Когда нам в России говорили о том, как здорово интегрироваться в мировую экономику, то это выглядело весьма заманчиво. А на самом деле оказалось вовсе иначе.
Ведь получается, что когда в угоду Западу Россия стала на путь либерализации экономики, то, что мы натворили? Правильно - по-Гайдаровски отпустили цены и решили, что рынок все выправит. Так вот за 20 лет ничего не выправилось. И мы фактически лишились национальной валюты и длинных пенсионных денег.
А теперь о том, как нами управляют. После того как у нас схлопнулось внутренне производство, то выжить смогло только экспортно-ориентированные отрасли. Так как они располагали реальными деньгами. Затем, когда в мировой экономике начался «идеальный шторм» с подачи ФРС, то цены на энергоносители начали быстро подниматься. И приток валюты в страну резко возрос. Это привело к реальному росту спроса внутри страны и нас завалили импортом, вывезли обратно доллары. Это случилось по причине отсутствия конкурентного отечественного производства.
Деньги давали только тем, кто мог их отдать хотя бы теоретически. Не хватило политической воли создавать государственные предприятия с государственным капиталом. Да и потом пускай их выкупают частники. А откуда может взяться залоговая база у участников рынка после экономической катастрофы? После пожара в Москве Царь лично объезжал город и лично раздавал пострадавшим собственникам золотые деньги для строительства капитальных кирпичных зданий.
Сейчас стало ещё хуже. Цены на энергоносители пошли в низ. И у нас с начала двухтысячных внутренняя стоимость нефти для экспорта поднялись с 1000 рублей за баррель до 3400 рублей сейчас. И теперь стало хорошо видно, кто у нас инфляцию разгоняет, перетряхивает банковскую систему.
Правильно государство, но оно вынуждено так поступать, потому что мы живем по правилам, которые нам навязал Мировой капитализм. Потому что у них отношение к прибыли очень серьезное. И фиксирование её в национальной валюте принципиально как для предпринимателей, так и для государства. И государство за этим следит очень строго.
В рыночной экономики государство не может быть участником хозяйственной деятельности. Оно даже не должно обладать собственностью. Так как это сильно искажает товарно-денежные отношения. Государство устанавливает правила и регулирует деятельность хозяйствующих субъектов. Вмешивается в экономический процесс только в крайнем случае.
И именно по этому, оно не может говорить рынку, что у меня нет денег. Это не так. У государства деньги есть всегда, потому что оно обладает печатным станком. Практика защиты курсов своих валют от волатильности при помощи маленькой денежной базы очень опасна и вредна. Это приводит к остановке экономического роста.
Можно сравнить с кровеносной системой. Если норма количества крови в организме скажем 5 литров из них два в резерве три в обороте. Когда необходима нагрузка, то в обороте уже пять литров. А когда все время три, организм нагрузку не выдержит, и расти дальше не будет. И если нет ран, то два литра снова вернутся в печень и селезенку.
Проблема сырьевых экономик. Основная проблема сырьевых экономик - это невозможность формирования большой денежной базы в силу необходимости поддержки экспорта. Центробанки специально «топят» свою валюту для комфортного экспорта. В результате все равно растетденежная база, но она растет инфляционно.
Так как деньги скапливаются в потребительском сегменте, то онине поступают в производство по двум причинам:
- Во-первых, у нас нет фондового рынка;
- Во вторых банковская система занимается крайне рискованными операциями, за что многие крупные банки уже лишились лицензии.
Основной обмен происходит за границей, и мы через государственную распределительную систему получаем крохи от того богатства которым располагаем.
Укрепление рубля за год на 16% говорит о том, что при очень маленькой денежной базе в стране наблюдается острейший дефицит рублевой ликвидности. То есть если «сидеть» в рубле, то в валюте можно заработать 16% годовых плюс банковский процент. Это фантастика для долларовых инвесторов (они и за четыре процента согласны на все). То есть рубль стал недоступен даже им.
Снижение добычи нефти, которое нужно было сделать сразу после обвала стоимости нефти, должно переориентировать экспортеров на внутренний рынок.
Однако это никогда не произойдет, если центральный банк будет скупать доллары при укреплении рубля и на них покупать активы за рубежом. Это все равно, что лить воду на мельницу врагов. И если доллар подешевел на 16% то фактически долларовая база в финансовой системе России увеличилась на столько же. То есть получается, что доллар не страдает от сдерживания денежной базы. Он стоит столько, насколько Западу интересна наша экономика. Его обвала не допустят наши экспортеры. А от сдерживания денежной базы страдает только отечественная экономика.
Ещё во время войны в 1943 году Сталин поручил восстановить к её окончанию все крупные города, и правительство выделило на это деньги (самые тяжелые годы). Мы ни у кого не спрашивали, печатать их или не печатать. Поставлена задача, финансово обеспечили, выполняйте. Если экспорт энергоносителей не приносит доходов, то не надо обесценивать свою валюту, а просто перестроить экономику на производство других товаров.
Запад поступил точно так. Ведь когда все поняли что рухнут цены на нефть, то сразу устроили «шоу»: ввели санкции против России, устроили государственный переворот в Украине. В Европе было остановлено все производство, ориентированное на Россию и трудоустроены все потерявшие работу. А мы так не можем, как же так «кинуть» Европу. А ведь достаточно нашему президенту позвонить в Белый дом и сказать, что мы больше не экспортируем энергоносители. А потом позвонит президент Ирана и скажет то же самое. И все нет больше Америки, как в анекдоте.
Американский минюст наказал европейские банки многомиллионными штрафами за то, что они покупали за рубли акции российских компаний и потом продавали на фондовом рынке США но уже за доллары. То есть не только не пускают рубль в свои экономики, но и даже производные от него - российские акции. В связи с этим вопрос: «Что доллар делает в нашей экономике?». Ведь даже трежерис (долговые бумаги США) в мировой экономике имеют свойства денег.
Америка сама у себя берет в долг, а мы, не имея возможности формировать свой внутренний долговой рынок (из-за маленькой базы), вынуждены свои кровные хранить в трежерис, кредитуя заокеанскую экономику.
Свободная конвертация рубля в этих условиях - это основа механизма разрушения Российской экономики. Раньше за валюту была тяжелая уголовная статья. Например, в сельском хозяйстве экспорт зерна идет на десятки миллионов тонн, а из-за высокого курса доллара оно не доступно внутреннему потребителю, то же происходит и с удобрениями, все гонят на экспорт.
Когда рухнет доллар, то рухнет вся наша экономика, потому что нам не нужно столько зерна, нефти и электроэнергии. Поэтому Центробанк скупает доллар и печатает вместо него рубли, даже когда США беззастенчиво накачивают мировой рынок долларовой эмиссией.
Нам необходим свой емкий внутренний рынок со всеми производными, а уже потом экспорт. И финансовый механизм реализации этой задачи можно и нужно скопировать у США. Это конечно ФРС - пожарная команда финансистов. Именно через этот финансовый институт осуществляется государственное регулирование экономики. А банки это уже агенты, выполняющие денежные операции.
Именно в периоды кризиса ФРС проводит действия, которые выправляют перекосы и перегибы. Так в 2008 году долговой кризис в строительном бизнесе был погашен путем выкупаот туда при помощи ФРС всех «токсичных» бумаг. Это привело к выбросу на финансовый рынок двух триллионов долларов. Именно эти деньги взорвали потом рынок нефти и вернулись в Американскую экономику в виде покупки акций американских компаний сырьевыми экспортерами.
США умело в нужный момент создали новое финансовое пространство для себя. И сейчас ФРС сделает второй шаг, повысит кредитные ставки и эти два триллиона начнут приносить ощутимый доход - 100 миллиардов долларов в год фактически из воздуха. Эти деньги пойдут на обратный выкуп активов у ФРС, уже не таких «токсичных» как они были раньше. Потому что они были таковыми из-за отсутствия денег на их покупку. Поэтому для избегания кризиса необходимо не допускать отсутствия денег в производственной сфере как угодно, делать что угодно.
