Почти что одновременно со страшными событиями в «Крокусе» сначала ведущие мировые, а потом и некоторые отечественные СМИ стремительно облетела ещё одна грозная для России новость, на этот раз сугубо экономическая. Сначала не самый однозначный с точки зрения деловой репутации Bloomberg, а затем и куда более солидный в этом отношении Reuters однозначно констатировали: западные санкции по отношению к российской нефти наконец-то по-настоящему заработали.
Так, к примеру, как сообщает Bloomberg, индийские нефтеперерабатывающие заводы, являющиеся на сегодняшний момент времени вторыми после Китая покупателями российской сырой нефти, отказываются работать с русскими и больше не будут принимать танкеры «Совкомфлота» из-за риска, связанного со вторичными санкциями.
Как уточняет агентство Reuters, речь, в частности, идёт об операторе крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего комплекса — индийской компании Reliance Industries, которая, согласно информации всё того же Reuters, опубликованной со ссылкой на два источника, знакомых с ситуацией, окончательно прекратит покупать российскую нефть, доставленную на танкерах «Совкомфлота», из-за санкций США.
А в самом ближайшем будущем индийскому правительству и вовсе неминуемо предстоит принять окончательное решение о полном запрете на заход в порты страны судов, подпавших под американские и/или европейские ограничения или просто принадлежащих российской стороне. То есть окончательно демократическая теперь Индия должна окончательно порвать с мрачным индийско-российским прошлым и перейти под знамёна сражающейся против хтонической русской тьмы светонесущей американской демократии.
И возможно, даже отправить оружие Зеленскому, если об этом хорошо попросят из Вашингтона, но это немного потом.
Что тут можно сказать.
Вообще-то, подобного рода публикации, в каких бы «солидных» изданиях они ни случались, у людей понимающих не вызывают никаких особенных чувств, кроме вполне понятной брезгливости.
И ещё некоторого недоумения от того, с какой лёгкостью подобного рода информация подхватывается к распространению не последними российскими СМИ. Но сначала немного о фактах и об их трактовках.
Во-первых, и это глупо скрывать, некоторое взаимное непонимание у российских поставщиков и индийских переработчиков в настоящее время и вправду имеется. Правда, касается оно исключительно довольно редких для России высококачественных восточносибирских сортов ESPO и Sokol, которые при всём, что называется, уважении в принципе вряд ли могут повлиять на общие котировки.
Особенно с учётом того, что нефть именно этих марок фактически чуть ли не в неограниченном количестве у нашей страны готов закупать Китай. Экономике которого нефть именно с подобными свойствами будет совершенно не лишней и который официально заявил о готовности в самом ближайшем будущем нарастить поставки российской нефти марок ESPO и Sokol чуть ли не втрое, до 1,7 млн баррелей в сутки. То есть выбирать чуть ли не всю добычу этих высоких сортов.
О базовой же для российского экспорта в Индию нефти наиболее распространённой российской марки Urals речь, по крайней мере на этом этапе, даже по широко сейчас тиражируемым версиям Bloomberg и Reuters, пока и вовсе не идёт.
Глупо было бы, извините. Это для индийских переработчиков даже не в ногу себе стрелять.
Да, и (и это, пожалуй, самое смешное в происходящем) никто, включая сами американские информационные агентства, не уверен, что даже по высококачественным ESPO и Sokol Индия окончательно от чего-то там отказалась. Просто русские сейчас активно отжимают к нулевой отметке тот самый знаменитый «дисконт», который предоставлялся покупателям в период перестройки отечественной нефтяной логистики. Что индийским переработчикам, разумеется, не очень нравится: к хорошему быстро привыкаешь.
И иногда очень хочется хоть как-то поторговаться.
А восточный базар, как известно, дело даже куда более тонкое, чем сам лукавый Восток.
Другое дело, что индийским переработчикам стоило бы три раза подумать, прежде чем подтаскивать под лукавые, чисто восточные разборки ещё более беспринципные, чем самые прожжённые восточные торговцы, передовые западные СМИ.
Не просто же так на всё том же мудром Востоке уже давно бытует пословица: если два брата подрались и смертельно обиделись друг на друга, значит, у одного из них недавно ночевал англичанин.
It's not personal, just business.
В этом и состояла цель качественно проделанной вышеуказанными СМИ чисто пропагандистской работы, и этого как-то довольно глупо не понимать.
Впрочем, тот факт, что на саму Россию даже вот эти опасения вторичных санкций со стороны индийских импортёров влияют в куда меньшей степени, чем на конечных европейских потребителей, не отрицают даже сами западные информационные агентства. И тем более удивительны радостные ссылки на мнения этих светлых людей и на тексты в Bloomberg и Reuters со стороны отдельных отечественных коллег.
Впрочем, пусть их.
Ещё совсем недавно солидные и консервативные западные массмедиа, увы, сами себя дискредитировали, превратили себя сначала в солдат, а потом и вовсе в инструменты, дисциплинированные орудия информационной экономической войны. И ориентироваться на их тексты как на журналистскую аналитику, особенно работая в отечественном информационном поле, — это даже не чисто редакционный косяк. Это или такая интересная редакционная политика, или, что, на наш вкус, ещё хуже, тупо профессиональная некомпетентность. Не просто же так Bloomberg, Reuters и примкнувший к ним Forbes некоторое время назад банально выгнали со своих площадок такие взвешенные и во многом зависящие от западных рынков саудовцы, настоявшие даже на лишении этих средств массовой информации аккредитации на площадках ОПЕК и ОПЕК+. И почему мы в этом отношении куда менее брезгливы, чем живущие в своём уютном средневековье арабские шейхи, лично мне, к примеру, довольно сложно понять.
Ну да ладно.
Важнее понимать другое: наше время требует при работе с информационными технологиями не столько каких-то особенных навыков, сколько элементарной человеческой гигиены. А на большом восточном базаре информационной войны уж кому-кому, а напрямую участвующим в энергетических конфликтах западным СМИ, если себя хоть немного уважаешь, доверять точно нельзя: они с нами воюют. А по западному же классическому определению, приписываемому германскому канцлеру Бисмарку, представители цивилизованных западных стран нигде так не врут, как до выборов, после охоты и на войне.