В минском Дворце искусств 28 марта открылась, ставшая уже традиционной, выставка Арт-Минск 2025. Как отмечается в интернете, на ней представлено более 550 современных работ от 225 художников из Беларуси. Также указывается, что в этом году на фестиваль поступило более 1300 заявок, что является абсолютным рекордом за все годы его проведения. Жюри отобрало 550 работ авторов из разных городов страны.
Уже на подходе к Дворцу искусств бросается в глаза, что логотип выставки почему-то написан латиницей. С чего это вдруг в нашей стране отказалась от своих двух государственных языков, которые используют кириллицу? Или это демарш организаторов, которые ничего не хотят иметь общего «с этой страной»?
Из афиши видно, что идея проекта принадлежит ОАО «Белгазпромбанк», самый яркий представитель которого отметился гигантскими финансовыми махинациями в 2020 году, ведущей роли в БЧБ-революции и в настоящее время находится в местах не столь отдалённых. Организатор проекта – ООО «Юнайтед артс», один из партнёров проекта ОО «Белорусский союз художников».
Прежде чем начать анализ представленных на выставке работ, хочется отметить, чего там нет – нет от слова совсем! Полагаю, что большинство из вас, уважаемые читатели, и так смогут догадаться с первого раза. Из 550 работ на выставке нет ни одной, которая была бы посвящена предстоящему 80-летию Великой Победы! Нет ни одной работы, которая бы несла функцию военно-патриотического воспитания молодежи! Может кто-то хочет возразить, что я слишком придираюсь к организаторам выставки и к самим художникам? Но, обратимся к Постановлению Совета Министров от 28 декабря 2023 г. № 961 которым утверждена Концепция развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024-2026 годы. Этот документ представляет собой системное изложение подходов к целям, задачам, принципам и основным направлениям развития национального культурного пространства Республики Беларусь.
Концепция направлена на:
сохранение и утверждение традиционных ценностей белорусского народа;
формирование патриотических убеждений и гражданской ответственности;
противодействие угрозам национальной безопасности в интересах белорусского государства, общества и граждан.
Правовым актом установлены механизмы реализации Концепции по отдельным направлениям. Так, для сохранения и популяризации историко-культурного наследия, национальных традиций и обычаев планируется:
увеличить охват населения Республики Беларусь мероприятиями, формирующими патриотические ценностные ориентации;
популяризировать события и личности, которые внесли значительный вклад в становление белорусской государственности;
внедрять в работу учреждений и организаций всех форм собственности практики празднования государственных и современных белорусских праздников, проводить гражданские ритуалы с использованием национальных традиций.
Анализ требований Концепции развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024-2026 годы приводит к логическому выводу, что в отношении формирования патриотических убеждений граждан Беларуси, популяризации событий и личностей, которые внесли значительный вклад в становление белорусской государственности, организаторы выставки либо не знают об этих требованиях, либо сознательно их игнорируют.
Алё! Это прачечная?.. Старый анекдот, который хорошо знает старшее поколение, как нельзя лучше отображает закулисную сущность выставки «Арт-Минск 2025» по отмыванию «обгаженного змагарского белья» после событий августа 2020 года. В то время «культурные работники и работницы Беларуси», воодушевлённые победным шествием по планете «цветных революций», решили внести лепту в совершение государственного переворота в надежде застолбить себе место в «социальном лифте» и получить «вкусные» должности после свержения законно избранного Президента.
Спустя несколько дней после выборов в августе 2020 года 437 «культурных работников и работниц Беларуси» своими подписями поддержали деструктивные силы и выступили против действующей власти. Из них 106 художников и 21 дизайнер. Но социальный лифт «испортился», даже не сдвинувшись с места, и предатели остались у разбитого корыта со своим предательством.
Но, как оказалось по факту, поддержать «своих людей» для организаторов выставки – «это святое». Не зря ведь они «шаталі рэжым» или ставили подписи в поддержку Бабарыки!
Назовём их пофамильно:
В списке 437 подписантов против действующей власти под № 208 указан Иван Семилетов, художник Союз художников. Его мазня, извиняюсь, работы выставлены на выставке Арт-Минск 2025.
Кроме знаменитого списка 437 подписантов, многие художники, по тем или иным причинам не поставившие в нем свои подписи, всяческими путями пытались донести «их буржуйскому величеству», что они – «свои», они – предатели Родины и шататели «рэжыма». Очередной пример ударной работы прачечной – «отмывание» Александра Некрашевича.
На стерильно зачищенном сайте специальных торгов аукциона Vladey ЖЫВЕ БЕЛАРУСЬ, проведённых 29 августа 2020 года, уже ничего нет, что могло бы указывать на активную антигосударственную деятельность белорусских художников, но остались предусмотрительно сохранённые скрины. В тот день были представлены работы 30 белорусских художников, которые не словом, а делом финансово поддержали протестное движение в августе 2020 года. Согласно условиям проведения специальных торгов, прибыль от продажи была поровну разделена между авторами и фондами поддержки «пострадавших от жестоких подавлений протестов в Беларуси».
Среди этих тридцати художников была выставлена на аукционе работа Александра Некрашевича с начальной ценой в 100 евро. Работы, проданные на условиях финансирования протестного движения, помечались символом поднятого красного кулака, сжимающего такого же цвета кисть. Для тех, кто готов «отмахнуться» от данной акции по типу «это другое», хочу напомнить, что в соответствии с пунктом 3 «Статьи 293. Массовые беспорядки Уголовного кодекса Республики Беларусь (Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно ФИНАНСИРОВАНИЕ или ИНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьёй 361.2 настоящего Кодекса)», – наказываются арестом или лишением свободы на срок до трёх лет.
На выставке Арт-Минск 2025 представлены две работы Александра Некрашевича.
Благодаря гуманной политике нашего Президента эти и многие другие шататели «рэжыма» до сих пор не «пилят лес двуручными пилами». А вот почему их работы каким-то непонятным образом оказались на выставке Арт-Минск 2025, нужно спросить у организаторов.
– Алё! Это прачечная по отмыванию художников-БЧБесов?
Приятно отметить, что на выставке Арт-Минск 2025 смогли обойтись без традиционной утилизации строительного мусора под видом «произведения искусства». Уже нет «привычных» грязных старых оконных стёкол, крашенных кирпичей и кусков брусчатки, как и нет инсталляции из грязной посуды.
Но остались в тренде борьба с наиболее авторитетными в Беларуси конфессиями: православием и католицизмом. В этом году впервые увидел попытки оскорбления иудаизма в виде скульптуры «Раввин».
События на Украине наглядно продемонстрировали, как у них уничтожается все, что связано с Русской Православной Церковью. Собственно, в этом нет ничего удивительного. Одна из стратегических целей политтехнологов США на постсоветском пространстве – уничтожение православия! Именно РПЦ является цементирующим звеном славянских народов. Без слома объединяющих православных устоев и традиций славянский народ выстоит против любых «наглосаксов» и прочей нацистской нечисти.
На выставке Арт-Минск 2025 мы видим надругательство над традиционными наиболее массовыми и авторитетными конфессиями – православием и католицизмом. Способы богохульства и святотатства самые различные. Происходит их «размывание» и подмена сатанизмом, мистицизмом и неоязычеством. Идёт глобальная работа по переформатированию и уничтожению наших культурных традиций, закреплённых в новой редакции 2022 года основного закона, – Конституции Республики Беларусь.
Разберём всё это на конкретных примерах.
Цель иконы – способствовать единению человека и Бога. Икона – глубоко символична; причём, как правило, эти символы понятны и доступны всем внимательным, образованным верующим. Наконец, икона служит окном в горний мир. Благоговейно взирая на образ Божий или Его святого, отмеченный на иконе, христианин духовно возносится к Самому Первообразу; молясь перед ликом изображенного, он реально соединяется духовною связью с Самим изображенным, Богом или Его святым.
Для людей, далеких от основ религии, на выставке имеются четыре работы, на которых подразумевается изображение иконы. Акцент зрителям делается не на сущности самой иконы, а на том, что это «деревяшка» – просто доски, подразумевается, что этим «доскам» верующие люди молятся. При такой подаче образ иконы лишается своего глубокого символизма способствовать единению человека и Бога. Подобный подход к оскорблению чувств верующих я встречаю впервые и расцениваю его, как святотатство.
На выставке есть четыре подобные работы.
Продолжим изучение оскорблений чувств верующих и разжигания межконфессиональной розни на выставке Арт-Минск 2025.
К умышленному публичному осквернению предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики можно отнести статуэтки «Христофор» и «Пророк» (автор Александр Шапо).
Трудно понять связь членов движения возрождения коренных религий и традиций древней Мексики (религия ацтеков) «Мексикайотль» с католиками. На картине Антона Шаппо изображены три разрисованные в оккультном стиле мексиканских сектанта, сплошь украшенных католическими крестами. Это что? Причастность католиков к созданию сектанства или возрождение религии ацтеков? Непосредственная компрометация католиков и католического креста с целью возбуждения религиозной розни и оскорбления граждан в связи с их религиозными убеждениями? Или борьба против наших традиционных, наиболее авторитетных религий в Беларуси? Или художник «так видит»?
Впервые за многие годы увидел на выставке Арт-Минск 2025 открытие «окон Овертона» по возбуждению религиозной розни и оскорблению граждан в связи с их религиозными убеждениями в отношении иудеев, в частности, к духовным лидерам, религиозным учителям в иудаизме – раввинам. Название этому «шедевру» можно было дать любое, но скульптур Дмитрий Оганов назвал свою работу «Раввин». Комментировать – только портить впечатление!
Одна из работ выставки «Арт-Минск 2025» во Дворце искусств напомнила о событиях, произошедших в Российской Федерации около десяти лет назад, которые тогда шокировали наше общество. Начались они со случаев подросткового суицида, после чего на ТВ и в интернете заговорили о так называемых группах смерти. Среди них наиболее известными были «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Млечный путь» и другие названия. В этих группах кураторы играли с детьми и подростками в игры, финальной целью которых являлось совершение самоубийства. В соцсетях распространялось ориентированное на подростковую аудиторию представление о смерти как о явлении, обладающим особой привлекательной эстетикой. Смерть превращалась в сакральный символ, который делал причастного к нему членом элитарного клуба.
На выставке Арт-Минск 2025, впрочем, как и на многих предыдущих выставках, проведённых в Дворце искусств, уже, пожалуй, стало дурной традицией выставлять работы художников, пропагандирующих суицидальную тему и преподносящих привлекательную эстетику смерти?
Так, на фоне неба, среди деревьев мы видим мирно летающих китов. С чего бы это вдруг они залетели в наши леса? Все становится на свои места, если вспомнить о некогда известной группе смерти «Синий кит».
Сакральными символами смерти наполнены и некоторые другие работы.
Несколько проанализированных выше картин формируют упаднические взгляды молодежи, укрепляют их нигилизм. Счастье повседневной жизни и надежды на будущее они подменяют привлекательной эстетикой смерти и порождают суицидальные тенденции у психически неустойчивой молодежи.
Зададимся вопросом: кому может стать выгодна смерть детей? Пожалуй, наиболее заинтересованы в этом т.н. глобалисты, которые в рамках концепции «золотого миллиарда» уже более полувека ведут планомерную, целенаправленную работу по сокращению населения на планете в целом и славянского народа в частности. Рад буду выслушать другое мнение по этому вопросу.
Среди многочисленных работ, посвященных иллюстрации мифических персонажей на выставке «Арт-Минск 2025», впервые появились целых два изображения единорога. Возможно, другие персонажи не обратили бы на себя внимание, но симпатичная лошадка с рогом на голове уже много лет является негласным символом лесбиянок. С чего бы это вдруг они так активно начали «плодиться» на выставке? Как-то вспомнилось: «У нас нет ЛГБТ-пропаганды!»
Традиционно выставка обильно удобрена помоями по расчеловечиванию нашего общества. Для этого используется широкий набор приёмов. Вероятно, именно в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в качестве произведения искусства выставлена пишущая машинка, в которой для отделки клавиш использованы человеческие зубы. Вспоминая экскурсию в немецкий лагерь смерти Заксенхаузен, это мне очень напомнило традиции Третьего Рейха использовать человеческую кожу, волосы, зубы в «произведениях искусства».
Хороший способ расчеловечивания – изображать отдельно части человеческого тела. Например, две шагающих женщины, держащие в руках головы.
Тема расчеловечевания проходит в работах с изображением людей без лиц либо с частично нарисованными, изуродованными лицами.
Цель западного проекта «Расчеловечивание», – чтобы люди перестали быть людьми. Для реализации этой цели когнитивное воздействие на людей происходит по различным направлениям, которые разрушают традиционные основы человеческого общества. К ним можно отнести:
– отвращение от Церкви и веры;
– переписывание героических страниц истории Великой Отечественной войны и подмену исторического прошлого антиисторией, лишение нас наших корней;
– навязывание идеологии индивидуализма и эгоизма;
– отказ от деторождения и семьи;
– пропаганда ЛГБТ и смены пола.
Западная программа «Расчеловечивания» регулярно на выставках художников пробивает себе не только дорогу, но и очередное дно.
В заключении хотелось бы немного остановиться на «универсальных картинах». Это такие работы, которым можно дать любое название, которые можно подвесить за любую сторону, перевернуть их на 180 градусов, вверх тормашками и никто не обратит внимания, что картина висит неправильно. Наиболее характерным свойством таких работ является то, что, рассматривая их с близкого расстояния, – это будет откровенная бессмысленная мазня. Можно отойти от холста, на два-три-пять метров и, о ужас, – бессмысленная мазня остаётся мазнёй!
С учетом проведенного анализа, полагаю, что для недопущения в дальнейшем подобных недостатков нужно вернуться к старым проверенным методом работы: собрать в избу-читальню всех ответственных работников, прямо или косвенно причастных к организации выставки, и под диктовку законспектировать требования всех нормативных документов, регламентирующих современные требования к подобным мероприятиям, начиная с Конституции Республики Беларусь, Концепции национальной безопасности, Кодекс Республики Беларусь о культуре, Концепции развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024-2026 годы и т.д. И к организации мероприятий допускать только тех, кто сдаст знание теоретических требований правовых и нормативных актов.
Александр Стефанович Плавинский, подполковник МВД в отставке, Минск
1.
В Беларуси такое возможно. Делайте так. Хоть у вас сохранится что то подобное православной морали.