Какова миссия Русской Зарубежной Церкви в современных условиях?

Беседа с секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ епископом Манхэттенским Гавриилом (Чемодаковым)

От редакции: Как уже сообщала Русская линия, в Москве состоялась встреча главного редактора РЛ Анатолия Степанова и известного православного публициста Андрея Рюмина с секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ епископом Манхэттенским Гавриилом (Чемодаковым). Владыка Гавриил приезжал в Россию в составе официальной делегации Русской Зарубежной Церкви, которая принимала участие в работе Всемирного Русского Народного Собора, проходившем в Москве с 20 по 22 февраля. Сегодня публикуем полный текст беседы с епископом Гавриилом.

О НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ В РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ


- Владыко, насколько оправдались Ваши опасения о значительном отходе от РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом? Создается впечатление, что отошедшие от Русской Зарубежной Церкви много шумят, но число их невелико.

Епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков)- Будем откровенны: воссоединение далось нам, Зарубежной Церкви, дорогой ценой. Что уж там скрывать? Лоно Церковное покинули несколько монастырей, почти вся Южно-Американская епархия и несколько приходов в Великобританской епархии, несколько приходов в Австралийской епархии... В Канаде, где в 2001 году был, как известно, центр, так называемого "мансонвилльского" раскола, слава Богу, нас покинул только один приход, который был приписным. В целом, не так много... Да, я согласен, могло быть и хуже, но для нашей маленькой Зарубежной Церкви отход этих людей значителен. И не количеством даже, а тем, что у нас все друг друга знают, все как бы свойственники, одна семья. Взять вот такой монастырь, как Леснинская обитель во Франции, она была известна не только в Зарубежной Церкви, но и всему мiру, это один из символов Зарубежной Церкви. Да, печально это. Но я ни в коем случае не поддерживаю и не разделяю позиции тех людей, которые отошли. Более того, я написал, в частности письмо отцу Всеволоду Дутикову, которого я считал прекрасным батюшкой. Я написал ему, поскольку считаю, что они неправильно поступили.

Заметьте, у них и между собой нет единства: кто-то ушел к запрещенному епископу Агафангелу (Пашковскому), кто-то - к главе т. наз. РИПЦ архиепископу Тихону (Пасечнику), т.е., это - настоящий разброд и шатания, это уже напоминает события 2001 года, когда произошел первый раскол, созданный окружением нашего покойного Первоиерарха митрополита Виталия, ушедшего на покой, но так и не обретшего покоя... У отколовшихся не было и нет никаких, во всяком случае, канонических причин покинуть лоно Зарубежной Церкви. Причины же личные, если таковые имеются, никак не могут стать основанием отхода от Церкви, - это способно повредить им духовно, воспрепятствовать их спасению, о чем и помыслить страшно.

Я писал и говорил, и до сих пор повторяю: необходимо всегда помнить, что отделиться от своего Архиерея можно только в том случае, если он публично проповедует какую-то осужденную Церковью ересь. Это вроде бы общеизвестно, но, к несчастью, не все это помнят и понимают. Можно ли сказать о Святейшем Патриархе Московском, о Владыке Лавре или обо мне, грешном, что кто-то из нас проповедует ересь?! Существует Церковная дисциплина, имя которой - послушание, и необходимо оставаться в лоне канонической, законной Церкви. Поэтому, если возникает какое-то недовольство или какие-то вопросы и недоумения по поводу тех или иных явлений в Церкви, которые чада Ее считают неправильными или ошибочными, можно и нужно об этом говорить, можно и нужно это обсуждать, но для этого необходимо пребывать в ограде Церковной. К сожалению, наши отошедшие сейчас находятся вне этой спасительной ограды, и я боюсь, что ситуация будет у них развиваться как у "мансонвилльских", у которых сейчас я уж и не помню, четыре или пять враждующих группировок. Это неотвратимая судьба всякого и всяческого раскола.

- Как известно, при воссоединении было принято решение, в целях церковной икономии, продлить на пять лет решение о поминовении Святейшего Патриарха. Как Вы считаете, окажет ли эта пятилетняя отсрочка благотворное воздействие на тех людей, которые не приняли церковного единства?

