Ситуационная фактология. Для того чтобы наиболее объективно охарактеризовать нынешнюю ситуацию, складывающуюся в российской экономике, необходимо понять и признать следующее. Вся современная деловая активность сосредоточена главным образом на финансовом и сырьевом секторах, а большинство правительственных экономических решений направлено на поддержку этих двух и без того преуспевающих направлений.
Обрабатывающий сектор российской промышленности, за исключением лишь некоторых его отраслей, продолжает устойчиво стагнировать. Необходимые кредитные ресурсы для его развития отсутствуют. Механизмы доступного кредита не работают. Предлагаемые процентные ставки абсолютно неприемлемы для отечественного производителя. Они превышают уровень рентабельности, и экономику на таких кабальных условиях никогда не поднимешь.
Растут потребительские цены, а платежеспособный спрос снижается. Политика Центрального Банка и Правительства, совместными усилиями старательно «борющихся» с инфляцией, приводит к тому, что реальные деньги не идут в производство, но стремительно перетекают в финансовый сектор. Промышленность уже долгие годы продолжает находиться, образно выражаясь, на голодном пайке, и ни о каком позитивном прорыве в таких условиях не может быть и речи. А на финансовом рынке в это время возникает искусственный дисбаланс денежного спроса и предложения. Как результат, крайне необходимые для развития производства денежные ресурсы активно и вполне успешно осваивают финансовые посредники и спекулянты.
Достаточно хорошо известно, в том числе и представителям властных структур, что нынешние крупные российские проекты выстраиваются исключительно на условиях интересов крупной олигархии и транснациональных корпораций. Запросы и заказы на реализацию в России финансово-сырьевых мегапроектов поступают в основном извне или под влиянием извне. Многие стратегические бизнес-решения зачастую принимаются за пределами России. Именно по этой причине стратегическое управление российской экономикой достаточно сильно зависит от крупных и влиятельных международных финансовых структур.
По сути своей все это является дальнейшим продолжением экономической политики девяностых годов прошлого столетия. Экономическая структура так и не изменилась, острые проблемы диверсификации по-прежнему остаются актуальными и нерешенными. Не надо забывать, что нынешняя структурная специализация была в свое время построена откровенно под западные интересы (финансы и сырье). Россия на сегодняшний день является самым настоящим сырьевым донором высокоразвитых мировых экономик, по-прежнему находясь под их жесткими экономическими санкциями и продолжая при этом оставаться в сильной зависимости от их кредитных ресурсов. Помимо всего прочего, продолжает оставаться неразрешенной и проблема огромной задолженности перед западными кредиторами.
Собственное производство за четверть века деградировало настолько, что полностью свернутыми оказались некоторые ранее преуспевавшие отрасли и подотрасли. Например, станкостроение, производство подшипников. Именно с возрождения отечественного производства надо начинать экономические реформы и осуществлять новую индустриализацию. Но стратегическая ставка правительственных и околоправительственных кругов, сделанная на продолжение дальнейшего развития сырьевого экспорта, не позволяет этого сделать.
Внутренние источники и механизмы доступного и целевого финансирования отсутствуют. Просто убийственная процентная ставка, превышающая 12%-15%, никогда не позволит произвести столь необходимые структурные изменения. И такие действия происходят далеко не случайно - это целенаправленная стратегическая политика.
Средств на развитие нет, но при этом деньги из года в год в огромных объемах уходят за пределы страны, спокойно оседая в различных зарубежных фондах и офшорах. Туда же, в пределы зарубежной юрисдикции, выводятся и доходные российские активы. И этими средствами спокойно пользуются те, кто влияет на принятие всех стратегических решений.
Налицо тотальная зависимость от зарубежных частных финансовых структур. Российская экономика практически потеряла статус суверенной. Более половины прав собственности в промышленности находится не у резидентов.
Падает производство, снижается инвестиционная активность, сокращается внешнеторговый оборот, но более чем успешно работает финансовый спекулятивный рынок.
Навязчивые советы на условиях Вашингтонского консенсуса. А в это время «наши западные партнеры» настойчиво советуют послушным и исполнительным российским неолибералам в обязательном порядке ограничивать денежную эмиссию и продолжать еще более твердо «бороться с инфляцией». Помимо всего прочего российским властям советуют не вводить ограничения на транзакции и трансграничное движение капитала, а также обязательно продолжать приватизацию и урезать социальные расходы.
В этих «добрых» советах нет ничего нового и удивительного. В процессе предлагаемой приватизации скупать наиболее выгодные активы будут ведь либо сами западные советчики, либо их надежные и проверенные представители или партнеры. Предлагаемый подход предельно прост и понятен: вам самим не надо будет управлять периферийной экономикой, не надо будет вкладывать собственные средства, рисковать и что-либо изобретать и выдумывать. За вас все это сделают опытные специалисты. Все эти так называемые сложные управленческо-экономические проблемы профессионально решат зарубежные консультанты и советники, имеющие огромный практический опыт и соответствующие знания. Россияне должны полностью доверять им, а Правительство РФ должно строго следовать общей политике МВФ. Такие публичные нравоучения звучат постоянно, но большая их часть озвучивается, как правило, на разного рода закрытых встречах и переговорах - с глазу на глаз. Большая часть такой информации в дальнейшем замалчивается и скрывается. Кое-что российские неолибералы на радостях все-таки ретранслируют обществу, загодя формируя необходимое общественное мнение. И все эти чуждые для страны и ее экономики советы при помощи телевизора навязчиво доводятся до наивного «конечного потребителя»: нужны спасительные западные инвестиции, нужны их выгодные кредиты, без доступа к западным финансам и мировым сырьевым рынкам Россия обойтись не сможет.
Мыслительные иллюзии и стратегия «зеленых обезьян». Многие правительственные министры и другие высокопоставленные государственные чиновники постоянно утверждают, что в стране наступил долгожданный экономический рост, что российская экономика наконец-то вышла из затяжного кризиса. С этим утверждением трудно согласиться. Это не что иное, как совершенно ошибочное представление и безответственное заверение некоторых правительственных неолибералов, все активнее и активнее транслируемое доверчивому российскому обывателю.
Устойчивого роста экономики нет. Никакого выхода из кризиса, разумеется, тоже пока нет. На сей счет имеется официальная статистика, существуют и соответствующие проверочные расчеты.
Для того чтобы начался рост, со стороны властей потребуются серьезные стратегические меры воздействия на чрезвычайно тяжелую ситуацию. А вся нынешняя правительственная активность сводится пока лишь к бессмысленной пропаганде и к хаотичному поиску новых инвесторов-спасителей, а также к попыткам привлечения в срочном порядке очередной порции западных денег в отдельные сектора стабильно деградирующей российской экономики. Об этом говорилось выше.
Создается такое впечатление, что правительство либо не понимает, что надо делать, либо, все умея и все понимая, до сих пор пребывает под каким-то магическим воздействием собственных иллюзий и влиятельных внешних сил. Правительственные помыслы и принципы со стороны выглядят предельно просто: приходите, вкладывайте и управляйте нашей экономикой, мы вас всегда ждем.
Но, несмотря на это, никакого роста инвестиций нет. Динамика инвестиционной активности носит отрицательный характер. Причин тому много: действие зарубежных экономических санкций, ошибки ЦБ, ошибки Правительства, пассивность бизнеса и многое-многое другое.
При этом никакой речи не идет об исправлении собственных ошибок, о формировании новых институтов и надежных механизмов осуществления и контроля внутренних инвестиций, которые сегодня так нужны российской экономике. Никаких серьезных программ развития обрабатывающей промышленности, эффективно заработавших, не было и нет. О них даже речи не идет на переговорах с потенциальными инвесторами. Главным образом осуществляются попытки, и об этом тоже говорилось выше, срочного привлечения зарубежных средств по двум направлениям: в финансовый сектор и сырьевой сектор.
Политика Центробанка и Правительства, что совершенно очевидно, не сосредоточена на развитие собственного производства. Принцип «французского сыра и французских вертолетоносцев» по-прежнему живет и процветает. Высокие процентные ставки делают кредит совершенно недоступным для обрабатывающих отраслей, равно как и недоступным для многих других отраслей российской экономики. Деньги не идут на развитие производства, все денежные средства, выделяемые для кредитования, в огромных объемах перетекают на спекулятивный рынок, а затем спокойно уходят за пределы страны. Искусственно поднятые кредитные ставки - это своего рода преференции, специально предназначенные для пожирающих российскую промышленность местных и зарубежных финансовых спекулянтов.
