Уважаемый Владимир Ростиславович!
Уважаемый Вячеслав Николаевич!
Обращаюсь к Вам в связи с запросом депутата Государственной Думы Н.В.Поклонской, который она направила Генеральному прокурору РФ Ю.Я.Чайке по поводу фильма А.Е.Учителя «Матильда».
И первым делом отвожу от неё и от себя «неотразимый» довод, согласно которому до ознакомления с полной версией фильма никто не имеет серьёзных оснований его браковать. Здесь не советский случай такого вот рода: «Я «Доктора Живаго» даже в руки взять брезгую, мне и так яснее ясного, что Пастернак - глубоко чуждый нам тип». Здесь случай другого рода: «Чтобы забраковать злостно фальсифицированную отраву в бутылке из-под марочного коньяка, нет надобности выпивать всю эту бутылку: вполне достаточно впечатлений по запаху».
Н.В.Поклонская обращает внимание, в основном, на то, что фильм, находящийся на финишной стадии производства, оскорбляет чувства православных россиян, почитающих Святую Царскую Семью. Собственно, и этого уже довольно для того, чтобы подвергнуть его особой экспертизе на соответствие законодательству России.
Но, наряду с этим, фильм вопиюще порочный в моральном отношении. Теперь, на третьем десятилетии тотального растления российских нравов всяческими гламурными журналами, телешоу с душевными стриптизами выступающих, пошлыми светскими хрониками и сплетнями в Интернете всё меньше россиян, способных это понять. Особенно - из первого постсоветского поколения. Но это же - не повод для отказа от моральных оценок «Матильды»! В конце концов, российское общество ещё не растлено стопроцентно. И на предотвращение такого финала в первую очередь именно Министерство культуры РФ обязано работать и работает.
Спора нет, ситуация в фильме обыгрывается отменно драматичная. «Царь не имеет права на любовь» - вот его идейная квинтэссенция. Вечная тема, озвученная даже Аллой Пугачёвой в песне «Всё могут короли». Только это - не случай последней Царской Четы из Династии Романовых! Обоих до мученической кончины 17 июля 1918 года связывала редкой силы взаимная любовь. В своём одухотворённом брачном союзе они создали Святую Семью. На пороге её создания Цесаревич покаялся перед своей невестой в былом увлечении юности и оба договорились к этой теме никогда не возвращаться. И до своей мученической кончины хранили этот обет незлопамятства.
А что же делает творческий коллектив «Матильды»? Без малого сто с четвертью лет спустя по-хамски вламывается в это сугубо интимное дело Царской Четы и приглашает свою потенциальную киноаудиторию именно позлопамятствовать на эту тему!
Злопамятство - тяжкий грех по понятиям христианской этики. И не только. «Кто старое помянет, тому глаз вон», - гласит русский фольклор. «Об умерших либо хорошо, либо ничего», - это традиционная моральная установка, восходящая к античности. А уж тем более - о Царской Семье, принявшей мученическую кончину! И уж тем более - о сугубо внутреннем деле Царской Четы, которая менее всего была склонна выставлять свои интимные дела напоказ! И которая, бесспорно, не желала огласки того, как она рассчиталась с юношеским увлечением Цесаревича. «Матильда» ломовым образом попирает волю умерших людей, которая с традиционных моральных позиций представляется священной.
У авторов и актёрского коллектива «Матильды» больши́е проблемы со свободой морального выбора и совестью. Но на таковых есть юридические нормы, которые по минимуму, но уже принудительно, заставляют людей быть элементарно порядочными в обществе себе подобных. В частности, живописания былого романа Цесаревича и Матильды Кшесинской, будучи художественно вымышленными, заведомо ложные. Иначе говоря, клеветнические. А на это в российском праве есть свои статьи - помимо статей о разжигании религиозной розни. Под последние «Матильда» подпадает вполне, ибо разжигает ценностные конфликты между православными россиянами и россиянами других вероисповеданий, включая атеистическое. Это уже бесспорно засвидетельствовано опытно данными яростными полемиками в СМИ и в Интернете. Постатьям о злостной клевете как таковой «Матильда» также представляется более чемдостойной своей тщательной юридической экспертизы.
Как чадо РПЦ, считаю также необходимым высказать свою сугубую озабоченностьличными судьбами авторов «Матильды» и занятых в ней киноактёров. Понимаю, что она многими не будет принята всерьёз. Тем не менее, считаю своим долгом предупредить, а не запугать.
Древнееврейским царём Давидом сказано от имени Творца и Вседержителя: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс., 104:15). Сказано на все последующие времена.
За кровь Царской Семьи наша страна заплатила апокалипсически большой искупительной кровьюизо всех слоёв общества. Из высшего священноначалия РПЦ, которое годами сполна воспринимало чёрные клеветы на Царскую Семью, а в Феврале 1917 года стало духовно авторитетными изменниками страшной клятвы 1613 года на верность Царям из Династии Романовых до конца времён. Из духовенства РПЦ, которое повально своим молчаливым согласием поддержало это предательство. Из большинства неформальных чад РПЦ, которые также своим молчанием предали Божиего Помазанника, а с ним - и Бога. Таким образом, о невинности жертв основной массы православных россиян в годы большевистских гонений не может быть речи. Формальные, только по факту крещения православные понесли свои огромные жертвы в Гражданской войне, в довоенных политических репрессиях. Для их основной массы вместе с новым поколением советского воспитания была Великая Отечественная война, которая в своём духовной смысле была Великой Искупительной.
История склонна повторяться, но никогда не повторяется полностью. В частности, предстоящий 2017-й год вековых юбилеев роковых событий года 1917-го в смысле клевет на Царскую Семью вряд ли будет иметь такие катастрофические последствия для российского общества, как в преддверии Февральской революции российских либералов. Сама Святая Царская Семья, уж во всяком случае, вне достигаемости злостными киноклеветами типа советской «Агонии» или новоиспекаемой «Матильды». А вот на свои головы, на головы своих родных и близких авторы и актёры этого фильма могут навлечь страшные Божии испытания экстремальными жизненными ситуациями. Как последние шансы покаяться в пределах земной жизни. Поэтому самым благоприятным покаянным выходом из создавшейся ситуации представляется признание этим творческим коллективом своего детища мёртворождённым, добровольный отказ от его финишной доработки и выпуска на экраны.
Вечная тема «Царь не имеет права на любовь» сама по себе отнюдь не является духовно и морально запретной. Никому не возбраняется обыгрывать её средствами художественного кинематографа. Но только на вымышленных персонажах царских и королевских кровей! Её обыгрывания на конкретных персонажах последней Царской Четы из Династии Романовых - это заведомая клевета по всем элементарным нормам морали. И заведомое кощунство над новыми святыми Русской Православной Церкви.
Сергей Константинович Абачиев, кандидат философских наук, профессор
48. Ответ на 46., Иванович Михаил:
47. Ответ на 45., Из народа:
46. Ответ на 44., Иванович Михаил:
45. Ответ на 42., Из народа: Так... между прочим.
44. Ответ на 41., Сергей Абачиев:
43. Ответ на 41., Сергей Абачиев:
42. Ответ на 38., Сергей Абачиев:
41. Ответ на 38., Сергей Абачиев:
40. Ответ на 36., Культиватор:
39. Ответ на 33., Из народа: