Цивилизационная идентичность России - вопрос о нашем праве на существование

О VIII Юбилейных Панаринских чтениях в МГУ

25 декабря 2010 года на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялись VIII Панаринские чтения, посвященные 70-летию со дня рождения Александра Сергеевича Панарина (26.12.1940 - 25.09.2003) - выдающегося русского мыслителя, политического философа и культуролога, имя которого широко известно и никогда не будет забыто ни в России, ни за ее пределами.

Валерий Николаевич РасторгуевЧтениям предшествовали два круглых стола (23 и 24 декабря). Первый состоялся в Институте философии РАН, где Александр Сергеевич работал много лет - и до того, как ему разрешили преподавание (негласный двадцатилетний запрет был связан с его нежеланием приспосабливаться к политической конъюнктуре), и после снятия «запрета на профессию», когда он получил возможность публиковать свои книги и основал кафедру теоретической политологии в МГУ. Второй круглый стол «Политические идеи Панарина в контексте современного мирового развития» прошел на факультете политологии МГУ в рамках Совета по политологии, в который входят руководители факультетов и отделений политологии классических университетов России. В эти же дни на Украине также прошли две конференции, посвященные памяти ученого, который родился в городе Горловка Донецкой области и никогда не признавал легитимным противоестественное разделение русского народа.

Панаринским чтениям предшествовала также Международная научно-практическая конференция (7 ноября) «Молодежь - культура - политика: историческая память и цивилизационный выбор», которая организационно и тематически была связана с чтениями. Конференция также состоялась на философском факультете, и в ее работе, как уже отмечалось на РНЛ, участвовал Анатолий Степанов, который был ведущим одной из основных секций и подметил в своем докладе, что тема конференции и чтений почти полностью совпадает с тематикой конкурса историософских и политологических работ, объявленного Фондом свт. Марка Эфесского - «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?»

Такой всплеск интереса и к творчеству философа, и к цивилизационной тематике вполне объясним: наступает время собирать камни и строить сильное государство, для чего нужны и планы, и строители, и общая стратегия долгосрочного развития России как ядра православной цивилизации, которой предстоит в начале третьего тысячелетия вновь доказать свою конкурентоспособность в современном мире. Именно об этом думал Александр Панарин. В одной из его последних книг «Православная цивилизация в глобальном мире» прямо говорится: «вопрос о цивилизационной идентичности России, о ее праве быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу и традицию, на наших глазах превращается в вопрос о нашем праве на существование вообще, о национальном бытии как таковом».

Тема VIII Панаринских юбилейных чтений - «Цивилизационное развитие России: альтернативные сценарии и ценностные ориентиры». Организаторы чтений - кафедра философии политики и права философского факультета МГУ и Государственная академия славянской культуры (ГАСК), созданная при участии А.С. Панарина около 20 лет назад. Вел пленарное заседание профессор МГУ и ГАСК Валерий Расторгуев, который был другом Панарина и является одним из инициаторов ежегодных чтений. Участникам чтений были розданы экземпляры специально выпущенной к юбилею небольшой книги Расторгуева с говорящим названием: «Пророк в своем отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина».

На пленарном заседании и на секциях выступили не только крупные ученые - коллеги и друзья Панарина (около 60 специально подготовленных докладов), но и студенты, только открывающие для себя его творческое наследие. Среди первых докладчиков - декан философского факультета член-корр. РАН Владимир Миронов, рассказавший о вкладе Панарина в развитие отечественной философии политики, а также профессор МГИМО Наталия Зарубина, вдова Александра Сергеевича. Она дала глубокий анализ ряда идей Панарина, получивших развитие в его последних работах. Пленарные доклады заведующего кафедрой истории русской философии МГУ Михаила Маслина и историософа Виктора Аксючица вылились на секционном заседании в чрезвычайно интересную и плодотворную дискуссию об оценке евразийских проектов и об отношении Панарина к этим проектам. Особый резонанс вызвал доклад Борислава Милошевича, бывшего посла Югославии в России и автора РНЛ «Развал Югославии: осуществленный политический проект и его последствия для мировой цивилизации». Милошевич дал высокую оценку прогностической аналитике Панарина - одного из немногих ученых, давших объективную и предельно жесткую оценку причин югославской катастрофы. Панарин еще в самом начале распада Югославии назвал тех, кто повинен в агрессии и геноциде, предсказал последствия этого преступления для России и мирового сообщества. Студенты, участвовавшие в чтениях, аплодировали Милошевичу стоя, демонстрирую свою солидарность с его позицией. После пленарного заседания чтения были продолжены в секциях «Цивилизационный аспект современной политики» и «Цивилизационная основа духовного развития общества». По результатам чтений формируется сборник.

* * *

Валерий Расторгуев ответил на несколько вопросов РНЛ о степени актуальности для оценки современных политических реалий философского наследия Александра Панарина и той цивилизационной тематики, которой он посвятил многие свои книги.

- Начну с воспоминания о событии, произошедшем лет 15 назад. Оно было воспринято нами как знаковое. Вместе с Александром Сергеевичем и Изольдой Константиновной Кучмаевой - основательницей Государственной академии славянской культуры (тогда был, кажется, первый набор студентов) и большим другом Панарина, подлинным инициатором чтений - мы ехали на автомобиле в Нилово-Столобенскую Пустынь. Этот древний мужской монастырь на Селигере служил едва ли не главным центром паломничества в дореволюционной России, но только в конце 1990-го года, после долгих десятилетий глумления (превращен в застенки) и последующей разрухи, был возвращен Тверской Епархии Русской Православной Церкви. Наша группа по мере своих сил участвовала в этом великом деле возрождения святыни. Восстановление Пустыни было одним из направлений Государственной программы развития Тверской области - территории Великого водораздела Русской равнины (в те годы вокруг программы собирались удивительные люди - ученые, политики и священники, настоящие подвижники и бессребреники). Когда мы подъезжали к Осташкову, произошло невероятное: на небосводе вспыхнуло «второе солнце», которое становилось все ярче и через несколько минут уже не уступало солнечному диску. А когда мы остановились и вышли из машины, чтобы понять, что происходит, это «второе солнце» на наших глазах превратилось в огромный сияющий огненный крест, который висел в небе минут пятнадцать и медленно растворился. Только тогда мы перевели дух и заговорили...

- С тех пор прошли годы, но смысл урока не стерся: без Православия, без Божией помощи нет будущего ни у нас, ни у проектов восстановления русской культуры и цивилизации. Что же касается конфессионально-цивилизационной проблематики в целом (а представление о локальных цивилизациях почти всегда связано с миссией культурообразующих конфессий), то ее прямое отношение к принятию стратегических решений, в том числе и программ по сохранению и восстановлению целостности России, с годами становится все более очевидным. В этом можно было сомневаться лет тридцать назад, когда еще существовала мощная мировая биполярная политическая система, основанная на противостоянии двух лагерей - лагеря «бесклассового социализма», построенного на русских ресурсах, и лагеря капитализма в его «типовой версии» - проамериканской. В те времена «идеологическая волна», накрывшая мир, создавала у многих иллюзию бессмертия «великих учений» - господствующих политических идеологий. Но это величие было мнимым. ХХ век, по словам Панарина, как никакой другой, «подтвердил принципиальную непредсказуемость будущего, и в этом смысле ознаменовался посрамлением всех глобальных рационалистических претензий, всех так называемых "великих учений"». Что они представляют собой? Ответ, по Панарину, прост: это всего лишь «сочетание сциентистского педантизма, ждущего от истории неукоснительного повиновения "только что открытым" всеобщим законам развития, с гедонистической инфантильностью, не способной мужественно встречать удары судьбы» (цитаты из книги «Глобальное политическое прогнозирование».)

- После крушения биполярной системы иллюзии развеялись окончательно: начался заметный «идеологический отлив», ослабление безграничного влияния политических доктрин, еще недавно разделявших по живому не только целые народы и страны, но и семьи. Идеологии превращали во врагов даже носителей общего культурного и духовного наследия. После «великого отлива», который мы все наблюдаем, люди с изумлением обнаруживают, что за преходящими ценностями «идеологического разлива» открывается подлинный мир - мир великих цивилизаций, в том числе и русской. Он существовал тысячелетиями и сохранился, ибо цивилизационное многообразие не зависит ни от доктрин, ни от желания нескольких кланов и семей сохранить контроль за мировыми ресурсами, ни от цен на нефть, ни от махинаций - прежде всего, на мировых финансовых рынках, которые выдаются за большую политику. - Мы обращаемся к творческому наследию Панарина, поскольку он - один из немногих, кто не стал адептом какого-нибудь политического «изма» или очередной идеологической версии модернизации России. Он никогда не забывал о скрытых рисках модернизации, прежде всего политической и технологической. В своей книге «Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)», увидевшей свет еще в 1994 году, Панарин всесторонне рассмотрел риски, связанные с выбором стратегии модернизации, которая может и возвеличить, и изувечить Россию. Все зависит от того, будет ли политика нашего государства достаточно умной и верной той цивилизационной традиции, которая характерна для России, т.е. будет ли стратегия модернизации научно обоснованной и легитимной в культурном плане. Панарин писал, в частности, что модернизацию России следует рассматривать как ответ на вызов со стороны динамичной западной цивилизации. Поэтому, по его словам, нам предстоит «либо достойно ответить на этот вызов, либо капитулировать, превратившись в периферию чужой цивилизации». При этом следует учитывать, что нынешняя модернизация качественно отличается от предыдущих, поскольку протекает в контексте общемирового сдвига, связанного с переходом на новый технологический уклад. И следует помнить еще одно предостережение Панарина: «Наша модернизация - это изживание архаики, то и дело оборачивающейся внутренним варварством - грубо неадекватными реакциями на современный мир». К сожалению, сегодня примеров варварства на уровне подготовки и принятия политических решений более чем достаточно, вспомним хотя бы о тотальной коррупции, на фоне которой начинается очередной виток модернизации страны...

- Мы заговорили о так называемой умной политике. В последнее время этот оборот стал расхожей формулой, прочно вошедшей в политический лексикон. Наверное, не от хорошей жизни об умной политике заговорили лидеры ведущих стран, в том числе и наш президент. И действительно, общий уровень мировой политики, прямо скажем, не отличается ни большим умом, ни высокой ответственностью. Одна из причин - слишком явная и грубая политизация науки, которая обслуживает политику. И все бы ничего, если бы обслуживание не привело к ее низведению на уровень послушной и выдрессированной обслуги, а «слуги народа» не превратились в стаю хищных собственников, которые рассматривают «плебс» как приложение к присвоенным богатствам - в лучшем случае как «человеческий ресурс», в худшем - как потенциальных бунтовщиков и балласт. Наступление на тружеников и «нахлебников-пенсионеров» в условиях кризиса открыто ведется почти во всех странах, но наиболее болезненно проявляется в тех, где зашкаливает социальное расслоение, а нищета стала уделом большей части населения. К сожалению, Россия находится именно в этом списке. Последствия известны: начало третьего тысячелетия - непрерывающаяся череда катастроф, в том числе военных, социальных и экологических. Александр Панарин всегда занимал в этом отношении совершенно четкую позицию: он был на стороне слабых и обездоленных, видя в этом суть православной цивилизации.

- Именно сегодня, когда цена необоснованных и чисто конъюнктурных политических решений переходит границы допустимого, а выбор стратегии долгосрочного развития требует высокого профессионализма и навыков прогностической деятельности, как воздух нужна грамотная философия и методология глобального политического планирования и прогнозирования в условиях стратегической нестабильности. Одним из самых значительных научных прорывов в этом направлении стали, как известно, труды А.С.Панарина и, в частности, его широко известные книги «Глобальное политическое прогнозирование» и «Стратегическая нестабильность XXI века», «Православная цивилизация в глобальном мире» и многие другие. За 20 последних лет свое жизни - с того момента, когда ему разрешили печататься, он издал свыше 20 больших монографических работ и учебников по этой тематике. Можно с полным основанием говорить о научной школе, созданной Панариным на философском факультете МГУ и в Институте философии РАН, а также в Государственной академии славянской культуры, в создании которой он участвовал. О жизнеспособности этой школы свидетельствуют результаты VIII Юбилейных Панаринских чтений.

Валерий Николаевич Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. Re: Цивилизационная идентичность России - вопрос о нашем праве на существование

ага, спасибо за пояснения. 2 В.Семенко интересный совет. а мне казалось, что здесь больше любят принцип "не читал, но осуждаю".

скептик / 10.01.2011

6. 2. В.Семенко

Ну что Вы хотите от скаптика? Он только бурчать умеет ... :))

5. Re: Цивилизационная идентичность России - вопрос о нашем праве на существование

Калифорния в 2015 - это Панарин Игорь, а не Александр Сергеевич

4. скептику

Скептику Уважаемый "скептик", нельзя быть настолько доверчивым и невнимательным. Панарин - не самая редкая из русских фамилий. К вашему сведению, Игороь Панарин - профессор Дипломатической академии МИД, доктор политических наук Что же касается отделения техаса, то это один из сценариев, который активно обсужается самими американским журналюгами и политологами. Здесь ничего нового нет - просто пример сценарного прогноза.

В.Р. - / 10.01.2011

3. Панарин - это Имя

Действительно - «либо достойно ответить на этот вызов, либо капитулировать, превратившись в периферию чужой цивилизации» - актуальнейшие слова. Среднему человеку (пусть и с "высшим") читать Панарина сложно, до него расти и расти, но серьезные ответы получаешь.

Николай Ш. / 10.01.2011

2. Скептику

Вы, уважаемый, прежде чем позволять себе высказываться о Панарине, лучше бы внимательно изучили его работы. А до 2015 года сначала еще дожить нужно...

В.Семенко / 10.01.2011

1. Re: Цивилизационная идентичность России - вопрос о нашем праве на существование

панарин? это тот неграмотный проф, который обещал отделение техаса и калифорнии к 2015 году?)) да уж, такого юмориста забыть сложно...

скептик / 10.01.2011
Валерий Расторгуев:
Опять русы виноваты: даже коронавирус – и тот рус…
С 2020 года мир перейдёт в постэпоху
30.03.2020
«Яркий и очень амбициозный человек»
На 78-м году жизни умер российский писатель, поэт, политический деятель Эдуард Лимонов
18.03.2020
Лучше поздно, чем никогда
Размышления о судьбе конституционной реформы
04.03.2020
Где Бог и где Конституция?
Профессор Валерий Расторгуев о предложении Святейшего Патриарха Кирилла
06.02.2020
Человек своего времени
Именно с такими людьми, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), будет ассоциироваться сама эпоха
05.02.2020
Все статьи автора
"Русская цивилизация"
Брат 2 - Даша - 20 лет спустя...
(Сергей Бодров, Алексей Балабанов, Донбасс)
16.03.2020
«Народная песня делает человека живым...»
Казаки о песнях и о себе. Часть 3
16.03.2020
Ф. М. Достоевский – апостол Христа и проповедник бессмертия души
1 и 2-я серии. Длительность каждой серии 13 минут
10.03.2020
«Народная песня делает человека живым...»
Казаки о песнях и о себе. Часть 2
07.03.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Новый претендент на русский престол?
Новый комментарий от влдмр
03.04.2019
Шумное падение
Новый комментарий от влдмр
03.04.2019
«Искони Церковь считала Святые Дары врачеством бессмертия»
Новый комментарий от Андрей Карпов
03.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Андрей Карпов
03.04.2019
Как с цепи сорвались…
Новый комментарий от наталья чистякова
03.04.2019