О каком развитии может идти речь, если уже столько лет подряд не работает кредитный механизм? Ведь именно кредит является одним из главных источников экономического роста.
Реализаторы нынешней неолиберальной экономической стратегии (стратегия «зеленых обезьян») на всевозможных экономических форумах упорно продолжают доказывать, что нельзя, дескать, продолжать надувать инфляционный пузырь, поэтому и вводятся такие высокие процентные ставки.
Тут, правда, возникает вопрос: а кто этот пузырь надувал? Ведь именно политика Центробанка и Правительства порождает такую ситуацию. Давным-давно необходимо понять, что в условиях высокой волатильности курса рубля и принимаемых чудо-мерах по таргетированию инфляции никаких успехов не будет. Центральный Банк и Правительство сами формируют стагфляционную ситуацию, или так называемую «стагфляционную ловушку».
Кредита не будет. Инвестиции на таких условиях не пойдут. А если не будет денег на развитие, то не будет и развития. В результате проиграет и страна, и промышленность, и все население страны.
Еще один весьма примечательный момент. Бюджетная господдержка некоторых наиболее остро нуждающихся отраслей промышленности (автомобилестроение, легкая промышленность и др.), находящихся со справедливых слов Президента РФ В.В. Путина в так называемой зоне риска, носит явно недостаточный характер. Тем временем, что удивляет и настораживает, значительно большие по своим объемам российские финансовые средства по-прежнему вкладываются в западные государственные облигации.
Потенциал для развития есть - пора начинать действовать. Прошедшее в конце мая текущего года заседание президиума Экономического совета при Президенте РФ еще раз подтвердило исключительную значимость поиска новых путей выхода из кризиса, а также необходимость начала экономических реформ. На этом мероприятии главным образом обсуждались два альтернативных подхода - две возможные программы развития экономики. В качестве главных оппонентов на этом заседании являлись хорошо известные экономисты и политики: бывший министр финансов Алексей Леонидович Кудрин и академик РАН Сергей Юрьевич Глазьев (версионную модель программы презентовал уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей, представитель Столыпинского клуба Борис Юрьевич Титов).
Следует отметить, что в тезисах А.Л. Кудрина нет ничего принципиально нового - это, собственно говоря, экономическая политика нынешнего неолиберального правительственного крыла. Это, в определенной степени, продолжение все той же пресловутой политики Вашингтонского консенсуса.
Краткая суть модели Кудрина заключается в следующем: деньги из российской экономики переводить за границу, там хранить, а потом, по мере необходимости, брать их у зарубежных кредиторов под процент. По своей сути - это модель МВФ.
Совершенно иной подход предлагает академик С.Ю.Глазьев с командой своих единомышленников.
Суть модели Глазьева сводится к тому, что для выхода из кризиса и запуска устойчивого роста необходима целевая и контролируемая денежная эмиссия на развитие собственного производства. Для этого, на условиях планово-рыночной конвергенции, потребуется соответствующая институциональная система, в том числе и новые специализированные институты планирования и развития. Необходимы будут и надежные механизмы контроля финансирования экономики.
В настоящее время в России простаивает приблизительно 30%-40% производственных мощностей. Их можно и нужно загружать, но у предприятий нет никакой возможности получать кредиты под оборотные средства - мешает высокая процентная ставка.
В стране продолжает оставаться достаточно высокая скрытая форма безработицы. Следовательно, людские ресурсы для развития есть.
Необходимы структурные реформы, надо искать новые направления роста. Надо формировать новый технологический уклад, структурно перестраивая нынешнюю бесперспективную экономику. Надо создавать новые институты развития, разрабатывать механизмы роста и формировать соответствующие программы и планы. Надо модернизировать промышленность и создавать новые отрасли в реальном секторе экономики. Необходимо развивать собственные перспективные производственные структуры, а также вести борьбу с финансовыми спекулятивными операциями и самими спекулянтами, осуществляя надежный контроль за целевым использованием денег.
Если предельно лаконично продефинировать суть необходимого, то надо как можно быстрее запустить долгожданный устойчивый экономический рост. Стратегический подход группы академика Глазьева именно это и предусматривает.
Пора начинать действовать - сами по себе столь серьезные экономические проблемы не решаются.
5. Re: Спасение экономики - время выбора
4. Экономический рост
3. Ответ на 2., Saha:
2. На "Русской линии" не калечьте русский язык
1. Re: Спасение экономики - время выбора