Святые, которые нас нашли

Часть 2

0
76
Время на чтение 15 минут
Фото: Молебен свщмч.Георгию Бегме у Поклонного Креста

Часть 1

 

 

 

Фото на анонсе:

Молебен памяти священномученика Георгия Бегмы у Поклонного Креста с возведенного на месте его гибели правнуками мученика и православной общественностью Камышлова возле Сретенской церкви в п. Колчедан

 

 

 

Почетный гражданин Камышлова, священномученик Георгий Бегма родился в 1875 году в семье священника. Имел положение в обществе и был женат на дочери начальника железнодорожной станции Прасковье Федоровне Царёвой. В их семье было пятеро детей: сыновья Александр, Леонид, Николай и дочери Людмила и Зинаида. Известно, что Георгий Платонович носил звание личного почетного гражданина Камышлова. Это звание в Царской России присваивалось по ходатайству Городской Думы и означало «исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством».

С детства воспитанный в вере, любивший богослужения и молитву Георгий Платонович решил пойти по стопам отца и посвятить свою жизнь служению Богу. 2 декабря 1905 года он был посвящен в псаломщика Покровского собора города Камышлова. Помимо послушания на клиросе образованный и начитанный псаломщик вел катехизаторские беседы с прихожанами.

 

Затем он был переведен в Покровскую церковь Нижне-Баранчинского завода Верхотурского уезда, после – в Александро-Невскую церковь Шуралинского завода Екатеринбургского уезда, а с 1915 года Георгий Платонович занимал должность псаломщика Сретенской церкви села Колчеданского, где был рукоположен в диакона.

 

 

Почетный гражданин Камышлова диакон Георгий Бегма

 

 

23 июля 1918 года священнослужителей Сретенской церкви и псаломщика арестовали красноармейцы из полка «Красных орлов». Позже псаломщика отправили на окопные работы, а пожилого священника Стефана Луканина и диаконов Георгия Бегму и Нестора отвезли на станцию Синарская. Перед арестом под видом обыска красноармейцы разграбили квартиру отца Стефана, вынесли оттуда все ценное.

 

Красноармейцы не собирались оставлять священников в живых, по приезду к станции, их подвергли самым изуверским и изощренным пыткам, а потом убили. 74-летнему отцу Стефану изуверы нанесли множество штыковых ран, волосы его были частью выдерганы, частью опалены, левая рука отесана острым оружием. Перед смертью отцу Нестору красноармейцы выкололи глаза, затем срезали кожу с пальцев рук. По свидетельствам очевидцев «пальцы левой руки его заострены, как карандаш, волосы на голове частью опалены, частью выдерганы». У отца Георгия было страшно иссечено все лицо, волосы на голове частично опалены, частично выдерганы. Изуродованные тела священнослужителей были найдены неподалеку от станции. 30 июля мучеников Христовых с честью отпели и похоронили в церковной ограде Сретенской церкви.

Правнуки почетного гражданина Камышлова священномученика Георгия Бегмы в Покровском соборе

 

Благодаря многолетним усилиям правнуков священномученика Георгия Бегмы и представителей православной общины Камышлова удалось расчистить фундамент уничтоженного Сретенского храма в Колчедане и могилы священномучеников, раскопанной за алтарем, а также установить Поклонный Крест на месте их гибели. Сейчас там регулярно совершаются богослужения.

Священномученики Стефан Луканин, Георгий Бегма и Нестор Гудзовский прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года; в Соборе Екатеринбургских святых – в 2010 году. День памяти – 23 июля.

Убийство другого камышловского священника – протоиерея Василия Победоносцева произошло почти в одно время с убийством священнослужителей Сретенской церкви села Колчеданского.

О гибели протоиерея Василия Победоносцева в газете «Зауральский край» сообщалось следующее: «Смертью мученика погиб здесь протоиерей о. Василий Победоносцев, труп которого с (почти) отрубленной головой, изувеченными руками был найден в поле зарытым у “Калиновских ворот”. Покойный протоиерей являлся человеком исключительной доброты и кротости, прослужил в заводе около 30 лет и погиб только за то, что в воскресный день стал служить обедню без разрешения Совета». («Зауральский край» № 19, от 18 августа 1918 г.)

