Василий Дворцов: Покаяние – изменение сознания, труд долгий

0
723
Время на чтение 7 минут
 
О православной вере и современном литературном процессе размышляет писатель и драматург Василий Дворцов, номинант Патриаршей литературной премии, генеральный директор Союза писателей России.

– Василий Владимирович, какие важные события произошли в Вашей жизни в этом сложном году? Чем он запомнится?

– Первый приходящий ответ: как и всем остальным жителям Земли 2020 год запомнится обвалом планов, как личных, что неважно, так и завязанных на некое уже наработанное участие в российском литературном процессе. Увы, в уходящем году удалось провести только два мероприятия – международный молодёжный фестиваль-конкурс поэзии и поэтических переводов «Берега дружбы» в Таганроге и краевой литературный фестиваль «Золотая осень» в Чите «вживую», с прямым контактом на конкурсах, мастер-классах и семинарах. Остальное – главные всероссийские литературные конкурсы-фестивали – «Хрустальный родник» в Орле, «Поэзия русского слова» в Анапе, «Устами детей говорит мир» в Томске, как и многие-многие межрегиональные и региональные конкурсы, семинары и совещания проводились онлайн. Или очень ограниченным составом. Однако, и это главное! – при всех замороках и искушениях литературная жизнь России не останавливается, не затихает, даже обретает некий новый организационный опыт (хотелось бы – невостребованный в будущем), то есть, творческая активность прозаиков и поэтов просто радует. Радует и прибывающим количеством – у маститых, и нарастающим качеством – у стартующих.

И уже без шуток о личном: в этом году из-за вируса и помимо его ушли из жизни четверо дорогих моему сердцу друга – теперь каждое утро на молитвенном правиле спотыкаюсь с переводами их имён из списка живых в список приснопоминаемых.

– О чем Вы размышляли в периоды самоизоляции и ограничения социальной активности? Какую переоценку ценностей сделали?

– Весенняя волна карантина, честно говоря, протащив через дугу спектра эмоций от протестного адреналина до язвительного дофамина, к концу вынесла на мизантропию. Страха не было, как нет и сейчас, но подступила уныло-созерцательная усталость. Как-то вдруг осыпалась благоглупость, на самом-то деле, ни на чём не обоснованной уверенности в том, что впереди ещё многие и многие мирные времена, годы и годы изобилия плодов земных, и потому можно всё, в том числе и покаяние, откладывать до удобной ситуации. А тут вдруг тряхнуло и обнажилась структура, бесстыдно открылся скелет давно перестроенного под чисто прагматичные задачи общества. Осеклись развлечения – спорт, шоу, туризм, шашлыки и клубники – и материализм своей откровенной, за-моральной животностью запаниковал от осознания, что придётся чем-то жертвовать, жертвовать даже не жизнью, не здоровьем – комфортом. И от этой всеобщей фрустрации – озлобленности вероятностью некоего не-до-удовлетворения, так явственно, умом и сердцем видимо сократился, ужался круг своих. Круг близких. Для кого и до карантина, и во время, и после – жертва не есть внезапно накрывшая всех неправильность, несправедливая напасть, а наоборот – правильность, даже радость в жизни. Как у академика Лосева: «Вся жизнь, всякая жизнь, жизнь с начала до конца, от первого до последнего вздоха, на каждом шагу и в каждое мгновение, жизнь с её радостями и горем, с её счастьем и с её катастрофами есть жертва, жертва и жертва». Карантин показал, как мало, оказывается, своих. Но от этого они роднее.

Вторая волна «мер» ещё более укрепляет увиденное весной: времени впереди крайне, трагично мало, им надо дорожить, то есть надо работать, работать, работать на своё и общее спасение. Кисточкой, пёрышком, кайлом.

– Ситуация «удалёнки» и «карантина» позволила больше времени посвятить писательскому труду? Чем порадуете читателей?

– Удалёнка-то не отпускала, и Болдино-2020 не произошло. Да, закончил пьесу о Феодоре Козмиче Томском, написал два эссе о Ермаке в российской истории и русской литературе, продвинул к финалу роман. Для перфекциониста мало.

– Как Вы оцениваете литературный процесс 2000-х годов? Назовите, пожалуйста, знаковые для Вас имена писателей, книги.

– Пожалуйста, не спрашивайте меня о конкретных именах и произведениях. Я же «начальник над писателями» и потому не могу высказывать личного мнения. И так случается, что где-нибудь по-дружески кого тронешь в попытке удержать от необдуманности, тут же ответный крик «Союз писателей меня клеймит». Пожалейте, не дай Бог, кого из восьми тысяч писателей не помяну!

О тенденциях – да, можно. ХХI век зачался в динамике процессов века предыдущего. Первые десять лет вообще не было ощущения новизны эпохи, всё лишь замедлялось, теряло энергию взрыва начала 90-х. Собственное лицо нынешнего века стало понемногу промываться, выясняться лишь в последнее пятилетие. Лицо жёсткое, не умильное. Лицо наследника гигантских растрат и долгов. Прежде всего – растрат человечности. С сопутствующими долгами гражданственности, долгами социальности, растратами веры в себя и своё будущее. Вопрос из далёкого уже прошлого «кто виноват?» до сих пор не получил ответа, ибо большинство, так же, как и два века назад, уверено, что не они, кто угодно, но только не они виноваты, и потому второй вопрос «что делать?» тоже остаётся безответным. Думаю, ХХI век, пройдя сквозь предназначенное, наконец-то ответит: что делать нам, виноватым?

