Трудно обойти вниманием сегодняшнее вызывающее несоответствие между разнородными концептами, внедряемыми в наше массовое сознание всевозможными информационными источниками. С одной стороны, до нас доводится сугубо патриотическая риторика, с другой стороны - посредством могучего рекламного прессинга навязывается культ потребления, развлечений и индивидуализма. С одной стороны, нам внушается, и внушается совершенно справедливо, уважение к армии, правоохранительной системе и производственному сектору, а с другой - необходимость для детей после школы идти в экономисты, какие-нибудь корпоративные юристы, психологи и менеджеры. Наконец, с одной стороны, российская сторона заняла активную и самостоятельную внешнеполитическую позицию, а с другой - до сих пор боязливо озирается на «нормы международного права» и мнение «мирового сообщества». И несмотря на то, что самостоятельная стратегическая линия России год от года все усиливается, и в результате этого российская сторона демонстративно и напоказ стремится перечеркнуть для себя западное мнение, - полностью абстрагироваться от мнения США и Европы она не в состоянии до сих пор. Вопрос - почему?
Необходимо понимать и помнить, что «элиты» и «народ» - две совершенно разные и даже противоположные друг другу группы населения. Причем в России эта их противоположность доведена до состояния патологии.
В царской России признаком элитарности дворянства было знание французского и желательно еще английского и немецкого языков, при этом родной язык можно было знать слабо, а то и вовсе не знать - так, по крайней мере, воспитывались «элитарные» дворянские дети. Совершенно естественно, что «элитарные» дворяне отождествляли себя в культурно-цивилизационном отношении с Западом, поскольку язык - первичный элемент культуры. При этом народ, не говоривший по-французски, по-английски и по-немецки, воспринимался русской дворянской аристократией как элемент, враждебный «элитарной» идентичности. А посему оценивался как «дикий», «отсталый» и «лапотный».
В советскую и российскую эпоху такая катастрофическая поляризация оказалась вроде бы преодоленной. Но именно вроде бы. Да, российские элиты сейчас в основном говорят по-русски, и это, пожалуй, важнейшее культурное достижение постмонархической российской истории. Это действительно очень важно: теперь элиты и народ в состоянии хотя бы на уровне каких-то вербальных формул понимать друг друга. Но оказалось, что язык - не единственная преграда, разделяющая российские элиты и русский народ. Оказывается, что дети внешторговцев, дипломатов, генералов, миллиардеров и медийных персон продолжают до самозабвения поклоняться «цивилизованному» Западу, получая образование в западных университетах и колледжах, имея недвижимость где-нибудь на лазурном берегу, - и столь же самозабвенно, как и ранее, ненавидеть русский народ. Интересно при этом, что это дети чаще всего тех, кто с публичных трибун озвучивает русскую государственно-патриотическую позицию.
Фундаментальное отличие русского народа от российских элит кроется ни много ни мало в вопросах космологии. Элиты полагают, что весь мир организован как система развлечений и наслаждений именно для них, любимых, и поэтому совершенно естественно, что западная гедонистическая модель подходит для такого мировоззрения в наибольшей степени. Русскому народу же все это органически чуждо. Исторически это народ-воин, народ-пахарь, народ-герой. Он отторгаетсибаритские выкрутасы и пораженчество, приемля только идеологию национальной победы и национальных свершений - что с этим «диким» народом ни делай.
Но исторический опыт показал, что возможно даже примирение, казалось бы, непримиримого. В наибольшей степени элиты и народ в России были сращены в годы Великой Отечественной войны, когда общая угроза, так называемая «коричневая чума», сумела объединить все население СССР - за исключением, разумеется, предателей и прочих подобных выродков. Плюс, разумеется, надо отдать должное уму и прозорливости Иосифа Виссарионовича Сталина, который проводил грамотную кадровую и управленческую политику, не допуская на стратегически значимые должности русофобов-«западников». Проект по формированию единого народно-элитарного населения в рамках советского пространства Иосифу Виссарионовичу в общем и целом вполне удался. Но, как оказалось, только в условиях опасности и максимальной концентрации общих усилий. Как только вопросы жизни и смерти, ставящиеся ребром, отпали - все фундаментальные противоречия между элитой и народом снова вылезли на поверхность.
Россия вот уже много веков живет в крайне своеобразном режиме самосопротивления: российским элитам нужно тупое калькирование Запада, русскому народу (во всяком случае, на уровне коллективного бессознательного) нужны великие свершения. Естественно, одно другому противоречит, и противоречит кардинально. Так вот мудрость русского государя исторически состоит в том, чтобы, будучи на этапе «раскрутки» поддержанным элитами, в конце концов, начать действовать против этих самых элит, в неразрывной связке с народом. А высший пилотаж мудрости, достигнутый за все время существования данного оксюморона, пожалуй, только Иосифом Виссарионовичем Сталиным, - это использование элит на благо народа. Разумеется, не всех, и далеко не всех (на это не был способен даже Иосиф Виссарионович), а лишь тех, кто еще помнит свое происхождение и свою историю, и чья печень еще пока не целиком покрылась жировой пленкой от избыточного потребления фуа-гра.
Вряд ли Владимир Владимирович Путин сможет достигнуть такого же уровня мастерства в работе с элитами, да и очень это рискованно, особенно с учетом сращенности значительной части российских элит с оффшорной и кредитно-денежной сетью. Но вот переиграть западоориентированные российские элиты в пользу русского народа Путин вполне способен. И не только способен, но и должен это сделать - как лидер нашего государства и нашего народа.
6. Ответ на 5., Туляк:
5. Ответ на 2., Портной:
4. Re: Почему Россия вечно оглядывается на Европу и США?
3. Re: Почему Россия вечно оглядывается на Европу и США?
2. Re: Почему Россия вечно оглядывается на Европу и США?
1. Загиб