Депутат Московской городской думы Михаил Москвин-Тарханов в своём письме Президенту Российской Федерации, направленном весной 2008 года, описывая текущую ситуацию с распространением и нарастанием влияния на территории России тоталитарных деструктивных культов и их представителей, освоивших набор адептов в том числе среди наркозависимых лиц, сообщает следующее: «В настоящее время в Москве и на территории России действуют десятки религиозных и псевдорелигиозных сект и организаций, которые, как правило, противопоставляют себя как традиционным для России, так и общепризнанным в мире религиозным конфессиям и деноминациям. Для подобных организаций в той или иной степени характерно воспитание преданных и способных на самопожертвование фанатиков, стремление создать мафиозоподобную международную организационную структуру, контролировать значительные финансовые потоки, проникать в органы власти и местного самоуправления, искусственно создавать или подчинять своим интересам существующие благотворительные, правозащитные и иные общественно-политические организации.
Власть и общество в России склонны недооценивать на сегодняшний день масштаб и опасность распространения тоталитарных сект, и, кроме того, для многих государственных и общественных деятелей с демократическим правовым сознанием представляется неправомерным «ущемление» прав и свобод личности, которое якобы может иметь место в случае организации противодействия тоталитарным сектам. Такая ошибочная «ультралиберальная» позиция приводит к тому, что ежедневно всё новые и новые молодые люди становятся членами сект, использующих для привлечения адептов сознательный обман и изощрённые психотехнологические приемы. Демократическая же власть вместо того, чтобы эффективно защищать личность и общество, самоустраняется и саморазоружается перед лицом этой ползучей угрозы...».
В одном из интервью доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации, профессор, руководитель экспертного отделения Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Ф.В. Кондратьев, один из ведущих российских научных экспертов в области оценки деятельности современных культовых новообразований, дал следующую оценку деятельности подобных организаций: «Зависимость от секты похожа на наркотическую, а сектомафия - на наркомафию. Секты и наркомафия в равной степени пользуются неблагоприятным психологическим состоянием человека. Скрывают правду о последствиях пребывания в секте. И тоталитарные секты, и наркомафия располагают достаточными средствами и для того, чтобы нанять нужных специалистов, способных доказать «безобидность» и «законность» их деятельности, и для распространения этих «доказательств» в средствах массовой информации».
В рамках данного обзора ярким наглядным примером деятельности неправительственных общественных организаций, представляющих интересы одного из самых мощных современных культовых новообразований - неопротестантского, может является деятельность Автономной некоммерческой организации «Новая Жизнь», расположенной в Кингисеппском районе Ленинградской области. Ее руководители в последнее время позиционируют свой проект как толерантную (терпимую) к представителям любых религиозных конфессий организацию, принимающую для прохождения курса реабилитации лиц с наркотической зависимостью из любых семей, даже с атеистическим мировоззрением.
Автономная некоммерческая организация «Новая Жизнь» в настоящее время позиционирует себя как объединение людей, стремящихся снизить смертность от наркотиков на территории Российской Федерации, и представляет себя как межконфессиональный центр социальной реабилитации наркозависимых лиц. Выступая на семинаре «Наркотики и смерть. Как уменьшить смертность без программ «снижения вреда»?», прошедшем на базе российского филиала международной организации «Европейские города против наркотиков (ECAD)» в ноябре 2006 года в г. Санкт-Петербург, с докладом на тему «Возможности социальной реабилитации в снижении смертности от наркотиков в РФ, на примере АНО «Новая Жизнь»», руководитель и идейный вдохновитель данной организации С.А. Матевосян, заявил: «Не являясь изначально религиозной организацией, Центр обращается к духовному опыту различных христианских конфессий (лютеран, протестантов, католиков, православных), искренне заинтересованных в помощи наркозависимым, с целью донесения до их сознания фундаментов общехристианских истин, здравого смысла и здорового образа жизни, присущих всем конфессиям».
То есть, в данном случае отрицается узко специфическая религиозная направленность в реабилитационной составляющей деятельности АНО «Новая Жизнь» (далее - «НЖ») и подчёркивается терпимость её членов к представителям любых вероисповеданий. Вместе с тем, известно, что в последнее время руководство «НЖ» стремится получить государственное финансирование реализуемых ими социальных программ. Но прежде чем открывать доступ для данной организации к средствам из государственного бюджета, следует детализировать специфические механизмы, присущие её деятельности, определить религиозную составляющую в них, а также выяснить, в полной ли мере соотносятся происходящие в патронируемых «НЖ» общинах процессы с понятиями «социальная реабилитация», «здравый смысл» и «здоровый образ жизни».
