К 1993 году, когда планы Ельцина и его окружения стали ясны, депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации заняли более жесткую позицию по отношению к президенту. Это позволяли законы Российской Федерации, согласно которым президент был полностью подконтролен и подотчетен Съезду народных депутатов. Депутаты, стоящие на страже законов и Конституции Российской Федерации объединились вокруг Председателя Верховного Совета Руслана Имрановича Хасбулатова. Второй центр противостояния поползновениям Ельцина на нарушение законности сформировался вокруг вице-президента Российской Федерации Александра Владимировича Руцкого. Поскольку в СМИ еще существовала отдушина в лице передачи «Парламентский час» и «Российской газеты», обстановка в обществе стремительно накалялась. В конце сентября 1993 года Ельцин был готов к силовому решению проблемы власти.
Когда говорят о событиях сентября-октября 1993 года, как правило, подчеркивают: защитники Дома Советов защищали не Руцкого и Хасбулатова, а власть Съезда народных депутатов, Конституцию Российской Федерации. Конечно же, это верно. Однако невозможно себе представить отпор поползновениям на власть, на Конституцию без руководства. Это была бы обыкновенная толпа людей, не представляющая сколь-нибудь серьезной силы. Во всяком случае, именно выступления Руцкого и Хасбулатова в программе «Парламентский час» сориентировали многих сторонников верховной власти и Конституции, помогли им разобраться в существе вопроса.
Харизма Руцкого и Хасбулатова, преодолевая тотальную дезинформацию подавляющего большинства СМИ, пробуждала совесть многих людей, помогала им определиться в этом противостоянии. Если говорить об ошибках и просчетах Руцкого и Хасбулатова, то они, безусловно, были. Но не нужно и перегибать палку, представляя дело так, будто это была борьба за личную власть, или, что уж более похоже на бред, какой-то спектакль, сговор между Руцким и Хасбулатовым, с одной стороны, и Ельциным, с другой.
Величие подвига тех нескольких тысяч человек, большинство из которых не вышли живыми из Дома Советов на Пресне, безмерно: возлюбив ближнего как самого себя, люди шли на верную гибель во имя торжества закона, за власть от Бога данную, понимая, что прийти им на помощь некому. Мы можем говорить о том, что большинство тех, кто остался в Храме Закона - Доме Советов, - чтобы прикрыть его своим телом, были верующими людьми, не входившими ни в какую партию. КПРФ приняла решение не ввязываться в бой, дабы не дать повода Ельцину запретить и уничтожить партию. «Трудовая Россия», группы и одиночки от других партий вели уличные сражения и были рассеяны нарушившими присягу и перешедшими на сторону Ельцина войсками Минобороны, МВД и милиции. Члены РНЕ накануне штурма почти все покинули Дом Советов на Пресне...
Мало кто знает, что в расстрелянном Храме Закона действовала православная церковь. Вот что об этом рассказывал корреспонденту газеты «Благовест» Евгению Муравлеву (публикация «Обет и Промысел...» от 07.03.2003) депутат Верховного Совета священник Вячеслав Федотов: «4 октября 1993 года, находясь под обстрелом в Доме Советов России, мы не видели возможности выйти оттуда живыми. Среди нас, депутатов, был священник, отец Алексий Злобин, депутат от Тверской области. (В то время священнослужители еще могли занимать выборные государственные должности, запрет Священного Синода Русской Православной Церкви на участие в выборах появился позднее - Е.М.). Я как врач помогал раненым, а он семь раз читал акафист Николаю Чудотворцу, и мы молились о спасении. Во время этого испытания я дал обет, что если останусь живым, то приму сан священника. До этого был православным человеком и, работая в Верховном Совете, занимался проблемами Церкви. Очень много ездил по стране, бывал во многих святых местах, от Владивостока до Калининграда, побывал в Египте, прошел по местам бегства Девы Марии с Младенцем Христом. Стать священником мне предложил тогда, в пылавшем Белом Доме, отец Алексий, и я согласился. Так же в этот день дали свои обеты Богу депутат Валентина Александровна Домнина (она сейчас строит храм во имя Святителя Николая Чудотворца в Твери) и мой помощник Алексей Михайлович Залесский. В Верховном Совете был освящен храм в честь благоверного князя Даниила Московского. Там проходила Литургия, исповедь, совершались Таинства. Из Свято-Данилова монастыря были принесены иконы, одну из них мне подарили монахи, и она находится у меня дома. На этой же службе присутствовал, в то время вице-президент России, Александр Владимирович Руцкой. Свой обет Вячеслав Федотов исполнил», - отмечает Евгений Муравлев.
