-разночинцев вышло не просто из православных семей, но из семей духовенства. А если еще дополнительные условия для этого создавать, как это сейчас делается? Лучшие наши священники,деятели культуры, науки, просто все, кому не все равно, бьют тревогу. Кроме Вас, у Вас - "не без искушений, конечно", а так все прекрасно.
Это как если бы рядом началось извержение вулкана, а Вы "благочестиво" (но не забывая впрочем оскорблять оппонентов) советовали "создавать православные семьи" и "мирно трудиться". А ведь эта социальная катастрофа похлеще всех природных будет.
147. Сергій : oniks, 145
2010-09-06 в 18:32

Благодарю Вас за сочувствие.

Ну, что же, давайте, опираясь на Ваши вопросы, искать в моих словах несоответствие Истине.

Я воспользовался поиском в Интернете по ключевым словам “нравственная ересь”. И первое упоминание о “нравственной ереси” нашел на сайте глубоко уважаемого мною архимандрита Рафаила (Карелина). Пожалуйста, потрудитесь перечитать на этом сайте ответы на письма посетителей. Именно там отец Рафаил неоднократно повторял слова о том, что единственная причина непослушания духовному начальству – это ересь.

Далее. “А если вашего сына растлевают?” – Вы хотели спросить, как я поступлю, если моего сына растлевают архиереи (в Вашем вопросе глагол стоит во множественном числе)? Отвечаю Вам: моего сына архиереи не растлевали. Более того, в подобных случаях условное наклонение абсолютно неприемлемо. Для меня Господь – Бог, Святейший Патриарх – Предстоятель Церкви и Правящий архиерей.

“А если жене предлагает "правящий" поменять её верность на снятие гонений?” – Смотрите предыдущий ответ.

“А если вообще – община на собственном теле не только увидела, но и прочувствовала, что "правящему" администратору Христос не указ, а – ширма?” – Еще раз повторюсь, что никаких “если” в подобных случаях не бывает. Я не могу Вам ответить, что было бы, “если Господь не Бог”. По одной причине: даже при мысленном эксперименте богохульство остается богохульством.

Если Вы обвиняете некоего правящего архиерея по конкретному (без всяких “если”) церковному делу, то, пожалуйста, ознакомьтесь с Уставом РПЦ, Правилами святых апостолов и Вселенских Соборов. Там Вы найдете, что Вам следует сделать.

Если же дело не касается церковных вопросов, то ответ Вам был дан еще св. апостолом Павлом в Послании к Римлянам (Римл. 13:1–4).

“ Вот люди и убегают, когда им, Сергiй, говорят вместо правды лишь то, что им из неё интересно. А это уже – нравственная ересь”.


Уважаемый Автор!

Я привел Выше Ваши слова для того, чтобы Вы их внимательно прочитали еще раз. Вспомните! Каждое воскресенье во время Божественной Литургии Вы слышите слова правды без всякого изъятия. Вы призываете меня не подменять правду Божию делами человеческими, но при этом впадаете в еще более тяжелую отрицательную зависимость от “человеков”. Правда, я слышал, что в прежние времена были такие люди, которые за врагом рода человеческого никуда не бегали, а стояли до конца за правду Христову – их называли святыми. Не потому что они были какие-то особенные, нет, просто с ними был Бог. Чего и всем нам желаю.

Храни Вас Господь!
146. Сергій : Nemo, 144
2010-09-06 в 17:34

Все-таки стОит иногда останавливаться даже тем, кто считает, что его долг - сделать остальных подобными ему самому.


Уважаемый Nemo!

Мне очень хочется верить, что мы оба с Вами в субботу вечером идем в православный храм ко всенощному бдению, а в воскресенье с утра – к Божественной Литургии. А еще мне очень хочется верить, что оба мы с Вами внимательно слушаем слова из Апостола и Святого Евангелия.

Именно исходя из этой уверенности, я полагал, что не говорю ничего такого, о чем прежде не поведали бы Вам Сам Спаситель и святые апостолы. И мне искренне жаль, что часть своего полемического задора Вы обращаете не столько против меня, сколько того, что нам заповедано.

Разрушен человек? – Созидайте в себе нового человека. Вы же сами (или же Ваши восприемники) обязались сделать это перед Крестом и Евангелием.


