Мне кажется, проблема Рима - это во многом проблема мегаполиса. В нем на личном уровне люди не знакомы друг с другом. Это мешает объединению. То есть круг общения у жителя мегаполиса зачастую меньше, чем у жителя деревни или провинциального городка. К тому же в этом кругу, как правило, нет выраженных лидеров, так как это преимущественно профессиональное или по интересам общение.
В мегаполисе высок уровень регулирования. Вопросы самозащиты и объединений в целях самозащиты делегированы власти. Люди за одно, два поколения отвыкают защищаться. Например, кулачные бои в России были всенародной забавой, так как легально обучали этнос самозащите, стойкости и перенесению боли в бою. Но драки улица на улицу и двор на двор, которыми были богаты годы еще 70-е и 80-е, ушли в прошлое. Такая забава молодежи компьютерной эры не по плечу. Думаю, у молодежи Рима тоже были свои забавы, которые они предпочитали боевому обучению.
Не надо искать только идеологических или духовных причин, хотя, конечно, они имеют место. Но главное в быте народа. В городке продали зенитку, так там все, как в мегаполисе. Все скопировано в век информационных технологий, даже цены на продукты, которые те же, хотя производятся на месте и их не надо транспортировать.
У коммунистов люди были объединены и структурированы в трудовые коллективы. Там были общества для каждого: парткомы, профкомы, комскомитеты. То есть под любой уровень задач можно было сформировать актив. Инициировать задачу можно было через эти же общественные структуры, причем снизу, без бюрократии. Достаточно было прийти на прием к секретарю райкома. Сейчас актив также присутствует, но его в массе населения выявить невозможно. А инициирование чего-либо предполагает мучительный сбор подписей, компанию в СМИ, то есть немалые затраты и море технической работы, в которой надо специально разбираться. Депутаты, как правило, не являются народными лидерами, так как их выдвижение крайне затратное и формально сложное дело. Когда был выбран по свободной не затратной и неформальной системе корпус депутатов ВС РСФСР, то существенная часть из них защищала Белый Дом. Из нынешней Думы никто рисковать не станет, если что....
То есть суть в организации народной жизни. Власть организовывает ее под свое удобство. Чтоб легче управлять. То, что это ведет к вырождению пассионарных качеств, власть не интересует. Не потому, что в нейзлые люди. Но потому что они покушаются на традиции, не создавая взамен иных, сходных по эффективности. Как это делали коммунисты, не к ночи будь помянуты. Но соображали во многом, что касается организации. Впрочем, эффективность их методов тоже не небезспорна. Ведь несогласных не было, не выживали...
В общем, надо понимать устройство народной жизни. И еще к пониманию иметь власть влиять на это устройство. В этом понимании, главное то, что любые традиции опираются на пассионарность. Без нее ничего не будет. А кто может сделать соль соленой, если она утратит силу?
Воспроизводство пассинарности - это прежде всего жесткие условия существования, где регулирование отношений больше зависит от личных качеств лидера, чем от писаных правил. Благостный европейский быт и законопослушание уже превратили тамошние народы в печальное зрелище. С другой стороны любая элита состоит из жен и детей элитариев, их окружения, которое стремится к заимствованию у элит других стран комфорта и удовольствий. То есть удержать в суровом самоограничении людей невозможно.
И как эту проблему решать может знать только тот, кто наверху. Потому как только ему доступны решения такого рода, как правило, весьма сложные и не безкровные. Вообще, долго не воевавшие народы обречены на военное поражение. Это азы истории. С одной стороны войны истощают народы. А с другой, длительный мир снижает способность к самозащите. Можно предположить, что вероятные войны не состоятся, так как проявить способность к выживанию, возможно придется в условиях климатических или иных природных катастроф. В любом случае, пассионарии определяют движение вперед. Их отсутствие или критическое уменьшение предопределяет поражение народа.
И что характерно, криминальное проявление общественной активности и есть оборотная сторона пассионарности. Способность криминальным образом приобретать богатство это вне сомнения пассинарность, как ни крути. Так как отрицание писаных правил и готовность рисковать являются свойствами, необходимыми для выживания в критической ситуации. Мы все помним, где сказано: приобретайте себе друзей богатством неправедным. Конечно, это не духовная дружба, а союз, повязанный риском, ответственностью и зачастую кровью. Почему и были непобедимы большевики, повязанные кровью и преступлениями еще в подпольную эру своей истории и впоследствии, отнимавшие имущество и лившие кровь рекой.
Прогноз гибели Третьего Рима видится преждевременным. Сила народа это не идеологическое явление. И ведущую роль в критических для народа ситуациях далеко не всегда играют суровые исполнительные воины. Мы хорошо помним безпомощность могучей армии СССР в начале 90-х, когда страна распадалась. Сила в способности к выживанию и риску до самопожертвования. А где граница между самопожертвованием в бою за товарища по воинской части или в перестрелке братков? В сущности, ее нет. И то и другое пассионарность. Мудрейшие большевики это хорошо понимали, инициировав структуру воров в законе. Иначе как бы она возникла и удержалась, если бы не крыша властей. И ведь в разухабистые 90-е эта структура реально управляла переферийной Россией. Судила и рядила, наказывала и устрашала. При полном параличе исполнительной власти.
Мы же помним, с кем был распят Христос, и кто первым вошел в Царствие Небесное. Тот, кто способен на риск до самопожертвования. А это значит, что внутренне не держится за блага мира сего...
И пока эта повседневная способность отрицать мир уходом в монашество или нарушением писаных правил, наряду с производной от нихвесьма редко востребованной способностью защищать страну от агрессора существуют в народе, он пассионарен и непобедим.
4. Ответ на 3., Андрей Карпов:
3. Re: Отклик на статью Олега Разумова «Третьему Риму суждено погибнуть при полном равнодушии его обитателей»
2. Re: Отклик на статью Олега Разумова «Третьему Риму суждено погибнуть при полном равнодушии его обитателей»
1. Re: Отклик на статью Олега Разумова «Третьему Риму суждено погибнуть при полном равнодушии его обитателей»