- Безусловно. Предполагается, что у некоторых приходов имеется возможность воздерживаться пока от поминовения Святейшего Патриарха. И у нас в епархии есть такие приходы. Слава Богу, что они все-таки остались в лоне Зарубежной Церкви. Но пока им трудно полностью переключиться, принять произошедшее, свыкнуться с мыслью, что мы сейчас находимся в полном каноническом единстве с Церковью в Отечестве. Ведь это, как вы знаете, было достигнуто с великим трудом, многие были против, считали, что еще не пришло время. И я сам, я, конечно, не был принципиальным противником объединения (думаю, вообще нет здравомыслящего человека, который не желал бы видеть Церковь единою), но и я тоже считал, что лучше повременить, ибо боялся, что объединение будет иметь нелегкие последствия.

А что касается тех, которые сейчас воздерживаются от поминовения Святейшего Патриарха Московского, то есть и такие приходы, которые начали с отказа от поминовения, а теперь - поминают. Ибо они уже увидели добрые плоды единства, они начали понимать, что на то была Божья воля. Я могу сказать, что и в нашем Архиерейском Синоде тоже были те, кто, паствы ради, не поминали, а теперь поминают. И я думаю, что еще до истечения этого пятилетнего периода все устроится.

Я сейчас всем говорю: очень важно, чтобы они побывали в России, чтобы увидели все то положительное, что происходит в Церковном деле, в Церковном строительстве, увидели явное возрастание роли Церкви в повседневной жизни русских людей, увидели то, что именуется воцерковлением. За эти годы перевес положительного над отрицательным в этой важнейшей для всех нас области очевиден.

Стоит помнить, что многие из тех, кто выступил против Акта о каноническом общении и вообще процесса сближения разрозненных частей Русской Церкви, они - из старых эмигрантов. Они живут еще понятиями, усвоенными в 40-х - 50-х годах прошлого столетия, и трудно бывает им... Они читают, им рассказывают, но недоверие и даже страх остаются. А нужно бы им своими глазами увидеть, - как живет Русская Церковь в Отечестве, - даже, думаю, увидеть какие-то отрицательные стороны Церковной жизни, у нас, в Зарубежье, они тоже есть. Тем не менее, мы должны совместно трудиться на пользу Церковную, ради духовного будущего России. В нашем каноническом воссоединении проявилась Божья воля, и, уповаю, оно послужит на благо русского народа, на благо Русского Православия и Православия в целом.

У меня недавно была переписка с одной нашей прихожанкой дворянского происхождения, принадлежащей к старой эмиграции. Она выразила недоумение: как же это я, вроде бы был "против унии", а теперь занял такую позицию. Повторюсь, я никогда не был против Церковного единства, а лишь полагал, что в силу обстоятельств подписание известного Акта может оказаться несвоевременным. Так вот я ответил ей, от нее был получен краткий отзыв, суть которого сводилась к следующему: все зависит от того, как Вы относитесь к нынешней государственной власти в России, т.е. к Владимиру Владимировичу Путину. Я ей написал, что я в общем положительно отношусь, то, что президент России сумел сделать за восемь лет, превысило все наши ожидания. Но главное, в данном случае, это вопрос Церковный. Если взять все государства нашего земного мiра, то где бы вы еще увидели, чтобы президент пришел на церемонию подписания Церковного документа, принял бы участие в Церковном торжестве, да и с самого начала всячески поддерживал этот процесс...

- Судя по всему, во многом благодаря Путину все произошло...

- Конечно. И я уверен в искренности его намерений. Так что вы видите, что во многом возражения касательно дела сугубо Церковного часто сводятся к претензиям сугубо политическим.

О МОТИВАХ НЕПРИНЯВШИХ ЕДИНСТВО


Встреча гл. редактор РЛ с епископом Гавриилом (21 февраля 2008)- А насколько сильно в мотивации людей, не желающих воссоединения, это политическое неприятие?

- Пожалуй, чуть не половина среди подобных людей, таких, как, возможно, известный вам проф. Евгений Львович Магеровский... Их мотивация сводится к тому, что они не приемлют нынешнюю власть в России. И они полагают, что это их неприятие может стать аргументом в дискуссии о Церкви. Приходится констатировать, что они - люди нецерковные.

- Таким образом, у этих людей политическое преобладает над церковным, главное для них - отношение к Путину, гражданская лояльность государственной власти в США. Получается, своего рода "сергианство" с обратным знаком. Они твердят о "сергианстве", с которым они будто бы борются, а сами вполне могут быть названы "сергианами"...