Таковы были мои слова. Вам, как православному, не подходит такая программа действий на протяжении всей Вашей жизни? Милостью Божией, я знаком с отцом Александром и не думаю, что он стал бы возражать св. апостолу Павлу.

Скажите, пожалуйста, а как легализация извращений препятствует созданию православными людьми православной семьи? Буквально вчера в нашем храме было венчание... И знаете, мне не показалось, что молодая пара хотела отложить бракосочетание из-за легализации однополых “семей” или угрозы ювенальной юстиции.

Прилагают люди “рецепты”, и спасаются: трудятся, Богу молятся, создают семьи, приводят в храм детей... И Господь благоволит к ним. “И по сердцу эта картина // Всем любящим русский народ” (Н.А. Некрасов).

А революционеры... Они всегда были. И есть. И будут. И в нашей Церкви тоже. Куда ж деваться? – “Господь просвѣщение мое и Спаситель мой, кого убоюся?” (Пс. 26).
145. oniks : Сергiю.142
2010-09-06 в 16:47

"Если мы хотим сохранить Православие в чистоте, то мы не должны позволять себя обманывать".
Так Вы посмотрите внимательней в себя- сколько в ваших словах несоответствия Истине.
Одна причина ухода - "соборное осуждение еретика"? А если вашего сына растлевают? А если жене предлагает "правящий" поменять её верность на снятие гонений? а если вообще - община на собственном теле не только увидела, но и прочувствовала, что "правящему" администратору Христос не указ, а - ширма? Есть такое понятие в Церкви - НРАВСТВЕННАЯ ЕРЕСЬ, проповедуемая указами "правящего", не проповедями, а делами. Идти надо не за саном, а за пастырем. Если пастырь ослеп, и община берёт на себя смелость и ответственность считать, что за ним действительно дальше идти нельзя, и Москва тут не помошник, то не тратя время на "суды" общецерковные, пусть ищет себе в РПЦ иного епископа, напр., ПАТРИАРХА, который в таких конфликтных случаях и есть "буфер обмена", как говорится "по умолчанию". Тогда не надо уходить в т.н. "расколы". Но разве патриарх кого-либо принимает под свой омофор на время, пока страсти улягутся? Нет. Впрочем, может, умудрит его Бог. Но наглядно у нас то, что легче рявкнуть, топнуть, запретить, устроить судебную травлю, но только не искать Любви. Епископский сан не выше правды, и не есть сама правда.
Вот люди и убегают, когда им, Сергiй, говорят вместо правды лишь то, что им из неё интересно. А это уже -нравственноая ересь. ЕДИНСТВО ДОЛЖНО быть ВО ХРИСТЕ, а не любой ценой. Умудри и уцеломудри вас Бог!
144. Nemo : 141. Сергій
2010-09-06 в 16:16

Разрушен человек? – Созидайте в себе нового человека.


А Вы почитайте КАК разрушен человек, например, в статье свящ.А Шаргунова
http://ruskline.ru/a...ego_bolshe/#comments
И при чем здесь Ваш рецепт?
Разрушен институт семьи?...создайте православную семью сами.


Вы что-нибудь слышали о ювенальной юстиции? О легализации извращений и пр.? Вот о каком разрушении идет речь. Опять как приложить Ваш рецепт?
А вообще, прекрасный прием - "разрушена ГЭС - постройте сами у себя во дворе", "горят леса так что не помогает тушение с самолетов - берите ведро и тушите" и прочее, и прочее.
Все-таки стОит иногда останавливаться даже тем, кто считает, что его долг - сделать остальных подобными ему самому.
143. Сергій : Анониму, 140
2010-09-06 в 15:19

То мы, уже потерявшие соборность, за словоблудием и теплохладностью, потеряем в ближайшее время не только возможность собираться в приходы но и большую часть Церкви. А той, что останется, придется бежать из своих храмов и от своих епископов...


Прошу прощения, уважаемый Аноним, Символ веры уже утратил для Вас свою актуальность? Вы уже больше не веруете во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь?

До сих пор Вселенский Патриарх Варфоломей остается предстоятелем Константинопольской Православной Церкви, как бы Вы или все мы ни относились к личным воззрениям самого Патриарха и богослужебной практике Константинопольской Церкви.