Он окончил Пермскую духовную семинарию. В 1878 году был рукоположен в сан священника и поставлен настоятелем Введенской церкви села Травянское Камышловского уезда, где прослужил до 1890 года. В эти годы иерей Василий избирался депутатом епархиального съезда от 3-го церковного округа Камышловского уезда. 9 апреля 1891 года его переводят в Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского уезда. С1896 по 1906 гг. исполнял обязанности благочинного 2-го округа Камышловского уезда. Кроме того, он был назначен миссионером округа. В 1898 г. он избирался от Камышловского уезда в наблюдательный совет съезда депутатов духовенства епархии, а также участвовал в работе Православного миссионерского общества. С 1907 года иерей Василий был заведующим Байновской церковно-приходской школы, он активно участвовал в работе церковно-приходского попечительства при Свято-Троицкой церкви. 16 августа 1912 года церковь получила в статус собора, а первый священник – иерей Василий Победоносцев был возведен в сан протоиерея.

За примерное служение отец Василий отмечен многими церковными наградами: набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, орденом святой Анны 3-й степени; медалью Красного Креста за участие в деятельности Общества Красного Креста во время Русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

После прихода к власти большевиков в Каменске был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Весной 1918 года в поселке появились части 1-го Крестьянского коммунистического полка «Красные орлы», известного своими зверствами по отношению к духовенству.

 

Несмотря на угрожающую обстановку, отец Василий регулярно совершал богослужения. Его арестовали за колокольный звон к службе, что было запрещено Советом Каменского завода, опасавшимся, что таким образом местные жители подадут сигнал войскам Белой армии. Несмотря на признание пономаря, отца Василия арестовали и увезли на станцию Синарская, где располагался оперативный штаб Шадринского направления Северо-Урало-Сибирского фронта Красной армии. Здесь его зверски убили – 70-летнему священнику отрубили голову. Очевидец расправы уроженец Каменска К. К. Цыкарев вспоминал: «Вот один из красных достал шашку и повернулся к старцу: «А ну-ка, батюшка, пойдем, мы тебя побреем немножко!», и отпластнул с кожей волосы».

Отца Василия погребли на приходском кладбище в братской могиле вместе с другими убитыми красноармейцами заложниками.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Екатеринбургской епархии. День памяти – 23 июля.

 

Священномученик Александр Попов был настоятелем храма села Травянское Камышловского уезда. Родился в семье священника. Как и многие из священнического сословия с детства был приучен к храму и решил посвятить свою жизнь служению Богу. В 1884 году окончил Екатеринбургское духовное училище, а в 1890 году – Пермскую Духовную семинарию в числе лучших учеников по первому разряду. После рукоположения молодого талантливого отца Александра назначили настоятелем Введенской церкви села Травянское Камышловского уезда. Помимо исполнения пастырских обязанностей, отец Александр преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе деревни Большая Грязнуха, в которой обучалось около семидесяти детей. Его избрали Действительным членом Общества взаимного вспомоществования учившим и учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты и членом Православного миссионерского общества.

Братья Поповы — будущие священномученики — Александр (сидит вторым слева) и Константин (стоит третьим слева) в кругу семьи

 

В 1904 году отец Александр был утвержден в должности следователя по 2-му округу Камышловского уезда, где числилось в то время двенадцать больших сел и Каменский завод, что говорит о том, что это был ответственный и рассудительный пастырь. В 1913 году отец Александр был назначен катехизатором по 2-му округу Камышловского благочиния. За усердное служение на благо Церкви отец Александр награжден набедренником, скуфьей и камилавкой, а также орденом святой Анны 3-й степени.

21 июля 1918 года красноармейцами отряда бывшего унтер-офицера царской армии П. Н. Подпорина, разжалованного за грабежи, вошли в Травянское и взяли в заложники 9 крестьян, старосту Введенской церкви Якова Андреевича Зуева и настоятеля – отца Александра. Арестованных отвезли к полотну железной дороги возле штаба, в местечко, называемое Половинным. Здесь, отпустив одного из захваченных, красноармейцы стали избивать и пытать заложников. Жители деревни слышали крики палачей и стоны мучеников, но зная, что тоже будут убиты, не решились прийти им на помощь.

Только спустя несколько дней после ухода красных, жители привезли тела замученных людей в деревню. Вид мучеников привел в ужас всю деревню. У отца Александра были отрезаны пальцы, сломаны позвоночник, рука и челюсть, на теле были множественные следы глубоких штыковых ран. Церковному старосте палачи срезали кожу с головы и рук, перебили ноги, а на спине вырезали пятиконечную звезду. Одному из крестьян, местному иконописцу перед смертью палачи сломали пальцы рук за то, что он писал иконы.

28 июля, в День памяти равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мученики были отпеты во Введенской церкви и погребены на площади возле храма.

17 июля 2002 г. иерей Александр Иванович Попов причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ в. День памяти – 23 июля.

 

 

Священномученик Константин Лебедев начинал свой священнический путь диаконом Богоявленской церкви села Кочневского Камышловского уезда, а после рукоположения в священнический сан служил в селе Беляковском Камышловского уезда и других храмах. Революцию отец Константин встретил настоятелем Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда.

Во время красного террора, объявленного большевиками в 1918 году, на Урале особенно пострадали священнослужители Камышловского, Шадринского и Екатеринбургского уездов. Екатеринбургская газета «Зауральский край» так писала об этом: «…Большевистский волк много бед натворил среди пастырей и овец Христова стада. Процент замученных и расстрелянных духовных пастырей в нашей епархии, думается, значительно выше процента пострадавших крестьян, рабочих и интеллигенции. Как будто большевики всю свою демонскую злобу выместили на духовных лицах, подвергая их всякого рода истязаниям и мучениям. Вспомните, что произошло в уездах — Камышловском, Шадринском и Екатеринбургском, — ведь духовенство здесь истреблено чуть не поголовно».

 

 

 

Каждая неудача большевиков на фронте отзывалась ужесточением красного террора, арестами и расстрелами заложников. Несмотря на грозившую опасность, отец Константин продолжал служить в своем храме. 21 июля 1918 года после литургии к отцу Константину явились вооруженные красноармейцы и потребовали, чтобы он поехал с ними в полевой штаб Красной армии на станцию Поклевскую. Там его заперли в сторожке при пожарной охране. В ночь на 22 июля туда пришли красноармейцы, чтобы совершить над невинным священником изуверскую казнь. Свидетелем его мучений был ночной сторож. Перед смертью отца Константина пытали: «борода вырвана с мясом», «кожа на лбу надрезана и задрана, на ладонях мягкие места срезаны, сухожилия на костях рук перерезаны». Сторож слышал, как отец Константин просил своих мучителей поскорее его убить, а не мучить. В ответ обезумевшие от крови палачи смеялись и продолжали издеваться над своей жертвой. Под утро обезображенное тело священника выбросили на улицу и закидали соломой и навозом.

Крестный ход в День памяти священномученика Константина Лебедева в Талице

В 2011 году на привокзальной площади станции Талицы был установлен Поклонный крест, а через два года написана икона священномученика Константина Лебедева. В День его памяти 22 июля после Божественной литургии совершается крестный ход к Поклонному кресту – месту кончины мученика. В 2018 году площади перед железнодорожным вокзалом города Талицы было присвоено имя священномученика Константина Лебедева.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Константин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии; в 2010 году – в Соборе Екатеринбургских святых. День памяти – 23 июля.

 

Священномученик Алексей Введенский – выходец из священнического сословия. Он родился в 1872 в семье сельского священника. В 1893 году окончил Пермскую духовную семинарию по второму разряду, был рукоположен в сан священника и определен для служения в Вознесенскую церковь села Багарякского Екатеринбургского уезда, а спустя год он был назначен наблюдателем церковно-приходских школ. В июне 1897 года его перевели в Свято-Троицкую церковь села Катайское Камышловского уезда, где помимо пастырских обязанностей он преподавал в местном земском училище. Состоял членом благочиннического совета по 5-му округу Камышловского уезда и был духовным следователем по тому же округу.