- В целом, это именно так. Кстати, они кое-кого смущают и запугивают, намекая, что, будто бы, гражданские власти станут относиться с подозрением к тем, кто "признает МП". Это - абсурд, и напоминает даже не времена "сергианства", а поведение обновленцев. Хотя есть, конечно, среди них люди безусловно благочестивые, верующие, и я их отчасти понимаю. К примеру, им трудно согласиться с тем, что Священноначалие в России до сих пор принимает слишком активное участие во Всемiрном Совете Церквей, но, к сожалению, у многих преобладает чисто политическая мотивация. А что до ВСЦ, то противодействие участию в нем никак не является причиной того, чтобы покинуть ограду Церковную, отвергнуть Церковное Священноначалие по соображениям политическим, кстати, достаточно безосновательным. В общем, это свидетельство непонимания того, что есть Церковь.

- Непонимание такого понятия, как "послушание церковное"...

- Совершенно верно.

- Владыко, как будет решаться "проблема епископа Агафангела (Пашковского)"? Как известно, он единственный архиерей Зарубежной Церкви, который не признал объединения, и, насколько я знаю, сейчас некоторые околоцерковные деятели пытаются сколотить вокруг него некую группировку - этакую "объединенную раскольническую церковь". Каков сейчас статус епископа Агафангела и какие шаги предпринимает Зарубежная Церковь, чтобы эту проблему решить?

- Как вы знаете, епископ Агафангел был запрещен с самого начала известных нестроений, как только он объявил, что создает свою "истинную зарубежную церковь". И потому все, что он в дальнейшем совершил, он совершил уже в состоянии запрещения. Я имею в виду т.н. "хиротонии" с его участием, которые никак нельзя считать действительными, так как при этом были нарушены не одно, а сразу несколько канонических правил. В силу этого незаконна "хиротония епископа Андроника". Кстати, игумен Андроник тоже был к этому моменту запрещен.

- Вы имеете в виду бывшего исполняющего обязанности руководителя Миссии в Палестине?

- Да. А что касается самой этой структуры, этой его "ВВЦУ", то пока Церковь не собирается принимать каких-то резких мер в отношении владыки Агафангела, в надежде, что он и его паства, ушедшие за ним люди образумятся, опамятуются. Ведь речь идет об их спасении и жизни вечной. Сейчас надо понять, что наше единство Церковное должно помочь России, где происходят сейчас положительные сдвиги в Церковной жизни, где все больше и больше проявляется интерес к своему историческому прошлому, к своим православным корням...

О ВОССТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОМЕСТНЫМИ ЦЕРКВАМИ


- Итак, Акт подписан, каноническое общение двух частей некогда единой Русской Церкви восстановлено. Каковы, по Вашему мнению, должны быть следующие шаги на пути к восстановлению полного единства Церковного?

- Главное достигнуто - это каноническое единство, восстановление евхаристического общения. Не берусь предсказать, как пойдут дела после завершения пятилетнего "переходного периода", что изменится... Все равно сохранится самостоятельность Зарубежной Церкви в вопросах административного и финансового управления. Полного слияния не произойдет...

- А как обстоит дело с установлением молитвенного единства с другими Поместными Церквями, с которыми РПЦЗ не состоит в общении?

- Это очень важный и сложный вопрос. На заседаниях Архиерейского Синода уже после подписания Акта он достаточно углубленно обсуждался. По моему убеждению, мы сейчас восстановили единство Русской Церкви, - ведь Зарубежная Церковь всегда себя считала частью Русской Церкви, - но это не означает, что мы таким образом автоматически вступаем в общение, оказываемся в евхаристическом единстве со всеми, с кем находится в общении Московский Патриархат. Я, например, очень подумал бы, прежде чем вступить в общение с представителями, скажем, Константинопольского Патриархата, ввиду известной позиции Патриарха Варфоломея по отношению к католикам.

В итоге - мы сейчас пришли к такому мнению, что пусть покуда, на переходный период, это дело остается на усмотрение каждого епископа; пусть каждый епископ Зарубежной Церкви сам для себя решает, как ему поступить в том или ином случае касательно сослужения.

- Можно ли говорить о том, что у священноначалия Зарубежной Церкви существует полное единомыслие по всем основным вопросам Церковной жизни, в том числе и административным? В Интернете можно, к примеру, прочитать, что Вы подвергаетесь нападкам со стороны сотрудников Синодальной администрации, в частности, влиятельного протоиерея Петра Холодного, которого поддерживают некоторые архиереи. Не могли бы Вы прокомментировать такие сообщения? Не препятствует ли отсутствие внутреннего единства ходу Церковной жизни в РПЦЗ, особенно в нынешних условиях?

- Я не буду касаться наших административных трений. Но что касается единомыслия среди архиереев, то в истории не только Зарубежной Церкви, но и всей Русской Церкви, да и других Поместных Церквей, часто именно так и случалось, что архиереи имели разные мнения по разным вопросам, но всегда старались находить единство ради паствы. И только тогда стяжали благословение Божие, ибо единство Церковное - это отражение Единства Троического. В таком вопросе, как отношение к разным Поместным Церквям, в силу различных проявлений, в первую очередь экуменических, и у нас тоже расходятся мнения, безусловно. Некоторые иерархи относятся более, так сказать, либерально к этому вопросу, другие - более консервативно, но это не противоречит нашему единству. Мы помним о пользе Церковной и паствы ради всегда стараемся найти, что называется, Царский путь, золотую середину, чтобы не смущать людей и в то же время сохранить право на свое мнение. Я полагаю, что мы будем продолжать отстаивать свои консервативные позиции по отношению к "Мiровому Православию".

Говорят, в нынешних условиях надо придерживаться политической корректности... Может быть, это отчасти и справедливо, но мы должны не бояться продолжать отстаивать свои позиции, не бояться называть вещи своими именами, поскольку речь идет о пользе Церковной. Особенно недопустимы заигрывания с католиками и протестантами. И я надеюсь, что позиция нашего Митрополита поможет нам продолжать нашу всегдашнюю линию. Нас за это всегда ругали и будут продолжать ругать, но мы свободны, и мы должны отстаивать правду Церковную.

- В ходе обсуждения вопроса о воссоединении Русской Церкви появлялись публикации, в которых в числе главных противников Церковного объединения -назывались определенные политические силы в Соединенных Штатах и даже американское правительство. Действительно ли имело место политическое противодействие воссоединению ветвей Русской Православной Церкви? Вы говорили о неприятии объединения старыми эмигрантами, людьми преклонного возраста, их мотивы понять можно, а вот было ли политическое давление?

- Помимо "старых эмигрантов" среди противников есть и, так сказать "новейшие эмигранты", хотя их и немного. Они как раз мотивировали свою позицию тем, что, мол, нынешней России нельзя доверять, а раз нельзя доверять России, то значит нельзя доверять и Патриархии, ведь она сотрудничала и продолжает сотрудничать по сей день с властями. У всех у них мотивация была и остается чисто политической, лишь слегка задрапированной в "канонические одежды" для внешнего, так сказать, употребления. Их не интересовал и не интересует этот вопрос как Церковный, да они толком и не разбираются в Церковных делах, не чувствуют их. "Книгу Правил", Святые Каноны они пытаются использовать как средство борьбы с "Эрэфией", собственно, с сегодняшней Россией. Они хотят показать, что будто бы официальная Америка их поддерживает. Но сам я проявлений такой поддержки не видел и не слышал ни от кого, заслуживающего доверия, о каких-то там действиях или хотя бы высказываниях со стороны правительства, которые могли бы подтвердить позицию наших "борцов с унией". Полагаю, что люди в американском правительстве прекрасно понимают, что то объединение, которое произошло, есть чисто духовное дело. К сожалению, наши "борцы" смутили и даже напугали некоторых из числа новейших эмигрантов, этим своим совершенно, я бы сказал, ложным подходом. Надеюсь, что это тоже со временем пройдет.

О МИССИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ


- После революционной катастрофы, братоубийственной гражданской войны и трагического разделения Русского Народа Русское Зарубежье осмыслило изгнание как миссию, миссию несения света Православия терявшему веру Западу. Сейчас, после воссоединения Русской Церкви, ознаменовавшего преодоление разделения Русского Народа, в чем Вы видите миссию Русской Зарубежной Церкви?

- Хоть мы и Церковь небольшая, но все-таки, Божией милостью, за эти 80-90 лет мы сумели кое-что сохранить из того, что было в дореволюционной России, в дореволюционной Церкви. Самое существенное, что мы сумели сохранить понятие о приходской жизни. То, что сейчас так важно возродить в Отечестве и непременно нужно передать в надежде, что это возродится в храмах, в приходах России. Сейчас человек приходит в храм, помолится и уходит, людей так много, что у священника нет времени и он недоступен... Нет понятия духовной приходской семьи, того, что нам удалось сохранить и развить в силу обстоятельств, в инородном и иноязычном окружении... Так мы и сохраняли в эмиграции общество русское. Создавая храмы, мы понимали, что надо не только самим Православную веру сохранить, но надо и детей своих воспитывать не только православными, но и русскими, надо сохранить свою русскость. Церковь безусловно в этом помогла. Если б не Церковь, мы бы не остались русскими, а стали бы американцами, австралийцами, канадцами и т.д., ассимилировались бы очень быстро. Именно приходская жизнь нам помогла сохранить не только веру, но и культуру и любовь к России, и язык. Сейчас приходскую жизнь надо непременно постараться развить и в России, надо внедрить в сознание чад Церкви понятие Церковной приходской семьи. И я думаю, что в этом у нас есть опыт, и мы можем помочь.

Что касается других сторон нашей церковной жизни, то Русская Зарубежная Церковь, будучи свободной частью Русской Церкви, всегда считала своей миссией, своим святым долгом нести Истину и никогда не боялась отстаивать правду Церковную. Сейчас в Отечестве к нам отношение весьма доброе. Это проявилось и в том, что нашего Первоиерарха наградили премией "Соотечественник года". Его приветствовали московский мэр, министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, которого у нас в Нью-Йорке хорошо помнят со времени его работы в должности постоянного представителя России при ООН. Так что мы сейчас можем и должны принимать активное участие в общественной жизни России.

Прежде всего мы должны помочь людям осмыслить всю трагедию русской революции, помочь русскому народу осмыслить свою историю. Я уже не раз говорил, что самое страшное сейчас для русского народа, что он до конца еще не осмыслил нашу Русскую трагедию ХХ века - трагедию революции. И свидетельством этого, на мой взгляд, является довольно равнодушное отношение к тому, что Ленин до сих пор лежит на Красной площади. У меня, у человека, который вырос в русской семье, пусть и на Западе, всегда ощущал себя русским, любил Россию, ее Православную веру, просто в голове не укладывается, как русский человек может относиться к этому вопросу равнодушно! Человек, который убивал своих соотечественников миллионами! А прожил бы дольше - еще бы больше убил... Во всяком случае, я думаю, пока нет должного осмысления этого, этой трагедии русской истории. И я думаю, что Церковь должна людям об этом говорить, - ведь эта трагедия имеет свое духовное измерение, ее надо воспринимать как наказание Божие за убийство Царя - Помазанника Божия, как следствие революции.

И, слава Богу, Господь помиловал Россию! Сейчас есть возможность вернуться к своим корням. И теперь Россия стоит перед выбором. Или мы выбираем путь Запада и идем за Западом. Или же Россия должна выбрать свой православный путь, и к нему мы должны стремиться. Поэтому в том, что сейчас восстановлено единство Церковное, я вижу проявление воли Божией, чтобы и мы, наша малая Зарубежная Церковь, могли внести лепту в этот процесс.

- Восстановление правильной приходской жизни - действительно важнейшая проблема. Сейчас, когда построены и восстановлены храмы, она выходит на первый план. Святейший Патриарх Алексий II не раз об этом говорил. Всякого рода нестроения, когда разные шарлатаны пытаются политизировать церковную жизнь, болтают о "политическом православии" происходит во многом из-за того, что нет налаженной приходской жизни...

- Было бы замечательно сейчас, когда открылся Всемiрный Русский Собор, посвященный молодежи, эту тему поднять. Это одно из очень важных направлений работы Церкви. Каждый приход должен привлекать к себе молодежь, чтобы она вокруг прихода собиралась, но нужно ее и как-то направлять, чтобы она желала оставаться при Церкви...

Я, например, всегда рассказываю, что вырос в Австралии, и для меня первым языком был русский, а английский я стал по-настоящему изучать, когда пошел в школу. И я понимал разницу между своими друзьями в школе, с которыми я гонял в футбол, и своими друзьями в церковном приходе. Хотя мы были разными по возрасту, из разных школ, но нас объединял именно приход, и мы понимали, что такое русская Православная Пасха, русские праздники. Благодаря приходу я понял, что такое быть русским. И для меня были всего дороже именно эти друзья, и таковыми они остаются по сей день. Вот это очень важно сейчас привить детям будущей России. Понимание того, что вы принадлежите приходу, Церкви, вы в ней выросли. Бог даст, мы сможем внести свой вклад в этот процесс. Но мы в самом начале этого процесса...

- Кстати, владыко, у нас существует сейчас такой проект "Возвращение", учрежденный рядом общественных деятелей при активной поддержке Церкви. Его возглавляет известный общественный деятель Юрий Бондаренко, в нем участвуют депутаты Государственной Думы, ученые, руководитель Издательского отдела Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, руководители православных СМИ... Цель участников проекта - вернуть старые наименования городам, улицам и площадям России. К сожалению, до сих пор есть на карте России Свердловская область (особенное кощунство, ведь именно в Екатеринбурге по приказу Свердлова была убита Царская Семья), есть Ленинградская область, есть масса городов, улиц и площадей, носящие имена революционных бандитов. Недавно руководители проекта обратились к московским властям с предложением сделать подарок русскому народу к 90-летию убиения Царской Семьи - переименовать, наконец, станцию метро "Войковская", названную в честь одного из подлых цареубийц. В ответ услышали - это тоже наша история, о которой мы не должны забывать...

Почему бы Русской Зарубежной Церкви не принять участие в этом деле? Может быть, больше будет проку, если мы будем ставить вопросы перед властями совместно? Кстати, их надо ставить, так скажем, тактически грамотно. А то вот недавно выступили с инициативой о реабилитации атамана П.Н.Краснова... Но ведь не с того конца взялись за проблему! Конечно, Краснов не был гражданином Советского Союза, судить его советские власти не имели права, это беззаконие... Но ведь тема Великой Отечественной войны очень сложная и острая, вопрос о тех, кто участвовал в войне на стороне вермахта сейчас нельзя ставить. Есть темы, по которым худо-бедно наметилось согласие в обществе, нет такого разделения, это - террор во время гражданской войны, революция, цареубийство... Надо начинать с них. Пока Ленин лежит на Красной площади, начинать разговор о реабилитации Краснова безсмысленно. Как было бы хорошо, если бы Русская Православная Церковь Заграницей приняла участие в проекте "Возвращение", это ведь настоящая борьба за опамятывание нашего народа!


- Я со своей стороны готов содействовать этому, и, в качестве секретаря нашего Архиерейского Синода готов поднять вопрос на одном из наших заседаний. Я готов и в дальнейшем выступить с этим - только надо знать, как это лучше организовать, чтобы те, от кого это зависит в России, согласились с этим...

- А если обратиться от лица Зарубежной Церкви к Лужкову? Сейчас нужна хотя бы одна серьезная победа, нужен прорыв. К сожалению, сейчас процесс возвращения исторических названий остановился...

- Вот как...

- Да. На "заре демократии" состоялось массовое возвращение названий, в основном, правда, в Москве и Санкт-Петербурге. Причем у нас в Петербурге так и не переименовали те улицы, которые до революции носили имена Царские и Церковные. Скажем есть на карте города вновь улицы Фурштатская, Кирочная, Шпалерная, а вот Сергиевская, Пантелеимоновская, Воскресенская, Николаевская, Знаменская до сих пор носят имена Пестеля, Радищева, Марата, Робеспьера, Восстания...
Участие Зарубежной Церкви в этом деле может дать эффект еще и из-за нашей характерной русской черты, особенно свойственной чиновному люду, как большое доверие к иностранцам. Ведь вы все-таки являетесь иностранцами, а к голосу иностранцев наши власти прислушиваются быстрее...


- Лишь бы прислушивались к русским иностранцам, а не к иностранцам иностранным (смеется).

- Словом, мы ждем более активного участия Русской Зарубежной Церкви в наших российских делах.

- Я с вами согласен.

О "ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ОСТАНКАХ"


- Еще один важный вопрос, не только для России, но и для всего Русского мiра - это вопрос о "екатеринбургских останках". Как Вы, наверное, знаете, в конце августа минувшего года было объявлено, что под Екатеринбургом местные археологи нашли еще одно захоронение. Некоторые газеты уже поспешили заявить, что это - останки Царевича Алексея и Царевны Марии, а некоторые ангажированные деятели уже утверждают, что теперь, мол, если генетическая экспертиза докажет родство этих останков с теми, что захоронены вопреки мнению Русской Православной Церкви в Императорской усыпальнице в Петропавловской крепости, тогда Церковь изменит свою позицию. По всей видимости, предпринимаются попытки к 90-летию убиения Царской Семьи осуществить очередное "царское захоронение", провернуть новый "Акт примирения". Какова позиция Зарубежной Церкви в этом вопросе? Какие действия можно ожидать с вашей стороны?

- Этот вопрос обсуждался на предыдущем заседании нашего Синода. Выступал архиепископ Алипий, который уже после подписания Акта о каноническом общении съездил в Екатеринбург и ознакомился с новыми данными. Надо сказать, что сам он лично придерживается такого мнения, что речь идет о подлинных останках. Но как бы то ни было, мы в этом будем придерживаться мнения, которое разделяет Русская Православная Церковь в Отечестве.

Я лишь напомню, что нам следует подходить к этим "останкам" не только, так сказать, с научной стороны, но и с духовной. И мне думается, правильно сказал в свое время митрополит Виталий, что в старое доброе время, еще в Царской России, когда обретались Св. Мощи, то всегда эти обретения сопровождались какими-то чудесами, и Сам Господь всегда подтверждал, всегда указывал, что это не просто останки, это Святыня. И мне хочется думать, что если это так, должно быть указание Самого Бога.

- Если следствие ведет речь о том, что это Святые Мощи, оно должно учитывать эту тысячелетнюю практику Православной Церкви?

- Да. Не в каждом случае проявлялись чудеса, но обычно так и было: люди, с благоговением относясь к Св. Мощам, всегда получали ясное указание, что это - Святыня, Мощи источали чудеса, от них всегда исцелялись... Это необходимо помнить. Не должно быть чисто научного подхода, подход должен быть благочестивым. Иначе мы наверняка ошибемся.

О СЕБЕ


- В заключение расскажите, пожалуйста, о себе, о своих предках. Как мы знаем, Вы приняли монашеское имя в честь своего предка-новомученика...

- Мне хотелось бы и самому больше узнать о своем предке, но я так и не успел еще совершить паломничество в Вятку, где служил мой прадед - протоиерей Гавриил. Он был настоятелем вятского собора, состоял в родстве с Новомучеником архиепископом Пахомием (Кедровым) [См. о нем http://orthodoxy.org.ua/uk/lyudi_boji/2007/01/26/5371.html].

Как нам удалось установить, мой прадед отказался в свое время принять "Декларацию" митр. Сергия, был за это арестован, и его просто заморили голодом в тюрьме. Нам не удалось установить точно место его захоронения; есть какие-то на этот счет предположения, сестра ездила специально, интересовалась этим вопросом. Ездил и мой двоюродный брат, его даже допустили до архивов, он смог познакомиться с материалами "дела".

А моя бабушка, дочь о. Гавриила, покинула Россию еще во время гражданской войны. Вместе с мужем еще в 1918 году они отправились из Вятской губернии на Восток, а потом оказались в Харбине, в Манчжурии. Мой отец родился в Чите в 1918 году. А мама моя, она немецкого происхождения, из обрусевших немцев, живших в Петербурге, фамилия у нее была Авенариус. Она - родственница некогда хорошо известного исторического писателя Василия Авенариуса.

Харбин - уникальный русский город! Там был 21 храм, жили около 200 тысяч русских, вся, можно сказать, Россия была там представлена в миниатюре. Теперь не так... Когда в конце 40-х годов пришли коммунисты, люди стали уезжать. Мы уехали в Австралию.

- Кстати, ходят разговоры, что ставится вопрос о возвращении Вятке ее исторического названия...

- А что, разве до сих пор не вернули? Разве до сих пор это - город "Киров"?!

- Увы...

- Я познакомился в ректором Московской Духовной Академии архиепископом Евгением, он - уроженец Вятки, а также с владыкой Костромским Александром, он тоже вятский...

- Уроженец Вятки - известный русский писатель Владимир Крупин... Вот собраться бы всем вятским и потребовать вернуть историческое имя городу...
Благодарим Вас, владыко, за беседу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. комментарий от В.В. Тевеназ

О, если бы знали интервьюэры с каким "интересным" человеком они разговаривают. Думаете зря его сняли с манхетенской кафедры? Истинно заслужил и худшее, да побоялись продолжения раскола о намерении уйти в который сей "пастырь" много прежде говорил с разного рода мелочью под солёную рыбку с ... Так сильно боялся за своё креслице.

Аноним / 24.12.2008

1. комментарий от Александр Болоздыня

Русский народ понес тяжелую утрату: ранним утром 16 марта 2008 года, в Неделю Торжества Православия, отошел ко Господу митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, чьими трудами и молитвами восстановлено единство Русской Церкви в 2007 году.

Царство небесное и вечная память владыке Лавру! Русские люди никогда не забудут его вклада в дело возрождения Православной Руси!

Ради светлой памяти Митрополита Лавра и в связи с опубликованным выше интервью с епископом Гавриилом следует вспомнить, что незадолго перед своей кончиной владыка митрополит Лавр дал интервью газете "Православная Москва" (http://www.patriarchia.ru/db/text/373748.html , см. также http://www.rusk.ru/st.php?idar=26117 ), в котором он сказал: «Массового исхода из нашей Церкви не было. Большинство наших верующих спокойно и даже с воодушевлением отнеслись к свершившемуся историческому факту - подписанию Акта о каноническом общении.». Чему скромный свидетель и автор этих строк. В свете сказанного некоторым, скажем так, преувеличением выглядит оценка владыки Гавриила негативных последствий этого выдающегося события современности: «воссоединение далось нам, Зарубежной Церкви, дорогой ценой».

В ответ на вопрос о «екатиринбургских останках», похоже, закралось досадное недоразумение. Утвержедние, что «архиепископ Алипий... после подписания Акта о каноническом общении съездил в Екатеринбург и ознакомился с новыми данными» не соответствует действительности. Владыка Алипий не ездил в Россию после подписания Акта, никогда не бывал в Екатеринбурге и ни с какими особенными документами, кроме газетных публикаций, не знакомился. Возможно, речь идет о ком-то другом, но не об архиепископе Алипии Чикагском и Средне-Американском.

В целом, хочется поблагодарить Русскую Линию за инициативу по вовлечению иерархов РПЦЗ в общественную жизнь в Отечестве. Ибо, как справедливо отметил владыка Гавриил, РПЦЗ есть, чем поделиться с соотечественниками.

Аноним / 17.03.2008
Андрей Рюмин:
Митрополит Лавр: Знаки пробуждения Руси проявляются все отчетливей
Предстоятель Русской Зарубежной Церкви в эксклюзивном интервью Русской линии рассказал о своем видении духовных перемен в нашей стране
12.03.2008
Какова миссия Русской Зарубежной Церкви в современных условиях?
Беседа с секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ епископом Манхэттенским Гавриилом (Чемодаковым)
03.03.2008
Сало надежно перепрятано
Комментарий к предварительным результатам парламентским выборам на Украине
29.03.2006
Все статьи автора
"Движение "Возвращение""
Давайте покаемся!
К дискуссии об исторических именах на карте Нижнего Новгорода
29.02.2020
С Богом? Или… с дьяволом?
Впечатления о прошедших в Нижнем Новгороде общественных слушаниях…
09.02.2020
Монастырская или… лядова?
О III Общественных слушаниях «Историко-культурные аспекты топонимики Нижнего Новгорода»
06.02.2020
«Речь идет об исторической справедливости»
Участники слушаний «Историко-культурные аспекты топонимики Нижнего Новгорода» считают необходимым возвращение исторических названий нижегородским улицам Стрелка и площади Лядова
04.02.2020
Пора сдвинуть вопрос «с мёртвой точки»
В Санкт-Петербурге пытались выяснить, кто и почему препятствует возвращению исторических топонимов
12.04.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Коротков А. В.
31.03.2019
Новый Чернобыль?
Новый комментарий от электрик
31.03.2019
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
Новый комментарий от Яков Яковлевич
31.03.2019
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019