В журнале «Православная беседа» (№ 3 за 2003 год) была опубликована статья «Пастырь добрый» о депутате Верховного Совета России священнике Алексии Злобине. В этой статье так же упоминается об этой церкви: «Наступили кровавые дни октября 1993 года. Во время штурма Белого дома отец Алексий неотлучно находился среди его защитников, мужественно выполняя свой священнический долг: он крестил, исповедовал, причащал. Крестились 15-20 человек, среди них - депутаты Светлана Горячева, вице-спикер нынешней Думы, Тамара Пономарева, а также работники аппарата, добровольные защитники российского парламента. Исповедовалось у отца Алексия не меньше 70 человек...
Чтобы читатель мог лучше представить себе обстановку, в которой совершал служение отец Алексий, - говорится далее в статье, - приведем отрывки из воспоминаний участника этих октябрьских событий: «В воскресенье, 3 октября, накануне штурма на втором этаже для богослужения приготовили две комнаты. Принесли иконы, свечи и священническое облачение. И вот в помощь отцу Алексию из Свято-Данилова монастыря приезжают монахи. Привозят антиминс, без которого не может проходить православная служба. У престола микрофон, а рядом в коридоре, у широких открытых настежь окон устанавливаются громкоговорители для трансляции службы на улицу. Литургия в осажденном Белом доме! Поначалу как-то не ощущаешь огромности этого события. Слишком уж мы поглощены политикой. И мало кто представляет, что на другой день начнется бой и что эта церковь, может быть, закроется навсегда... Обычный служебный кабинет. Встроенные шкафы, столы золотистой окраски, паркетный пол. И вот здесь - храм. Алтарь без иконостаса... больше становится молящихся, и вместе с ними в комнату входит молитвенное настроение. Рядом с депутатом буфетчица или бухгалтерша - здесь все равны...
На следующий день, - продолжает воспоминание участник октябрьских событий, - вдруг как по команде с разных сторон началась стрельба. Частые выстрелы и очереди. Медпункт и отец Алексий со Святыми Дарами перебазировались вглубь здания - там безопаснее. Вскоре приносят первых раненых. Батюшка со своею «малой церковью» - чашей, крестом, Евангелием, иконами и свечами - разместился в соседней с медпунктом комнате... Как томительно долго тянется стрельба! То затихает, как бы обещая совсем умолкнуть, то нарастает с новой силой. Отец Алексий, двое депутатов и я стоим на коленях и молимся. Батюшка читает акафисты, один за другим. Помню, два раза повторялся акафист святителю Николаю. Перед нашими глазами лики Христа и Богоматери на иконах, озаренные трепещущими огоньками свечей...», - читаем в статье.
Если бы во время расстрела из танков Храма Закона на Пресне в нем не было православной церкви, можно было бы говорить о том, что в здании Верховного Совета находились лишь одни «красно-коричневые», как то подавала ельцинская пропагандистская машина. Хотя, естественно, в любом случае это не могло быть оправданием совершенного беззакония. Но, как мы узнаём, в Доме Советов действовал храм в честь святого благоверного князя Даниила Московского, состоялась литургия, совершались таинства крещения, исповеди, причастия. Это кардинальным образом меняет дело: против Верховного Совета были сосредоточены войска, в которых было очень мало верующих людей. Большей частью сплошь язычники. Это позже, через несколько лет, после Первой Чеченской, в войсках стали появляться священники, открываться храмы. Но тогда все было иначе: войска беззаконника Бориса Ельцина атаковали Храм Закона, в котором в момент штурма действовала православная церковь! А это уже такой факт, от которого отмахнуться невозможно. Это было знамением: Борис Ельцин пошел войной против Бога, против власти, установленной Им, против Церкви.
Кто-то заметит: там исповедовалось не более 70 человек... Мол, а сотни других где... Православным хорошо известно, что есть очищение мученичеством, в нем человек получает «белые одежды» чистоты и святости и перед ним открываются врата Царства Небесного. Многие святые Церкви стали христианами через мученичество: они были всю жизнь язычниками, однако, видя правду христиан, их стойкость и мужество перед лицом смерти, выходили из среды язычников и объявляли себя христианами перед гонителями. Тут же они предавались мучениям и смерти. Но Церковь причисляла их к лику святых, несмотря на то, что они не были крещены обычным способом и миропомазаны.
У Татьяны Глушковой есть прекрасное стихотворение «Сороковины», посвященное именно этому моменту. Она написала его на сороковой день мученической смерти защитников Дома Советов, будто услышав ангельскую весть:
Не в огненной клокочущей геенне,
Не в пропастях бездонных и глухих,
Не там, где стонут аспидные тени -
Их души водворятся во благих.
Снег забинтует раненую Пресню.
Смотри: кругом - бело, и ветер стих.
Больная совесть обмирает с вестью:
«Их души водворятся во благих!»
Так хор летит!.. И небеса отверсты
Для слов любви, мольбы - для слёз одних.
И внемлют облака, и слышат звезды:
«Их души водворятся во благих!»
Их души во благих? Без покаянья
Принявших смерть? Что знаем мы о них?
Светлы в купели чистого страданья,
Их души водворятся во благих.
И вся Москва - хладеющий Некрополь -
Как павший Рим, нетленна в этот миг.
Хрустальной кроной вторит звонкий тополь:
«Прими их, Правый Отче, во благих!»
И сизари летят за длинным гробом,
Благая весть трепещет в клювах их.
И веруем в томлении глубоком:
«Грешны - а водворятся во благих!»
Всю смерть поправ своею краткой смертью,
Повергнув в гибель недругов лихих,
Одну - под всей крутой небесной твердью -
Узрят они Россию во благих.
И ты молись, дитя в промёрзлой шубке,
И ты, старик - за правнуков своих:
В крови, во гладе, веткой на порубке -
Воспрянем, воссияем во благих!»
Протоиерей Александр Шаргунов в статье «Ее душа было истинно русской», посвященной Татьяне Глушковой (журнал «Русский дом», № 4, 2005 год), пишет: «Это был расстрел России среди бела дня, при одобрении так называемого мирового сообщества. "Линия крови", по определению поэта, длящаяся до конца нашей истории, навсегда разделила русских людей, и никому нельзя переступить через неё без искреннего покаяния».
После расстрела Верховного Совета у стадиона «Красная Пресня» был установлен памятный крест, затем еще несколько. Заметьте: не памятник с красной звездой был сразу же установлен, а православный крест. Почему? Да потому что ни у кого никогда не возникало сомнений в том, что значительная часть великомучеников октября 1993 года, распятая на Московской Голгофе в Храме Закона на Пресне, была верующими людьми. Об этом говорит и их Завещание: «Братья, когда вы прочтете эти строки, нас уже не будет в живых. Наши тела, простреленные, догорят в этих стенах. Мы обращаемся к вам, кому повезло выйти живым из этой кровавой бойни. Мы любили Россию. Мы хотели, чтобы на этой земле восстановился, наконец, тот порядок, который Богом ей определен. Имя ему - соборность; внутри ее всякий человек имеет равные права и обязанности, и преступать закон не позволено никому, в каком бы высоком чине он ни был...
...Дух наш не сломлен. Да, умирать страшно. Однако что-то поддерживает, кто-то невидимый говорит: "Вы кровью очищаете свою душу, и теперь сатана ее не достанет. И погибнув, вы будете гораздо сильнее живых". В наши последние минуты мы обращаемся к вам, граждане России. Запомните эти дни. Не отводите взгляда, когда наши обезображенные тела будут, смеясь, демонстрировать по телевидению. Запомните все и не попадайтесь в те же ловушки, в которые угодили мы.
Простите нас. Мы же прощаем и тех, кто послан нас убить. Они не виноваты... Но не прощаем, проклинаем бесовскую шайку, севшую России на шею. Не дайте затоптать великую православную веру, не дайте затоптать Россию. Наши души с вами».
Это Завещание не оставляет ни малейшего сомнения в том, что мученической смерти 4 октября 1993 года были преданы не просто советские люди, но, в большинстве своем, православные христиане, положившие душу свою за российский народ, за Путь и Истину и Жизнь. Часть из них заживо сгорела в Жертвеннике - на верхних этажах Дома Советов. Сотни убиты и добиты на нижних этажах здания, где крови, по воспоминаниям оставшихся в живых, было по щиколотку. Сотни подвергнуты зверским пыткам, насилию и расстреляны на стадионе и на близлежащих улицах. Затем большинство тел убитых были сожжены в московских крематориях.