Несколько странно слышать голос антихриста на православном форуме. Если это не Ваш голос, то, пожалуйста, исполняйте свой христианский долг регулярно исповедоваться и причащаться в православном храме. И в ближайшее время, и в последующее. Даст Бог, тогда и антихристу в наших краях будет крайне трудно искать сторонников.
142. Сергій : Об уставе Русской Православной Церкви
2010-09-06 в 15:03

Дорогие братья и сестры,

Сначала небольшое отступление (см. Сергий Агапов, 131).

Есть только одна причина для расторжения брака – это ставшее явным прелюбодеяние одного из супругов. И есть только одна причина для непослушания духовному руководству – это соборно осужденная ересь. Иных причин нет.

Равно как нет и не может быть послушания церковной традиции в противовес послушанию правящему архиерею. Православная Церковь не знает и никогда не знала такого учения. В качестве примера можно привести вопрос о церковном календаре. Как бы мы ни относились к григорианскому календарю, православные болгары, греки, албанцы и пр. остаются нашими братьями во Христе, а последователи старостильных расколов (“Православіе или смерть!”) – к сожалению, нет. Но, с другой стороны, и мы – живущие по юлианскому календарю – не только следуем сложившейся церковной традиции, но и не совершаем тем самым никакого греха.

Да и о каком “послушании традиции” или о “послушании Церкви” может идти речь, уклонившийся в раскол иерей явно нарушил Правила святых апостолов (15)?

Устав Русской Православной Церкви вступил в действие уже более десяти лет назад, 16 августа 2000 года, после принятия Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви и с поправками действует до сего дня.

Я уже несколько раз предлагал всем, кто заинтересован в поиске истины, сравнить его с аналогичным документом РПЦЗ, а потом взглянуть на Устав об управлении Русской Православной Церкви 1988 года. Смею утверждать, что “новый” Устав гораздо более соответствует канонам Православной Церкви, нежели прежний. Впрочем, очень хотелось бы услышать мнения специалиста в области канонического права.

Что же касается критики о. Павла Адельгейма, то, увы, конструктивной ее назвать трудно. Вот тот же самый случай с уклонением священника вместе с приходом в раскол и захват храма, который, согласно “новому” уставу, не может являться собственностью прихода. Кого в данном случае защищает о. Павел? Православную Церковь или раскольников? – К сожалению, последних. Потому что атомизация приходов, сторонником которой является о. Павел, ничего общего не имеет с соборностью Церкви. Предлагаемая о. Павлом система больше напоминает общины протестантов. Вот только к тому ли надо стремиться?

Если мы хотим сохранить Православие в чистоте, то мы не должны позволять себя обманывать.
141. Сергій : Алекс N, 139
2010-09-06 в 13:15

“...для оравдания своей созерцательной позиции...”



Разрушен человек? – Созидайте в себе нового человека. Вы же сами (или же Ваши восприемники) обязались сделать это перед Крестом и Евангелием.

Разрушен институт семьи? – Ошибочное утверждение. И я знаю множество прекрасных православных семей. Но если Вы не верите, то создайте православную семью сами.

Разрушаются приходы? – Могу привести обратный пример: в районе, где я жил и где служу до сих пор, при храме, который освятили в день кончины Святейшего Патриарха Алексия II, за небольшое время сложился крепкий, сплоченный приход. Было бы только желание! Одного положительного примера достаточно, чтобы опровергнуть ложное утверждение, хотя и не достаточно, чтобы доказать истинное.

Разрушается Церковь? – Две тысячи лет врата адовы не одолевали Церкви, а тут вдруг одолели...

Простите пожалуйста, но и Вы, и я – оба мы клялись, что отрекаемся от сатаны и сочетаемся со Христом. И этой клятвы не могут отменить никакие внешние обстоятельства. И нет никакой иной, “идеальной” Церкви, кроме той, которая существует сейчас и возглавляется Святейшим Патриархом. Равно как нет никакой “нормальной семьи”, кроме той, которую Вы обязаны (sic!) создать, если только не хотите посвятить себя служению Богу в монастыре.

