Патриот Земли Русской

К 135-летию со дня рождения Бориса Владимировича Никольского

Консервативная классика  100 лет Союзу Русского Народа 
0
1105
Время на чтение 17 минут

«Ничто мне в этом мире не забава,
И жизнь мне ряд трудов, а не утех…»
Борис Никольский

 

 

Имя человека, о котором здесь пойдет речь, было незаслуженно забыто и сегодня почти никому не известно, за исключением узкого круга специалистов. Яркий представитель научной интеллигенции конца XIX – начала ХХ века, крупный специалист по римскому праву и русской литературе, поэт и литературный критик, он, в отличие от большинства своих коллег, придерживался право-монархических, черносотенных убеждений, которые непреклонно отстаивал. Его жизнь и мученическая кончина – яркий пример глубокого, искреннего патриотизма, твердости и самопожертвования во имя идеалов Православия и самодержавной монархии.

Борис Владимирович Никольский родился 3 октября (по старому стилю) 1870 г. Его отец, Владимир Васильевич Никольский – сын священника, окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, профессор русской словесности, пушкинист. Преподавал в Александровском Лицее и в других учебных заведениях, написал ряд работ по истории русской литературы. Мать – Мария Ивановна (урожденная Скроботова) также была дочерью священника.

Детство Бориса Никольского проходило в Петербурге. Вот что писал об этом периоде жизни он сам: «Развивался я крайне медленно в одних и очень быстро в других отношениях. Читал я уже к четырeм годам самоучкой, писал, копируя печатные буквы, самоучкой же, уже пяти лет. Памятью отличался искони; мне еще не было трех лет, как я уже со слов матери знал наизусть всю песнь о вещем Олеге…». Обладая незаурядными способностями, юный Никольский делал значительные успехи в учебе. Следует отметить еще один факт, оказавший впоследствии влияние на формирование его мировоззрения: с детства мальчика приучали исполнять все религиозные обряды, к «технике долга», как он впоследствии сам выражался.

С 1881 года Б.В.Никольский учился в классической гимназии при историко-филологическом институте, в 1884 году, после смерти отца, перешел в Училище правоведения. В фондах Российской Национальной библиотеки сохранилось четыре гимназических дневника Бориса Никольского. В одном из них, во время Светлой седмицы 1883 года, гимназист во всю ширину листа написал: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…». Сей факт красноречиво говорит о формировавшимся с раннего детства православном мировоззрении будущего ученого.

В 1885 году Никольский впервые выступил в печати с переводами с английского языка. 15 мая того же года он написал свое первое стихотворение. Рукописи отдельных ранних стихов поэта (многие из них – православной тематики) хранятся в фондах Российской Национальной библиотеки. В эти же годы он вел дневник, который впоследствии частично уничтожил.

Юный Никольский обладал необычайно веселым нравом и жизнерадостностью, в большой степени ему был присущ юмор. Часто он давал остроумные прозвища своим товарищам, писал стихи-памфлеты. Что же касается его мировоззрения, современники отмечали, что в те годы Никольский отличался свободолюбием и даже некоторой «левизной» взглядов. Увлечение либеральными теориями, чтение трудов европейских философов антихристианской направленности (напр., Ницше) – все эти явления вообще были характерны для тогдашней молодежи. Юного Никольского также не обошло стороной это искушение. Мало того, из-за интереса к политике и нарушения дисциплины его за полтора года до окончания полного курса даже уволили из училища, и он перешел в Петербургский университет, на юридический факультет (1889 г.), где изучал историю Рима и римского права, а также философию и классическую филологию.

Однако уже к 1889 году, судя по всему, относится начало формирования правого мировоззрения Б.В.Никольского. Вот что Никольский отмечал об этом в дневнике 5 августа 1889 г.: «Вчера написал стихотворение на тему «Россия и Европа». Кажется, очень здорово вышло. – Я теперь в конец вернулся к своему началу. <…> Я окончательно стал тем, что у нас называется славянофилом. Я им всегда и был, но отрекался от своей веры, увлекался другими веяниями – во всем виновата моя восторженность и увлекающаяся натура». И далее заметил: «Папа был славянофил и патриот в лучшем и благороднейшем смысле этого слова – и теперь передо мною встает тот же идеал, которого он был осуществлением». Основы православного мировоззрения, заложенные в душу Никольского в семье, в конечном итоге взяли верх над нигилистическим, безбожным духом подавляющего большинства тогдашней прозападно настроенной интеллигенции.

