От редакции: Считаю необходимым предварить эту публикацию небольшим пояснением. Напомню, прежде всего, что поводом к дискуссии стало стихотворение отца Романа «Пора подмен». На эту публикацию откликнулся отец Александр Шумский статьей «Не надо путать поэзию с публицистикой». И вот прислал свой ответ иеромонах Роман. Мне всегда трудно принимать решение, когда обмениваются колкостями в адрес друг друга священники, но, увы, что есть, то есть.
Отец Роман благодарит меня за желание быть объективным, публикуя тексты, которые расходятся с направлением сайта. Хочу сказать, что это - моя принципиальная позиция. Да, мне ближе идеологическая позиция отца Александра, я считаю, что нельзя противопоставлять русское и советское. Это напоминает позицию пролеткультовцев, которые предлагали Минина и Пожарского расплавить, а Пушкина и Толстого выбросить с корабля пролетарской культуры. В советском было много русского, и мы должны это видеть.
Мы должны понять и принять ту великую и такую трудную истину, что Святую Русь защищали солдаты со звездами на пилотках, а убивали они врагов, у которых на солдатских бляхах было выгравировано «Got mit uns», что к подножию языческого капища - Мавзолея летели фашистские знамена с крестами. И надо признать, что Бог был с теми солдатами, у которых были звезды на пилотках, которые бросали знамена с крестами к Мавзолею, иначе не была бы дарована нашему народу победа над фашизмом на Пасху.
Но при том, что я не согласен с отцом Романом идеологически, я люблю его стихи, считаю его настоящим Поэтом, а поэтам надо прощать идеологические заблуждения.
Нам всем надо искать точки соприкосновения в понимании нашей трагической и героической истории. Я рад, что это понимает и автор статьи, завершающий ее призывом искать точки соприкосновения.
Гл.редактор РНЛ Анатолий Степанов.
Важен не чин, а начин.
Русская пословица
Прежде всего, хочу поблагодарить главного редактора РНЛ А.Степанова за желание быть объективным: «Пора подмен» явно идет вразрез с направлением сайта.
Также благодарю всех, кто правильно понял стихотворение: Береста, Ивановича М., Г. Обломова, Е. Родченкову, Братца, Натали, А. Карпова, Т. Соболеву, А. де Бейль, С. Полякова – тех, кто отстаивал русскость или трезво оценил поднятую тему.
А теперь обратимся к статье иерея Александра Шумского «Не надо путать поэзию с публицистикой». Неугомонный о. Александр ранее отхлопал В. Распутина, отхлестал А. Проханова, настал и наш черед.
«Прочитал на РНЛ недавнее стихотворение иеромонаха Романа "Пора подмен" и удивился. Ведь когда-то отцу Роману удавались неплохие стихи. Не скажу, что они были шедевральны…»
Впору разводить руками. Шумское представление о поэзии, истории и искусстве вряд ли бы обошли вниманием Салтыков-Щедрин, Крылов, Честертон. А любимому им Розанову было бы чем подпитать своё злоречие (если бы тот разглядел своего почитателя). Но мы живём в другое время и обойдём молчанием замечание автора многочисленных публикаций.
«В своем раннем свежем творчестве отец Роман достигал людских сердец. Тогда, тридцать лет назад, его стихи-песни были к месту и ко времени. И многие из моего поколения воцерковились благодаря песням отца Романа. И за это ему низкий поклон».
Попытаемся осмыслить написанное – «многие из моего поколения воцерковились благодаря песням отца Романа». Воцерковлялись благодаря не шедевральным песням? Несмотря на наличие шедевральных? Какова же цена шедевральности, если она не приводит ко Христу, к Истине? И почему воцерковлялись по песням, а не по творениям святых Отцов? Ведь жили в «счастливейшее и свободнейшее» время. Безбожная самохвальная партия КПСС вела туда, не зная куда, строя на костях «светлое будущее», борясь попутно с религией и плодя армию иуд нового времени – сексотов-стукачей. Каждый раз, заходя в Храм или монастырь, знал, что здесь нет советских людей (кроме стукачей): молились русские люди. А монастырские старцы считали время советской власти вавилонским пленом. Но это так, повод ищущим повода. Возвращаемся к статье.
«Гораздо хуже, когда поэзия вырождается в публицистику…»
Советские публицисты воспевают коллективизацию, оправдывают нечеловеческие условия ГУЛАГа, Беломор-канала, готовы восхищаться советским борщевиком! Дивно ли, что кто-то из русских поэтов без всяких поэтических тайн взывает: «Довольно! Прекратите!»
«Но публицистическая поэзия – самое дурное, что можно себе представить».
Если бы пишущие хоть иногда поглядывали на свое отражение, осознали бы, что нет ничего дурнее провокационной публицистики, разделяющей общество на партии по цветам и кумирам.
«Поэту, как и спортсмену, надо вовремя уходить. Например, стареющий футболист, теряющий скорость и координацию, уходит на тренерскую работу. Так и поэту в определенном возрасте лучше уходить в прозу или в ту же публицистику. Или вообще ничего не писать».