P.S. И пожалуйста, будьте аккуратны в полемике. Я искренне верю в то, что не человеческими мудрованиями, а Духом Святым устрояется Святая Церковь, нисколько не отступая в этом от православного вероучения. И Господь не посрамит моей веры.
140. Аноним : Уступая нельзя остановиться
2010-09-05 в 16:20

Если сейчас не найдется достаточное количество вменяемых православных, способных отличить созидание от разрушения, благонамеренные речи от горьких деяний их произносящих. Если мы не вспомним прямого указания Спасителя узнавать их по плодам их: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.» (Матф.7:15 -20). То мы, уже потерявшие соборность, за словоблудием и теплохладностью, потеряем в ближайшее время не только возможность собираться в приходы но и большую часть Церкви. А той, что останется, придется бежать из своих храмов и от своих епископов... впрочем, многие знакомы с описанием последних времен. Не лишним доказательством тому служит ускоренная подготовка 8 Вселенского (Всеправославного) Собора:
6. Сельскiй бригадиръ : Чего мы опасаемся от грядущего всеправославного Собора
2010-09-04 в 13:40
В приглашениях, разосланных патриархом Варфоломеем предстоятелям поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного Собора, созыв которого Варфоломей желает ускорить:
1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
3. Процедура признания статуса церковной автономии.
4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
5. Установление общего календаря праздников.
6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
7. Вопрос поста в современном мире.
8. Связь с другими христианскими конфессиями.
9. Экуменическое движение.
10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

Пункт 5-й (установление общего календаря праздников) может означать только одно – введение нового стиля во всех Православных Поместных Церквах. 6-м пунктом (правила и препятствия для совершения таинства брака) может быть разрешен женатый епископат и второбрачие священников (что неоднократно пытались сделать обновленцы). 7-м – полная или частичная отмена поста. 8-й пункт свидетельствует о намерениях обсуждать вопросы объединения с еретиками: католиками и монофизитами. 9-й и 10-й пункты – создание единой экуменической структуры управления «религиозными организациями»
139. Алекс N : Почему не спешит воцерковляться Россия?
2010-09-04 в 18:32

При всем уважении к форумчанам, на главные поднятые воросы до сих пор ответов нет. А именно разрушен человек,разрушен нститут семьи, разрушаюся приходы,разрушается Церковь. И, по результатам обсуждения, для оравдания своей созерцательной позиции в принятии (часто тайном и насильственном) разрушительных для Церкви актов,теперь к лозунгам:
"Необходимо смиряться", "Всякая власть от Бога", "к делу личного спасения это не имеет никакого отношения", "первый революционер - сатана", можно добавить еще один: "не человеческими мудрованиями, а Духом Святым устрояется Святая Церковь".
Мне думается, что Дух созидающий, все же отличен от духа разрушающего?
138. Алекс N : 129. Сергій : Если называть вещи своими именами...
2010-09-04 в 18:10

Теперь по поводу статьи о.Павла Адельгейма(хотя конечно, мы не ее обсуждаем, а в данном случае - устав), я например, не увидел выдергиваний из контекста устава, которые бы его искажали. А по поводу предвзятости, устав - это такой документ, где даже предвзятому уму не должно быть места для интерпретаций. Помните:"Если приказ может быть неправильно понят - он будет понят неправильно."?
137. Алекс N : 130. Сергій
2010-09-04 в 18:06

На мой взгляд, затронута тема, прямо касающаяся темы статьи:
«А еще в Отечестве нашем крайне мало счастливых людей. Зачем далеко ходить? – Перечитаем обсуждаемый материал и комментарии. – Чужие изъяны выглядят страшнее своих грехов и причиняют бóльшие страдания.»

Я не о том, свидетельствует ли упорное желание грешного человека не замечать бревна в своем глазу и «страдать» от соринки в глазу ближнего, о его несчастии. Наверное, свидетельствует. Обращаю Ваше внимание на «крайне малое число счастливых людей». Вспоминается поразившая меня своей очевидностью, проповедь прт. Димитрия Смирнова, где он показывает простую вещь, которая сейчас для многих не кажется простой – человек может быть счастлив ТОЛЬКО в СЕМЬЕ. (за исключением, конечно, монашества – у них утешения другого порядка). Ни бизнес, ни карьера, ни власть не могут человека сделать счастливым, если он несчастен в семье и наоборот: счастливый брак может освятить любой труд и на любой ступени социальной лестницы.
И автор об этом тоже говорит: «…институт семьи разрушен. Отцы семейств сбросили с себя всякую ответственность за происходящее в них, и даже не знают, что это такое - нормальная семья. Они ее нигде и никогда не видели. А из-за фальсификации народной памяти даже теоретически не знают, как должна быть устроена "ячейка общества" или "малая Церковь"». И ЭТО главная причина несчастия людей, которая усугубляется множеством других.
136. Симаков Н.К : Re: Почему не спешит воцерковляться Россия?
2010-09-04 в 15:57