Из архивных источников известно, что Б.В.Никольский учился в университете успешно, с хорошими результатами, и считался одним из лучших студентов курса. В 1893 году, сразу после окончания университета, он поступил на службу в Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, где составил очерк страхового дела в России. Одновременно сотрудничал в «Новом времени» с А.С.Сувориным, где печатал свои статьи, и готовился к профессуре. 20 апреля 1894 г. Никольского назначили помощником столоначальника Хозяйственного департамента, а затем (с 1 августа) младшим ревизором во вновь образованном Страховом отделе этого же департамента.

К концу 1893 года относится первая встреча Никольского с его будущей женой, Екатериной Сергеевной Шубинской (ее отцом был редактор журнала «Исторический вестник» Сергей Николаевич Шубинский). 5 ноября 1893 года он, будучи в гостях у Полонских, ухаживал за столом за Екатериной, по его словам, «милой, изящной и грациозной». Вскоре возник роман, началась переписка, и 7 июля 1895 года состоялась свадьба. В 1896 году у них родился первенец Владимир.

В январе 1896 года Б.В.Никольский вышел в отставку, причислившись к Азиатскому департаменту Министерства иностранных дел. Похоже, у него возникли какие-то неурядицы на службе: по собственным словам, он был там «не на месте», а в своем не дошедшем до нас дневнике за 1895 г. присутствовало ощущение «приближения катастрофы». 6 августа 1896 года Б.В.Никольский начал систематически вести свой дневник, почти полностью дошедший до нас. По его словам, в это время он писал критические статьи, исследования по истории русской литературы (о Н.Н.Страхове, К.П.Победоносцеве, А.А.Фете, Н.Я.Данилевском и др.), а также стихи -в журналах «Русский вестник», «Исторический вестник», в газете «Новое время» и т.д. (с 1892 по 1903 г.); читал, писал рецензии к прочитанным книгам, готовился к магистерским экзаменам, а в свободное время нянчился с сыном Володькой и занимался садоводством, находясь летом на даче жены, в Любани: поливал цветы, пропалывал клумбы, охотился на кротов, подчищал дорожки.

С марта 1898 года Никольский много работал над магистерской диссертацией, писал стихи. К этому же периоду его жизни, видимо, относится и окончательное формирование философских и политических взглядов. Первые же страницы дневника (за 1896-1897 г.г.) свидетельствуют о нем как об убежденном монархисте и консерваторе. Нет никакого даже намека на его прежние, юношеские увлечения либерализмом. С августа 1896 года Никольский начал систематически вести свой дневник, дошедший до нас в виде двух огромных по объему тетрадей, хранящихся ныне в фондах Российского государственного исторического архива. Сохранились записи вплоть до 1918 года. Дневник проникнут болью и переживаниями за судьбу погибающего Отечества. Никольский видел дальнейшее развитие России только в качестве Православной Самодержавной монархии и до конца своих дней отстаивал эту точку зрения.

Перед нами отрывки из стихотворения Б.В.Никольского, датированного 14 июня 1912 года, содержащегося в дневнике автора и никогда прежде не публиковавшегося. Оно, на мой взгляд, наиболее красноречиво характеризует мировоззрение поэта:

<…> Вникни в тайны молитв: вязью жемчужною Вещих слов, на лучи веры нанизанных, В них наследья веков, духа сокровища Взор насытят души, алчущей вечности.

<…> Всюду, всюду, звонят, молятся, сходятся, Славят Бога, поют, шепчут и крестятся. Мощно в небо гремят хоры несметные, Мощно в небо гремят звоны всемирные.

<…> Славься звон! Ты мое слил умиление С бурей битв и молитв стройными хорами, Звон, небес и земли глас отвечающий Тайнам тайной мольбы, лжи одиночества.

Бурно вторя твоим вздохам торжественным, Звон молитвенный, звон, звон призывающий, Властно в сердце слились мощным созвучием Ранний благовест, Бог, Царь и Отечество!