Их мученическая смерть во многом напоминает смерть Ангела Смирнской Церкви епископа Поликарпа, «который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством». Епископ Поликарп был предан смерти за то, что отказался признать императора Богом: «Что худого сказать: Владыка Кесарь! и принести жертву и остальное, и остаться в живых», - говорили мучители епископу Поликарпу. В 1993 году этого же требовали от защитников Верховного Совета: признать Ельцина за источник власти, за сверхчеловека, который не может ошибиться, подчиниться его противозаконным указам, которыми он свергал власть от Бога и устанавливал другую, бывшую порождением его злой воли.
Епископа Поликарпа беззаконные решили сжечь живым. Свидетели мученичества епископа Смирнского Поликарпа писали в послании: «Когда же огонь сильно разгорелся, то мы увидели чудо, мы, которые и сохранены для того, чтобы происшедшее пересказать прочим. Огонь, приняв вид свода, подобно корабельному парусу, надутому ветром, оградил вокруг тело мученика, и оно, находясь посредине, было не как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб или как золото и серебро, разжигаемое в горниле...
Наконец беззаконные, видя, что тело его не может быть истреблено огнем, велели подойти конфектору и пронзить его кинжалом. Когда он сделал это, хлынуло столько крови, что она погасила огонь...
Но когда завистник, клеветник и лукавый противник рода праведных, - пишут ревнители памяти епископа Поликарпа, - увидел величие мученичества его и безукоризненное от самого начала житие его, когда увидел, что он увенчан венцом нетления и получил непререкаемую награду, то постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь частицу его святого тела. И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу, чтобы он не отдавал тела его... Центурион... положил тело... и сжег».
Через много столетий, четвертого октября 1993 года, путь мученичества епископа Смирнской Церкви Поликарпа прошли святые великомученики церкви Храма Закона. Огонь, возникший после стрельбы из танков по Дому Советов, опалил лишь верхние этажи Храма Закона, в Жертвеннике которого сгорела лишь часть мучеников. Основная же часть их погибла от орудийного и автоматного огня на нижних этажах здания Верховного Совета, подвергнута пыткам и расстреляна на близлежащей территории. Затем тела многих мучеников были тайно вывезены и сожжены, дабы не дать народу проводить их в последний путь и посещать могилы. И, конечно же, не является случайностью, что подвиг Церкви, прошедшей путь мученичества епископа Смирнской Церкви Поликарпа, пришелся на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Около десяти дней (Апок. 2:10), до расстрела, имели скорбь мученики октября 1993 года. Десять дней они были окружены терновым венцом спирали Бруно. И были верны до смерти Православию, защищая власть, данную от Бога, и Основной Закон, и, верим, получили венец жизни из рук Бессмертного Царя. Святые великомученики Голгофы на Пресне, молите Бога о нас!
Когда начинаешь присматриваться к беззаконнику Борису Ельцину более внимательно, то обнаруживаются кричащие факты. Так, его телохранитель Александр Коржаков в примечаниях к книге Александра Хинштейна «Ельцин. Кремль. История болезни» пишет: «Борис Николаевич любил рассуждать, что он то ли наследник царской династии, то ли мессия, посланный сверху. Чем это подтверждалось: у него тело было абсолютно лысое. Если он не брился пару дней, щетина почти не росла - пробивались какие-то смешные кустики. Под мышками - торчали две волосинки. И вот он на полном серьезе говорил, что это особый знак свыше. Потому что, если б у него и голова тоже была лысой - это одно дело. Но шевелюра - то у него росла нормально...» Обратите внимание на фразу Коржакова «на полном серьезе».
Более того, Александр Хинштейн в этой же книге, выражая мнение множества сторонников Бориса Ельцина, высказался совершенно откровенно о «мессианстве» Бориса Ельцина: «Он был истинным мессией: последней нашей надеждой и любовью». Заметьте, не «был как бы», а «был истинным мессией».
Есть еще одно свидетельство такого же плана бывшего депутата Съезда народных депутатов Вячеслава Полосина, который в статье «Вечность древних мифов», опубликованной в № 144 (21.11.1999 года) независимого альманаха «Лебедь», пишет о том, чему свидетелем был сам: «Посетив в июне 1992 года Троице-Сергиеву Лавру, Ельцин произнес с патриаршего балкона поистине сакраментальную формулу: "От власти меня может отстранить только Бог!" - Такие слова, - замечает далее Вячеслав Полосин, - вправе сказать только пророк или богочеловек, имеющий непосредственное, как бы пророческое, общение с Богом Отцом. Немаловажно, что это было сказано именно на праздник Пятидесятницы (русско-православной Троицы), т. е. день сошествия на апостолов Святого Духа... И вот в 1992 году Дух почил на новом воплощении Сына, подтвердив его "помазание свыше" на царство».