Призывая не путать поэзию с публицистикой, автор путает поэзию с футболом, скит со стадионом. Как и следовало ожидать, единомышленники иерея Александра пошли гораздо дальше, уравняв Звезду Рождественскую с богоборческими звездами, фашистскую свастику с христианским Крестом! Особо ретивые пытались сатанинскую звезду оправдать пятиконечной звездой на иконе преподобного Андрея Рублева. И как только в пылу гнева забыты морские звезды и яблоки?
В связи с этим вспомнился некий иеромонах П. – борец с мировым масонством. Боролся он особым способом – прекратил есть яблоки. В ответ на мой недоуменный взгляд загадочно улыбнулся, взял нож (дело было в трапезной) и разрезал яблоко поперек.
– Вот! – торжествующе произнес о. П., показывая на пятиконечные звезды с темнеющими в них семенами.
– Звёзды звёздами, но яблоки-то здесь при чём! – воскликнул неразумный послушник.
«Полагаю, что стихотворение "Пора подмен" понравилось бы Солженицыну и другим диссидентам-антисоветчикам, особенно строки: "И в рясах бывшие парторги – им что Алтарь, что мавзолей". Где таких парторгов видел отец Роман?»
На сайте РНЛ. При всём моём уважении к патриотической позиции бывшего парторга, не могу разделить его стояние за мавзолей и
лениниану.
«А уж как будут ликовать наши монархисты-белогвардейцы от строк:
Быть русским – значит православным.
Советским – богоборцем быть.
Я с честью русскость сознавал
И на советскость не менял».
Понимаю, что советский пастырь стоит в одном ряду с красными богоборцами-кощунниками. Менять русскость на советскость ему не пришлось: за него это сделали партийные родители и их родичи.
Нацепивший красные очки не видит крови. Служителю Алтаря пролитая русская кровь и погибшие для Вечности души показались всего лишь оправданной платой за покорение космоса, целины и построение коммунизма? Не страшно ли вам, пасомые?
«И вы должны были бы понимать так же, что подобные стихи в период обострения отношений России с Украиной неполезны, если ни сказать вредны. Ведь бандеровская шайка, пришедшая к власти в Киеве, борется, прежде всего, с советским прошлым. Зачем же мы будем давать им козыри?!»
Прежде всего уничтожается не советское прошлое, а ныне живущие русские люди – старики, женщины, дети. Ленинопад не главная задача бандеровской шайки: она нацелена на Русский мир, на Россию. Был бы рад избавить улицы моих русских городов от имён легиона советских русофобов – Луначарских, Урицких, Володарских, Лениных, Дзержинских, Войковых и т. д. Или возвращение русским улицам и площадям имён, прославивших Россию, – тоже бандеровщина? В таком случае стояние за советское прошлое является разновидностью русофобства – одним из козырей, которыми власть советская щедро одарила не только Украину.
«В заключении я хотел бы предложить вниманию читателей стихотворение поэта Сергея Попова "Родительская суббота". Оно тоже о советском времени. Но оно, уверен, понравилось бы Анне Ахматовой».
Из письма питерской писательницы: «Лично меня немного удивило, что о. А. Шумский сделал Ахматову мерилом всего (хотя очень люблю ее поэзию). Она, между прочим, сама пострадала от советской власти, и брать ее в союзницы – тоже подмена».
«На Родительскую субботу
Полагается помянуть…
А особенно ту пехоту,
Что внезапно отправилась в путь, -
Неотпетую, непрощённую
В окружении красных снегов…
А особенно некрещённую –
Всю, что нас спасла от врагов».
Советскому иерею стихотворение по нраву. Неужели по нраву и жуткие словосочетания – советский иерей, советские старцы, советские духовники? Отождествляя себя с Ахматовой, он за неё и решает, что она должна любить, скрывая, какими тайнами стихотворение могло ей понравиться.
И всё же – в чём здесь тайны? В принимаемой за тайну двусмысленности? В размывании Православия?
«Неотпетую, непрощённую»
Людьми не отпетую, Богом не прощённую?
«А особенно некрещённую»
Таинство Крещения не обязательно?
Вот что читаем в Цветной Триоди: «В пяток вечера Пятдесятницы, память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших».
Слышите – «всех от века усопших благочестивых христиан», а не «неотпетых, непрощенных, а особенно некрещенных», о которых подобает молиться вне Церкви, келейно, не гордясь и не оправдывая их безбожие тем, что они умирали за Советскую власть и за Сталина.
Вот к чему приводит сочетание несочетаемого. Не лучше ли нам, патриотам, искать точки соприкосновения, чем всех вести к Сталину, Ленину, Дзержинскому, отстаивать мавзолей и оправдывать богоборческие звёзды обычными яблоками?
Священномонах Роман (Матюшин-Правдин)
8 августа 2015 г., скит в Честь иконы Пресвятой Богородицы Взыскание погибших, урочище Ветрово
74. Ответ на 72., Чечера:
73. Re: А яблоки-то здесь при чем!
72. Хочется живого слова
71. Прошу помолиться о. Романа также за гл. редактора РНЛ
70. о. Роману - многая лета!
69. Re: А яблоки-то здесь при чем!
68. Ответ на 2., мама_ира:
67. Ответ на 65., р. Б. Дмитрий:
66. Мысли вслух
65. Ответ на 63., Олег В: