Уважаемые коллеги!
Благодарю за приглашение выступить на заседании Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.
Заявленная сегодня для обсуждения тема крайне актуальна. Влияние глобального финансово-экономического кризиса на проблему наркомании в стране существенно, и заметно как с точки зрения социально-экономических, так и духовно-психологических факторов. Чуть позже я подробно остановлюсь на этом.
Но сначала хотел бы дать сущностное описание сложившейся в России наркоситуации.
Она, к сожалению, является крайне тяжелой: динамика роста количества наркозависимых и смертности от наркомании сохраняется.
Благодаря энергичным мерам по укреплению государственности в 2001-2003 годах замедлился рост количества вовлеченных в потребление наркотиков.
Однако с 2004 года опять обозначилась тенденция увеличения числа лиц, систематически употребляющих наркотики. Общая численность наркозависимых составляет, по оценкам экспертов и общепринятым методикам расчета, от 2 до 2,5 миллионов человек, причем, преимущественно, в возрасте от 18 до 39 лет.
Ежегодно в Российской Федерации на этот печальный путь встает 80 тысяч новых наркоманов, чтобы заменить выбывших из списков, треть из которых умирает. То есть каждые сутки в стране умирает 82 человека призывного возраста, в год - 30 тысяч человек, что в два раза больше, чем за все десять лет войны в Афганистане.
Тревожная ситуация сложилась в детской и подростковой среде. Наркомания в России предельно молодая. Специализированными учреждениями зарегистрировано более 140 тысяч детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами.
Уникальная специфика российской наркомании, как свидетельствуют данные Минздравсоцразвития России, состоит в том, что до 90% наркозависимых в нашей стране потребляют опиаты, получаемые из опиумного мака и имеющие исключительно афганское происхождение. При этом, согласно данным ООН, процент российского населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах Европейского Сообщества, а в отдельных странах, например, Германии, количество опиатных наркоманов в удельном отношении в 20 раз меньше, чем у нас. Отсюда и сверхсмертность, формирующая грустную демографию, поскольку срок отпущенной жизни начавшего употреблять опиаты - всего 5-7 лет.
Российская Федерация за последние годы не просто "подсела на иглу" афганских опиатов, но стала абсолютным мировым лидером по потреблению опиатов, прежде всего, героина.
Мы имеем дело с новым, всемирным феноменом, который определяется тем, что основным источников наркотиков в стране является находящийся в нашем "мягком подбрюшье" Афганистан. С одной стороны, эта страна превращена в абсолютного монополиста по производству опиатов - она их производит не менее 93% от всего мирового производства. С другой - в Афганистане созданы идеальные условия для направления героинового потока именно в Россию, на Север.
Дело в том, что с западной стороны Афганистана находится одна из самых укрепленных в мире границ с Ираном, которая представляет собой, по сути, фортификационные сооружения, с пятиметровыми по глубине рвами, стенами, виселицами через каждые 300 метров, 60 процентами сухопутных войск Ирана, находящимися по этой линии.
С восточной же и юго-восточной стороны линии трафик также предельно затруднен, поскольку там находится линия фронта -осуществляется затяжное, уже семилетнее противостояние пуштунских племен и войск коалиции под командованием НАТО и, соответственно, с обеих сторон находятся войсковые позиции, укрепрайоны, заслоны и иные опорные пункты.
Возникающая конфигурация неотвратимо порождает, если пользоваться термином писателя Алексея Толстого, эффект гиперболоида инженера Гарина и его гибельный луч - вектор движения основного урожая наркотиков в сторону абсолютно спокойного Севера, через неукрепленные границы Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и через казахстанско-российскую границу к нам.
В итоге, несмотря на рост объемов изымаемых в России наркотиков, из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами нашей страны не менее 12 тонн чистого героина. 12 тонн чистого героина - это 3 миллиарда разовых доз. Этот объём разными партиями от одного килограмма до 100 и более килограмм транзитом движется по среднеазиатским республикам и через семитысячную казахстанско-российскую границу - героиновой аэрозолью распыляется по всей стране.
Нынешняя ситуация с наркотизацией России афганским героином является беспрецедентной за последние 100 лет. Она похожа только на ту, которая была в Китае на рубеже 19-20 веков.
С точки зрения ущерба, который наносят населению Российской Федерации наркотики афганского происхождения, мы имеем полное право считать поток афганских опиатов в Россию вторым изданием опиумных войн середины позапрошлого века, когда Китай, с его древней цивилизацией, за счет массированного ввоза британцами опиума из Индии буквально за десяток лет был превращен в гигантский наркорынок и тотальную сеть притонов, что поставило китайцев, как нацию, на грань вымирания.
Россия является сегодня главной жертвой афганского наркотрафика. Одновременно жертвой являются и страны транзита, и сами афганцы, поскольку превращенный в высокодоходную наркоферму Афганистан не имеет нормальной экономики, которая тотально вытеснена наркопроизводством и неминуемо плодит нищету, голод, смерть.
От России по данному направлению требуются адекватные решения и оценки, происходящих в Афганистане событий, вскрытие их причинно-следственных связей, в основе которых, представляется, лежат, как сказал Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, рудименты блокового мышления.
Отправной точкой при оценке ситуации должен стать тот факт, что с момента ввода в Афганистан военных контингентов США и НАТО в 2001 году урожаи наркотиков выросли более чем в 40 раз.
При этом объем наркотиков, произведенных в Афганистане с момента начала операции "Несокрушимая свобода" составил 37300 тонн, при этом изъято из них - 2300 т., т.е. 6,2%. Соответственно оставшиеся 35000 т. - в распоряжении наркоторговцев, и значительная часть этого "яда" ожидает своего потребителя, находясь в хранилищах и нарколабораториях в Афганистане.
Назвать это точнее, чем "страховой наркотический фонд будущих поколений", пожалуй, нельзя. Вопрос в том, почему это происходит на глазах у международных сил по поддержанию стабильности?
Представляется назревшим и абсолютно оправданным обусловить вопрос дальнейшего пребывания коалиционных сил в Афганистане обязательствами и соответствующей компетенцией уничтожения наркопосевов, нарколабораторий, расплодившейся складской наркологистики и иной инфраструктуры.
Этот шаг положил бы начало реальному оздоровлению наркоситуации как в России, так и в среднеазиатских и европейских странах.
В целом, оценивая действенность усилий международного сообщества, направленных на достижение целей, сформулированных в политической декларации Генеральной ассамблеи ООН в 1998 г. (об уничтожении или существенном сокращении урожая опиума), следует отметить, что они потерпели полное фиаско. Урожаи опиума, напротив, к настоящему времени возросли в 2 раза, а в Афганистане - более чем в 3 раза, т.е. с 2100 тонн до 7700 тонн.
Таким образом, предпринимаемые международным сообществом в действующем формате меры, а точнее полумеры, и за 100 лет не дадут необходимого результата. Самыми пострадавшими странами по-прежнему будут Россия, среднеазиатские страны и сам Афганистан.
К сожалению, наблюдается значительное число признаков, свидетельствующих о том, что мировое сообществе в лице ООН не в состоянии разглядеть планетарный характер афганского наркотрафика по направлению в Россию и признать трагедию России от афганского наркотрафика не частной, региональной, а всемирной. Не случайно, после Парламентских слушаний в Государственной Думе подготовлено обращение Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации "К парламентариям государств - членов Организации Объединенных Наций и международным парламентским организациям в связи с возросшей угрозой производства и распространения наркотиков из Афганистана для международной безопасности".
Пока же создается впечатление, что под разными предлогами отдельные чиновники из ООН отказывается включать этот поистине всемирный феномен в свои приоритеты, ссылаясь, в частности, на то, что включение данной, как они обозначают "региональной тематики", в документы по глобальным проблемам и вопросам якобы нецелесообразно. Это ведет к тому, что в период, когда в этом году должны быть приняты документы ООН, определяющие стратегию действий мирового сообщества на следующие 10 лет, проблема афганского наркотрафика не будет поставлена в ООН на надлежащем уровне и необходимые новые механизмы ликвидации афганского наркотрафика не будут приняты.
