Выражение это известно с древнейших времен. У римского сатирика Ювенала оно звучит иначе: «Язык глупого - гибель для него». Отсюда и ревальвация несказанного слова из серебра в золото. «Я такой нации как Донецкая и Луганская не знаю», - заключил 7 сентября Л.Кравчук свое высказывание: «Если вся Украина проголосует за независимость Донецкой и Луганской областей, то они ее получат». Подобно страусу, засунув голову в песок, бывший идеолог КПУ и «перший» президент, делает вид, что он не знает про Донецкую и Луганскую Народные Республики и результаты состоявшихся в них референдумов.
«Образованцы» в партаппаратах союзных республик первыми «перестроились» в рьяных националистов: груз знаний о неминуемых трагических последствиях для судьбы народов этого шага не довлел над выпускниками ВПШ. Ведь знали же они о том, что национальные языки в бывшем СССР, мягко выражаясь, значительно уступали общесоюзному в своем развитии, особенно в областях высших материй, не говоря уже про технический язык десятков тысяч общесоюзных ГОСТов, ОСТов и прочих нормативных актов.
Человек принадлежит той национальности, на языке которой он не только говорит, но и думает. [Уровень современных знаний человеческого мозга и новейшей электроники, наверное, позволяют установить: на каком языке человек думает. Для общества каждой страны полезно было бы провести тест «на национальность» высших государственных чиновников и политиков. Уверен, что для украинских националистов результаты этих тестов будут ошеломляющими: подавляющее большинство тестируемых будут «русскими», или же, в сложных случаях, будут не в состоянии «думать» на украинском языке].
Искусственно созданный украинский язык породил ложную, неестественную, не отвечающую реалиям дня, модель поведения политической элиты еще не сформировавшегося государства. Эти «рада-стные» политики, ошалевшие от громадности свалившейся на их головы «незалежности», просто не в состоянии были на украинском языке выразить требуемую обществом сложную программу действий по социальным, политическим преобразованиям. В своем бессилии они вынуждены были прибегнуть к примитивному, однозначному способу выражения, куцых, не созревших еще своих мыслей - языку национализма. Они пошли по пути наименьшего сопротивления и так же, примитивно сами выражаясь, «доскакали» до фашизма!
В выступлениях-диспутах депутатов Верховной Рады первых созывов, в составе которых было немало представителей украинской интеллигенции, самым «популярным», наиболее употребляемым тогда, было украинское слово, по иронии судьбы, союз «але» - русское «но». Это, сплошное в пылких речах, «но», как камень преткновения, создавало впечатления не только полного непонимания выступающими друг друга, но и неспособности их четко выразить свою мысль иными словами, более доступными для понимания, или многозначительной молчаливой паузой, предложить подумать над иными путями решения проблем.
Закончилось все это тем, что они начали давать волю кулакам, демонстрируя всему миру свою неспособность договариваться и показывая ту причину, по которой не состоялось в прошлом украинское государство. Только один раз нашли они «консенсус» на Переяславской Раде и пошли «на вечные времена» под защиту русского народа, под его Царское крыло, в чем поклялись и чему лично присягнули.
«Але» - «однако», еще одно значение этого слова. [«Русско-украинский и украинско-русский словарь» (Ганич Д.И., Олейник И.С. К. Политиздат Украины 1990, с. 284) так переводит слово «але»: «союз но, разг. да». Как говорят в Одессе: «две большие разницы!» Такая же «большая разница» произошла (с. 518) с украинским словом «та»: «союз 1. (соединительный, присоединительный) и, да; 2. (противительный) а, но, однако, да». «Политиздат» в 1990 году был под «патронажем» ведомства Л.Кравчука, к нему же и все претензии].
Вернемся к языку и дадим сложную, но необходимую для современного понимания значения языка, цитату: «Общество в его чистом виде вполне можно и должно уподобить языку. Общество подобно чреватому молчанию. Общество становится действительным, конкретным, наличествующим, актуальным только в тот момент, когда оно из общества-языка превращается в общество-речь, иначе говоря, в какое-то конкретное общество, взятое в отдельном конкретном моменте. Но общество как язык всегда хранит в себе возможность быть другим. Эта возможность быть другим, то есть сказать на одном и том же языке другую фразу, не нарушая правил грамматики, синтаксиса, семантики и т.д., и есть потенциал социальной динамики и социального развития, источник социальных изменений. Другими словами, общество в целом, как язык, представляет собой и то, результатом или проявлением чего может быть данное общество, и то, чем было предшествующее общество, и то, чем будет общество последующее, но при этом всегда и нечто еще, некую нераскрытую и не раскрывающуюся возможность» [А.Дугин Социология геополитических процессов. Геополитическая история России (лекционный курс). М. 2010].
Есть возможность сейчас сказать в Минске, «на одном и том же языке», языке переговоров - русском, «не нарушая правил» общества другую фразу - фразу лагеря не войны - Кравчука, а мира - Путина. Самоуверенность Кравчука в правоте «ястребов» держится на том устрашающем факте, что разрушены города, села ДНР и ЛНР, а не Киевской, Ровенской, Львовской и других областей. Один ракетный удар или даже гипотетическая опасность его, по центру Киева, резиденциям бывших и нынешнего президентов в один миг изменят их точку зрения на мир. Даже на такой «худой» мир, каким Кравчук и иже с ним считают «особый статус Донбасса: сохранение независимости с общим культурным, экономическим пространством с Украиной».
К слову, разрушение «мира благоденствия», огородивших себя королевскими льготами и приобретениями, бывших президентов Украины, так много сделавших для нынешней ситуации в катящейся к пропасти стране, было бы справедливым возмездием: «... и аз воздам».
Не надо надеяться на то, что НАТО, под нажимом США, решит проблему войны и мира на Украине: не будет ей поставок «летальных вооружений», о чем уже заявили, не оправдавшие ее надежд, США и страны Европы. Это Украине отведена роль «таскать каштаны из огня», а не Европе и, тем более, США! Не надо надеяться и на то, что не попытаются некоторые члены ЕС - те страны, в состав которых некогда входили окраинные территории нынешней Украины, забрать их себе, чем они уже «озаботились». Лучший пример тому - поляки, требующие возврата Львова.
Трагедия украинской политической элиты в том, что создав себе образ врага в лице России, не понимают они, что именно сильная братская страна является гарантом территориальной целостности Украины. Добавим, не менее важный, фактор: и экономического благосостояния.
Наша психика устроена таким образом, что не позволяет безнаказанно находиться в противоречии с тем, что человек думает и что он говорит: верно, что правда - лучшая терапия и для политика, но, одновременно, она же и не позволительная роскошь для многих из них. В свое время, «вождь мирового пролетариата», понимающий трудность лгать на официальном уровне, приказал не сообщать послу Совдепии в Германии правду о судьбе Царской Семьи: «Пусть Иоффе ничего не знает, ему там, в Берлине, легче врать будет».
Если глаза - зеркало души, то лицо человека - зеркало состояния его психики. Это отмечено и знатоками человеческой души - классиками русской литературы, у героя, одного из которых, помнится, от постоянного вранья перекосило рот. Герой тот был далек от работников «идеологического фронта», как называли некогда политработников, у которых была, как оказывается, «опасная» для их психики (и лица!) работа.
Римский поэт-сатирик Децим Юний Ювенал (ок. 60 - ок. 140), сказавший «язык глупого - гибель для него», предполагал, что умный человек понимает, что он говорит. Может ли умный человек не понимать, что разрушенные Донецк, Луганск и другие, несть им числа, города на Донбассе и погибшие в них люди, напоминают нам разрушенный варварами древний Рим, войсками Наполеона испанскую Сарагоссу и сожженный ими же австрийский Эберсберг. Разрушенный фашистами, подумать только - кумирами нынешних «нациков», выстоявший, как теперь Донецк и Луганск, героический Сталинград, путь к которому лежал, в том числе, и через эти, донские степи.
Есть такая нация Донецкая и Луганская! Это русские люди, к которым относятся и украинцы. История еще посмеется, пусть и с горьким оттенком, над временщиками, типа Кравчука, видимо еще не понявшего, что язык его - его погибель. Сойдет, охватившая часть народа, дурь национализма (пример тому - Германия, начинающая понимать, что творят нынешние наци на Украине), как развеялся черный дым от сожженных, на подобном аду Майдане, списанных шин. Дым, надышавшись которым, на свое несчастье, молодежь, заплатит за это жизнью. Своей жизнью, а не приведших их к этому людей, подобных первому президенту и последующим после него, пока еще не состоявшегося государства, «незалежного» от жизни в нем людей.