Графоманы и графоманство были всегда. А сейчас, когда литературный поток, никем не управляемый и ничем не ограниченный, течёт сам по себе, графоманство процветает, и, так сказать, «в особо крупных размерах». Графоманы плодятся, как тараканы, и обладают такой же выживаемостью и первозданным нахальством. Они активно пролезают в творческие союзы и союзики, занимают Интернет, концертные площадки, библиотечные залы и студенческие аудитории, больничные холлы и залы ожидания, семейные торжества и корпоративы, вагоны электричек и тамбуры поездов дальнего следования, словом, выступают со своими опусами везде, где только можно и где нельзя. Как правило, они издают свои сочинения на свои же средства, но есть и такие, которые, как Остап Бендер, знают «сто честных способов отъёма денег у граждан», т.е. находят спонсоров и среди частных лиц, и в различных организациях. Графоманы делятся на графоманов поэтических и графоманов прозаических. Понятно, что первые пишут стихи, вторые мучают нас прозой... (Согласитесь, что первых много больше, чем вторых). И даже издают журналы! Мне несколько лет назад попался один такой в руки, под названием «Графо». Название, в котором редактор оного, может и сам того не понимая, обозначил суть данного издания. По крайней мере, по прочтении журнальчика, я решила, что в данном случае «Графо» - это сокращённый вариант от «Графоман».
Собственно, ничего уж такого страшного и ужасного в графоманстве нет, это болезнь, но болезнь не смертельно опасная, даже не заразная. Ну, кропает себе какой-нибудь Тютькин при свете луны стишата, или тукает по клавиатуре романище в пяти томах, ну и пусть его, в конце концов не убивает же он никого, не грабит, даже не хамит, сидит себе спокойно «при деле», никому не мешает. Ну, помучает своими опусами домашних или друзей, так на то и близкие, и друзья, чтобы терпеть и относится к графоману с пониманием.
Часто графоманы веселят и смешат, т.е. создают хорошее настроение, и за это я всем им благодарна. Как благодарна редактору «Гула толпы» М. Швецу за его «Электрический трон», в котором он публикует подобные вирши. Недавно, читая книгу об истории Санкт-Петербурга, наткнулась на два совершенно прелестных отрывка из графоманских стишков и от души посмеялась. Речь шла, однако, о событии вовсе не смешном - о страшном наводнении в столице 1824 года. Вот что писал по этому поводу современник А.С.Пушкина, известный графоман граф Д.И.Хвостов (ох, и доставалось же ему в эпиграммах от нашего гения, а ведь человеком несчастный граф был очень симпатичным!):
И столько в этот день погибло лошадей!
Там множество различных крав (т.е. коров - Т.П.)
Лежало, кверху ноги вздрав!
Ну, ведь прелестно же, не правда ли? А вот на ту же тему словоизвержение уже поэта-рабочего (20-й век), некоего Н.Семёнова:
Не страшна мне Нева озверелая,
Убоится ли её страна моя краснотелая?
Чудесно, замечательно! Сколько радостных улыбок вижу на лицах по прочтении этих двух отрывков. И тут приходит мысль: а, может, при помощи графоманов можно лечить некоторые заболевания, например, депрессию или неврозы? А что, вообразите такую картинку: собираются в больничке на сеанс психотерапии больные, а вместо доктора к ним вызывается графоман, читает свои стихи, и больные хохочут, и сам автор доволен - и слушателей нашёл, и доброе дело сделал! А? Не верите? Тогда давайте возьмём другой пример, из совсем недавнего. Здесь наоборот, не других графоман лечит стихами, а себя! Лечит, подбадривает и тоже находит большое количество благодарных слушателей. Это я про известную блондинку, которая «сидит», да нет, не в тюрьме, какая же может быть тюрьма при таких деньжищах! Я про художницу слова и кисти, и композиторшу - всё в одном фл... то есть лице, - про мадам Васильеву. «Розовые тапочки» (это её шлягер) не слышали? Зря, отлично можно использовать при мытье посуды или уборке кошачьего туалета! Но есть и стихи у мадам, и тоже «на уровне»:
Благодарю тебя за всё -
За интуицию, богатую сознаньем,
За голубые янтари
На берегу моих мечтаний.
Но если вам нужна срочная медицинская помощь по выше означенным болезням, и нету сил ждать, обратитесь к «творчеству» самого высокопоставленного графомана - я говорю о министре экономического развития г-не А.В.Улюкаеве. Он так и пишет: «Если игра эта стоит свеч, то только лишь геморройных». Вот так! Вперёд, болящие! Если вы хотите узнать об авторе побольше, обратитесь в Интернет. Вот некоторая информация оттуда. Родился поэт Улюкаев в г. Москве. Образование высшее. В 1988 г. был зав.отд. редакции журнала «Коммунист». В 1999 г. баллотировался в Госдуму как кандидат от Союза правых сил. В 1994 г. работал зам. директора Института экономических проблем переходного периода под рук. Егора Гайдара. С 2004 г. по 2013 г. - 1-й зам. председателя Центробанка, 1-й зам. министра финансов. И, наконец, в последней должности г-н министр находится с 24.06.2013г. Кроме того, Алексей Валентинович - доктор экономических наук. А-а, ну, вот теперь ясно - перед нами интеллектуальная лирика. Подойдёт ли для лечения? Давайте послушаем:
Нет еврея, и эллина нет,
Яблоко насквозь червиво,
Но если червяк оставляет след,
Значит, мы ещё живы!
Что, ничего не поняли? Я тоже. Хорошо, попробуем с другой стороны. Может у высокопоставленного поэта есть стихи философского, гражданского содержания, ведь в 2010г. поэт-министр был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством». На какое же стихотворение подвигло орденоносца это значимое событие в его жизни? Читаем:
Езжай мой сын, езжай отсель,
На шарике найдёшь теперь
Немало мест, где шаг вперёд,
Необязательно пятьсот
Шагов назад, где, говорят,
Не всё всегда наоборот...
Где не всегда затычку в рот...
Или вот ещё (авторская пунктуация сохранена):
Эх, dolce vita. Сладко, Витя? Что ж, Витёк
Смотри: родное пепелище,
Отсюда попросту убёг
Любой, кто не хотел был нищим
Рванул отсюда со всех ног
А мы с тобой тут пепел ищем
Ну да, вот этот пепел нищих
Вот этот дедов магарыч
Припрятанный на случай «Ч»
Бежали побросав посуду
Брели чрез ветры и простуды
Брели в Москву в Москву в Москву
Как грится разгонять тоску
А разогнали жизнь впустую
Мою мелодию простую
Ты видно Витя не вполне
Ах, бес, мне скучно, скучно мне!..
Да-а-а, «такая дурь мозги корёжит ночью»... Это из другого стиха Улюкаева, но начало подходит и для читательской оценки. Правда, така-а-я дурь...
Где же можно прочесть подобное? Не могу подобрать подходящего слова, а материться не хочется... В журнале «Знамя» (гл. редактор С. Чупринин). Подозреваю, что в данном случае, не редакция выплачивает гонорар автору, а сам автор поддерживает журнал материально! Что ж, как говорил один мой давний знакомый, правда, по другому поводу: «стыдно только в первый раз»... Кажется, мне стало понятно теперь, почему у нас так неважно с экономическим развитием... Но ничего не поделаешь, Державина и Ивана Дмитриева не воскресишь! (Оба были сенаторами и отличными поэтами). Ой, что-то мне совсем не смешно стало, а как-то очень грустно...
Тамара Борисовна Панкова, член Ленинградской областной организации Союза писателей России