Иерей Алексей Введенский (справа) с дочерью Юлией

 

Революцию и Гражданскую войну отец Алексий встретил в Катайском, где несмотря на угрожающую обстановку продолжал свое пастырское служение. Когда в село вошел отряд красногвардейцев под руководством П.Н. Подпорин¸ для формирование 1-го Крестьянского коммунистического полка местных мужчин стали насильно мобилизовать в Красную армию. Всех отказывающихся взять оружие, немедленно расстреливали. Когда началось наступление белой армии, Катайское оказалось на военном положении. Однажды ночью с колокольни Троицкой церкви раздался набат. За сигнал «к выступлению контрреволюции против советской власти» настоятеля Троицкой церкви отца Алексея немедленно арестовали. Несмотря на признание сторожа, ударвшего в набат, по приговору «тройки», в которую входили командир полка П.Н. Подпорин, председатель совдепа А.М. Пниженин и военный комиссар К.С. Истомин, «именем республики» отца Алексея приговорили к расстрелу. 6 июля 1918 года за полотном железной дороги возле села, красноармейцы заставили отца Алексия выкопать себе могилу, а затем зарубили его шашками.

По воспоминаниям старожилов причиной убийства любимого в народе священника была другой. В июне 1918 года в Катайское из центральной России прибыл спецотряд красногвардейцев во главе с комиссаром Рязановым целенаправленно занимавшийся грабежами храмов и монастырей. Именно этот отряд 18 февраля 1918 года участвовал вскрытием и осквернением мощей преподобного Феодосия Черниговского, которому комиссар Рязанов отрубил от десницы мизинец и носил с собой. В Катайском комиссар тяжело заболел, у него началась лихорадка и бред. Чувствуя приближающуюся смерть, Рязанов решил, что это ему наказание за святотатство, и приказал привести священника. Отец Алексей немедленно пришел к умирающему, исповедовал его и причастил. Раскаявшийся комиссар отдал отцу Алексею частицу мощей преподобного Феодосия Черниговского и попросил священника за него молиться. После Причастия Святых Христовых Таин жар у Рязанова спал, и к утру он спокойно скончался. Недовольные тем, что священник исповедовал комиссара, бойцы отряда заставили отца Алексея вырыть могилу для умершего, а потом для самого себя. Священника столкнули в могилу и живого засыпали землей. Жена и дети священномученика Алексия Введенского видели расправу над ним. Потом красноармейцы плясали на могиле, приговаривая: «А ну-ка, воскресни!» Несколько дней они пировали в доме убитого, называя это «поминками».

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Алексий Введенский прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. День памяти – 23 июля.

 

Священномученик Константин Алексеев родился 3 ноября 1873 года в семье священника в селе Новое Камышловского уезда. Обучался в Духовном училище при Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре, закончил Камышловское Духовном училище на епархиальном обеспечении. 13 декабря 1912 г. его переводят в Свято-Троицкую церковь села Троицкое Камышловского уезда.

Священник Константин Алексеев с семьей. Фото нач. 20 вв.Священник Константин Алексеев с семьей. Фото нач. 20 вв.

 

В июне 1918 г. Камышловский Исполком принял постановление о реализации в уезде Декрета о хлебной монополии, в деревни были направлены карательные отряды красноармейцев. Среди крестьян начались бунты. Обстановка еще более накалилась, когда красные стали отступать под натиском белочехов. В бессильной злобе красноармейцы грабили и сжигали все, что не могли увезти, брали в заложники местных жителей, которых впоследствии расстреливали.

27 июля 1918 г. на квартиру к священнику Константину Алексееву явились вооруженные красноармейцы, арестовали его и увезли сначала на станцию Богданович, а затем, отступая, на станцию Антрацит. Отца Константина с другими заложниками увезли с собой. 30 июля отряд красноармейцев покинул Антрацит и стал отступать к станции Егоршино. К этому времени настоятель храма Святой Троицы села Троицкое священник Константин Алексеев был расстрелян. Точная дата этого трагического события неизвестна.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священник Константин Алексеев был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии. День памяти – Собор новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная от 25 января).

 

Священномученик Василий Инфантьев родом из семьи священника Иоанна Инфантьева Окуневской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. После успешного окончания Уфимской духовной семинарии, выпускники которой впоследствии становились одновременно священнослужителями и законоучителями в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, посвятил свою жизнь священническому служению и преподавательскому труду. Первое место служения – Петро-Павловская церковь села Петухово Челябинского уезда, а также законоучитель в сельском училище, где он впоследствии назначается попечителем. Затем по прошению его переводят вторым священником Николаевской церкви села Таловского, где он также трудится законоучителем в местном училище.

 

За многолетнюю преподавательскую деятельность в 1886 году он был удостоен благодарности попечителя Оренбургского учебного округа. С 1888 года в течение шестнадцати лет отец Василий являлся членом Попечительского совета по 34-му Благочинию.

С 1891 по 1896 год он исполнял должность духовного следователя по 19-му Благочинию Оренбургской епархии. Очевидно, что на эту должность старались назначать только самых благонадежных и ревностных священнослужителей, отличавшихся при этом знанием церковных канонов и рассудительностью.

В мае 1896 года он был назначен членом Епархиального совета. В этой должности он состоял вплоть до своего перевода в Екатеринбургскую епархию в 1904 году.

С переводом в Екатеринбургскую епархию он был определен к Покровской церкви Нижне-Баранчинского завода Верхотурского уезда и назначен заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, а позже получил должность законоучителя в земском и министерском училищах. 7 августа 1909 года он был поставлен настоятелем

Свято-Троицкой церкви села Мехонского Шадринского уезда и благочинным 2-го округа.

 

С ноября того же года отец Василий стал преподавать Закон Божий в Мехонском четырехклассном училище. В характеристике, которая была дана ему инспектором училища, говорилось, что он заслужил «не только отличную аттестацию своим отношением к делу, но уважение и любовь учащих и учащихся».

В январе 1916 года отец Василий был переведен к храму святителя Димитрия Солунского в селе Таушканском Камышловского уезда. Летом 1918 года этот край оказался в районе ожесточенных боев между красными и белыми. Начавшееся в мае 1918 года выступление корпуса белочехов крайне обострило военную обстановку, на Урале во многих местах прошли крестьянские антисоветские восстания. Части Красной армии стали повсеместно отступать. После того, как в штаб красноармейцев поступило сообщение, что в селе Таушканском, расположенном в двадцати верстах от них началось восстание, были захвачены и убиты все члены Волостного совета во главе с председателем, для подавления восставших был выслан 1-й батальон красного полка. Впоследствии один из красноармейцев потом описал дальнейшие события.

«Вот уж и село Таушканское, – описывал красноармеец. – Тихо было в селе. Лишь слышно, как перекликнулись петухи, залаяла где-то собака, прокричала утка, и опять тихо. Кольцом обложили мы село и, приблизившись на близкое расстояние, бросились на ура. Не ожидавший нас небольшой конный отряд всполошился и беспорядочно начал обстреливаться, но вскоре, севши на коней, поспешил скрыться. Остался один лишь священник, которого мы вскоре и разыскали. Как сейчас помню высокую прямую фигуру этого человека с головой, убеленной сединами. Это был тип библейского праотца Авраама. На все вопросы он не давал положительных ответов и упорно отмалчивался». Красноармейцы обвинили отца Василия в причастности к набегу на Волостной совет и расправе с его членами. Всю злобу за убийство «товарищей» они выместили на 64-летнем священнике: его зверски пытали, а потом убили.

Жестокое убийство невинного пожилого священника казалось им справедливой местью белогвардейцам. «Вернувшись в веселом настроении духа, – писал позже очевидец событий, – долго не спали красноармейцы, долго слышались шутки, смех и веселые залихватские песни под гармонику».

Спустя неделю, когда красные бежали, в село вошли белые, замученного протоиерея похоронили по православному обряду.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Василий Инфантьев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в 2010 году – в Соборе Екатеринбургских святых. День памяти – 23 июля.

 

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Дионисий Ахалашвили
Он ушёл на Казанскую…
На день рождения схиархимандрита Власия (Перегонцева)
09.02.2022
«Мы 19 раз в Москву ездили, чтобы Церкви Покровский собор вернули»
Беседа с протоиереем Игорем Балабановым. Часть 1
16.11.2020
Все статьи Диакон Дионисий Ахалашвили
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36