Сегодня Россия и Китай являются важнейшими стратегическими партнерами в противостоянии глобальным вызовам, прежде всего системному экономическому кризису и постоянному политическому давлению со стороны Запада. Наши страны являются гарантами стратегического баланса сил в мире, не давая международным отношениям скатиться в мрачное средневековье однополярной деспотии. Естественно, это накладывает серьезные требования к качеству наших отношений, которые должны опираться на куда более важные и значимые ценности, чем политическая выгода или экономические интересы.
Конечно, работа в БРИКС – это важно, совместные экономические проекты – это очень важно, работа в Совбезе ООН еще важнее, но без твердой опоры на какие-то глобальные непреходящие и неизменные ценности – это дом, построенный на песке. Для России такой ценностью является Православие. Для нас, русских, православная вера не просто религия наших предков, это основа нашего мировоззрения и отношения к окружающему миру.
Поэтому всякому, кто хотел бы иметь с Россией не просто деловые или партнёрские отношения, но дружеские и братские, нужно укреплять взаимоотношения, прежде всего с Русской Православной Церковью, духовной святыней нашего народа. Это относится и к Китаю.
Да, мы помним, что Китайская Народная Республика является секулярным государством, официально правящая компартия которой опирается на атеизм и относятся к религии соответственно. Сегодня там официально признаны пять конфессий: буддизм, ислам, католицизм, протестантизм и даосизм. Недавно было объявлено, что власти коммунистического Китая создадут свое китайское христианское богословие, которое будет адаптировано к национальной культуре и традиционным ценностям. В Поднебесной уже издано 65 млн. экземпляров Библии, в том числе на языках национальных меньшинств, а число верующих христиан ежегодно увеличивается более чем на полмиллиона человек. Большинство из них – это протестанты, затем католики, и меньшую часть составляют православные христиане. Чиновники ревностно следят за тем, чтобы верующие молились только в строго отведенных им местах, утвержденных государством, и под контролем властей. При этом они используют любой подходящий предлог, чтобы запретить или уничтожить уже построенные храмы. Так недавно подвергся варварскому разрушению православный храм в портовом городе Вэньчжоу, известном как «китайский Иерусалим», провинции Чжэцзян на востоке Китая. Несколько сотен полицейских разогнали пытавшихся защитить святыню православных верующих, затем с помощью крана с храма был сорван крест. Официально объявленная причина – храм был признан выше, чем было разрешено. Вряд ли подобные действия в отношении православной святыни можно назвать добрососедскими и братскими. И подобные факты, к сожалению, не единичны. Причина в том, что в Китае до сих пор Русская Православная Церковь официально не признана. Если же обратиться к истории, окажется, что Русская Духовная миссия в Поднебесной основана еще в 1685 году и уже давно отметила свое 300-летие. Русская Православная Церковь не просто гостья в Поднебесной, в Китайской Церкви Московского Патриархата множество канонизированных святых, своя многовековая история и традиции. И официальное непризнание Русской Православной Церкви выглядит, мягко говоря, анахронизмом. Последний раз официальное обращение нашей Церкви к властям Китая было в 2001 году. Тогда Управления по делам религии Китая ответило отказом.
Сегодня многое в мире изменилось. И Россия совсем не та, что была тогда. Сейчас Россия – сильное независимое государство, вернувшееся на путь своего исторического развития, и заслуживает соответствующего к себе отношения. Если китайская сторона искренне заинтересована в укреплении и качественном улучшении отношений с этой Россией, то официальное признание Русской Православной Церкви – одна из главных и первоочередных задач, которые необходимо решить в ближайшем будущем. Потому что душа в дружбе – это вообще-то главное. Спросите хоть у Конфуция.
Денис Ахалашвили, ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря
|
В Китае |
|
Китайские новомученики |
|
такие истории недопустимы |