Для этого, прежде всего, необходимо обратиться к истории возникновения центра социальной реабилитации «НЖ» на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Согласно информации руководителя пресс-службы губернатора Ленинградской области В.В. Сидорина, озвученной им в августе 2007 года на выездной пресс-конференции на территории реабилитационного центра «НЖ»: «На сегодняшний день «Новая жизнь» является самым мощным многопрофильным фермерским хозяйством в Кингисепском районе, а так же руководителем Союза фермеров Кингисеппского района». Начиналось всё следующим образом. Христианский реабилитационный центр для наркозависимых «Новая Жизнь» был создан 29 мая 1995 года по инициативе входящего в Межрегиональный Союз церквей Полного Евангелия религиозного объединения «Источник жизни» (г. Санкт-Петербург, пастор Михаил Котов) и религиозного объединения христиан веры евангельской-пятидесятников «Иисус Господь» (г. Кингисепп Ленинградской области). Проще говоря, учредители - всё те же неопротестанты. В марте 1996 года Центр был зарегистрирован органами юстиции как «Благотворительный фонд «Центр реабилитации «Новая Жизнь» (зарегистрирован учреждением юстиции Ленинградская областная регистрационная палата 01.03.1996 г. за № 0083, ОГРН 1034701420489). Так называемый «реабилитационный центр» для наркозависимых разместился на территории бывшей психиатрической больницы в пос. Преображенка при активной поддержке ответственного в то время за решение социальных вопросов в районе А. Невского, который помог выделить немногочисленной группе «верующих», то есть, сектантов, землю с сохранившимися постройками. Исполнительным директором центра был назначен Сергей Асатурович Матевосян, как он сообщил в своём докладе 27 ноября 1997 года в г. Санкт-Петербург на конференции «Проблемы создания в Санкт-Петербурге и области реабилитационных центров для наркозависимых», начинавший работу с наркоманами «в одной из протестантских церквей» после «получения пророческого слова от Господа». В ноябре 1998 года, когда поселение «Новая Жизнь» у деревни Преображенка разрослось настолько, что уже не могло вместить всех желающих, на территории расположенной рядом покинутой военной части в пос. Котлы Кингисеппского района Ленинградской области был организован филиал «НЖ».
С начала 2003 года в Кингисеппском районе по программе Евросоюза TACIS начал осуществляться проект KINCH - строительство ночлежного дома для лиц без определённого места жительства (БОМЖ). Для осуществления проекта как наиболее подходящая и адаптированная, была предоставлена территория так называемого «бесплатного реабилитационного центра «Новая Жизнь»». Как для организаторов проекта, так и для сотрудников данной организации, этот выбор оказался весьма удобным, поскольку там и до этого оказывалась помощь лицам БОМЖ, что привлекало внимание общественности к «НЖ» и позволяло заручиться поддержкой административного ресурса г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, а также обрести доверие к себе среди журналистов и простых обывателей, не ведающих о сути проводимой при участии членов «НЖ» деятельности по вовлечению в свои ряды новых членов. Участие в проекте KINCH позволило получить финансирование на ремонт и подготовку зданий для участников программы. С 1 января 2004 года данное объединение членов неопятидесятнической харизматической общины, внесённых рядом антисектантских организаций в России и за рубежом в реестр тоталитарных деструктивных культов, становится структурным подразделением Автономной некоммерческой организации «Новая Жизнь» (Зарегистрирована МИМНС РФ № 3 по Ленинградской области - ОГРН 1034701423932).
22 марта 2005 года было подписано соглашение о социальном партнерстве между АНО «Новая Жизнь», администрацией Кингисеппского района, Управлением ФСКН России по Кингисеппскому району, Ленинградским областным наркологическим диспансером, ГУ «Центр занятости населения» и ОАО «Усть-Лужский рыбокомбинат» с формулировкой «с целью создания необходимых условий для противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту». Данное соглашение явилось прецедентом взаимодействия общественных организаций с государственными структурами и учреждениями в этом вопросе. В настоящее время Автономная некоммерческая организация «Новая Жизнь» является членом Российского объединённого союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), которую возглавляет «епископ» С.В. Ряховский, Межрегиональной ассоциации некоммерческих организаций по решению проблем наркомании и алкоголизма «Северо-Запад» (г. Санкт-Петербург), а также Союза фермеров Ленинградской области. Имеет несколько хозяйственных подразделений: животноводство, растениеводство, автослесарная мастерская, рыболовецкая бригада, цех по производству тротуарной плитки, деревообрабатывающий цех. Сейчас в России более 100 подобных центров, многие из которых открыты бывшими наркоманами-выпускниками «Новой Жизни». Из них кингисеппский центр - самый крупный, являющийся эталоном для такого рода организаций на территории субъектов Российской Федерации.
По словам бессменного лидера «НЖ» Кингисеппского района Ленинградской области, Матевосяна Сергея Асатуровича, произнесённым на пресс-конференции в информационном агентстве «Росбалт» 31 мая 2007 года, которая была посвящена 12-й годовщине данной организации: ««Новая жизнь» 1995 года - это 3-4 человека энтузиастов, которые только горели мечтой создать центр. В 2000-х годах - это центр, который просто выпускал здоровых ребят. Сейчас - это уже движение по всей стране. Более 150 подобных программ реабилитации было начато по всей стране. Более 10 программ запустили выпускники «Новой жизни» не только в России, но и в Молдавии, на Украине, странах Балтии, и даже - в Америке. Сейчас это «полупартизанское» движение уже никому не остановить, несмотря на такие попытки со стороны чиновников и силовых структур. Участники этого движения объединились и создали «Союз Гражданских Инициатив», в который сейчас уже входят 43 организации и еще 40 хотят войти до конца года. Союз создан для консолидированного влияния на законотворческий процесс РФ в области реабилитации наркозависимых и алкоголиков и профилактики наркомании». Эти слова взяты из ленты новостей, размещённой на официальном сайте «НЖ» - www.newliferus.ru. «Союз Некоммерческих Организаций Социальной деятельности и Гражданских инициатив», опекающий неопротестантов России, с момента создания возглавляет Полянская Елена Александровна. Особое внимание из размещённой выше цитаты обращает на себя фразы «сейчас это «полупартизанское» движение уже никому не остановить, несмотря на такие попытки со стороны чиновников и силовых структур» и «Союз создан для консолидированного влияния на законотворческий процесс РФ в области реабилитации наркозависимых и алкоголиков и профилактики наркомании». Это связано с наличием информации о сути деятельности аналогичных «НЖ» организаций в международном масштабе.
Один из отечественных исследователей феномена неопятидесятничества или, как его ещё называют - неопротестантизма, Роман Лункин, в своей аналитической работе «Протестантизм и глобализация на просторах Евразии» отмечает следующие особенности деятельности представителей данного нетрадиционного религиозного направления: «Противоречия двух подходов к глобализации - неопротестантского и традиционных церквей - вылились в открытый идейный конфликт... Крайние харизматические направления применяют самые экстравагантные методы евангелизации и рождают новые необычные формы богослужения, порой, доводят веру в различные дары Святого Духа до абсурда... Пятидесятничество стало своеобразным протестантским вирусом, затронув практически все христианство... Харизматические церкви и движения очень быстро стали транснациональными и обрели чрезвычайную мобильность... Акцент делается на постоянном привлечении в церковь новообращенных. В новых харизматических церквях, которые ориентированы только на молодежь, эта система доводится до крайности, когда каждого обязывают привести в общину неофита. Каждая деноминация создает свои алгоритмы построения церквей, и старается применить их в любом уголке земного шара. Харизматы-миссионеры в посткоммунистических странах уверены в том, что миллионы будут готовы пойти за ними, также как это происходит в Южной Корее, США или Мексике... В среде российских неопятидесятников-харизматов большое значение имеет процесс формирования новых патриотических ценностей. Он стал прямым следствием ломки государственных и культурных границ... Протестантская революция изменила мировоззрение жителей традиционных обществ, их культуру и образ жизни, а также заставила бороться за свои права в новом меняющемся мире... Переосмысление ведет к провозглашению новой эпохи - в харизматическом варианте это звучит так: наша страна будет пятидесятнической, все граждане должны быть христианами и избирать верующих политиков, будь это в Корее или на Украине». Под «верующими» в данном случае подразумеваются, естественно, исключительно члены неопротестантских харизматических религиозных объединений, не имеющие ничего общего с традиционными для России религиями и морально-нравственными ценностями исповедающих православную веру государств Восточной Европы, ставшими очередной мишенью для вторжения декструктивных тоталитарных культов инородного происхождения. Именно этот факт после известных событий в соседней с нами в Украине, обобщённых в понятие «оранжевая революция», в организации и проведении которой активное участие принимала неопятидесятническая харизматическая группировка «Посольство Божье», родственная «НЖ», вызывает в настоящее время обеспокоенность у общественных и религиозных деятелей, сотрудников правоохранительных органов, а также здравомыслящих представителей органов государственной власти Российской Федерации.
При этом следует особо отметить, что, называя себя протестантами, представители неопротестантизма харизматического толка лукавят. Об этом свидетельствуют, в том числе, и представители близкой к этой разновидности христианского учения религии - лютеране. «Никакого отношения к протестантской реформации неохаризматическое движение не имеет», - такую позицию озвучил магистр богословия Олав Паньчу, настоятель прихода святого Иоанна Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии города Саратов, выступая на Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма» в 2005 году.
АНО «Новая Жизнь», безусловно, из их числа, на что всем специалистам, работающим в данной области, следует обратить особое внимание. Ведь сегодня в первую очередь именно представители неопротестантов-харизматов, скрывающиеся всё чаще под личиной общественных нерелигиозных объединений, идут в администрацию наркологических стационаров и к представителям государственной власти, называя себя при этом руководителями успешно функционирующих центров реабилитации потребителей наркотиков, чтобы заручиться их поддержкой во всех своих деяниях, обеспечив таким образом в дальнейшем беспрепятственный набор в свои ряды новых членов.
При этом следует отметить, что на протяжении последних 6 лет, с момента старта ежегодной антинаркотической акции «Поезд в будущее», путешествующей по различным субъектам Российской Федерации при поддержке административного ресурса, руководство и рядовые члены «Новой Жизни» принимали участие в её проведении, неоднократно получая за это благодарственные письма от руководства ФСКН России и аппарата полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе. Согласно информации, размещённой на официальном сайте «НЖ» 13.12.2006 г., «в каждом городе на поезд садились новые пассажиры - наркозависимые, отправившиеся в центр «Новая жизнь», расположенный недалеко от Санкт-Петербурга, где в течение года они будут проходить курс реабилитации». То есть, «НЖ», используя потенциал данной акции и скрывая перед руководством Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и высокопоставленными государственными служащими свои истинные цели и задачи, таким образом регулярно обеспечивает поступление в свои филиалы новых участников того процесса, который называют реабилитационным. Главная страница официального сайта «НЖ» в разделе «Общая информация» сообщает нам: «Реабилитационный Центр «Новая Жизнь»... осуществляет благотворительную деятельность, направленную на социальную реабилитацию и адаптацию людей, имеющих зависимость от наркотических, токсических веществ, алкоголя и других химических веществ; социальную реабилитацию и адаптацию людей без определенного места жительства;...». Однако, изучение достоверной информации, поступающей в государственные службы из различных источников о «НЖ», позволяет опровергнуть данные утверждения.
Понятие «реабилитация» подразумевает под собой в общем смысле возвращение человеку жизненного тонуса, грубо говоря, возвращение его в жизнь. Исходя из этого, социальная реабилитация - это восстановление юридического, социального, профессионального статуса личности. Индивидуальный процесс социальной реабилитации представляет собой восстановление у человека навыков к социальному общению, актуализация личностью правил и норм, принятых в данном обществе.
Как свидетельствует проведённое в 2008 году коллективом научных сотрудников Федерального бюро медико-социальной экспертизы исследование, навыки к трезвому образу жизни и социальному общению, то есть, общению вне «НЖ», у лиц, прошедших в данной организации курс «реабилитации», развиваются лишь в небольшом количестве случаев. При проведении анализа деятельности «НЖ» использовались материалы за 2002 год. За этот период в так называемый «реабилитационный центр» поступило 360 человек, многие из которых обращались повторно (2-3 раза), в связи с чем зарегистрировано 429 обращений. Подробному изучению подвергся контингент страдающих наркоманией - 297 человек, на которых пришлось 363 обращения, то есть почти всё число повторных обращений (только 3 случая повторных обращений относились к страдающим алкогольной зависимостью). Авторами исследования была отмечена связь числа лиц, прервавших курс реабилитации, со сроком пребывания. Почти в половине случаев - 179 (49,3%) - срок пребывания в «НЖ» не превышал одного месяца, причём в значительной части поступлений - 120 (33%) - длительность пребывания составила всего несколько дней (1-10 дней). В 62 случаях (17,1%) курс реабилитации был прерван в сроки от 1 до 3 месяцев, в 48 (13,2 %) - от 3 до 6 месяцев. Более длительное время - 6-11 месяцев - проходили реабилитацию 28 человек (7,7%). Таким образом, основная часть не завершивших реабилитацию пришлась на первые три месяца реабилитационного цикла. В итоге полную двенадцатимесячную программу «НЖ» окончили 44 человека, что составило 14,8 % от общего числа. Более чем у половины из них - 26 человек (59,1%) до настоящего времени экспертами констатируется ремиссия продолжительностью 4-5 лет (на остальных реабилитантов данные катамнеза не получены).
Другими словами, лишь 14,8% из числа «реабилитантов» смогли завершить программу 2002 года, преподносимую лидерами «НЖ» надзорным органам как высокоэффективную. Из них на момент исследования (2008 год) удалось получить точные сведения о 8,7%. При этом следует иметь в виду, что качественно организованные нерелигиозные терапевтические сообщества для наркозависимых лиц (в отечественной терминологии - центры социальной реабилитации), функционирующие в различных государствах Евросоюза, в частности, польская Ассоциация терапевтических сообществ «МОНАР», демонстрируют лучший результат - как минимум более 20% из числа обратившихся обретают стойкую трезвость, в отличие от 8,7%, продемонстрированных участниками программы «Новая Жизнь», в подавляющем большинстве случаев так и не вернувшихся в социум.
Между тем, выступая на упомянутом выше семинаре «Наркотики и смерть. Как уменьшить смертность без программ «снижения вреда»?», С.А. Матевосян сообщил, что «по терминологии наркологов подобные центры относятся к разряду «терапевтических сообществ»». В реальности же дело обстоит несколько иначе - называть терапевтическим сообществом организации, подобные «НЖ», неправомерно. Скорее, это пункты набора новых членов тоталитарного деструктивного культа, к которым, напомню, эксперты относят неопротестантские харизматические группы. Согласно подготовленному специалистами Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2002 году документу «Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами», «терапевтические сообщества» - это свободная от психоактивных веществ среда, где люди с проблемами зависимости живут вместе организованным и структурированным образом, готовясь к предстоящей жизни без них во внешнем обществе». Без наркотиков и других психоактивных веществ, возможно, некоторая часть выпускников программы «НЖ» сможет жить, если останется в тесной связи с этой организацией, но без той группы, которая окружала их, либо её филиала на другой территории, вряд ли удастся функционировать во внешнем обществе столь же легко и просто. Не случайно авторами вышеупомянутого медико-социального исследования не указывается самый главный момент, который интересует специалистов наркологической службы и в ещё большей степени близких родственников потребителей наркотиков - сколько человек из числа завершивших программу «НЖ» вернулось домой и активно включилось в жизнь социума, восстановив отношения с близкими родственниками, создав новые семьи не из числа тех, с кем они когда-то проходили курс так называемой реабилитации, а с теми, кто никогда не был знаком с наркотиками или сектами. Именно такие союзы способны максимально снизить вероятность возникновения психической дезадаптации, которая впоследствии может привести к рецидиву - потреблению наркотиков или злоупотреблению алкоголем.
Необходимо подчеркнуть особо, что чаще всего участники программ, аналогичных «НЖ», остаются в структуре выпустивших их организаций, то есть, полноценной ресоциализации не происходит. Это явление, характерное для представителей различных тоталитарных деструктивных культов, в том числе и для неопротестантов-харизматов, называется синдром госпитализма. Оно заключается в том, что по окончании полного курса программы, заявленной её разработчиками как «реабилитация и ресоциализация» алкоголь- и/или наркозависимых лиц, выпускники за редким исключением не возвращаются в то место, откуда они прибыли, а перемещаются на новую для них территорию и создают там филиал «материнской» организации с использованием психотехник, описанных более подробно в подготовленной мной и опубликованной ранее в журнале «Наркология» статье «Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации», видя только в этом смысл своего бытия, за счёт чего и сохраняют трезвость. В АНО «Новая Жизнь» также практикуют аналогичные психотехнические приёмы.
На сегодняшний день социальная опасность подобных, поимённо известных экспертам организаций, является доказанным фактом. Именно поэтому участники прошедшего в декабре 2007 года в Национальном научном центре наркологии круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви», в числе которых были заявлены авторитетные эксперты психиатры и наркологи, особо отметили следующий момент: «Безусловно, подобные религиозные объединения, позиционирующие себя как простые терапевтические сообщества для алкоголиков и наркоманов, организованные под видом общественных организаций, способны нанести серьезный ущерб демографическому потенциалу нашей страны, уводя людей в сторону от полноценной социально активной жизненной позиции, замыкая их в узком кругу единоверцев, не способных адекватно оценивать происходящие вокруг события и беспокоящихся не об отрезвлении населения, а о наполнении своих общин. Обретенная трезвость в таком случае обеспечивается механизмами, несовместимыми с пониманием здорового образа жизни. В частности, речь идет о таких организациях, зарегистрированных в России и Ближнем Зарубежье, как: «Новое поколение», «Новая жизнь», «Слово жизни», «Источник жизни», «Дерево жизни», «Жизнь Победы», «Жизнь и Свет», «Живое слово», «Живая вода», «Слово веры», «Дело веры», «Благая весть», «Свет пробуждения», «Свет правды», «Посольство Божие», «Царство Божие», «Церковь Божья», «Церковь Бога Живого», «Церковь Иисуса Христа», «Церковь Христа Спасителя», «Церковь прославления», «Церковь на камне», «Церковь Завета», «Христианский центр», «Победа», «Дом Евангелия», «Роса», «Скала», «На Мурмане», «Вифания», «Благодать», «Жатва мира», «Виноградник», «Союз Христиан», «Благая Весть», «Часовня на Голгофе», «Краеугольный камень», «Сыны Громовы», различные «церкви полного Евангелия», благотворительный фонд «Возрождение», международное служение на Юге России «Исход» и некоторых других. Перечислить их в полном объеме не представляется возможным, поскольку в случае возникновения каких-либо проблем с государственными надзорными органами или местными жителями, они быстро меняют свое название или место дислокации. В последнее время они стали умело маскироваться, категорически отрицая свою причастность к неопятидесятническому движению». В данном контексте стоит упомянуть описание момента, зафиксированного приглашённым для налаживания компьютерной техники в «НЖ» специалистом: «Первый человек, на которого я наткнулся, оказался дежурным. Он после моих невнятных объяснений, что я тут делаю, связался по рации с кем-то и препроводил меня в дом для гостей». Дежурящие по периметру сотрудники службы охраны «НЖ» позволяют предотвратить посещение нежелательных излишне любопытных людей, не входящих в список приглашённых.
Тем не менее, зная общие принципы функционирования таких организаций, не представляет особого труда распознать их сущность, а также истинные цели и задачи. Несмотря на то, что подобные методики освобождения от химической зависимости не соответствуют мировым и российским научным стандартам в данной области, неопротестанты-харизматики упорно называют свои общины реабилитационными центрами для наркозависимых, терапевтическими сообществами или коммунами, активно рекламируют свою на самом деле индоктринационную деятельность, называя её спасительной для жителей России.
В настоящее время все эти объединения и носители их идей, лукаво назвавшие свои проекты общехристианскими (в частности, АНО «Новая Жизнь»), уже хорошо научились не просто вербовать в свои ряды новых адептов под маской общественных, терпимых к представителям любых религий организаций, но и овладели коммерческими навыками, смешанными с откровенным обманом и подтасовкой фактов, продолжая при этом получать высокие доходы на горе родственников и близких людей потребителей наркотиков. Представляясь энтузиастами трезвеннического движения, сегодня они активно пытаются освоить государственный бюджет, выделяемый на проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на группу риска - молодёжь, злоупотребляющую различными психоактивными веществами. И это очень тревожный сигнал, оставлять который без внимания далее уже не представляется возможным.
Всем государственным структурам, общественным и традиционным религиозным организациям необходимо действовать сообща, развивая в полном смысле слова оздоравливающие программы и при этом блокируя попытки занять эту нишу тем, кто продолжает обретать над тысячами россиян власть как телесную, так и психическую под прикрытием лозунгов об освобождении их от наркотической зависимости, управляя их мыслями и действиями в соответствии с пожеланиями доктрины, противопоставляющей себя ныне существующей государственной идеологии и стратегии дальнейшего развития нашей страны. Не государственной власти призывают подчиняться лидеры таких группировок, а власти Иисуса Христа, единственными полномочными представителями которого на Земле называют себя руководители организаций типа «Новой Жизни».
К сожалению, подобных случаев, когда организации, назвавшие себя благотворительными фондами (БФ), автономными некоммерческими организациями (АНО), региональными или межрегиональными благотворительными общественными организациями (РОО, РБОО, МОО или МБОО), являются носителями идей современных культовых новообразований, тоталитарных деструктивных культов или сект, что, в принципе, равнозначно, по России фиксируется всё чаще. В их числе можно назвать РБОО «Центр здоровой молодёжи» (г. Белгород), после мер прокурорского реагирования переехавших в Москву, БФ «Рука помощи» (г. Тверь), БФ «Новый Свет» (г. Ижевск), Фонд «Социально-реабилитационный центр «Дорога к жизни»» (г. Екатеринбург), МОО «Новая Жизнь» (г. Ижевск), одноимённая с кингисеппским проектом, РООО «Объединённый реабилитационный центр «Соль Земли»» (г. Тюмень) и многие, многие другие. Особого внимания заслуживает ОБОО «Преображение России» (г. Новосибирск), создавшая разветвлённую сеть практически по всем регионам страны (в 160 российских городах). Её лидеры, используя православную символику, вербуют наркозависимых якобы для бесплатной реабилитации, а на деле отправляют в свои филиалы, расположенные в различных регионах России, где эксплуатируют реабилитантов на различных строительных, погрузочных и других работах, нанимаясь в качестве подрядчика как к частным лицам, так и в различные организации.
Завершая данный обзор, необходимо ещё раз подчеркнуть особо, что чаще всего участники программ, аналогичных «НЖ», остаются в структуре выпустивших их организаций, то есть, полноценной ресоциализации не происходит, а происходит вовлечение новых адептов в ряды тоталитарного, подавляющего его волю, культа. При этом в населенных пунктах силами наиболее активных членов подобных организаций организуются соответствующие «группы изучения Библии и Евангелия», «духовного просвещения» и «восстановления», куда с помощью размещённых в средствах массовой информации и по территории рекламных объявлений приглашаются местные жители. Специально для этих целей арендуются помещения. Как правило, это аудитории, способные вместить большое количество людей единовременно - Дома культуры, большие лекционные залы высших, среднеспециальных и общеобразовательных учебных заведений. Часть адептов идёт по школам и предлагает администрации организовать семинары для учащихся по профилактике наркомании и других видов зависимого поведения. Некоторые из привлеченных таким образом учащихся впоследствии в результате специальной обработки сознания также станут активными последователями разрушающих прежнюю структуру личности идей и распространят этот сектантский «вирус» еще дальше. Таким образом, в настоящее время сеть одинаковых по своей сути тоталитарных деструктивных культов охватывает всю Россию. И пока, к сожалению, никаких эффективных действий по ликвидации этой угрожающей национальной безопасности, духовной целостности и психическому статусу россиян проблемы государственными структурами так и не предпринято - отсутствует законодательная база для принятия каких-либо решений, способных кардинальным образом изменить создавшуюся экстремальную ситуацию.
Аналогичную точку зрения разделяет главный врач психиатрической больницы № 3 г. Санкт-Петербург, заслуженный врач Российской Федерации, Владимир Агишев, который, отвечая на вопросы корреспондента «Медицинской газеты» по той же проблематике, утверждает, что «наивно полагать, будто медицина, психиатрическая наука способна дать надежный оберег от духовного терроризма. Нет, защищать гражданина, личность - это обязанность государства. А реалии таковы, что они требуют от государственных структур проверки деятельности сект на предмет социальной безопасности...
В противном случае можно проглядеть, как с течением времени внешне благочестивый проповедник какого-нибудь новомодного вероучения вдруг преобразится в бесноватого лидера, за которым пойдут не очень разбирающиеся в тонкостях духовной жизни юнцы, и человечество вновь окажется втянутым в очередную конфликтную ситуацию».
Николай Каклюгин, врач-психиатр, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу.
Список использованной литературы:
1. Иоффе Г. Неохаризматическая бизнес-модель наркореабилитации. На примере организации «Новая Жизнь», расположенной в Кингисеппском районе Ленинградской области. Доклад к круглому столу в Национальном научном центре наркологии «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви», 15.12.2007 г., г. Москва. // Журнал РАМН «Наркология», №3, 2009 год, стр. 89-91; электронный адрес размещения: /st.php?idar=113710
2. Каклюгин Н.В. Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Сообщение 1. // Журнал РАМН «Наркология», №3, 2009 г., С. 92-104; электронный адрес размещения: /st.php?idar=114104
3. Каклюгин Н.В. Специфические особенности методики освобождения от химической зависимости в современных культовых новообразованиях христианского толка на территории Российской Федерации. Сообщение 2. // Журнал РАМН «Наркология», №4, 2009 г., С. 79-92; электронный адрес размещения: /st.php?idar=155320
4. Клышников В. Секты заходятся в истерике. Интервью с главным врачом психиатрической больницы №3 г. Санкт-Петербург В. Агишевым. // «Медицинская газета», №53 от 18.07.2008 г.; электронный адрес размещения: http://www.mgzt.ru/article/954/
5. Кондратьев Ф.В, Волков Е.Н. «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» // Информационный портал фонда «Русская Цивилизация»; электронный адрес размещения: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=10237
6. Матевосян С.А. Возможности центров социальной реабилитации в снижении смертности от наркотиков в Российской Федерации, на примере Реабилитационного Центра «Новая Жизнь» (Санкт-Петербург, Россия). // Доклад на семинаре ECAD «Наркотики и смерть. Как уменьшить смертность без программ «снижения вреда»?», г. Санкт-Петербург, 17.11.2006 г. Электронный адрес размещения: http://newliferus.ru/site/ru/news/4.html
7. Москвин-Тарханов М. Об угрозе национальной безопасности России от деятельности тоталитарных религиозных и псевдорелигиозных сект. // Электронный адрес размещения: http://www.kreml.org/opinions/184454141
8. Мостоцкий Ф. Из подвалов - в «Новую Жизнь». // Информационное агентство «Росбалт», 25.12.2006 г. Электронный адрес размещения: http://www.rosbalt.ru/print/276863.html
9. «Новая Жизнь», официальный сайт: http://newliferus.ru/
10. Орлова А. Секты не менее опасны, чем наркотики. Интервью с профессором Ф.В. Кондратьевым. // Электронный адрес размещения: http://www.orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2006/02/16.html
11. Паньчу О. «Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма» // Доклад на Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», г. Саратов, 10-11 мая 2005 года; электронный адрес размещения: http://www.anticekta.ru/Konf/Saratov_11.05.05/Doklad/Panchu.html
12. Пузин С.Н., Киндрас Г.П., Красновская Е.С., Козлов А.А., Огарь Д.В. Медико-социальное исследование наркозависимых, обратившихся в реабилитационный центр «Новая Жизнь». // Электронный адрес размещения: http://www.ecad.ru/index-rus.html
13. Чаусов А.И. «Сетевая атака на Православие» // Информационный портал фонда «Русская Цивилизация»; электронный адрес размещения: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=23476
14. Итоговая резолюция круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, генералу полиции В.В. Черкесову, Национальный научный центр наркологии, Москва, 15.12.2007 г. // Электронный адрес размещения: /st.php?idar=112497
15. «Религия и глобализация на просторах Евразии» Под ред. А. Малашенко и С. Филатова // Московский Центр Карнеги. - М.: Неостром, 2005. - 343 с.; электронный адрес размещения: http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/protestantism/
16. «Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами». Под редакцией Ю.В. Валентика // М., 2003, с. 112-115
17. Форум «Машите руками!». Среда общения о химических зависимостях и реабилитации. Сообщение администратора «Назорей» от 14.02.2003 г. // Электронный адрес размещения: forum.rehab.ru/viewtopic.php?p=17194&sid=8637a61316db5489a925d48a8a06c15b