Покаяние – изменение сознания, труд долгий, без отдыха. Погрузившись в пьесу о Феодоре Томском, я окончательно сжился с учением Достоевского о том, что раскаянье – великое и благотворное переживание, но оно должно, обязательно должно закрепиться протяжным физическим страданием. Иначе психический аффект остынет, не изменив сознания – это Фёдор Михайлович собой проверил.

Тема личного покаяния как основания для всеобщего прощения, в современной русской литературе собирается, явно зреет, готовится стать главным руслом национального литпотока.

Герой современной прозы уже разделяет ответственность, берёт на себя часть вины за происходящие беды с ближними, с Родиной, с миром. Современный литературный герой пока не жертвует собой в подвиге раскаянья, в подвижничестве покаяния, но – будет! Очищенный и преображённый страданиями Дмитрий Карамазов скоро будет дописан.

Конечно, это пока моё личное предчувствие, ведь для художественного воплощения нового героя нужна достаточная по массе среда – обязательный по достаточности широты круг читателей, согласно с автором знающих – «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», знающих – деятельное, протяжное покаяние личности и есть стяжание спасения общества, народа. Родины. Опять вспомню (простите, ещё не остыл) подвиг Феодора Козмича протяжностью почти в сорок лет.

Этот новый, грядущий герой пока яснее материализуется у старшего поколения писателей, у молодых, увы, пока ещё нет чувства и понимания и их тоже вины в мировой апостасии. Увы, молодые пока не готовы признать, что «все за всех виноваты». Но мы-то, старшие, знаем – это проходяще. У лучших признание со-ответсвенности случается раньше, у остальных позже, но случается.

– Что входит в Ваш круг чтения из классики и православной литературы?

– Вы, опрашивая знакомых литераторов, наверное, дежурно получаете практически идентичный перечень. Все уже привыкли к опросам – «кого вы порекомендуете»? И отвечают правильно, как на ЕГЭ. Только встречно: а где, чем и кем в России было проведено разграничение между «классикой» и «православной» литературой? Да разве может в России что-то стать классическим, будучи неправославным? Ведь классика потому-то классика, что убеждённо-утвердительно отвечает на главнейший вопрос каждого человека о его человеческом бессмертии – «Воистину воскресе»! Этот утвердительный ответ на главный вопрос каждого, совершенно на земле во все века и во всех землях каждого и делает произведение вневременным, то есть – практически вечным – классическим. И эстетика здесь только в помощь этике. Только лишь в помощь.

Преподобный Иустин Попович: «Достоевский не всегда был современным, но всегда – со-вечным. Он со-вечен, когда размышляет о человеке, когда бьется над проблемой человека, ибо страстно бросается в неизмеримые глубины его и настойчиво ищет всё то, что бессмертно и вечно в нём, …» и далее, далее по тексту.

– Что тревожит Вас в нашей современной жизни?

– Хорошее продолжение предыдущего вопроса. Подмена, подлог, фальшь, мистификация. Ложь, ложь ныне во всём, всюду: реклама, кредиты, фармацевтика, параистория, сектантство, права «меньшинств». Лукавство как «норма» политических отношений, виртуальность как «новая» реальность. Если по Шекспиру – «the world's a stage», «где у всякого есть роль», так вот, сегодня, благодаря технологиям машинным, химическим и биологическим, маркетинговым и управленческим, информационным и социальным, мир – не просто театр, а кукольный театр, в котором для каждой куклы есть роль. Не тревожащее, а пугающее в уверении людей в том, что они куклы, что, якобы, оправдано-рационально. И что? – следующий шаг – уверение кукол в том, что они люди? Появились технологии усыпления не только инстинктов, в том числе и самосохранения, но и совести. И ложь внешнего мира безболезненно становится ложью мира внутреннего.

– Что Вам дарит надежду и дает силы?

– Как и всем нам – Пасха. Христос воскресе! Бог любит Россию, осыпает её талантами, терпит наши глупости, а если вразумляет, то явно отечески. Восполняет наши немощи своей благодатью. Разве можно не чувствовать Его любви? Без которой уже давно бы всё кончилось. В безнадёге и безсильи. Воистину воскресе! – вот оно, наше самое реалистичное жизнеутверждение, наш самый рациональный оптимизм, наши сила и крепость до Второго Господня пришествия. Веруем в бессмертие, значит – работаем, работаем, безоглядно работаем на своё и всеобщее спасение. И пером в том числе: Дмитрий Карамазов ещё не дописан.

Татьяна Медведева

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Логос Русского мира
Понятие «русский мир» нужно очистить от смыслов «методологов»
15.11.2024
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Татьяна Медведева
Людмила – людям милая. Святая с былым платком
Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским о знаменитой чешской святой
29.09.2023
«В русской литературе много шедевров…»
Беседа с Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви
15.03.2023
Талант сочувствия
О своих творческих проектах и круге чтения рассказал писатель Василий Дворцов, эксперт форума «Мiръ Слова»
24.07.2022
Калужская духовная семинария приглашает абитуриентов
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским
26.06.2022
Все статьи Татьяна Медведева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
21.11.2024 20:59
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07