Евразийские соблазны и ценность вечности

Бывший СССР 
0
532
Время на чтение 10 минут

Образ будущего с сакраментальным вопросом «Что делать?» - сущностная человеческая потребность. Знания осыпающегося позади прошлого и не всегда светлого настоящего расширяются и иногда углубляются, о грядущем известно не очень много. Любого не совсем мелкого политического деятеля История оценивает и по прогностическим способностям. Быть может, неслучайно латинские слова «futurum» (будущее) и «fututio» (половой акт) являются однокоренными. Будущее представляется то веселым младенцем, то облаком, то Солнцем, то резиной стеной, но только не таблицей с графиком.

Без народа нет Идеи. Однако столь же верно и обратное. Трудно удерживать только политическими методами то, что должно скрепляться идеалами, ценностями и образами. Видеть смысл означает схватить целое и ответить на вопрос «зачем?». Только социум с целостным представлением о себе может органично развиваться и быть богатым.

Душе- и телоспасительная национальная идея может быть одета не только в военную форму. Однако трудно живет без комплекса достоинства-превосходства. Дело за тем, чтобы найти адекватную реалиям настоящего и контурам будущего модификацию русской идеи с высокой духовной радиацией. Многовековая тенденция рождает надежду на духовное оздоровление утопающей в шелковистых звездно-полосатых объятиях богомольной России. Американский русофоб польского разлива Збышка Бжезинский говорит, что «после падения коммунизма главным врагом Америки является Русское Православие».

Крещендо, фортиссимо и положительное духовное сальдо артельной русской идеи ‒ в ее художественно-образной инсталляции, а не создании очередного Института или аналитического Центра при Президенте РФ. Только эмоционально притягательные Идеи становятся убеждениями и материальной силой. Волшебная сила арт-продукции со «старыми песнями о главном» должна превосходить виртуальную. Русской Нации нужны богатыри, а не раскаивающиеся на коленях блаженные. Основная гипер-современная задача‒ создание системы образов и смыслов.

В реке исторического течения и глобальной жизненной пьесе одну из заглавных социально- проективных ролей играет поэтика философской публицистики с искрой Прометея и выверенными арготизмами. Не только эмигрантский публицистический дискурс переоткрывает старые истины, возбуждает подсознательные пласты и сознательные ассоциации, внушает, убеждает и доказывает.

Увлечение ностальгией и критика не могут заменить радость поиска путей развития как формы существования идеального. Облик Будущего преобразуют идеи и проекты. Латинское слово «projectus» буквально означает «брошенный вперед». Проект новой формы любви описан Платоном в диалоге «Пир». Слегка избалованного, но еще изучающего Ветхий завет по ноутбуку индивида восхищают и изумляют достославные достижения-результаты ‒ египетские пирамиды, собор Святого Петра в Риме, Московский Кремль и полеты в Космос. Вновь и вновь встает вопрос: «Как удалось этого достигнуть?»

Цель проекта обычно не формулируется как «светлое будущее России». Однако в конечном итоге именно к этой «станции» должно асимптотически приближаться с точностью до километров и часов.

Не смертельная доза оптимизма есть в том, что данные интенции - в контексте геополитических тенденций. Далеки от абсолютного совершенства не только российские реалии. Американская мечта в очередном ауте‒ утрата ценностей и ориентиров делает главный финансовый Тотализатор все менее безотказным. Под непомерным бременем долгов и расходов Монстр с бикфордовым шнуром оранжевой окраски сбивается с ритма. Перевернутая и растущая в геометрической прогрессии денежная пирамида имеет тенденцию к состоянию не стояния. Для «перезагрузки» мировой финансовой системы периодически накатывают кризисы.

Заблудился не только призрак коммунизма. Западный Храм разрушается изнутри. Изобилие теряет превосходство перед дефицитом. Все актуальнее становится вопрос, как не потреблять, в чем не принимать участия. История настоятельно требует освежающего импульса. Одно-полярность не очень выгодна и самому «дяде» не самых честных правил по имени «Сэм». Позиция главного арбитра и вершителя судеб с критикуемой массой ошибок и неудач прибавляет недоверие к моно- супердержаве. 11 сентября 2001 года в России и в мире никто не заплакал.

