Когда приходит в мир новый человек и достигает совершеннолетия, ему выписывают паспорт с указанием точного времени и места его рождения. Странам, к сожалению, такой документ не выдают. Тем более, если дело касается такого обширного государственного образования как Русь, территория которой в разное время охранялась или же поглощалась разными престолами и империями. Но всякий раз духовное средоточие Руси - святой град Киев - восставал как феникс из пепла, достойно неся печать первопрестольного града. Днем рождения Руси принято считать день ее крещения. Но какую из дат крещения русичей-эпохи ли апостола Андрея Первозванного, Аскольда и Дира или равноапостольного князя Владимира - взять за начало для отечественной историографии? Князь Михаил Михайлович Щербатов, русский историограф Екатерининских времен, публицист, почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук, член Российской академии был глубоко убежден в том, что начало государственности на Руси было заложено династией Рюриковичей и отсчет следует начинать именно с крещения киевлян вместе с Аскольдом и Диром.
По долгу государственной службы занимаясь статистическими описаниями, историограф посетил Киево-Печерскую Лавру, которая оставалась единственным владельцем древних рукописных летописей. Опираясь на эти древние манускрипты, историограф князь М.М.Щербатов в своей «Истории Российской от древнейших времен» цитирует труд Иустина (кн.2, гл.2.), где есть повествование о древнем споре между Египтянами и Скифами об их древности: «по тогдашней философии Скифы содержали, что их земля была прежде населена: ибо если в начале вещей огнь владычествовал во всех частях вселенной, то их страна, яко хладнейшая долженствовала сперва потухнуть, и, следственно удобна была к населению учинитися; а если вода всю вселенную покрывала, то яко высочайшая страна долженствовала быть прежде осушена». М.М.Щербатов отмечает: «Но я не вступал в разсмотрение сих баснословных и неосновательных требований, предложу только то, что Священное Писание и более последующие ему писатели о сем нам извещают; что Скифы и другие народы под сим именем разумеемые, происходят от Мосоха, шестого сына Яфетова, сiе не токмо засвидетельствовано светскими писателями, но так же утверждено и Священным Писанием у Иезекииля (гл.38,ст.2): Магога, Росс и Мосоха в пророчествах своих вместе соединяет, да яко сильные уже народы; и Иосиф Иудей (кн.2, гл.6) Мосоха праотцом Скифов почитает; и так по расточении языков, когда все главные родов пошли населять назначенные божественным провидением им земли, Мосох, оставя на леве брата своего Гемера, сам пошёл на право ко обретающемуся перешейку между Каспийским и Черным морями, где имени своего и населил народ Моски и другой Россы (т.1 Синоп.стр.14), и оттуда его потомство для размножения, или быв выгнано от других, час от часу более к северу подвигаясь над Дон, Волгу и ЗапалусМеотис (море Азовское), даже и во все северные страны нынезнаемые под именем России, распростерлись. Скифы стали у себя заводить греческое правление».
По свидетельству преподобного Нестора Летописца Новгород был построен почти в одно время с Киевом, около половины 5 века после Рождества Христова. Синопсис Киевский отмечает, что в середине 9 века бытовала пословица: «Кто может и дерзнет на Бога и на великий Новгород!» Правление было народное, что по обыкновению ведет к беспорядкам, что и произошло с новгородцами. Тогда новгородцы избрали себе посадника Гостомысла из своих достойных мужей. Затем начались в новгородских владениях восстания, разразилась целая война. В итоге, в 862 году они отправили к варягам посольство со словами: "Правды у нас нет! Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, приидите владеть нами" И по совету Гостомысла просили себе в правители троих братьев, старшим из которых и был Рюрик. Но сколь ни было лестно сие прошение, говорит преп. Нестор, однако варяги, боясь зверского обычая и нрава новгородцев, с трудом согласились на их просьбу. Власть этих троих варяжских князей была ограничена: от них ожидали лишь защиты границ от вражеских нападений. Ради чего, собственно, и построены были пограничные города-крепости. Не избежали зависти и варяжские князья: последовали бунты, усмиряемые Рюриком. Младшие его братья Синеус и Трувор вскоре скончались бездетными и были погребены по тогдашнему обычаю в могилах под огромными курганами. Власть в землях Древней Руси досталась одному Рюрику. Для лучшего порядка в управлении своими владениями, они были разделены на области. К тому времени Аскольд и Дир, потомки Кия, первого киевского князя, признали власть Рюрика. Видя, что во владение им не досталась ни одна область, попросили позволения у Рюрика идти в Константинополь, оружием себе искать счастья. Плывя по Днепру, они увидели град на горе. Узнав, что град построен был их предком, а жители его сейчас платят дань хазарам, они прекратили свой путь и сели на княжение в нем, как избавители, возведенные на престол самими киевлянами. Но пришедшие из Новгорода вместе с Аскольдом и Диром на двухстах кораблях варяги потребовали со временем продолжения похода на Константинополь.
В Византии в то время царствовал император Михаил и товарищ (соправитель) его Василий, воевавшие тогда с сарацынами. Уведомленные патриархом Фотием о наступлении россов пришли они на помощь столице. Защита Константинополя была довольно слабая - император с патриархом возлагали надежду только на Божье заступление. В церкви Пресвятой Богородицы во Влахерне на окраине Константинополя хранилась риза Богородицы. Отслужив молебен, они опустили ризу в море, которое тут же разбушевалось и потопило корабли россов. Князья Аскольд и Дир с малочисленным войском едва сумели спастись. Несмотря на ущерб, причиненный грекам русскими пришельцами, император-христианин Василий не только не старался отомстить им за учиненное нападение, но напротив, заключая с ними мир, послал с великими дарами митрополита Михаила, дабы приняли чужеземцы Святое Крещение. Аскольд и Дир, по обыкновению язычников потребовали чуда в доказательство проповедуемой веры. На что митрополит согласился и в присутствии множества людей положил Евангелие в огонь. Оно осталось нетленно, тем самым убедив киевлян в истинности проповедуемого закона, который они с радостью приняли.
Царствование Рюрика длилось 17 лет. По малолетству сына своего Игоря, перепоручил правление родичу своему Олегу. Узнав о потере Аскольдом и Диром войска в Константинополе, он взял с собой малолетнего Игоря и пошел к Киеву. «Но прежде является он, объезжая во власти его находящиеся области, пришёл на место, где реки Москва, Яуза и Неглинная соединяются, и тут построил маленький град, наименуя его по главной из сих рек Москва, и дал его во владение единому из своих сродников», - находим мы первое упоминание о Москве у М.М.Щербатова в «Истории Российской от древнейших времен» (т.1,стр.198). В Киеве Олег пригласил к себе в стан Аскольда и Дира. Когда оба князя пришли к нему, его ласковый нрав вдруг переменился. Олег, взяв на руки малолетнего Игоря, объявил, что именно Игорь является наследником всех русских стран. И убил Аскольда и Дира, положив начало длительной междоусобице и братоубийству за княжеский престол, которые, к сожалению, присущи были древнерусским правителям, не вполне познавшим веру христианскую. Только вера во Христа и в небесные блага могла сплотить своенравные племена русичей.
Христиане похоронили Аскольда на горе, где княгиня Ольга после своего крещения построила первую церковь свт. Николая. Дира погребли у построенной позднее церкви св. Ирины. Олег с князем Игорем вошли без сопротивления в Киев, избрав его столицей русских земель. Ровно через тысячу лет, в 1862 году, в Киеве на Бибиковском бульваре было начато строительство нового кафедрального Владимирского собора, который должен был олицетворять завершение князем Владимиром благочестивых просветительских трудов его предшественников. И вот, по прошествии еще полутора столетий Владимирский собор стал объектом церковного раскола. Но «да не смущается сердце ваше», проповедовал Христос сомневающимся и мятущимся, зная, что немощное человеческое естество не сразу вмещает духовные истины.
1. Re: 9 ноября, в день памяти преподобного Нестора-летописца, отмечается 400-летие Киевских Духовных школ