Эти и многие другие факты говорят о том, что выработанные международные подходы к проблеме афганского наркотрафика на данный момент имеют существенные изъяны, зачастую они не согласованы и даже контрпродуктивны.
Назрела необходимость дополнительного укрепления и серьезного пересмотра, действующих сейчас механизмов международной помощи и контроля за ситуацией с незаконными посевами и незаконным производством наркотиков в Афганистане.
Именно поэтому ряд стран, включая Российскую Федерацию, в настоящее время подготовили для обсуждения Генеральной Ассамблеей ООН проект резолюции "Укрепление международного сотрудничества по борьбе с незаконным производством и оборотом наркотиков в Афганистане", озвученный на заседании КНС ООН 12 марта с.г. в Вене. Данный документ ободрен Государственным антинаркотическим комитетом 4 марта.
Предлагаемые серьезные изменения должны коснуться введения более широкого контроля со стороны заинтересованных стран в отношении планирования и реализации мероприятий по борьбе с незаконными наркотиками - на основе специального наблюдательного совета. Такой совет должен быть сформирован на принципах широкого представительства стран для объективной оценки эффективности мероприятий, своевременной адаптации локальных стратегий применительно к специфике каждой отдельной провинции и районов Афганистана.
Само планирование конкретных мер должно осуществляться на основе соответствующей единой Дорожной карты по борьбе с наркотрафиком.
Требуется более активное и решительное вмешательство международного сообщества в вопросы искоренения незаконных посевов наркотиков, а также пресечения деятельности по производству и продаже наркотиков. Как уже указывалось, это невозможно сделать без наделения соответствующими полномочиями и ответственностью Международных сил содействия безопасности в Афганистане, которые должны предпринимать серьезные операции по перехвату наркотиков, уничтожению посевов и ликвидации основных нарколабораторий и хранилищ, наркологистики в целом.
Также должна быть пересмотрена роль Миссии ООН по содействию Афганистану в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков - в контексте полноценной реализации миссией компонента верховенства права и эффективною применения для этих целей военных контингентов. Тем более, что это логично вытекает из того, что наркопроизводство предоставляет нескончаемое и обильное финансирование для вооруженных действий оппозиции.
Без кардинально нового и системного подхода все прогнозы и обещания когда-то в обозримом будущем уничтожить или свести к минимуму посевы опийного мака, а также конопли в Афганистане будут лишь благими пожеланиями о построении утопического Города Солнца.
Необходимо широко привлекать и международные организации, которые призваны реализовать международные требования к Афганистану, прежде всего, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ могла бы настойчивее работать с Афганистаном в плане обеспечения там элементарной демократии и защиты неотъемлемого права личности на достоинство.
Разумеется, наша Служба прилагает все необходимые усилия по пресечению афганского наркотрафика. Продолжается создание анти наркотических поясов безопасности на дальних подступах, регулярно проводятся совместные международные операции "Канал". Принято решение по приближению к государственным границам территориальных подразделений ФСКН. Создаются два центра мониторинга ситуации в Южном и Уральском федеральных округах. Принимаются другие специальные меры.
Однако в ситуации наращивания производства героина в Афганистане и, по сути, отсутствующих границ целенаправленные действия на международном направлении являются сегодня решающими.
Коллеги, надеемся на широкую поддержку общественности по этому направлению. В частности, прошу всячески поддержать обращение в Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН. Обратитесь в ЭКОСОС, выразите свою озабоченность практически бесконтрольным ростом афганского наркотрафика, призовите принять действенные меры.
В ситуации глобального кризиса мы видим одновременно два процесса, которые, усиливая друг друга, существенно ухудшают наркоситуацию: нарастание давления афганского наркотрафика и заметное снижение качества жизни, которое толкает людей к наркопотреблению и наркомафии.
Аналитики справедливо указывают на финансовые пузыри, необеспеченные реальным трудом, товарами и услугами, но забывают о гигантской по своим размерам теневой наличности и иным финансам, в том числе получаемым от нелегальной торговли наркотиками. Эти деньги коррумпируют элиты и разлагают не только экономики, но и целые государства. Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что в ситуации кризиса находятся экономические структуры, которые соблазняются решать свои проблемы за счет наркотрафика.
Это видно хотя бы по тому, что Службой с начала года изъято уже более 600 килограмм героина, то есть в 2 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
Давление наркотрафиков нарастает. Вот два свежих примера.
На днях была успешно завершена операция под кодовым названием "Спрут", длившаяся 8 месяцев, в ходе, которой изъяты значительные партии наркотиков в городах: Санкт-Петербурге - 122 кг героина, Омске - 127 кг героина и в Красноярске - 100 кг опиума. Все три города были ячейками одной сети, а штаб-квартира наркокартеля находится на территории Афганистана в зоне дислокации британского военного контингента в провинции Гельменд.
К уголовной ответственности привлечено 34 преступника.
Вся изъятая продукция отмечена одной маркировкой, обозначающей фирменный знак наркокартеля в Афганистане и с арабской надписью на пакете "Сихат", что с арабского значит "здоровье" в смысле "Приятного аппетита". К слову говоря, в ФСКН имеются данные о 56 находящихся в Афганистане наркокартелях, каждый из которых имеет свой неповторимый фирменный бренд.
Другой пример. В ночь с 18-го на 19-е апреля, то есть пасхальную ночь, в 23:30 была реализована крупная операция "Колумбарий", в которой принимало участие более 200 сотрудников ФСКН и в ходе которой в ряде увеселительных заведений Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей была вскрыта транснациональная сеть, организующая поставки из Западной Европы синтетических наркотиков и наркотиков каннабисной группы. Было изъято: марихуаны-гидропоники - более 80 кг, наркотиков амфетаминового ряда, - более 12 кг, 50-ти тысяч таблеток, а также иные наркотические средства и их смеси, в том числе кокаин, ЛСД, гашиш, псилоцибин и мескалин, - всего около 150 тысяч доз в одну только святую ночь предназначалось для сотни тысяч наших детей. В итоге операции был полностью ликвидирован международный наркосиндикат. Следует отметить, что у преступников на вооружении находились 13 пистолетов ПМ, "Астра", "Беретта" и РЕГ.
Большинство задерживаемых в подобных операциях иностранцев оказывается без миграционных карт и паспортов, цели и даты пересечения границы скрывает. Более того, будучи безработными и не имея документов, интенсивно разъезжают по всей стране, например, летая из Москвы в Хабаровск с заездом в Ханты-Мансийск или Екатеринбург.
За минувший год к уголовной ответственности были привлечены 117 тысяч человек. Весьма примечательно, что все они - безработные. Мониторинг наркозависимых, а их контингент, как я уже сказал выше, колеблется от 2 до 2,5 миллиона человек, также свидетельствует о том, что эти люди в массе своей (до 70 %) ведут асоциальный образ жизни и почти все являются безработными.
Увеличению спроса на наркотики содействует и тот фундаментальный факт, что в стране, по данным Счетной Палаты, в настоящее время брошено и не обрабатывается не менее 25% пашенных, т.е. наиболее качественных, земель.
Анализ свидетельствует, что в ряде сельхозрайонов практически не имеется рабочих мест в аграрной сфере, а брошенные земли зачастую засеваются этими безработными коноплей или зарастают дикой, порождая так сказать альтернативное сельское хозяйство.
Население такого в значительной степени дотационного региона как Тыва явно нуждается в рабочих местах в сфере сельского хозяйства. Однако дикорастущей конопли там сегодня не менее чем 30 тысяч гектаров, общий вес только уничтоженной в прошлом году конопли составил 2 204 тонны.
Или Амурская область. 20 лет назад она удовлетворяла 80% потребностей жителей СССР в сое, а сегодня превратилась, по сути, в коноплёвый плацдарм. Ежегодно там выявляется до 2,5 тысяч га дикорастущей конопли. Вес уничтоженной в прошлом году конопли - более 5 тысяч тонн из почти 9 тысяч тонн по всему Дальневосточному федеральному округу.
Прямым путем профилактики наркомании и снижения спроса на наркотики является повышение занятости населения и качества этой занятости через образование.
Кризис в совокупности со стремительным сокращением рабочих мест в государствах Средней Азии способствует и резкому росту числа гастарбайтеров, рекрутируемых наркомафией в качестве наркоперевозчиков.
Нам необходимо кардинальное изменение экономической политики в направлении обеспечения занятости населения и соответствующих механизмов её реализации. Это во многом зависит от качества работы Министерства экономического развития Российской Федерации.
Во всех решения ООН рефреном проходят решения о принятии мер экономического характера, которые позволили бы тем, кто вовлечен в выращивание наркотиков, в качестве альтернативы заниматься выращиванием полезных растений, а вовлеченным в потребление наркотиков избавляться от зависимости через вовлечение в перспективные формы занятости и предоставление им рабочих мест "высокой степени достойности" (это выражение МОТ).
Из факта ухудшения ситуации мы не имеем права делать вывод о необходимости ужесточения отношения к больным наркоманией. Наоборот, необходимо уменьшать карательность по отношению к наркозависимым, больным, по сути, людям, создавая основания для их излечения.
Это, в свою очередь, должно уравновешиваться ужесточением законодательства в отношении наркобаронов и распространителей крупных оптовых партий наркотиков.
Например, данные Службы однозначно свидетельствуют, что розничная мелкая торговля наркотиками осуществляется преимущественно наркоманами, которые, чтобы заработать на дозу и снять "ломку", вынуждены работать на оптовика.
И к этим нарушающим закон людям мы должны проявлять максимальную гуманность и защищать этих несчастных людей, содействовать их вылечиванию и возвращению к нормальной жизни.
Для этого представляется целесообразным внедрить в России широко распространенную в демократических государствах систему так называемого альтернативного лечения, создавая для наркозависимого нарушителя закона возможность выбрать вместо тюремного заключения необходимое лечение. Вероятно, имеет смысл создавать и специальные суды для наркозависимых, наркосуды, особенно по отношению к тем, кто нарушает закон в целях добывания очередной дозы наркотика. Это позволит существенно разгрузить судебную систему, поскольку в отдельных районных судах до 30 процентов всех разбираемых дел касаются именно наркотиков.
Но, защищая пострадавших и больных людей, мы должны обрушивать всю мощь государства и общества против организаторов и менеджеров наркотрафика. Здесь на сегодня очевидна неадекватность законодательного и правового обеспечения.
Необходимо ввести систему самых жестких мер, вплоть до пожизненного заключения, прежде всего, по отношению к оптовикам, распространяющим крупные партии наркотиков более 1 килограмма героина.
Для сведения, 1 килограмм героина - это 200 тысяч доз. Столько доз содержится в одном таком килограммовом пакете, который у меня в руках.
Именно по направлению сосредоточения усилий на противодействии организованной наркопреступности как наиболее опасного сегмента криминальной среды в последний год происходит серьезная трансформация ФСКН.
Основной акцент теперь сфокусирован на перехвате крупных, оптовых партий наркотиков, выявлении и пресечении деятельности ОПГ. В этих целях за минувший год была серьезно переработана ведомственная нормативно-правовая база, регламентирующая оперативно-служебную деятельность. Modus operandi явился уход от так называемых "палочных" показателей.
Как результат, в 2008 году пресечена деятельность более 5 тысяч преступных групп, орудовавших на территории нашей страны.
Изъято из преступного оборота свыше 8193 оптовых партий наркотиков, из них почти 7 ФСКН. Общий вес изъятых наркотиков составил 38 тонн, из них более 64 процента нашей Службой. Героина при этом изъято 3,5 тонны, что на 20% больше, чем в предыдущий год.
Ликвидировано более 5000 наркопритонов, из них 3500 нашей Службой.
За первый квартал текущего года пулом правоохранительных органов уже выявлено 66218 наркопреступлений, в том числе тяжких и особо тяжких - 46 тысяч.
Из незаконного оборота изъято 12 тонн наркотиков, из них более тонны героина.
Уважаемые коллеги, прошу Вас поддержать наметившуюся положительную тенденцию повышения эффективности деятельности нашей Службы через работу с общественным мнением.
Отдельно следует подчеркнуть необходимость ужесточения наказания по отношению к преступникам, которые сбывают наркотики несовершеннолетним.
Законодательством сегодня никак не регулируется вопрос о сбыте наркотиков несовершеннолетним вблизи школ. Более того, многие юристы выступают против введения зон иаркобезопасности вокруг школ - например, в радиусе 200 метров. Считается, что доказать в этом случае умысел наркобарыги практически невозможно, что, мол, он может и не знать, что продает свой товар несовершеннолетнему да ещё рядом со школой.
Другой пример. Много лет в обществе идет дискуссия о том, должен ли владелец ночного клуба отвечать за факты распространения наркотиков в его заведении. Это выглядит странно, поскольку никому в голову не приходит оспаривать необходимость поддержания гигиенических норм в магазине или ином общественном месте. А превращение развлекательного учреждения в злачное место отчего-то вопросом гигиены не рассматривается. Отсюда речь, безусловно, не идёт об огульном закрытии ночных и развлекательных клубов, но необходимо четко и однозначно определить ответственность за организацию распространения в клубах наркотиков.
Представляется, что действующее законодательство здесь явно устарело. Из таких моментов и складывается всеобщая доступность наркотиков и обеспечивается бесперебойная работа конвейера смерти. Наша же задача состоит в максимальном снижении такой доступности.
В настоящее время Службой подготовлены предложения по изменениям в законодательстве, которые должны исправить указанные неадекватности.
Уважаемые коллеги, прошу Вас поддержать эти и другие наши предложения по усилению защиты детей от наркоагрессии и их права на безопасность, и высокое качество жизни.
Также хотел бы здесь обратить внимание на важность решения вопроса о наркопритонах.
Сегодня таковым признаются только те квартиры или иные помещения, где было запротоколировано неоднократное групповое употребление наркотиков, в противном случае явный притон рассматривается как место, где группа людей вдруг нечаянно стали принимать наркотики. Однако это нонсенс. Поскольку держатели притонов постоянно меняют дислокацию, то получается, что нужно несколько раз доказывать очевидный факт. Представляется целесообразным в тех случаях, когда признаки притона налицо, ввести ответственность и за разовый сбор.
С серьезными препятствиями сталкиваемся мы и при попытках привлечь к юридической ответственности организации, например, товарищества собственников жилья, где организуются притоны.
Требуется переходить только от того, чтобы ловить или лечить к тому, чтобы менять общество и инфраструктуры социализации молодёжи, организации труда и жизнедеятельности. Это потребует от нас кардинальных изменений не только в практике борьбы с наркопреступностью, лечения наркозависимых, но и в региональном развитии, развитии промышленности, демографии, здравоохранения и образования.
Профилактика сегодня нередко является, к сожалению, лишь одной из многих задач, нередко даже второстепенной. Это обусловлено тем, что для профилактики необходимо организовывать межведомственную работу и широкие межминистерские и межсекторальные коалиции, а это нередко представляется потерей монопольных позиций своего ведомства.
Сегодня необходимо вернуться к профилактике как первооснове предупреждения наркозависимости и наркопреступности, наркомании в целом как социальном явлении.
Здесь роль общественного влияния невозможно переоценить. Мы с вами вместе должны переломить снисходительное отношение к профилактике и объединить наши усилия для разработки новых подходов, форм и методов работы в этом направлении.
Для реализации этой задачи нам, в частности, необходимо сделать и принять качественную федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы".
Уважаемые коллеги, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации однозначно определил, что "основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек" и что для нашего общества "высшей ценностью являются права и достоинство каждого человека".
ГАК и ФСКН реализует свои полномочия именно на основе принципа защиты права и достоинства каждого человека. Очевидно, это наша с Вами главная общая задача, которую надо выполнять в тесном взаимодействии, особенно в ситуации кризиса.
У нас сегодня есть условия для того, чтобы выступать единым фронтом на всех направлениях противодействия наркоагрессии и, как следствие этого, добиться кардинального перелома в сложившейся ситуации. Мы всегда открыты для предложений и инициатив.
Благодарю за внимание.
Впервые опубликовано на информационно-публицистическом интернет-ресурсе "Нет - Наркотикам", Москва, 2009 г.