Порвалась связь времен‒ притупились ценности - навыки - стимулы к повышенной жизни с бесконечным количеством нулей. Оптимальный Запад обладает высокой разрушительной потенцией, однако не очень слабым был и СССР накануне падения. Мировой компьютер «глючит», наступают своеобразные «сумерки богов» и «последние могут стать первыми». Рождается реальный эмбрион строительства «живого будущего».

В свое время славянофильствующий К.Н.Леонтьев ввел поэтический термин «цветущая сложность», который «воплощает как раз торжество насыщенного разнообразием единства на базисе общей внутренней идеи. В цветущем государстве - это многоукладность, даже разноплеменность, "разнохарактерность областей", сложная "бытовая узорность", пестрота нравов, вкусов, обычаев, разнообразная самобытность всякого местного творчества».

Смеется тот, кто смеется последним, а любые катаклизмы не отменяют связи времен. При восприятии действительности, в которой дураки указывают дороги, как антитезиса вспоминается тезис с консервативно- евразийскими соблазнами и фантазиями. Идеологические импульсы евразийства получили «второе дыхание» после демонтажа СССР. Это есть собирающий камни созидательный ресурс и мобилизатор национального духа.

В данном духовно-оздоровляющем ракурсе многотрудная судьба интеллигентов евразийской ориентации отражала противоречия созревания Идеи. Смысл течения сформировался в русской эмиграции как третья (ни красная и ни белая) сила. В 1920-е гг. от Р.Х. евразийские центры, группы и печатные органы фигурировали в местах сосредоточения русско- эмигрантской интеллигенции от Парижа до Харбина - в Софии, Праге, Берлине и Брюсселе. В православных церквях довоенного Парижа у правого клироса обычно собиралась славяно-язычная «знать».

Вслед за славянофилами слегка спертые академическими рамками основатели-учредители евразийского устремления фило-лингвист Н.С.Трубецкой, гео-экономист П.Н.Савицкий, православный богослов Г.В.Флоровский и искусствовед П.П.Сувчинский и устанавливали отличия российской и западно-европейской культур. В симфонично-эстетической доминанте евразийства значимым и знаковым было музыкальное чувствование мира с возможностью «слышать время». Предметом благоговейного внимания явилось нетленное муз-достояние М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского- Корсакова, М.А.Балакирева, С.С.Прокофьева и И.Ф.Стравинского.

Симфоничные евразийцы размышляли о Храме как синтезе искусств, «рубили окно» в Азию и ставили отрицательный диагноз европейской цивилизации с широкими дорогами без направлений. Евразийцы- ордынцы любили историю с географией, диалогическое западно-восточное общение и были очень полиграфически активны, выпуская в свет сборники «Исход к Востоку» и, незатейливо, «Евразийство». Татарское нашествие рассматривалось как «благое дело» для сохранения государственности и идеологической девственности. Данные идейные потенции поэтично сформулировал чуткий к подземным толчкам А.А.Блок в поэме «Скифы»: «Да скифы -мы! Да азиаты-мы, ̸ С раскосыми и жадными очами!».

Лучший русский монголовед Л.Н.Гумилев родился от поэтичной женщины, любил ставить свечки и молиться перед иконой Спасителя. Широко известный и читаемый авторитет выстрадал Идею и создал мировоззренческие основы. Подводя итоги трудоемким размышлениям, в одном из последних интервью совершенно однозначно было сказано, что тюрки и монголы могут быть настоящими друзьями, а англичане, французы и немцы-только хитроумными эксплуататорами. И- ультима рацио (последний довод): «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство» (Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации.‒ М., 1993.‒ С.30).

Евро-азиатский неосакральный алмаз имеет философскую интоксикацию и отстаивает не только традиционное, но и Вечное. Интеллектуалы с евразийским отливом не считают экономику альфой и омегой сосуществования и активно ратуют за эластичную культурную самобытность, сопроцветание наций и традиций. Антиоранжевый глобальный проект есть мировоззренческая матрица мышления-поведения, отношения к природе и миру. Евразийский полицентризм полагает, что мировых центров больше одного - и Россия, Европа, и Китай, и Палестина.

Обогащая грани евразийской концепции, Россия как страна десяти часовых поясов может ассимилировать достижения Европейской и Азиатской ментальности. Оптимальная Европа многократно оплодотворялась опытом географических открытий, радикально- политических всплесков и великого переселения народов. Однако и мудрый Восток все больше экспонирует, что древние цивилизации не канули бесследно в Лету.