Литератор Б.А.Садовской оставил нам интересные воспоминания о Б.В.Никольском. «Представительный, плотный, лысый, с монгольского склада лицом и длинными седеющими усами, он держался ровно <…>, но под наружной выдержкой кипел горячий характер. <…> Смеялся Никольский громко, говорил много. Холодные глаза его оставались неподвижными, точно незаведенные часы. <…> Это был изумительный собеседник, обладавший способностью в совершенстве подражать голосу и манерам кого угодно. Изображая в лицах людей умерших, он словно воскрешал их. По точности, с какой он представлял живых, известных мне современников, я мог судить о сходстве его в передаче мертвых – Майкова, Полонского, Страхова, Победоносцева и Вл. Соловьева».

23 марта 1898 г. Б.В.Никольский успешно выдержал магистерский экзамен, а в апреле его выбрали в члены-сотрудники Юридического общества по отделению обычного права. В мае 1899 года он защитил магистерскую диссертацию по римскому праву «Система и текст ХII таблиц». В октябре того же года Никольский стал приват-доцентом гражданского права (вне штата), а в 1900 г. начал чтение курсов по праву в Петербургском университете, а также читал лекции в Училище Правоведения и на Высших женских курсах. С 1900 года он стал приват-доцентом по кафедре русской словесности на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, а в 1901-1902 г.г. читал в университете факультативные курсы.

О своей работе по привитию в студенческой среде монархических и патриотических убеждений Б.В.Никольский писал в дневнике: «Я видел и чувствовал живой рост моего влияния и студенческих ко мне симпатий и доверия. Особенно радовался я доверию, встречая его даже в либерально-инородческих мозгах. Иной и спорит, и улыбается в знак несогласия, и головой покачивает, – так и чувствуешь, как твои мысли в него неодолимо впиваются и он спорит только потому, что неуловимо им подчиняется, кристаллизуется умом в этих мыслях…».

Чуть позже в дневнике Никольский заметил, что на лекциях ему более всего симпатизировали: во-первых, молодежь из хороших фамилий; во-вторых, молодежь «из духовных»; и, в-третьих, как это ни покажется сегодня странным, восточные инородцы-кавказцы и азиаты. По справедливому замечанию современного исследователя черносотенного движения С.А.Степанова, «Никольский был кумиром учащейся молодежи, несмотря на непривычные для университетской среды консервативные политические взгляды». Свидетельства современников – Г.В.Чичерина, А.В.Самойловича, М.Кузмина и других выдающихся людей лишний раз подтверждают данную точку зрения.

Разумеется, Никольский, со своими правыми убеждениями, оказался среди либерального большинства профессорско-преподавательского состава «белой вороной». К тому же его тошнило от самого духа, царившего в профессорской среде: «Все эти тщеславия, эти ссоры, союзы, бесконечное взаимное предательство, сплетничество, подкарауливанье, подглядывание… Гнусный дух <…> Боже меня упаси. Лучше быть рабом <…> ну, чьим хотите, но только не членом почтеннейшей корпорации профессорской». О своем тогдашнем положении Никольский писал: «Между тем я чувствую, всем существом чувствую, что я один во всем университете искренно и прямо высказываюсь в пользу самодержавия, строгой власти, строгой семьи, против социализма принципиально, за исторические начала и уважение к ним и т.д. Это видно по многому, по тому напряженному замирающему вниманию, с которым меня слушают иные студенты. Их поражает моя смелость, – это видно из разговоров: они совершенно поражены, видя, что консерватизм неизмеримо смелей и либеральнее всякого либеральничанья и что самая отважная свобода не только не подрывает консерватизма, но его, напротив, упрочивает… Студенты впервые видят убежденного представителя моего образа мыслей…».

Главное увлечение Бориса Никольского – собирание редких книг, прежде всего по римскому праву и по литературе. Его библиотека постепенно составила около 7500 томов. Сам Б.В.Никольский собирал рукописи и книги с 1886 года по 1917 год. Библиотека включала в себя «систематический подбор книг по большинству кафедр юридического и историко-филологического факультетов, подбор, приуроченный к трем основным предметам: лирической поэзии всех веков, стран и народов, русской истории и словесности и римскому праву».

Конец 1890-х годов – время, когда в печать вышли первые научные труды Никольского, а также первый и единственный его сборник стихотворений (1899 год), посвященный жене, Екатерине Сергеевне. Излюбленная тема творчества Никольского – проблема героя и толпы. Среди его собственных лирических стихов в сборнике имеются и переводы из Катулла. Как отметил сам автор, его интерес к творчеству Катулла возник в 1888 году, когда юному Никольскому попался перевод сего древнего поэта, сделанный А.А.Фетом. Вскоре он стал осуществлять и свои переводы.

