Можно ли в настоящее время получить качественное образование и как это сделать? Считаю, что да. Но сделать это можно лишь вопреки системе образования.
Современная система массового образования - это западная по происхождению система, задача которой - образовать массу. В этом ее смысл. Она не ставит задачи воспитания личности и духовного образа. Ее задача - дать массам минимально необходимые знания. Они могут быть довольно качественными, как при СССР, но от этого не меняется сам подход. Он рассматривает в качестве единицы образования всю массу. Если вы довольствуетесь своей ролью как частичкой массы, то вы должны доверять системе образования. Она готовит такие массы, которые требуются социальной системе. Ибо система образования есть производная от социальной системы.
Социальная система на Западе сильно деградировала, а массы делают тупой толпой. Соответственно, система образования готовит теперь не специалистов для массового производства, как ранее, а тупого потребителя, причем не только материальных вещей, а большей частью нематериальных - знаков, символов, лозунгов, логотипов, мировоззренческих установок. Словом, послушного потребителя чужих решений. Но - позитивного! Поэтому критерий современной системы образования - это не качество знаний и квалификация. Главный критерий современной системы образования - позитивная аморфность, тупая лояльность. Идеал современного образования - это позитивный балбес, креативный идиот или глобальный кретин.
Из этого следует, что, если мы соглашаемся с системой образования и тем, кого она готовит, то станем ее продуктами - такими же позитивными кретинами. Если не соглашаемся - нужно учиться самим. Мне возразят, что раньше все учились в школах и вузах и получали хорошее образование. Но я уже писал, что того общества больше нет, и в школах и вузах вы уже не получите хорошего образования (исключения очень редки). Преподаватель не имеет права строго требовать с учащегося, т.к. перед ним нет задачи выпустить человека, который усвоил материал. Можно возразить, что ответственный преподаватель ОБЯЗАН это делать даже вопреки тому, что от него этого не требуют. Но ему НЕ ДАЮТ это делать. Высокая планка требований ухудшает успеваемость и увеличивает вину преподавателя, а значит, требовательных преподавателей система выталкивает из себя.
Какой из этого выход? Для учеников только один - не рассчитывать на систему образования, а рассчитывать на себя. Это, к сожалению, удел единиц. Легче вверить свою судьбу системе образования, перекладывая на нее ответственность за себя, чем вопреки системе учиться по-настоящему серьезно и глубоко.
Выбор пути зависит от мировоззрения человека. Здесь сталкиваются две позиции. Первая - это та, к которой все привыкли: мы считаем себя частью массы и требуем, чтобы хорошо работала система массового образования, которая образует и нас. В ее основе - ВЕРА в механизм, систему: если как следует все хорошо продумать и организовать, то образованные люди будут сходить с нее, как с конвейера.
Вторая позиция - это, так сказать, личностный взгляд на мир, категорически неприемлемый для людей эпохи модерна, людей массы, людей массовых статистических закономерностей. Я бы назвал эту позицию традиционной или личностной, поскольку в традиции нет масс, а есть общность, а общность - это своего рода соборная личность. Бог есть Личность, и человек, созданный по Его образу, есть прежде всего личность. Личность не вытекает из общественных отношений, а существует прежде самого бытия. И свободный выбор личности не способна поколебать никакая система. Если человек решил получать достойное образование, формировать в себе образ, он будет это делать независимо ни от чего. Сегодня это единственный шанс получить хорошее образование.
Но это, к сожалению, маловероятно, поскольку подавляющее большинство людей живут в мире, где нет ни Бога, ни личностей, а есть индивиды-функции экономических отношений. И тогда человек опускает руки перед системой, полностью отдаваясь ее вектору («ну нельзя же быть изгоем!»).
Если же мы верим в личность и ее свободный выбор, то нас вообще «не колышет», какая там сейчас система образования. Мы обучаемся как бы сквозь нее. Конечно, отрешиться от нее полностью не получится, но свести к минимуму ее влияние вполне возможно. Правда, для этого нужно держаться от нее подальше. Да, я говорю о самообразовании, самостоятельном обучении (при консультациях у специалистов, конечно!). В нашем сознании это чуть ли не криминал именно потому, что мы так привыкли к массовости обучения, что самостоятельное обучение нам кажется какой-то неполноценной кустарщиной. Разве я не могу отдать своего ребенка в школу или вуз, где его будут обучать учителя? - скажет так большинство людей. Ведь учебные заведения для того и существуют. Я же только отвечу, что сама идея обучения вне семьи на корню убивает в ребенке личность и формирует его как частичку массы. Он всю жизнь будет зависеть от чужого мнения.
Основное обучение должно проходить в семье и только как вспомогательный инструмент - в заведениях. Тем же, которые возразят, что у родителей нет знаний, чтобы обучить ребенка всем предметам, тоже отвечу. Во-первых, воспитание личности куда важнее, чем овладение какими-то прикладными знаниями (если есть первое, второе быстро решается, но наоборот - никогда!). А во-вторых, если у родителей нет знаний, чтобы обучить своих детей, то это значит, что им их не дала школа. Зачем же они хотят повторить то же самое со своими детьми? Ведь те через время точно так же будут искать, кто будет обучать уже их детей. А какая к тому времени будет школа, кто-нибудь думал? Это смерть традиции, смерть семьи и смерть общества. Оторвать детей от родителей, изъять их из семьи для «социализации» - только от диавола может исходить такая установка. Верить в нее - значит верить врагу рода человеческого. Обучать своих детей самим, чтобы они постепенно учились обучаться сами, - вот единственный, на мой взгляд, способ дать сегодня детям достойное образование.
Евгений Чернышёв, Донецк
9. Ответ на 8., Потомок подданных Императора Николая II:
8. Ответ на 5., Андрей Карпов:
7. Re: Образование человека зависит от него, а не от системы образования
6. Ответ на 1., Тримифунтский:
5. Re: Образование человека зависит от него, а не от системы образования
4. Re: Образование человека зависит от него, а не от системы образования
3. Re: Образование человека зависит от него, а не от системы образования
2. Re: Образование человека зависит от него, а не от системы образования
1. Он всю жизнь будет зависеть от чужого мнения.