В геополитическом ракурсе опыт Востока возбуждает немалый интерес. Послевоенный ренессанс Японии, гиперактивность Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Сингапура, монументальная, как Медный всадник, современная китайская экспансия членораздельно подтверждают эффективность данной стратегии. При скудно-природных ресурсах Восток смог поколебать западные диспозиции. Богатая Европа, отягощенная спекулятивным ростовщическим капиталом, начала уступать пальму первенства.

Не только через узкий китайский взгляд заметна почтительность Востока к традиции. Поколение за поколением наращивало пласт знаний на древнейшей первооснове. Восточно-глубинные толчки и волны философско-научной мысли пошли от Древнего Китая. Его философы и «мудрейшие мужи» основательно наследили в разнообразных сферах - от основ мироздания и боевых искусств до стратегии госстроительства.

Мудрому и вечному Востоку не хватило места в марксистской концепции исторического материализма. В СССР идеи об «азиатском» способе производства сознательно отторгались, ибо ментально страны Востока близки с российскими ценностям. Скорее всего, социализм в советской версии - это модификация Востока, а не преодоленный Запад. Однако синтез марксизма с конфуцианством породил «Китайское чудо». Не совсем черный народ ест мало (обычно из одной миски), верит в великое будущее и с оптимизмом его приближает.

Даже самые активные «китобойцы» вынуждены признать, что реактивный взлет Срединного государства («Чжунго») на вершину мирового Олимпа означает смещение геополитического центра тяжести на Восток. В американо- антикитайской риторике слышатся компромиссные обертоны. Западные прорицатели и «аналисты» уже сомневаются в мировой американской гегемонии и приходят к выводу, что США следует наладить добрососедские отношения с Китаем. Из двухполюсного эмбриона должен родится желанный плод.

Антилиберальный евразийский Гольфстрим радикализирует миропорядок. В Pax Euroasiatica очаги конфликтов становятся зонами диалога культур. Торопливо американизирующаяся Россия как самая «азиатская страна» в Европе не может оградиться китайскими стенами от соседей по глобусу. Всматриваясь в иероглифы, она должна переоценить столбовой путь человечества. Евразийская интеграция возбуждает политиков различной ориентации, общественных деятелей и интеллектуальных членов экспертного сообщества.

Усиленный интерес к евразийской фракции инициируется и тенденциями освежения отношений с экс-союзными республиками. Вектор евразийский интеграции осколков СССР актуализирует двуглавый орнитологический символ. Союз Независимых Государств, зачатый от трех нетрезвых топ-политиков 8 декабря 1991 года умер, не родившись. Белорусско- заповедная Пуща создала ощущение транса от жизни в «обрезанной» стране.

Некоторые законнорожденные дети молодых родителей бывшего Союза проживают в не очень дальнем зарубежье и имеют антисоветский менталитет. Однако постлиберальные внуки воздают должное историческому былому. 40-градусный Б.Н. Ельцин обещал лидерам союзных республик столько суверенитета, сколько они «смогут проглотить», если совместно выступят против Центра. Трезвое переосмысление тяжелого опыта возрождает центростремительные (вперед и вверх) градиенты консолидации. Как после татаро-монгольского ига, происходит собирание русских земель.

Великим сыном казахского народа Н.А.Назарбаевым в первой половине лихих 90-х годов был легитимизирован проект Евразийского экономического союза. Как проницательно заметил в Валдайской речи Президент В.В.Путин, «Евразийский союз - это проект сохранения идентичности народов, исторического Евразийского пространства в новом веке и в новом мире. Евразийская интеграция - это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферии для Европы или для Азии. Хочу подчеркнуть, что Евразийская интеграция также будет строиться на принципе многообразия. Это объединение, в котором каждый сохранит свое лицо, свою самобытность и политическую субъектность. Вместе с партнерами будем последовательно, шаг за шагом реализовывать этот проект».

Призрак не бумажной интеграции бродит по Европе. РФ и экс-союзные республики есть ядро Евразийского Союза как одного из мировых геоэкономических поясов. Подписание судьбоносного Договора о Евразийском экономическом союзе в Астане между Россией, Казахстаном и Белоруссией 29 мая с.г. ‒ тому порука. Русский с казахом и белорусом - братья навек.

Золотой ключ любой обогащающей интеграции - культура. История с географией свидетельствуют, что добровольные тандемы укрупняют возможности каждого этноса. Культура с салонами истины, добра и красоты есть созидательная «мягкая сила», включающая искусство, идеологию, образование и науку, а также интеллект и достоинство элитной политической воли. Основной функционал культуры - художественная инсталляция идей, их совмещение с массовым сознанием и метаморфоза в материальную силу. Стержневая ценность - де-факто русский язык как «путное» средство межнационального общения.

«Гибель искусства» - столь же долгая тема, как и падение нравов. Однако при наличии вменяемых инвесторов искусство, как родовой рояль, вечно. Именно производящее эмиссию чувств и хромосомы будущего искусство есть живой носитель непреходящего, могущий сделать русскую идею в евразийском формате эмоционально- притягательной и Вечной.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Евразийские соблазны

Здесь, не зависимо от разности взглядов именно на эту проблему, благодарю Владимира Ивановича за конструктивные ссылки. В частности, у Шатохина С.А. изложено просто о сложном. О евразийстве, в данном случае. А вот по отношению к С. Емельянову, я уже о его статье про русскую идею провозглашал - "галиматья". Имея в виду несоответствие заявленной темы содержанию и эклектичность мыслей. И здесь тоже. Евразийские соблазны, значит. А где раскрытие темы? Что за набор завиральных лозунгов? Вот что это всё значит у автора? Цитирую. "Крещендо, фортиссимо и положительное духовное сальдо артельной русской идеи ‒ в ее художественно-образной инсталляции..." "В реке исторического течения и глобальной жизненной пьесе одну из заглавных социально- проективных ролей играет поэтика философской публицистики с искрой Прометея и выверенными арготизмами...". "В свое время славянофильствующий К.Н.Леонтьев...". Ну и так далее. Может, пиитом возомнил себя автор? Напрасно. Стоит ли автору отнимать время у читателей? Задумывался он об этом?
Брат-3 / 26.09.2015, 17:50

2. Re: Евразийские соблазны и ценность вечности

Не совсем понятно о чём. Русский этнос в течение нескольких столетий сформировал этногенетическое поле, которое в 17-19 вв. расширилось до суперэтнического русско-евразийского. Евразийскость как вторая часть вошла в жизнь народов в том числе и через революцию. Осознание этого факта робко проявлялось в работах Данилевского, после евразийцев зарубежья. Этнологические основы евразийства попытался обосновать Л.Н. Гумилёв. Нужно понимать, что евразийство изначально феномен этногенетический. Всякое философствование вне этого понимания отдаёт надуманностью, пустотой. http://evrazia.org/article/1547 - Евразийство - философия предвосхищения. чтобы не повторяться в очередной раз, здесь полемика по поводу евразийства - http://ruskline.ru/analitika/2015/04/17/sovremennoe_evrazijstvo_politicheskaya_demagogiya/ а также http://evrazia.org/article/2116
Абазинский / 26.09.2015, 10:24

1. Re: Евразийские соблазны и ценность вечности

Не заню - точнее,затрудняюсь пока сформулировать более "заточенно" или "отлить в граните" .... но "опубличить" хочу - и вот, возможно, проглядывает крючек-наживка, на котрую насаживается и управляемый хаос, и популярность Исламского Государства Леванта и Ирака, и наше многомелкопартийность, и экуменизм ... и многое другое. Достаточно назвать возможный корень этого процесса - деполитизация. Проведите деполитизацию на уровне Конмтитуции - и вы лишите страну идеологии, проведите деполитизацию населения - и вы получите массу готовых "бешенцев", готовых драпать из Рашки или из Сирии - в сытую гейропу, проведите деполитизацию оппозиции - и вы получите смердящую кучу разномастных и разноцветных революций, проведите деполитизацию религии - и вот вам экуменизм. А если попытаться "деполитизировать" "религию вообще", то тут возможны два варианта - либо сатанизм-секуляризм, либо - как гиперкомпенсаторная реакция - ИГИЛ. Ну и так далее. Так что - опасайтесь деполитизировать евразийство.
Лебядкин / 26.09.2015, 08:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Емельянов
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35