Мир, не только Россия, вступил в «железный век» Истории. Эта повсеместность не могла не затронуть и Православие. Возможно ли, даже внешнее единство Православных Церквей сегодня или они разделятся и перестанут выступать единым фронтом? И каждый христианин, будь он клирик или мирянин, должен иметь свой ответ.
1. «Два Рима падоша, а Третий стоит, и четвертому не бытии». Не первый Рим, ни второй (Константинопольский патриархат) не примирились со своим падением, духовным, прежде всего. Второй Рим не имеет земной опоры, своего государства и своего народа (ромеи), что есть видимый знак его падения, и хочет искусственно продлить свое существование став «православным папством», клоном первого Рима. Этот соблазн всё больше и больше овладевал константинопольскими патриархами и вот сейчас патриарх Варфоломей, пользуясь политическим противостоянием России и США, решил пойти «во банк».
2. Непогрешимость папы, объявленная в 1870 году, окончательно подтвердила духовное падение первого Рима. Эта претензия зрела в католицизме давно. Она усилилась, когда Ватикан стал государством, получив клочок территории. Это уже не симфония Церкви и Государства, это и не существование Церкви в светском или даже атеистическом государстве, а искусственное преодоление дилеммы Церкви и Государства, существование, не связанное с жизнью конкретного народа. Профессор А.И.Осипов пишет об этом так: «Бог наделил непогрешимостью в объявлении вопросов веры и жизни Римского первосвященника, и когда он говорит ex cathedra, он безошибочен, - я своими словами передаю этот догмат, который был давным давно принят, но официально в 1870 году на I Ватиканском соборе. Причем там сказано: «такой же непогрешимостью, какую Христос даровал всей Церкви». Когда Господь даровал это Своей Церкви - мы знаем. А когда даровал это одному лицу? Когда? Где? Христос даровал власть отпускать и вязать грехи всем апостолам. Более того, в Откровении апостола Иоанна Церковью Христос называет эти 12 камней, на которых она строится, то есть всех апостолов. И самое главное: камень нерукотворный, на котором стоит Церковь, есть Сам Христос, а не какой-то человек. Человек не может быть таким камнем» («Радонеж» №5/2016. С.6).
3. Настоящие события заставляют каждого члена Русской Православной Церкви задуматься не только о роли России в мире в XXI веке, но и о месте и значении РПЦ в христианстве. По существу нет единства в Православном мире и надеяться на него не приходится. Это реальность XXI века и жить надо исходя из нее. Хранить полноту и чистоту своей веры, прежде всего. Не поддаваться искушениям и соблазнам, которые не то что окружают нас, но проникли в некоторые бывшие христианские государства. Не надо бояться изоляции. Простой монах прп. Максим Исповедник был один, но устоял, и Церковь преодолела очередную ересь. Приходится признать, что насупили такие времена, когда разделения, и даже возможна вражда, в Православном мире неизбежны, уж если русский народ разделился и допустил пусть ограниченную, но все, же гражданскую войну на Украине. Но какие бы разделения не произошли среди Православных Церквей, будем верными своему-божьему призванию сохранять чистоту и полноту христианской веры, а России «быть удерживающей от прихода антихриста».
В заключение повторю абзац из моей предыдущей книги «Символ веры русского человека»: «Истина русского хронотопа - «Москва - III Рим живет в душе, сердце и воле каждого русского человека и направляет его жизнь, как и историческое бытие России. И наша задача быть верным этому до конца, не взирая ни какие трудности. Ибо тогда с нами Бог!»