Иллюзия богатства не в своей валюте - это действительно иллюзия. Так доходы от энергетического экспорта в 100 миллиардов долларов для нас это огромные деньги, если покупать по курсу, а для Европы с её ВВП в 6,5 триллионов евро это семечки. Перед началом количественного смягчения в ФРС собрали всех министров финансов и договорились, что не будут обрушивать доллар, а напечатают в обмен свои валюты.
Так вот потом когда закончилось количественное смягчение, рухнули все валюты и никто ни с кем не стал договариваться. А обманули всех так. Кода ты печатаешь рубли в обмен на доллары, то ты становишься участником их рынка.
Поэтому тебе становятся доступны кредитные ресурсы в долларах. Это твои же деньги, но номинированные в доллары. И когда эти деньги заходят в Российскую экономику в виде товаров и услуг, то рубль никому уже не нужен, как и наш рынок труда и товаров. Потом нужно отдавать не рубли, а доллары. Так как экспортировать, кроме энергоносителей, больше нечего.
А их рынок и так переполнен остаётся только демпинговать, то есть девальвировать рубль. Поэтому если менять рубли на доллары, то их необходимо изымать из оборота, а не покупать на них ценные бумаги иностранных эмитентов тем самым увеличивая общую денежную массу. Или можно скупать золото.
Последний вопрос: «Зачем нам их головные боли»? Наш рубль нужен Америке и мы сами нужны в их Париже, как в «русской бане лыжи»? И мы точно так же должны относиться к их валюте. Поэтому необходимо выкупать «токсичные активы» с внутреннего рынка, насыщать его рублевой ликвидностью и строить свою экономику. Как это делают все остальные состоявшиеся государства.
Америка и Европа путем конвертации занимает определённый объем национальной валюты, добивается рублевых интервенций со стороны Центрального банка. А потом, придерживая эту денежную массу или запуская в оборот, управляет курсом нашей национальной валюты.
И когда они начинают играть против рубля, то сколько валюты у центрального банка, знают все, а сколько у этих «напёрсточников» рублей, не знает никто. Это прямой результат бездарной политики Центрального банка, который увеличивает рублевую базу в период высокого спроса на энергоносители, а потом не знает, как «стерилизовать» накопленные объемы ликвидности в период кризисов.
А иностранные компании используют рубль как коллектор для получения долларов. Затем эту обменную рублевую массу, напечатанную Центральным банком, сбрасывают в валютный рынок, как бумажный «металлолом». В результате наша валюта обесценивается вдвое после каждого такого потрясения. А у них все застраховано. То есть получается что, девальвируя свою национальную валюту, мы несем большие затраты чем те, кто покупает наш товар за границей.
Вот такая формула разорения сырьевых экономик. Перестарались до такой степени, что не могут уже 10 лет добиться инфляции в Еврозоне, так ведь она вся у нас. Парадокс: эмиссионные центры в США и Европе, а у нас инфляция. Избежать таких перекосов можно, только заключив договор о валютном регулировании, в котором будет четко прописано:«что, когда и как?».
Вот тогда и можно сотрудничать. Можно перекрестно владеть активами, создавать совместные предприятия и т.д. А так сырьевые экономики покупают на Западе их товары, продают свои энергоносители и вкладывают вырученные деньги в акции этих компаний или государственные долги под смешные проценты. После берут в долг под совсем не смешные проценты и вынуждены свои деньги держать в рамках валютной выручки. Иначе западные инвестфонды дорвутся до национальной денежной базы и устроят Армагеддон на валютной бирже.
Источник
6. Ответ на 1., Андрей Карпов:
5. Заграница нам поможет
4. Re: «Темная материя» и «темная энергия» мировой экономики
3. Re: «Темная материя» и «темная энергия» мировой экономики
2. Уже четверть века ..
1. Re: «Темная материя» и «темная энергия» мировой экономики