В 1896 году выходит книга Никольского, посвященная русскому литературному критику и философу Н.Н.Страхову. Тогда же он вплотную подошел к изучению биографии и творчества А.С.Пушкина. Его работа «Поэт и читатель в лирике Пушкина» была издана в 1899 году, а несколько позже вышел биографический очерк под названием «Последняя дуэль Пушкина». Никольский работал над составлением дополнений, указателей, осуществлял критический разбор первого тома Академического собрания сочинений Пушкина, издание которого, равно как и выше названной работы, было приурочено к столетию со дня рождения великого поэта. Критические очерки Б.Никольского были помещены в сборнике стихотворений «Философские течения русской поэзии».

Другое направление литературоведческой деятельности Никольского – исследование творчества А.А.Фета. Интерес к Фету возник у него еще в юности, а с 1896 года началась серьезная работа по подготовке издания сочинений великого поэта. В начале 1900-х годов вышло Полное собрание стихотворений Фета, при издании которого Никольский выполнял редакторскую работу и написал статью «Основные элементы лирики Фета». В 1897 году была издана магистерская диссертация Никольского «Система и текст ХII таблиц», а также сводный текст отрывков ХII таблиц со свидетельствами древних авторов и указателями, который предназначался в первую очередь для учащейся молодежи и с помощью которого можно было проводить сравнительный анализ с «Русской правдой».

В конце 1890-х годов произошло пополнение в семье Б.В.Никольского: 2 августа 1898 г. родился сын Сергей, однако он вскоре (в июне 1900 г.) скончался вследствие болезни. Затем, в 1899 году, 1-го декабря, родилась дочь Анна. Позже, уже в начале ХХ века, у Никольских родился сын Роман (7 апреля 1903 года) и дочь Анастасия. В первом десятилетии ХХ века Б.В.Никольский работал над докторской диссертацией «Дарение между супругами», которую в 1903 г. представил в Новороссийский университет, но, из-за личной неприязни и конфликтов с либеральной профессурой, защита не состоялась.

Отношения с коллегами по университету у Б.В.Никольского вообще плохо складывались. Продолжались серьезные трения (в основном, из-за неудач, связанных с защитой докторской диссертации) с университетским начальством, с профессорами (А.Х.Гольмстеном, Д.Д.Гриммом и др.). Вследствие этого Никольский перешел к адвокатской практике и стал частным поверенным и присяжным стряпчим. 26 октября 1903 года Никольский стал членом первой крупной право-монархической организации – «Русского Собрания». Ее устав был утвержден еще в январе 1901 года товарищем министра внутренних дел П.Н.Дурново. Основная цель – «содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа». Главными задачами общества стали «изучение явления русской и славянской народной жизни, разработка вопросов русской словесности, художеств, народоведения, права и народного хозяйства, а также сохранение чистоты и правильности русской речи». Никольский сразу же стал одним из активнейших членов собрания, участвовал в его заседаниях, беседах, вечерах.

1905-й год вынес Б.В.Никольского на политическую авансцену. Он стал личным секретарем генерала от инфантерии, члена Совета министра внутренних дел, старосты Исаакиевского собора и издателя правых брошюр Е.В.Богдановича. По этому поводу 27-го февраля 1905 года Никольский писал: «Мне придется играть ту роль, которой я ожидал, но которой я не хотел, ибо я знал, что только горькие события выдвинут меня. Горькие события настали, я впереди – вперед».

Вскоре Б.В.Никольский начал участвовать в составлении писем Николаю II, так называемых «записок» в защиту самодержавия. Известность получила его «Всеподданнейшая речь» 31 декабря 1905 года, в которой он обращал внимание Государя на «мятежную измену» врагов и их «предательское кровопролитие» в дни потрясений 1905 года. Причину этих драматических событий Никольский видел во «всемирном еврейско-масонском заговоре», а средство для достижения порядка, по его мнению, заключалось в использовании «военной карающей власти». Свою речь он произнес перед Царем во время принятия последним депутации «Русского Собрания».