Православному возрождению в нашей стране, прежде всего, мешает мамонократия - культ наживы, богатства и власти денег. Это стало тяжелой духовной болезнью, охватившей и заразившей наше общество.
135. Люмпен : Сергий Агапов,126
2010-09-04 в 15:16

"Не дадим превратить себя в стадо баранов". -- Ну, вообще-то главное назначение Церкви -- "пасти овец стада Христова". А вы какое стадо имели ввиду?
134. Nemo : 131. Сергий Агапов
2010-09-04 в 13:26

Спаси Вас Господи!
133. Сергий Агапов : 132. Алексей Фирсов
2010-09-04 в 09:25

Да, это действительно был Святитель, который не силой власти, не силой указа архиерейского, не силой своего святительского авторитета повелевал, а силой молитвы и смирения. Он просто вменил себя в ничто. Святость личной жизни, подвижнический, страдальческий путь, глубочайшее смирение, подвиг молитвы – это закладывает основы совершенно новых отношений с людьми.



Спасибо, Алексей, за то, что обратили наше внимание на эту статью, спасибо Дорогой редакции РНЛ за ее публикацию. Именно такие слова нам необходимы сейчас, когда мы своим грешным умом пытаемся понять наше непростое время. Разброд в наших головах приводит к бесконечным перебранкам между нами, и что самое страшное мы, христиане, перестаем понимать и чувствовать друг друга. И во взаимной борьбе, мы так же можем не принять Высшего Епископа нашей Церкви, нашего Спасителя, если ожесточимся сердцем и душей. Как бы нам потом не лаять и кукарекать до скончания века. Это, в первую очередь касается меня недостойного. Спасибо вам и за ваши статьи, мне кажется, они очень актуальны. Мне очень жаль, что не получилось настоящего обсуждения вашей статьи «Не хочу быть мертвым членом Церкви!»: http://www.ruskline....tvym_chlenom_cerkvi/, глядишь, и не было бы такого осложнения в истории с принятием типового устава о приходах. Помогай вам Бог. Прошу прошения у всех кого обидел в запале полемики. Хочется также напомнить и о борьбе Святейшего патриарха Алексия за открытость и гласность при всяческих общественно - церковных мероприятиях, потому что, к сожалению сейчас это стало как бы забываться. Пример – все продолжающаяся тайная экспансия братств отца Георгия Кочеткова, как верно перед этим нам напомнил уважаемый Хеседов. Поэтому еще раз спасибо вам Алексей, спасибо и Русской народной линии за прямое и открытое обсуждение насущных церковных вопросов. Если мы будем скромно молчать и заниматься личным спасением «а там будь, что будет, – это не просто ошибочная, это – преступная точка зрения, еретическая». Давайте внимать этим словам нашего Святейшего патриарха Кирилла обращенных к тем, кто в стремлении личного спасения, забывает о других. А иначе не пришлось бы нам с вами, как у Николая Лескова в «Леди Макбет Мценского уезда в один прекрасный момент завопить: «Братцы мои, голубчики! душат кого-то здесь, душат!», да поздно уже будет.
132. Алексей Фирсов : Сегодня на РНЛ о митр.Алма-Атинском и Казахстансом Иосифе
2010-09-03 в 21:48

"Еще мне рассказали, как владыка Иосиф приехал на Алма-Атинскую кафедру. Это было так. После смерти святителя Николая (Могилевского) народ разделился, две группировки были в соборе, непримиримые. Одни хотели, чтобы архимандрит Афанасий стал епископом, другие – чтобы архимандрит Пафнутий. А Святейший Патриарх Алексий I ни того, ни другого не назначил, а послал в Алма-Ату архиепископа Иннокентия. И народ – эти две группировки, не пустили его в собор, залегли на дороге. Владыка приехал на службу и не мог через людей проехать к собору. Он сел в самолет, улетел в Москву и доложил Патриарху.

