В плену полумер и противоречий

О важной инициативе Президента РФ по специальной поддержке легкой промышленности и о правительственных затруднениях по ее масштабной реализации...

Новости Москвы 
0
583
Время на чтение 12 минут

Долгожданная инициатива

О тяжелейших проблемах российского легпрома в настоящее время говорят достаточно много. Ситуация в отрасли сложилась действительно сложная. За последние два с половиной десятилетия российская легкая и текстильная промышленность деградировала настолько, что речь сегодня должна идти о долгосрочных и масштабных задачах по ее сохранению и дальнейшему возрождению. Надо понимать, что само по себе ничего не рассосется. Для этого необходимы серьезные меры самого активного воздействия, многие из которых можно осуществить только на условиях рационального взаимодействия правительственных структур, отраслевых предприятий и населения.

Все эти более чем трудные легпромовские вопросы и задачи надо начинать решать незамедлительно. О давно назревшей необходимости их решения совершенно справедливо заявил Президент России В.В.Путин в своем недавнем Послании Федеральному Собранию.

Президентский импульс был получен и молниеносно воспринят. Незамедлительно последовали соответствующие поручения. Таким образом был запущен сложный механизм подготовки и принятия дальнейших конкретных отраслевых решений.

Вскоре, 26 января 2016 года, появилось Распоряжение Правительства РФ №85-Р, которым была утверждена наспех разработанная «Программа поддержки легкой промышленности на 2016 год».

По этому поводу сразу же следует особо заметить, что для выхода из кризиса и для успешного развития легкой промышленности нужна долгосрочная пограмма стратегического развития всей российской промышленности. Нужны совершенно другие экономические подходы - паразитический финансовый и экспортно-сырьевой неолиберализм полностью себя исчерпал.

Вместе с тем необходимо разработать и долгосрочную, детально выверенную, стратегическую программу восстановления и развития легкой промышленности: цели, задачи, планы, механизмы решения и так далее. Нужен серьезный и реалистичный проект. Не для бумаги, не для документальной фикции, а для устойчивого реального развития отрасли. Нужна и серьезная работа всех государственных и частных структур по реализации этого нового стратегического проекта.

Предыдущая, разработанная в 2015 году, «Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года» оказалась совершенно пустым минпромторговским набором разрозненных текстов и тезисов, которые не выдерживают никакой критики. Самое интересное, что об этой «Стратегии... до 2025 года» все успели уже подзабыть.

До этого была подготовлена «Стратегия развития легкой промышленности... до 2020 года». Она оказалась полностью нереализованной, и о ней тоже давно забыли.

В конце января текущего года, как говорилось выше, появился новый план спасительных действий для отечественного легпрома - «Программа поддержки... на 2016 год». Многие представители корпоративного сообщества, услышав долгожданную новость о только что подготовленной «Программе...», сразу же обрадовались. Некоторые даже посчитали, что теперь отрасль наконец-то начнет активно и продуктивно развиваться.

 

Суть документа

В этом новом документе, вне всякого сомнения, имеется определенный позитив. Многие его положения практически в полной мере отвечают острым запросам отраслевого сообщества. В «Программу... на 2016 год» заложен ряд действительно важных и актуальных правительственных деклараций, предписаний и проектов решений. Все, казалось бы, хорошо. Можно приступать к реализации.

И все-таки. Если внимательно изучить данный программный документ, то никакого особенного повода для излишнего оптимизма, увы, не возникает. Пусть все эти сверхпозитивные радости и мечты останутся исключительно для особо доверчивых и слишком наивных. На самом деле все обстоит намного сложнее.

Дело в том, что упомянутая выше «Программа...» не является программой развития отрасли. Она нацелена, прежде всего, на скромную финансовую и административную поддержку некоторых российских предприятий, по ряду причин готовых к такому сотрудничеству. Она направлена также на то, чтобы многие текстильные предприятия в ближайшее время просто не прекратили свое существование.

Мало того, эта программа является краткосрочной - она рассчитана всего лишь на один неполный календарный год. А для реального развития отрасли, если такое начинать, потребуется от 3 до 5 лет.

Надо понимать, что развитие отечественного легпрома просто немыслимо без развития других отраслей и секторов экономики: сельского хозяйства, станкостроения, машиностроения, торговли и ряда других.

В срочном порядке необходимо возрождать собственную сырьевую базу по льну и по шерсти, а также восстанавливать свое производство синтетических и искусственных волокон и нитей.

Воссоздание российского текстильного машиностроения - одна из первоочередных задач. Руководителям и рядовым работникам министерств надо понимать, что за последние 25 лет с рынка российского текстильного машиностроения исчезли костромские прядильные машины, чебоксарские ткацкие станки, подольские швейные машины и многое-многое другое технологическое оборудование. За эти годы их производство было полностью свернуто. Как результат, сегодняшняя отечественная легкая промышленность оказалась тотально зависима от поставок зарубежного оборудования и комплектующих.

Полное и успешное восстановление легкой промышленности не состоится и без дальнейшего развития собственной системы технического образования и отраслевой науки.

Проект вышеупомянутой «Программы поддержки... на 2016 год» был подготовлен Министерством промышленности и торговли РФ. Свои предложения, в частности, по вопросам обеспечения доступности финансовых ресурсов и стимулирования спроса на продукцию отечественного легпрома, вносили также многолетние социальные и общественные партнеры этого профильного министерства.

К примеру, их совместными усилиями удалось протолкнуть инициативу по организации специального способа кредитно-финансового обслуживания предприятий легпрома, работающих на условиях партнерства в данной «Программе поддержки...». Функции специализированного отраслевого банка теперь должен будет выполнять «Россельхозбанк». Об этом было уже объявлено. В настоящее время идет подготовка соответствующих предложений и наработок.

Если в результате такого финансового взаимодействия конкретные промышленные предприятия, с учетом своих не самых высоких показателей рентабельности, смогут получать и экономически выгодно использовать долгосрочные кредиты по приемлемо низкой для себя процентной ставке, то такое сотрудничество в итоге можно будет только приветствовать. Отсутствие дешевого и доступного кредита - это действительно настоящая проблема на сегодняшний день.

Но вполне может возникнуть и совершенно иная ситуация, когда коммерческий банк будет выгодно для себя осваивать специально привлеченные финансовые ресурсы, которые, в свою очередь, не будут доходить до потенциальных получателей, до остро нуждающихся в денежных средствах фабрик и заводов. Ведь нынешняя ключевая ставка Центрального банка РФ вряд ли позволит коммерческому банку осуществлять выгодное кредитование промышленных предприятий с достаточно низкой нормой прибыли, да еще на выгодных для этих предприятий условиях. Возможно, что Правительством РФ и Центральным банком будут разработаны и введены в реальное дело новые механизмы и каналы рефинансирования. Поживем - увидим.

Аналогичное решение было принято и по вопросам перспектив технического перевооружения предприятий и приобретения технологического оборудования. Эти функции теперь будут возложены на акционерное общество «Росагролизинг». И тут пока существует целый ряд вопросов. Некоторые из них, по всей видимости, уже в самое ближайшее время придется задавать. А пока, если верить правительственным заверениям, ведется активная работа по созданию новых механизмов целевого взаимовыгодного сотрудничества между текстильными промышленными предприятиями, условно новым отраслевым кредитным заведением и условно новой отраслевой лизинговой компанией. Предполагаемое сотрудничество, если верить утвержденным планам, может начаться в апреле месяце текущего года.

Еще одно начинание. В данной «Программе...» предлагается подготовить ряд предложений по продвижению на российский рынок продукции легкой промышленности отечественного производства. К примеру, создавать преференции местным производителям при осуществлении процедуры государственных закупок специальной одежды и специальной обуви. Это решение правильное, его давно надо было принимать.

В новой «Программе...» предлагаются также меры по стимуляции потребления российских камвольных тканей. Например, для изготовления форменной одежды сотрудников МВД. Тут следует отметить, что данное решение все-таки не сможет масштабно посодействовать развитию всего российского шерстоткачества, но поддержку некоторым предприятиям, безусловно, окажет. 

Следующее решение. Предоставление субсидий из федерального бюджета российским предприятиям на компенсацию части затрат при производстве школьной формы для учащихся начальных классов. Речь в данном случае идет о форме, изготавливаемой из российских тканей. Это решение, вне всякого сомнения, станет своеобразной поддержкой прядильным, ткацким, трикотажным и швейным предприятиям отрасли. Правда, лишь некоторым. Будет хорошо, если это субсидирование посодействует снижению розничной цены на школьную форму. О значимости социальных функций экономики не следует забывать.

Данный документ предусматривает также ужесточение требований по недопущению на российский рынок иностранных товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. И это решение давно надо было принимать.

Делая предварительную оценку только что разработанной программы, следует предположить, что большинство ее положений являются верными и актуальными, но предпринимаются они слишком разрозненно и как-то мелковато. Масштабы для отраслевого стратегического развития совершенно не те, которые необходимы. К тому же отсутствует практическая взаимосвязь со смежными отраслями реального сектора экономики.

Не следует забывать, что рынок специальной одежды и униформы - это лишь малая часть общего рыночного потенциала России. В стране проживает более 140 млн. жителей. Каждый из них постоянно, всю свою жизнь, нуждается в одежде: летняя, зимняя, повседневная, рабочая, выходная, домашняя, спортивная и т.д. Каждому человеку в обязательном порядке необходима разнообразная обувь. Сюда же следует добавить нательное и постельное белье, чулочно-носочные изделия. Без всего этого жизнь современного человека просто немыслима, почти как без еды.

Не надо забывать про мебельные ткани, про гардинные полотна, нетканые материалы и многое-многое другое из сферы повседневных потребностей человека.

Именно на запросы всего внутреннего потребительского рынка должны быть направлены главные задачи по развитию легпрома. Общий потенциал российского рынка огромен, и не надо постоянно зацикливаться только на его узких сегментах.

А пока получается все наоборот - на российском рынке продолжают вольготно доминировать товары легкой промышленности зарубежных производителей.

  

Противоречивые предложения

К моменту появления Распоряжения Правительства РФ №85-Р и соответствующей «Программы поддержки легкой промышленности...» из кабинетов Минпромторга появилась еще одна информация, довольно неожиданная и очень странная.

В.Л.Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли, в одном из своих выступлений сообщил, что не следует «делать запрет на ввоз импортных изделий легкой и текстильной промышленности». Мало того, он даже предложил «обнулить ставку на ввоз» в Россию некоторых видов текстильного сырья и материалов - радикально либерализовать эту таможенную процедуру.

Следует напомнить, что еще совсем недавно Правительством РФ было принято решение о снижении с 1 сентября 2015 года импортных пошлин на более чем 300 товарных позиций зарубежной легкой промышленности - таковы были жесткие условия сотрудничества с ВТО. Делать это пришлось, но снижение этих пошлин усложнило и без того трудную жизнь отечественным производителям - это общеизвестный факт.

И вот новое предложение по внешнеторговой либерализации, придуманное в родных минпромторговских кабинетах. Не просто снизить ставку, а полностью обнулить.

Дело в том, что обнуление импортных пошлин может привести не только к снижению стоимости завозимого из-за рубежа сырья или материалов, к чему так стремятся сотрудники министерства. Эти меры могут оказать негативное влияние на деятельность местных производителей, работающих и борющихся за свое существование в условиях тяжелейшего кризиса. Им как никогда необходима господдержка, в том числе и по защите местного рынка.

Снижать импортные пошлины можно лишь на уникальное технологическое оборудование, в котором остро нуждается отрасль, и производство которого не может быть организовано в России в самое ближайшее время. Да и то, такие меры, как показывает практика, не всегда помогают. Например, в 2005 году были временно снижены импортные пошлины на некоторые виды технологического оборудования для легпрома (Постановление Правительства РФ № 596 от 5 октября 2005 года). В результате этих мер значимого эффекта не произошло - кризис в российской легкой промышленности продолжился.

Дело в том, что никакой серьезной проблемы с оборудованием тогда не было. Вышеупомянутое правительственное решение было явно ошибочным. Мощностей тогда хватало и хватает их до сих пор. Простаивают даже те, которые были введены за последние 10 лет. К настоящему времени уровень загрузки производственных мощностей в текстильном производстве составляет 60%.

А если все-таки вести речь о возможном обнулении ввозных пошлин на сырье и вспомогательные материалы, что предлагается сделать, то хотелось бы в этом случае предварительно увидеть конкретный список товарных позиций, попадающих под радикальную внешнеторговую либерализацию. Не все тут так просто, как иногда кому-то думается или кажется со стороны. Многих отечественных текстильных сырьевиков (шерсть, лен, кожа, все виды химических волокон и нитей) надо поддерживать - у них огромный потенциал. Именно собственную многопрофильную сырьевую базу надо воссоздавать и свои собственные технологические цепочки надо заново восстанавливать.

                                 

Геоэкономическая переориентация вместо импортозамещения

Про импортозамещение в российской легкой промышленности понемногу начинают забывать. В настоящее время ответственными представителями высоких государственных институтов, так или иначе связанных с деятельностью отечественного легпрома, ведется активная работа по геоэкономической переориентации импортных потоков текстильных товаров, одежды и обуви.

Санкции Европейского Союза введены - они действуют, политические и экономические отношения  с Турцией испортились. Казалось бы, вот он шанс - пришла пора начинать работу и самим браться за текстильное дело. Настало время силами отечественных производителей вытеснять тотальный импорт, легальный и нелегальный. Да и пресловутое импортозамещение, ко всему прочему, по всей стране давным-давно объявлено.

Нет же, опять начинается поиск новых иностранных спасителей-поставщиков. Вот лишь один наглядный и весьма характерный пример.

В конце февраля в Москве должна состояться конференция «Импорт текстиля из Турции: замещение, локализация и переориентация». Главное тематическое направление предполагаемой дискуссии - перспективы замещения турецкой текстильной продукции производителями из России и Юго-Восточной Азии (ЮВА). Следует обратить особое внимание на основные вопросы, предложенные организаторами для обсуждения: переориентация импортных потоков в сторону ЮВА; какие виды текстильной продукции должны быть заменены поставками из ЮВА; перспективы китайских инвестиций в российскую легкую промышленность и прочее. Самое интересное, что данное мероприятие будет проходить при активной поддержке Минпромторга РФ, Торгово-промышленной Палаты РФ и Общественной Палаты РФ, а также при активной поддержке организаторов данной конференции, в том числе Ассоциации содействия развитию деловых связей «Китайский деловой центр».

А ведь еще совсем недавно высокопоставленные чиновники Минпромторга абсолютно справедливо заявляли о мощной торговой экспансии текстиля и одежды из региона Юго-Восточной Азии в Россию, называя эти процессы губительными для отечественных производителей. Ничего к лучшему с тех пор в российском легпроме не изменилось, ситуация даже ухудшилась. Но, как ни удивительно, Россия в настоящий момент сама еще шире открывает свой внутренний рынок для текстильных товаров из стран ЮВА.

Развитие сотрудничества с Китаем - в этом нет ничего плохого. Такое сотрудничество надо стимулировать и развивать. Проблема кроется в другом. Российские власти и общественные организации, вроде бы пытаясь возродить легпром, не активизируют экспорт своих товаров на китайский рынок (1,36 миллиарда жителей), а пытаются направить дополнительные китайские товарные потоки на внутренний потребительский рынок России. Где логика? Почему происходят такие односторонние странности?

Мало того, все активнее и активнее, особенно в последнее время, в правительственных и околоправительственных кругах ведется бурная дискуссия о необходимости привлечения прямых китайских инвестиций для создания текстильных производств непосредственно на территории России.

Получается пока так: одной рукой голосуем за строгое ограничение доступа иностранных поставщиков текстиля и одежды на некоторые сегменты внутреннего рынка товаров легкой промышлености, а другой рукой активно зазываем к себе зарубежных импортеров и производителей.

 

Полумеры не помогут

Странно как-то выходит. Вроде бы все громче и громче звучат всевозможные развивательные декларации. К срочному исполнению регулярно принимаются разнообразные программы, подпрограммы и планы поддержки. А вот реальные результаты, успехи и достижения, увы, пока не настолько очевидны - родному легпрому по-прежнему тяжело. Продолжается долгая и упорная борьба за существование, за выживание.

Очередная «Программа поддержки...» написана. И многие теперь, как всегда, с нетерпением ждут незамедлительных изменений к лучшему, совершенно не понимая главного - в нынешних макроэкономических условиях, в условиях дикого финансово-экономического хаоса и разнузданного псевдорыночного предпринимательства, ситуация будет складываться явно не в пользу многострадального отечественного производителя.

На давно изжившей себя экономике постсоветского неолиберализма возродить в полном объеме отечественную легкую и текстильную промышленность будет трудно - минпромторговские полумеры тут не помогут.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Лукьянчиков
Все статьи Андрей Александрович Лукьянчиков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07