Сейчас в связи с обострением отношений между Россией и Турцией и нежеланием - пусть и завуалированным - дистанцироваться странам блока НАТО от политики и действий, проводимых турецкой администрацией, во многих российских оппозиционных и прозападных СМИ с полной уверенностью «констатируется непреложный факт»: Россия осталась в одиночестве. Россия - в изоляции. У РФ нет союзников во всём мире.
Мало того - присутствие «союзников» у какой-либо державы декларируется ими как прямо-таки необходимый признак её величия, влияния и состоятельности...
Но, позвольте, а как же тогда быть хотя бы с такой постановкой вопроса: «У Англии нет вечных союзников и постоянных врагов - вечны и постоянны ее интересы». Это из речи в английской палате общин (1 марта 1858 г.) министра иностранных дел и премьер-министра (1855-1858; 1859-1865) Великобритании виконта Генри Джона Темпла Пальмерстона (1784- 1865). Эту речь он произнес во время обсуждения в парламенте британской внешней политики. В оригинале это изречение звучит так: «У нас нет вечных союзников и у нас нет постоянных врагов; вечны и постоянны наши интересы. Наш долг - защищать эти интересы».
При этом никто и никогда НЕ
СОМНЕВАЛСЯ - и не сомневается по сию пору - ни на йоту в том, что
Великобритания - это Великая Держава. Кстати, сомневающихся или пытающихся
оспорить или подвергнуть сомнению сей тезис, Англия всегда либо ставила на
место, либо попросту стирала с карты мира.
И такое считалось - да и теперь считается (на Западе, во всяком случае, независимо
от деклараций демократий, волеизъявлений и всяческих свобод) вполне в порядке
вещей.
И вдруг - такое заявление: «У России не осталось союзников. Значит, она не великая держава...»
Позвольте напомнить ещё одну, достаточно известную цитату: «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас». Это слова российского императора Александра III Миротворца (1845-1894), в которых он выразил свое внешнеполитическое кредо.
Как пишет в своей «Книге воспоминаний» (1991) великий князь Александр Михайлович (1866-1933), который приходился дядей последнему русскому царю Николаю II, эта фраза часто звучала, когда Александр III собирал своих приближенных. «Горький опыт XIX века, - пишет там же великий князь Александр Михайлович, - научил Царя, что каждый раз, когда Россия принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии лишь горько об этом сожалеть... Французы, англичане, немцы, австрийцы - все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей. У Александра! II не было дружеских чувств в отношении Европы. Всегда готовый принять вызов, Александр III, однако, при каждом удобном случае давал понять, что интересуется только тем, что касалось благосостояния 130 миллионов населения России».
Естественно, что Россия старалась всячески избегать различных военных конфликтов. Другое дело, что не всегда это получалось - зачастую, по причинам внешнего характера.
Вспомним другие слова того же Генри Пальмерстона: «Как тяжело жить, когда с Россией никто не воюет...»
Очень тяжело!
Ведь, если не Россия - противник, тогда придётся «назначать» другого врага, или создавать его... Вон, США попытались - и сейчас «расхлёбывают полной ложкой» эту попытку. И не только сами американцы, а, за компанию с ними - и европейцы.
Поэтому - нет ничего лучше и провереннее старого недруга. То бишь - России.
И вновь вытаскиваются из чуланов политической истории «страшилки» про русских, про их дикость и варварство, про пьянства и вырождение, про вековечное стремление завоевать всех и вся, про «русские идут!» и «русскую угрозу цивилизации», про несправедливо большие территории и ресурсы, которыми русские владеют...
И, кажется уже, что недалёк тот день, когда всё цивилизованное сообщество в мире вновь прозреет и вновь объявит «очистительный и справедливый поход на Восток»...
И, похоже, российская оппозиция очень надеется на это.