Сергей Кара-Мурза в книге «Советская цивилизация» напомнил о том, как сам Борис Ельцин во всеуслышание «свидетельствовал» о себе словами «я дал вам свободу»: «Эти массы людей, освобожденные с заводов и из КБ, от норм права и нормальной семейной жизни, правильно поняли клич Ельцина: "Я дал вам свободу!". Это свобода казаков, ватаги, банды. Артели челноков и рэкетиров - это казаки конца ХХ века, сбежавшие на новый Дон от крепостного права завода и университета. В самом понятии рынок их слух ласкали эпитеты: свободный, стихийный. А понятие плана отталкивало неизбежным: плановая дисциплина, неукоснительное выполнение».
О том, что «Ельцин дал нам свободу» до сих пор говорят очень многие. Но о какой свободе здесь идет речь? Если, к примеру, советский народ освободил народы Европы от фашизма, то понятно, о чем идет речь. Или, скажем, Александр II освободил крестьян от крепостного права. От чего конкретно освободил Ельцин людей России? От долга Родине - СССР, от присяги ей, от обязанности беречь и приумножать народную собственность, от совести, от заповедей Божьих? От чего? Разве экономическая свобода не породила страшную нищету на одном полюсе и неслыханные богатство и роскошь - на другом? А творческая свобода, не привела ли к тому, что из сердец творческой интеллигенции вышли такие соблазны для «малых сих», что впору открыто говорить о том, что пришло «время соблазнов»? Не породила ли «нравственная свобода» «сексуальную революцию», неслыханное падение нравов? Не выродилась ли сегодня духовная свобода в отрицание истины, в погоню за «версиями» ее? Не привела ли идеологическая свобода к культу наживы, золотого тельца?
И вообще, кто людям может дать свободу, свободу не конкретную, а свободу универсальную, которая не может быть не связана со свободой духа? Евангелие об этом говорит так: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31-36)».
Стало быть, согласно Священному Преданию, нас сделать истинно свободными может лишь Мессия, то есть Бог Иисус Христос. Не бывает духовной свободы вне Иисуса Христа. Никто не может дать человеку универсальную свободу, кроме Него. Как бы некоторые из нас не упрекали коммунистов, но они никогда не говорили о том, что дают людям полную свободу. Она ими мыслилась чуть ли не за гранью земного бытия, в коммунизме, - лишь там человечество, по их убеждению, совершит «скачок из царство необходимости в царство свободы». Но приходит «во имя свое» человек - Борис Ельцин, - убежденный в своем избрании свыше, призывает людей сокрушить общественный строй, в котором они жили, и убеждает их в том, что он дал им свободу. И многие люди верят ему, возносят хвалу за это.
Если принять во внимание то, о чем рассказали Александр Коржаков, Александр Хинштейн и Вячеслав Полосин, а также то, о чем напомнил Сергей Кара-Мурза, то получается, что Борис Ельцин действительно считал себя Мессией? А льстивые голоса в его адрес - «он дал нам свободу» - лишь подтверждают тот факт, что значительная часть людей считали и считают его действительно «посланцем Неба», даровавшим людям универсальную свободу.
Редчайший беззаконник, в действиях которого Специальная Комиссия Государственной Думы Российской Федерации обнаружила признаки ряда тяжелейших уголовных правонарушений, считал себя Мессией... Так что подсказывает христианская совесть, как нужно назвать этого «мессию», разрушившего Храм Закона и предавшего мучительной смерти христиан, поклонявшихся Богу в нём?
Впервые опубликовано на сайте газеты «Завтра»
13. Ответ на 8., Туляк:
12. Re: Расстрел Съезда народных депутатов 4 октября 1993 года и убийство его защитников имеют все признаки Голгофы
11. Re: Расстрел Съезда народных депутатов 4 октября 1993 года и убийство его защитников имеют все признаки Голгофы
10. Ответ на 4., А.В. Сошенко:
9. Re: Расстрел Съезда народных депутатов 4 октября 1993 года и убийство его защитников имеют все признаки Голгофы
8. Расстрел Съезда народных депутатов 4 октября 1993 года и убийство его защитников имеют все признаки Голгофы
7. Ответ на 4., А.В. Сошенко:
6. Ответ на 4., А.В. Сошенко:
5. Re: Расстрел Съезда народных депутатов 4 октября 1993 года и убийство его защитников имеют все признаки Голгофы
4. Ответ на 1., А.В. Сошенко: