То, что сегодня происходит в российской экономике - можно однозначным образом охарактеризовать как глубокий и затянувшийся кризис, со всеми соответствующими выводами и вытекающими обстоятельствами.
Казалось бы так, экономическая активность никуда не делась, «экономика трубы» круглосуточно и почти безупречно работает, принося огромные доходы, а общая экономическая система государства не развивается, но из года в год системно и структурно деградирует.
Все пропагандистские заявления о наконец-то появляющихся успехах - от лукавого. Дикторы и корреспонденты новостных телепередач просто передают в эфир то, что им уготовлено передавать, да и многие авторы достаточно популярных в народе печатных изданий не очень-то далеко ушли. Что-то приукрасят, где-то исказят, и в итоге получается совсем неплохая «картинка».
С одной стороны, понять российских издателей и вещателей в какой-то мере можно. Всегда существует риск так называемых мер карательного воздействия. Например, очень легко лишиться лицензии и прекратить свое коммерческое существование. Не хочется, видимо, и постоянно критиковать многоуровневые властные структуры за их ошибки и просчеты, тем более тогда, когда этих противоречий и проблем накопилось слишком много. Всегда хочется поддержать, помочь, дать очередной шанс - это также вполне убедительный аргумент в пользу медийного подыгрывания.
При всем при этом, фальсифицированное властно-информационное сотрудничество, а такие случаи часто встречаются, имеет далеко идущие негативные последствия, и экономические, и социальные. Дезинформация всегда и везде самым отрицательным образом влияла на состояние общества, на перспективы поступательного развития государства. Именно в таких случаях формируются элементы несогласия и недоверия.
Все без исключения представители средств массовой информации должны понимать и осознать главное - только посредством разумного критического анализа можно выявлять, признавать и разбирать ранее совершенные ошибки или недоработки. Если Президент России открыто говорит о трудностях и негативных процессах в отечественной экономике, то телевизионщикам и газетчикам просто было бы стыдно делать «липовые» информационные вбросы об «огромных успехах» и «уникальных достижениях» в «успешно развивающейся» российской экономике.
Жизнь современного человека абсолютно немыслима без телевидения. Оно информирует, учит, воспитывает. Следовательно, это средство массовой информации несет в себе огромную духовную миссию для общества и для каждого отдельно взятого человека. Руководство любого телеканала (коммерческого предприятия) должно осознавать и постоянно ощущать огромный груз моральной ответственности за свою работу, за каждый предложенный своему потребителю информационный продукт. А государство, вне всякого сомнения, должно самым надлежащим образом умело координировать и строго контролировать деятельность всех предприятий и структур, работающих в сфере телевидения.
Абстрактные рейтинги, потоки рекламы и коммерческая выгода не должны быть мерилом успешности того или иного канала. Надо работать на интересы общества и человека (и государства!), а не осваивать и отрабатывать деньги разного рода спонсоров и рекламодателей. Нужны ответственные и талантливые профессионалы, нужен серьезный творческий подход. Тогда и передачи станут тематически более разнообразными, интересными и полезными.
Сегодня, к сожалению, получается все наоборот. На бизнес-доходы своих владельцев и повелителей, на средства российских и зарубежных рекламодателей, на частные пожертвования и государственные субсидии припеваючи живет и работает нынешняя огромная информационно-развлекательная машина российского телевидения. О качестве работы судить трудно, его, к сожалению, не видно. Как и не видно критериев оценки этого качества. Принцип современного телемагната предельно прост: вы дайте нам деньги, а мы будем показывать всем вам то, что сможем показать. Советы со стороны и рекомендации тематических специалистов воспринимаются болезненно. Мы, дескать тут самые одаренные, самые талантливые и самые умные. Не надо нас поучать.
Просьбы телезрителей, то есть тех, для кого телевидение изначально было предназначено, давно «канули в Лету». Запросы рядового потребителя практически не учитываются, за крайне редким исключением.
Вот и показывают телезрителям каждый день по всем имеющимся «кнопкам» откровенно низкопробные телесериалы - пародии на кинокартины. Как результат, степенный обыватель каждый вечер взирает откровенную кустарщину, дешевку. А специально приглашенные на телевидение «эксперты» традиционно восхищаются на сей счет: Потрясающе! Какой шедевр!
Совершенно очевидно, что уже давным-давно никакие шедевры не выходили на российские телеэкраны - все это сущие домыслы отдельно взятых товарищей «по цеху».
Удивляет такая довольно странная и беспринципная позиция всех этих «выдающихся» режиссеров, снимающих пустые и неприглядные сериалы, но по-прежнему высокомерно полагающих, что они предложили зрителю «новое прочтение» выдающейся литературной классики.
Вывод очевиден: планка отечественного кинематографа опущена почти до пола.
Еще более возмутительным является факт практически полного отсутствия добрых и умных детских кинофильмов и телепрограмм. А ведь на них когда-то росли и воспитывались целые поколения наших молодых граждан: будущие инженеры, учителя, офицеры, врачи, строители, ученые, руководители крестьянских хозяйств и многие-многие другие.
Чему хорошему и полезному могут научить такие передачи, как «Давай поженимся», «Наша Раша», «Камеди клаб», «Дом-2», «Вечерний Ургант», «МаксимМаксим» и многие-многие другие. Ни ума, ни фантазии. Мало того, некоторые из этих «шедевров» являются банальными американскими римейками. Весь их дешевый смысл, если это можно назвать смыслом - это кривляние и оболванивание людей.
Пусть лучше все эти «Снежки», «Бульдоги» и «Каштаны» не грешат и не травят душу нормальным и порядочным людям.
Время идет, но по-прежнему без ответов остается огромное множество важных и актуальных вопросов. Почему в стране и регионах не создают качественные детские познавательные передачи? Почему нет хороших, в воспитательном плане прежде всего, художественных фильмов для детей школьного и юношеского возраста? Почему вместо интересных и добрых отечественных мультфильмов дошколятам показывают спорную по содержанию заморскую белиберду? Почему главным «героем» нашего времени является паяц?
Воспитание настоящего человека и развитие здорового общества - вот с чего надо сегодня начинать на высоком государственном уровне. А параллельно с этим продолжать тотальную борьбу с коррупцией и финансовой спекуляцией, а также осуществлять деофшоризацию экономики и поднимать промышленность. Лишь тогда появится реальный шанс по-настоящему разработать программу дальнейшего развития отечественной экономики. Для осуществления всех этих насущных социально-экономических задач потребуются стойкие, смелые, честные, порядочные, хорошо образованные и воспитанные молодые люди.
Государство, экономика и человек - понятия неразделимые.
1. Вставайте люди русские.