8 ноября 1905 г. был избран Главный Совет Союза Русского Народа, который возглавил статский советник, доктор медицины А.И.Дубровин. Вскоре в состав Главного Совета вошел и Никольский. В годы смуты 1905-1907 г.г. он сблизился с виднейшими деятелями правых – в частности, с архиепископом Волынским Антонием (Храповицким). В пору своей деятельности в Союзе Русского Народа Никольский, как и многие его друзья и соратники, высказывался за осуществление жестких мер по отношению к революционерам, отмечая при этом тот неоспоримый факт, что огромное их число являлось представителями иудейского племени.

В 1910 г. Никольского пригласили заниматься с сыновьями великого князя Константина Константиновича Олегом и Гавриилом. О жизни князя Олега Константиновича, героически погибшего в самом начале Первой мировой войны, Борис Никольский оставил воспоминания, в которых характеризовал молодого человека как прилежного, трудолюбивого и богобоязненного ученика.

В 1912 г. Никольский был назначен профессором римского права в Училище правоведения, где также (с 1913 г.) читал курс новейшей русской словесности. В 1912-1913 гг. он работал в Училищной комиссии (Комиссии по народному образованию), занимавшейся обустройством городских училищ С.-Петербурга. Его работа была связана в то время с обустройством Казанской части, с созданием нового мужского четырехклассного училища. В июне 1913 года он изъявил желание возвратиться к преподавательской работе в университете. Помимо деятельности в монархических организациях и на педагогическом поприще, Никольский участвовал в заседаниях юбилейной комиссии по чествованию столетия Отечественной войны 1812 года, готовил, в частности, музыкальную часть празднества.

В 1910-1914 гг. он был по-прежнему очень активен. Из письма писателя А.А.Кондратьева, служившего тогда секретарем в канцелярии Государственной Думы, к литератору Б.А.Садовскому от 26 января 1912 года известно, что «его [Б.В.Никольского – Д.С.] даже к телефону трудно бывает обыкновенно получить, так как он занят своей адвокатской деятельностью, лекциями, уроками у великих князей и <…> Русским Собранием». В январе 1913 года Никольский составил проект манифеста «на Романовский юбилей» (по случаю 300-летия дома Романовых).

В начале 1910-х г.г. Б.В.Никольский продолжал свою деятельность в качестве юриста. Так, среди прочего, он ездил в Мозырь, где выступал гражданским истцом по делу о кощунственной охоте католиков на лисиц в приписной церкви Николая Чудотворца (1911 г.). В декабре 1913 года Никольский был назначен исполняющим должность ординарного профессора юридического факультета Юрьевского университета, где с 1914 года, будучи приват-доцентом кафедры латинской словесности, читал лекции.

Начало Первой мировой войны Никольский встретил с присущими тогда всему обществу энтузиазмом и воодушевлением. «Что бы ни было – наша должна взять», – пишет он в своем дневнике. 1 августа 1914 года Никольский сделал запись о том, что уплатил царю 1000 рублей личного долга. Этот демонстративный жест, связанный с войной, создавал, по мысли автора, «прецедент совершенно исключительный», ибо никто до этого 1914 долги в царскую кассу не возвращал.

В декабре 1914 года Никольский представил свою диссертацию «К истории дарений между супругами» на юридический факультет Петроградского университета, но защита опять не состоялась (была отклонена в 1915 году). В январе 1916 года Никольский пробовал пройти в городскую думу, сначала – по первому разряду, а затем – по второму, но в обоих случаях неудачно. В этот период своей жизни Никольского нередко посещали мрачные мысли. Он чувствовал приближение катастрофы, повлекшей за собой гибель исторической России: «Вне наших идей – полная гибель; но людей не видно и у нас. Умирать еще рано – я не чувствую смерти; но жить – невозможно».

Февральский переворот 1917 г. Б.В.Никольский встретил отрицательно. Сразу после революции, по-видимому, из-за своего участия в работе монархических организаций, по предложению нового министра народного просвещения Мануйлова Никольский вынужден был подать в отставку и был заштатным профессором до октября 1917 года, когда был избран сначала приват-доцентом, а затем доцентом классической филологии историко-филологического факультета Юрьевского университета, куда в спешном порядке и направился читать лекции. В это время его материальное положение было настолько тяжелым, что он подумывал о продаже своей уникальной библиотеки. 25 сентября 1917 г. 74-х лет от роду скончалась его мать. Тем не менее, даже в таких условиях Никольский продолжает упорно работать. Среди всего прочего, он писал статьи о «Памятнике» Горация, о Г.Р.Державине, о А.С.Пушкине, о Тибулле, о К.Н.Батюшкове и другие.

События 25 октября 1917 г. Никольский встретил в Петрограде и воспринял их отрицательно. В тот же день он написал письмо некоему В.В.Женутьеву в Вичугу, Костромской губернии, в котором дал свою оценку происходящему («паралич народной воли»), отметив, что «хорошего конца никто не ждет». В ноябре 1917 года Никольский столкнулся с проблемой выезда из Юрьева, так как солдаты, возвращавшиеся с фронта, пускали только своих и запирали двери. 20 ноября того же года он записал в дневнике, что у него на вокзале украли кошелек с деньгами – впервые за все 47 лет жизни. Появились и другие, совершенно новые проблемы. В его квартире по доносу бывшей прислуги бесчинствующие солдаты учинили обыск: разыскивали съестное; правда, ничего незаконного не нашли.

Новый 1918 год Никольский отметил на даче своей жены, в Любани, а в январе 1918 года он стал приват-доцентом римского права юридического факультета Юрьевского университета, в котором читал публичные лекции. По-прежнему он испытывал сильную материальную нужду, увеличивавшуюся с каждым днем: «Того и гляди, что придется даром отдать большевикам мою библиотеку, – только бы не сожгли. Что за ужас в этой неизвестности, в этом мучительном накануне скорбных событий».

В феврале 1918 года Б.В.Никольский временно приостановил свою научную работу, так как типографии закрыли, а писать не было сил при холоде. Он ездил из Петрограда в Юрьев до февраля 1918 года, пока сообщение не прервалось в результате немецкой оккупации Эстляндии. В Петрограде Никольский продолжал преподавать в Училище правоведения.

Весной и летом 1918 года ему пришлось пережить неприятности. Так, по подозрению в участии в монархическом заговоре (по доносу соседа) арестовали старшего сына Никольского Владимира. В Петроградской ЧК его допрашивал лично М.С.Урицкий, на допросе он откровенно заявил, что является монархистом, но был отпущен Урицким.

Несмотря на трудности, которые обрушились на Никольского, он не озлобился на всех и вся и считал, что эти бедствия явились своего рода следствием тяжких грехов Русского народа. В августе 1918 года Б.В.Никольский написал письмо в Комитет по устройству Воронежского университета (личный состав Юрьевского университета к тому времени находился в Воронеже) и, получив положительный ответ, в конце сентября собирался отправиться в Воронеж для устройства в университете. Однако, судя по письму к Б.А.Садовскому, датированному 26 октября (8 ноября) 1918 года, и последующим событиям, он никак не мог туда выехать.

До самой своей трагической гибели в 1919 г. Никольский не оставлял литературную деятельность. По словам анонимного автора некролога Б.В.Никольского, «в издании Академии Наук должен был выйти его труд – «Пушкин и его современники».

В июне 1919 года Б.В.Никольский был расстрелян по приговору Петроградского ЧК, как говорилось тогда, «за принадлежность к контрреволюционной деятельности». 12 июня 1919 года, вышло постановление по делу Б.В.Никольского Петроградской Губернской ЧК, гласившее: «Гражданина Никольского, как убежденного организатора Союза Русского Народа, проникшего в военную организацию с целью шпионажа, – расстрелять; дело следствием прекратить и сдать в архив». При этом какие бы то ни было доказательства якобы имевших место фактов шпионажа в следственном деле Б.В.Никольского отсутствуют.

Также в «деле» нет и документов, связанных непосредственно с обстоятельствами расстрела Б.В.Никольского; нам не известна даже дата приведения приговора в исполнение. Документы о месте захоронения расстрелянного также отсутствуют. Таким образом, даже точная дата его гибели нам не известна. Богатая библиотека Б.В.Никольского была конфискована, а книги были распределены среди крупнейших книгохранилищ Петрограда.

Жизнь Б.В.Никольского оказалась богатой на события. Ему пришлось пережить все – стремительные взлеты в своей карьере и провалы как на литературном поприще, так и на научном; возраставшую с каждым днем популярность среди студентов и невообразимую отчужденность в отношениях с коллегами по университету; относительно благополучные, пусть хотя и более чем скромные, условия существования и крайне тяжелое во всех отношениях положение в голодные годы Гражданской войны. Но нам, православным людям, при обращении к жизни и трудам Б.В.Никольского необходимо в первую очередь понимать следующее: этот человек до конца дней своих был предан православно-монархической идее, в духе которой были воспитаны его предки и он сам, и никогда на протяжении своей жизни он не изменял своим идеалам. Никольский любил свою Родину – Россию и видел свою миссию на Земле в служении Богу, Царю и Отечеству.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
РГИА. Ф. 1006. Оп. 1. Д. д. 4 а, 4 б, 13, 14, 15, 31 ОС;
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. д. 14325, 14337;
ГАРФ. Ф. 588. Оп. 1. Д. д. 179, 486, 647, 760, 761, 781, 1102, 1478, 1390, 1474; Оп. 3. Д. 2;
ОР РНБ. Ф. 520. Д. д. 34, 340, 342;
Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Д. П-92726;
Никольский Б.В. Сборник стихотворений. СПб., 1899;
Никольский Б.В. Система и текст XII таблиц. СПб., 1897;
Библиотека Б.В.Никольского // Вестник литературы. 1919. N 7;
Воспоминания Б.А.Садовского о Б.В.Никольском // Встречи с прошлым. Вып. 6. М., 1988;
Монархист и Советы. Письма Б.В.Никольского к Б.А.Садовскому 1913-1918. // Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992;
Никольский Б.В. /Некролог/ // Вестник литературы. 1919. N 6;
Самойлович А.В. Пушкинист Б.В.Никольский // Сб. «Парфенон». СПб., 1922;
Чичерин Г.В. (Авторизованная биография) // Деятели СССР и революционного движения России. Энциклопедический словарь. Гранат. Репринт. М., 1989;
Беззубов В.И., Исаков С.Г. Блок-участник студенческого сборника // Блоковский сборник – II – труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока. Тарту, 1972;
Степанов С.А. Черная сотня в России. 1905-1914. М., 1992.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Радуйся и веселися Борис Владимирович, яко
мзда Ваша многа на Небесехъ!
Апографъ / 14.06.2025, 16:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Игоревич Стогов
Волевой и принципиальный хозяйственник, благотворитель, покровитель трезвости
В Красноярске состоялась IX Всероссийская конференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
09.12.2025
«Пьянство есть путь не только физического, но и нравственного упадка и разложения»
Состоялся круглый стол, посвященный Красноярскому обществу трезвости (1899-1919)
11.11.2025
«Он зажег огонь трезвости в сердцах тысяч людей»
Состоялся круглый стол, посвященный памяти великого ученого и общественного деятеля Ф.Г. Углова
09.10.2025
«От обществ трезвости – к трезвому обществу»
Состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Трезвенническое движение России: история становления, настоящие проекты и стратегия развития» (к 40-летию начала антиалкогольной кампании 1985-1988 гг.)
06.10.2025
Для укрепления страны нам нужны трезвые люди
Состоялся круглый стол, посвященный дореволюционному православному трезвенническому движению
12.09.2025
Все статьи Дмитрий Игоревич Стогов
Консервативная классика
Все статьи темы
100 лет Союзу Русского Народа
«За веру и Царство Православное подвизающихся»
Из политических объединений святой Иоанн Кронштадтский поддерживал только Союз Русского народа
11.03.2023
День рождения Союза Русского Народа и Русского Народного Союза имени Михаила Архангела
Сегодня Святая Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21.11.2022
От борьбы с революцией к дворцовому перевороту
К годовщине основания Русского народного союза имени Михаила Архангела
21.11.2013
Все статьи темы
Последние комментарии
К 100-летию убийства Сергея Есенина
Новый комментарий от SV131166
27.12.2025 20:22
«Дум высокое стремление»?
Новый комментарий от С. Югов
27.12.2025 19:57
Федор Тютчев о декабристском бунте
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
27.12.2025 19:23
Какие смыслы должна нести новая идеология?
Новый комментарий от Александр Волков
27.12.2025 18:57
Долина, судьи и мошенники
Новый комментарий от Тимофеев Александр
27.12.2025 18:24
Пора говорить Правду о мире и человеке
Новый комментарий от annaiv
27.12.2025 18:14
«Мы должны освободить Харьков и Одессу»
Новый комментарий от учитель
27.12.2025 17:47