Патриарх назначил тогда в Алма-Ату Петропавловского архиепископа Иосифа. Но владыка Иосиф видел, что творится – он же прозорливый старец. Он не сел в машину, чтобы ехать в собор, как архиерей. А подошел пешочком, как простой старичок, и его не узнали. Он зашел на солею, перекрестился, повернулся и говорит народу:

– Это я, Иосиф, которого назначил к вам Патриарх управлять епархией!

– О-о-о! – все кричат, – мы хотим Афанасия! Мы – Пафнутия!

– Да-да-да, я слышал. Вот я пришел, чтоб помочь вам разобраться. Так, сюда становитесь, кто за Афанасия, сюда становитесь, кто за Пафнутия. Давайте сначала помолимся.

Он отслужил молебен, сказал проповедь. И говорит:

– Отдыхайте, но это еще не все. Завтра снова с утра приходите.

Ушел в алтарь. И он молился – Литургии служил, акафисты читал, проповеди зажигающие говорил – такие, что все начали его слушать.

– Ну, а теперь хотите, чтобы я остался? Нет? – я пошел. Доложу Патриарху!

– Нет-нет-нет, Владыко! Только Вы, больше никого не хотим!

– Ай-ай-ай, какие хитрые! Нет, так не пройдет! Ну-ка, кто у вас был главарем «за Афанасия»? Сюда вставай. Кто был «за Пафнутия» самым главным? Сюда вставай. Кто помогал? Ну-ка, сюда вставайте все. Так, теперь суд Божий. Вы же не приняли посланца Божия! Вы не приняли святого человека, которого направил Патриарх! Вы думаете, это вам так пройдет? Сейчас разберемся!

И всем дал епитимию: «Ты будешь лаять, ты – петухом петь. А ты станешь до конца дней своих рассказывать всем об этом происшествии, и будешь от этого страдать!»

Сразу со всеми случилось то, что он назначил.

И когда я приехал, одна женщина – все рассказывает мне об этой смуте, и рассказывает. Я один раз выслушал, второй раз – набрался терпения, выслушал, в третий раз уже говорю:

– Вчера вы мне рассказывали, да позавчера. Я уже почти наизусть изучил.

– Владыченька, – плачет, – простите меня! Митрополит Иосиф так сказал, что, сколько буду жить, только об этом и буду рассказывать!

Я говорю:

– Не переживайте. Главное, что епитимия эта для вашего спасения. А то, что она тяжелая – митрополит Иосиф знал, что делал, что назначал.

И эти люди умирали в покаянии, все это было".
131. Сергий Агапов : 130. Сергій
2010-09-03 в 21:14

Благодать не насилует. Никакие реформы не помогут, и никаких миссионерских усилий не хватит, чтобы привести в Церковь того, кто не желает воцерковляться.



Всегда радостно встретить единомышленника. Пора дать отпор нашим обновленцам, присвоившим себе название миссионеров и провозгласивших необходимость срочного реформирования нашей церкви для скорейшей реевангелизации всего нашего общества.
Действительно, зададим себе вопрос: Для чего нужна нам эта поспешная суета с принятием на приходах нового устава. Что, теперь мы должны каждые 15 лет его менять что ли? Неужели так силен зуд администрирования в местах приспособленных для устойчивого сидения в новых кабинетах и отделах? А ведь на Русской народной линии уже били тревогу по поводу неуемного административного рвения церковной бюрократии:
http://www.ruskline....retil_krestnyj_hod/
В чем причина, что приходам выламывают руки, заставляя досрочно одобрять изменения устава о приходах. Что за таинственный орган образовался в нашей церковной бюрократии, и кто его уполномочил самовольно изменять, устав принятый Архиерейским собором. И почему приходской устав должен быть всеми принят под копирку? Что, в Церкви теперь «единство в главном» - это общий для всех приходской устав? Очевидно это так, если приходящие отовсюду новости о нарушениях некоторыми лицами в церкви святоотеческих преданий и канонов это подтверждают. Это вероятно теперь дело второстепенное. Кто ответит на эти вопросы? Такое впечатление, что лиц ответственных за связи с церковной общественностью, больше волнует Ксения Собчак, чем церковные проблемы. А они есть. Я так же целиком согласен с уважаемым Сергием о недопустимости церковного раскола. Мы все должны оставаться в лоне нашей Матери Православной церкви. А вот неуемные реформаторы и обновленцы, по справедливому замечанию отца Георгия Титова не находятся в послушании у Матери Церкви.

«Скажите нам, пожалуйста, почему сейчас в Церкви должны царствовать попрание элементарных канонических норм и извращённая логика?
Исходя из этого Вознесенский приход г. Барнаула и считает себя находящимся в единстве с канонической традицией Церкви и, следовательно, в послушании Ей. А те, кто требуют от нас принятия этого устава, в послушании Ей не находятся.
Я уже не говорю о нарушении догмата о соборности Церкви, смысл которого в совместном поиске истины, чтобы она стала для всех очевидной. Типовой приходской устав грубо попирает этот принцип». Настоятель Вознесенской церкви г. Барнаула иерей Георгий Титов.
130. Сергій : Почему не воцерковляется Россия? – Тверитянину, 116
2010-09-03 в 13:07

Нет, наверно, среди наших сограждан того, кто не знал бы о нашей Церкви. И большинство народа нашего, скорее всего, согласится: если Бог есть, то Он – в Церкви. Даже те, у кого Бог “в душе” или “в сердце”, и то нет-нет да наведаются в православный храм.

А еще в Отечестве нашем крайне мало счастливых людей. Зачем далеко ходить? – Перечитаем обсуждаемый материал и комментарии. – Чужие изъяны выглядят страшнее своих грехов и причиняют бóльшие страдания.

Итак, мір очевидно плох, а Церковь – корабль спасения. Казалось бы, приходи и спасайся... Но нет. Немалая часть упорно не желает подниматься на борт. Из-за того что пассажирам якобы слишком тесно, а на капитанском мостике – слишком просторно. Из-за того что некоторые пассажиры вызывают отвращение, да и в команде не все хороши. Из-за того, что кто-то бежит с корабля. Из-за того что корабль может сбиться с курса; качается на волнах – а у кого-то морская болезнь... В общем, всё, как у К.С. Льюиса в “Расторжении брака” (Clive Staples Lewis, “The Great Divorce”, 1945).

Благодать не насилует. Никакие реформы не помогут, и никаких миссионерских усилий не хватит, чтобы привести в Церковь того, кто не желает воцерковляться. Или просто отказываются от спасения, или – что еще хуже – пытается своим спасением торговать, выдвигая всё новые и новые условия.

Спаси Господи.
129. Сергій : Если называть вещи своими именами...
2010-09-03 в 11:39

Трудно одновременно усидеть на двух стульях. Называть себя православным, полагать себя членом Русской Православной Церкви и при этом поминать “опального епископа Диомида” или, в нарушение правил Вселенских Соборов и действующего Устава Русской Православной Церкви, “открыто обсуждать” священноначалие и создавать параллельные околоцерковные организации.

Я читал рассуждения о. Павла Адельгейма об Уставе РПЦ и, к сожалению, не нашел в них ничего, кроме, скажем так, недоверия архипастырям. Более того, некоторые слова Устава были вырваны из контекста, дабы создать у читателя, скажем так, предвзятое впечатление. Будто не было до сих пор никакой Православной Церкви, и нужно создавать ее на пустом месте, да еще и в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 2001 г.

Мне жаль, что при обсуждении этой статьи порой забывается, что не человеческими мудрованиями, а Духом Святым устрояется Святая Церковь. И без благодати Духа Святаго наступает духовная смерть.

Можно глубоко сожалеть о тех, кто, “страха Божия пред очами не имея”, уклонился в секту или в раскол и увлек за собою других, совершая тем самым духовное самоубийство. Но оправдывать или, хуже того, поддерживать раскольников – то же самое, что оправдывать самоубийц, которых “среда заела”.

Грядущему антихристу не нужно ничего выдумывать. Достаточно образовать новую “юрисдикцию” или просто экстерриториальную “общину” и “открыто обсуждать” церковных иерархов. А уж если и чудеса какие начнутся...

Дух Святой пребывает в Церкви до скончания века. Без веры в Церковь невозможна и вера в Бога.
128. Хеседов : Re: Почему не спешит воцерковляться Россия?
2010-09-03 в 00:28

Статья А.Фирсова очень интересна, особенно после рассуждений на эту же тему о. Павла Адельгейма
http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=971
,кот. явл. членом попечительского совета кочетковского института; т.к. автор статьи, по всей видимости, с другой стороны баррикад. Назначение архиереев и иереев не советская диверсия против Церкви, а диверсия идущая ещё со времён т.н. "христианских империй", т.е. диверсия мира сего, кот. подчинил соборную природу Церкви своему диктату. Власть назначать-смещать принадлежит в наше время не государству, а самой церковной верхушке, кот., в свою очередь, ни с какими мнениями народа, низшего духовенства и с церковными канонами не считается. Приходы - это реальная угроза власти высшей иерархии, напр.приход о.Георгия Кочеткова с институтом, соборами, конференциями, общинками по всей России, свободного обсуждения в СМИ того, что делает или говорит высшая иерархия, а также переодические стычки с архиереями на местах тому подтверждение; и поэтому вместо приходов одни разговоры об их возрождении со стороны высшего епископата. Начиная с Устава 1917 года по сию пору наблюдается постепенное выстраивание вертикали власти епископата, лишением низшего духовенста и народа каких бы то ни было прав хоть как-то участвовать в жизни Церкви на уровне прихода, епархии и патриархата. Люди в Церкви чужие, от их мнения ничего не зависти и не меняется, оттого подавляющее большинство крещённых в православной вере ограничивают свою церковность приходами в храм по большим праздникам с традиционным освящением воды, куличей, мёда, фруктов и поставлением свечей.
127. Сергій : Анониму, 124
2010-09-02 в 17:40

...готовится к борьбе со Христом.

Правило 16 Святого Вселенского Первого Собора, Никейского, гласит:
“Аще которые пресвитеры, или диаконы, или вообще к клиру причисленные, опрометчиво и страха Божия пред очами не имея, и церковнаго правила не зная, удалятся от собственной церкви: таковые отнюдь не должны быть приемлемы в другой церкви: и надлежит всякое понуждение противу их употребить, да возвратятся в свои приходы; или, аще останутся упорными, подобает им чуждым быть общения. Так же, аще кто дерзнет принадлежащего ведомству другаго восхитить, и в своей церкви рукоположить, без согласия собственнаго епископа, от котораго уклонился причисленный к клиру: недействительно да будет рукоположение”.



Вот так один нераскаянный грех влечет за собой другой – больший и худший прежнего.
“Если же правый глазъ твои соблазняетъ тебя, вырви его и брось отъ себя; ибо лучше для тебя, чтобы погибъ одинъ изъ членовъ твоихъ, а не все тѣло твое было ввержено въ геенну. И если правая твоя рука соблазняетъ тебя, отсѣки ее и брось отъ себя; ибо лучше для тебя, чтобы погибъ одинъ изъ членовъ твоихъ, а не все тѣло твое было ввержено въ геенну” (Мѳ. 5:29–30).



Вслед за непослушанием правящему архиерею последовало нарушение церковной присяги и совращение в раскол прихожан. Да смилостивится Господь над несчастными и вразумит их, и присоединит к Святой Своей Церкви.

P.S. Чтобы участникам этого обсуждения не пребывать в неведении относительно “нового” Устава Русской Православной Церкви, по которому Церковь живет уже десять лет, привожу ссылку на его официальную публикацию:

http://www.mospat.ru...u/documents/ustav/i/
126. Сергий Агапов : 124. Аноним
2010-09-02 в 17:08

Братья и сестры, когда десять бугаев бьют одного, я сначала на стороне слабого, а потом уже разбираться кто прав. В нашей церкви творится беззаконие. Нас держат за быдло. Ни одного вопроса, а часть из них, несомненно, правоверны, поднятого опальным епископом Диомидом, до сих пор не обсуждается. Также втихую хотят удушить отца Георгия. Несмотря ни на какое охаивания и прещения в отношении отца Георгия он для меня будет ближе к Господу, чем толпа нынешних карьеристов епископов, которые даже достали уже и Святейшего патриарха.
http://www.ruskline....nasheskij_karerizm/
Даешь нормальную приходскую жизнь! Не дадим превратить себя в стадо баранов.
125. Nemo : Re: Почему не спешит воцерковляться Россия?
2010-09-02 в 16:15

Странно как-то. Вообщем, пардон, легко догадаться, что 124-й пост - мой.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме