Всегда рядом. Памяти архимандрита Трифона

Вечная память 
0
134
Время на чтение 16 минут

Источник: Вера-Эском

«14 ноября в возрасте 69 лет в отделении грудной хирургии Первой Краевой больницы скоропостижно скончался настоятель храма Всех Святых города Краснодара архимандрит Трифон (Плотников). Отпевание в Св.-Екатерининском соборе возглавил епископ Тихорецкий и Кореновский Стефан в сослужении духовенства Екатеринодарской и Кубанской епархии…»

Архимандрит Трифон (Плотников)

Когда умирает кто-то в семье, то всяческие хлопоты (организация похорон, поминок) отвлекают ум от осознания чудовищной утраты – и вроде бы легче становится. Здесь то же самое. Умер духовник нашей газеты – надо срочно некролог составить, собрать воспоминания близко знавших его людей. И всё же пробивается боль: «Господи! Как же так?! Отец Трифон всегда у нас был. И должен быть. Но вот вдруг его нет. Не может же быть такого!»

У батюшки много духовных чад – надеемся, они откликнутся и пришлют свои воспоминания в редакцию. Время уже не играет роли – пусть это будет завтра, через год, через два и так далее. Пока публикуем наскоро записанные заметки трёх человек – из тех, кто познакомился с ним в конце 80-х и начале 90-х годов.

Всех нас тогда объединил отец Трифон. За редким исключением, все мы были нецерковными. Взять хотя бы меня – крещённого в детстве, видевшего, как молится мать, начитавшегося в студенчестве религиозных философов, но совершенно ни-че-го не понимавшего в православии. С 1989 года работал я в республиканской комсомольской газете «Молодёжь Севера» и как-то предложил редактору сделать очерк о священнике (оригинальная такая идея, никогда ещё о них не писали) – помню, как в Ибе наш фотокор мучил батюшку: «Сядьте здесь, нет, лучше здесь». Хотел фото поэкзотичнее сделать: поп в рясе и с крестом на фоне живописного ибского холма. Не помню, какие вопросы задавал отцу Трифону для газетной статьи, но со своими, личными, с той поры стал к нему ездить. Он не требовал безусловного послушания, как иные старцы, но молился о нас. Первый раз вполне ощутил это, когда мы с Игорем Ивановым летом 1991 года отправились в таёжный поход с Печоры на Мезень и, как говорится, даже ног не замочили, хотя было очень просто загибнуть. И он молился, и жёны наши – и так легко в пути было, и такие чудеса совершались, что до сих пор не верится. И так же дальше по жизни…

«Батюшка, а как по-православному писать?» – спросил его, когда возникла газета «Вера». «Пиши, как умеешь», – такой был ответ. Да, отец Трифон ничего не навязывал. Но был рядом. Не так давно он вдруг спросил по телефону: «Ты где? Что там делаешь?» Действительно, что?! Вот умел встряхнуть и дать сориентироваться в пространстве-времени в духовном, так сказать, измерении.

Мемуаров батюшка никогда не писал. Но пять лет назад Игорю Иванову удалось уговорить его рассказать о себе («Знакомый незнакомый. Три беседы с архимандритом Трифоном (Плотниковым)», №№ 808, 811 и 819, июль, сентябрь 2018 г. и январь 2019 г.). И с удивлением узнал, что, оказывается, в начале 90-х владыка Пантелеимон дважды предлагал ему стать настоятелем Соловецкого монастыря, а просил об этом иеромонах Герман, в ту пору уже поселившийся на острове. В 92-м году, когда было перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, батюшка возил нас (в том числе и юного Георгия Модянова, будущего настоятеля в ибском храме) на Соловки, познакомил с отцом Германом – и ведь ни слова не сказал о том предложении. Почему отказался? В беседе «Знакомый незакомый» он ответил: «Во-первых, в Ибе я ещё, как казалось, ничего особенного не сделал. А раз дело пошло: построили одно, построили второе – как уходить?» И позже, в 2020-м, когда к нему с тем же вопросом подступил редактор «Вестника Архангельской митрополии», повторил:

«Сразу появился порыв согласиться… Но продолжал служить в сельском храме села Иб в Коми Республике (тогда АССР). Всё у меня там складывалось хорошо, стал настоятелем, приход сложился небольшой, но крепкий, кроме местных жителей окрестных деревень, каждые выходные приезжали верующие из Сыктывкара. В основном это была молодёжь: педагоги, журналисты, издатели… многие и крещение у нас принимали. Строили колокольню, получили землю под приходской центр со школой, стали даже издавать православную газету “Вера”, название на языке коми – “Эском”, она до сих пор существует и выходит немалым тиражом».

Вот об этом времени и не только первые заметки – в память об отце Трифоне.

Михаил СИЗОВ

Душа на покаянии

Протоиерей Андрей ЧИКУНОВ, клирик храма Рождества Христова г. Сыктывкара, кандидат богословия:

– Познакомился я с отцом Трифоном в 1990 году, когда ещё советская власть была. Как раз я окончил истфак Сыктывкарского университета, и такая история произошла. В мае 90-го года приезжал в Сыктывкар академик Сахаров – поддержать сосланного сюда диссидента Револьта Пименова. Он выступал в Доме политпросвещения, где сейчас Академия госслужбы, и вот я туда ходил, а оказалось, кагэбэшники всех фотографировали. Сообщили в университет, мол, ваш студент был на идеологически сомнительной встрече, а посему нежелательно давать ему распределение в Сыктывкар – пошлите его работать в школу куда подальше от столицы республики. Дали мне назначение в деревню, но я не стал его подписывать – не хотел уезжать из родного города.

Оказался я без работы. Что делать? И тут мой приятель, который учился на курс младше меня, предложил: «Давай поедем в Иб к отцу Трифону». А я его уже видел однажды. У нас был курс основ научного атеизма, который вёл Виктор Викторович Муравьёв, и вот он пригласил иеромонаха Трифона на одно из занятий. Это примерно в 1988 году было. Мы задавали вопросы иеромонаху, он отвечал. И помню, когда он – видать, устал от этой лекции – такую фразу произнёс: «Отпустите мою душу на покаяние». Поразило меня это. Подумал: «Какой интересный человек, монах, священник, и после общения с нами, балбесами, ему каяться перед Богом надо». Я тогда вообще не религиозный был. И вот поехали мы в Иб, что-то потянуло к нему.

Долго мы тогда говорили, я с его мамой познакомился – так всё по-простому было. Наверное, после этой встречи он стал обо мне молиться. Потому что у меня всё наладилось: пришёл в школу в Эжве, городе-спутнике Сыктывкара, где жил, и меня там без разговоров приняли учителем истории. Как-то очень легко получилось.

А потом, когда я в редакцию «Веры» стал ходить на собрания религиозно-философского общества, поехал уже вместе с редакцией в Иб к отцу Трифону на службу и чтобы крышу Стефановской часовни подремонтировать. Помню, на службе мы стояли, а в конце уже хотели рвануть работать. Отец Трифон: «Подождите, ко кресту-то подойдите…» Невоцерковлённые были. Крышу, которая протекала, мы тогда закрыли, и до сих пор этому радуюсь – что древнюю часовню сохранили от разрушения. Потом, в 1996-м, вокруг часовни вырос там Серафимовский женский монастырь, отец Трифон был его духовником.

Когда батюшка уехал восстанавливать Антониево-Сийский монастырь, то я попал в первую группу трудников, которая отправилась ему помогать. Возглавлял её Борис Эрвандович Захаров, главврач республиканского госпиталя. Когда туда приехали, то застали там пионерский лагерь какого-то архангельского автопредприятия – они ещё не успели выехать. Так что передача монастыря Церкви происходила при нас. Епископ Пантелеимон прямо на месте документацию подписывал, большая делегация работала. Только уехали они – бежит женщина из администрации пионерского лагеря, вроде бы она врачом там работала, кричит: «Ваш священник палку оставил!» И протягивает отцу Трифону архиерейский посох. И Борис Эрвандович батюшке говорит: «Ну, отец Трифон, быть тебе епископом». Но не сбылось это. Позже архимандрита Трифона, действительно, пытались в архиереи поставить, он даже двухгодичные курсы окончил, но в последний момент сорвалось. Батюшка, как понимаю, о карьере особо-то не думал, просто Богу служил. А те, кому посчастливилось рядом с ним оказаться, прямо на глазах росли. Кстати сказать, в ту пору я не думал, что священником стану. А как получилось? Из нашей группы трудников почти все стали священниками, кроме Бориса Эрвандовича, который был дважды женат. Перечисляю: Сергей Ветошкин стал игуменом монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Важкурье, два брата Чугуновы тоже стали игуменами, я – протоиерей. Ещё из наших – иеромонах, схимонахиня, староста храма.

На следующий год я снова поехал трудником в Сию, к отцу Трифону. Тянуло туда. Встреча с ним, конечно, повлияла на мою жизнь.

Великое дело – искренность

Наталья ЧЕРНАВСКАЯ:

– С отцом Трифоном лет 35 назад меня познакомил мой друг и коллега, этнограф Дмитрий Несанелис. Святое Крещение вместе с дочкой и первым мужем я приняла ещё в год Крещения Руси – в гостях у моей бабушки в Беларуси. И тогда же, оканчивая Сыктывкарский университет, писала диплом по житию Диодора Юрьегорского и повестям о соловецких пустынножителях. С этой же темой и в аспирантуру ЛГУ поступила, только несколько её расширив: «Соловецкая агиографическая традиция в середине XVII века». Сразу скажу, что диссертацию не дописала и не защитилась. Зато на Соловках побывала, и не раз. В первый раз Дмитрий Несанелис сосватал меня на Соловецкий форум. Доклад я туда заявила на тему «Молчание как добродетель в соловецкой агиографической традиции», при этом попечаловалась Диме, что о монашеских добродетелях доклады пишу, а ни одного живого монаха не знаю. Вот он и привёл ко мне в гости отца Трифона. С Димой мы тогда общались и как соседи (жили рядом), и как учителя – в первой средней школе Сыктывкара преподавали Писание: он – Ветхий Завет, а я – Новый. Сил и идей по молодости было много. Я тогда курила, носила мини, слушала рок, любила собак и держала дома на маленькой съёмной квартире Лору, огромного ньюфаундленда. Отец Трифон на всё реагировал спокойно и произвёл приятное впечатление не только на меня, но и на Лору, которая не отходила от него весь вечер. Какими-то особыми монашескими добродетелями на первый взгляд он не отличился – не молчал («молчание как добродетель»), а общался как все люди. Но всё-таки его вид в подряснике и подарки – а подарил он мне журнал «Русский паломнiкъ» и «Откровенные рассказы странника», которые я тут же проглотила, – задали тон нашему общению, и вскоре я поехала к нему в гости в Иб.

Именно в гости, а не на службу, как многие тогда и сама я позже ездили. Мама его (в миру Нина, в монашестве – Никодима) приняла меня строго, но я как увидела на втором этаже библиотеку отца Трифона, так и просидела там с ним до самого вечернего автобуса в город. Библиотека у него тогда уже была отличная – иззавидовалась. И так мы общались года два-три: то он приезжал в город и заходил в университет, в археографическую лабораторию, то я ездила в Иб в гости, пока весной 1992 года не дозрела исповедаться и причаститься. Дался мне этот переход очень тяжело: то мило общались на темы археографии и прочих древностей, а тут общение перешло совершенно в другой регистр. Но зато успела на Пасху 1992-го младшего брата, Сергея, привезти к отцу Трифону на исповедь и причастие. Брат в том же году погиб, а я развелась с мужем и ушла из университета, потому что в лаборатории поставили вопрос ребром: или работаю как все, то есть сдаю ребёнка в детсад и хожу на работу, или увольняюсь. Со съёмной квартиры хозяин выгнал. Осталась без мужа, без работы, без жилья, с ребёнком и ньюфаундлендом на руках, единственный брат погиб. Таким мне запомнился 1992-й, год воцерковления. Помню, как чуть ли не швырнула отцу Трифону своё обручальное кольцо – дескать, получай, фашист, гранату. Странно вела себя, не спорю. Но первый духовник – это как первая любовь. Помню, как однажды вместе ехали в автобусе в Иб и я всю дорогу сумбурно так говорила-говорила ему про свои несчастья – убежать-то некуда, ехать целый час. Глядь, а он спит.

Тем же летом 1992-го отца Трифона «поставили» на Сию, то есть он согласился взяться за возрождение древнего монастыря, в котором ещё шли пионерские смены. И в начале августа через редакцию «Веры» сформировалась и вылетела к отцу Трифону на Сию группа поддержки, в том числе и я, чудом посаженная в Ан-24 без билета благодаря Володе Чугунову, будущему отцу Варсонофию, а тогда авиаинженеру в нашем аэропорту, знавшему входы-выходы. Помню, бежим с ним по лётному полю – мотор уже гудит, пропеллеры крутятся – и гадаем: успеем добежать или без нас улетят? Успели. Хорошо бы и в Царство Небесное попасть, как тогда на Сию. Мне там досталось послушание веники вязать. Дорога в монастырь была тогда заросшая кустами – мы их чистили и вязали на зиму веники козе. Сенокос-то уже прошёл! А козу кто-то подарил. От пионерлагеря монастырю много всего осталось, может и коза была пионерская, точно не помню.

А помню, что работала в паре со Светланой, жительницей села Рай, – пожилой, как мне тогда казалось, женщиной, державшей своё хозяйство, – и еле поспевала за ней. Уставала сильно, зато за ударный труд отец Трифон подарил мне гуманитарку немерено – прямо с Сии поехала я в Вологду на Сергиевский конгресс и там эту гуманитарку всем нищим знакомым-древникам раздавала, да и сама годами носила. Жаль, рук не хватило больше увезти, всё пригодилось бы, а так всё равно сгорело – подожгли местные склад. Заодно и в храме сгорела крыша. Помню, весть о пожаре услышала в аэропорту. «Господь посетил!» – то ли сам о. Трифон сказал, то ли кто-то передал его слова. Вообще трудно сейчас воспроизвести тот дух. Сийское настроение было всегда бодрое и радостное, им там заражались, как мне тогда казалось, все поголовно: и трудники, в том числе бывшие «зеки», и паломницы-москвички.

Ещё нет благоустроенной жизни в Сийском монастыре, а уже проводится первая научная конференция. На снимке начала 1990-х её участники. Фото В. Шаронова

В такой компании – сийских трудников и московских паломниц – однажды проводила я летний отпуск на Сие в разгар сенокоса. Мужчины вручную косили, а мы гребли и потом скирдовали сено на ближайшем лугу на другой стороне озера от монастыря. Это уже был 95-й год, к тому времени я сначала перевела на русский, а потом написала краткое переложение текста жития преподобного Антония Сийского. Помню, как сидели однажды над текстом с отцом Трифоном и – слово за слово – поругались. Если бы не проходная комната, хлопнула бы дверью и «ушла навсегда», но мне была определена дальняя комната, а в проходной уже спали монахи – дело на Архангельском подворье было. Помню, как кипело всё внутри до самого утра, но к утру как раз перекипело и успокоилось. Заодно вспомню и обратный случай. Поехала как-то к отцу Варсонофию на ферму в Ваймугу. Приезжаю, он спит на панцирной кровати прямо в сапогах, грязный, уставший, но весёлый. Показал мне своё хозяйство, потом оседлали мы двух лошадей и целый день скакали по окрестным деревням, объезжая его знакомых. Дело к вечеру, хоть летом там и белые ночи. Отец Варсонофий мне говорит: «Ну, дальше сама. В монастырь я с тобой не поеду. У тебя лишней машины стиральной нет? Очень нужна!»

У меня никакой не было, а так бы отдала. Он огорчился и уехал восвояси, а я – в монастырь. В монастыре идёт всенощная, выходит отец Трифон с кадилом – искры летят из глаз. Хорошо хоть, я быстро догадалась покаяться – тут же на ходу попросила прощения, дескать, так и так. Он побурчал, что отец Варсонофий не знает, куда скачет, но вижу, что успокоился. Великое дело – искренность. Вообще же, что такое откровение помыслов, я больше в книжках читала, чем практиковалась, но с отцом Трифоном это всегда срабатывало. Откроешь все свои идиотские помыслы – и полегчает. Хотя с годами всё сложнее становилось, не столько в географическом расстоянии было дело, сколько в другом.

Одиннадцать лет, с 1992-го по 2002-й, получалось постоянно на Сию ездить – сначала не по разу в год. Помню, как в первые годы в библиотеке в игуменском корпусе собрала вокруг себя наличный состав и стала какую-то лекцию по агиографии читать. Настоятель в этот момент отсутствовал, чем я и воспользовалась. Приехал – разогнал нас. Тогда я не обиделась: в монастыре же всё по послушанию, чего обижаться, в чужой (тем более мужской) монастырь со своим уставом не ходят. Постепенная кристаллизация этого понимания, что «чужой», и расставила всё на свои места. У монахов своя жизнь, а у меня своя.

Сийские братья, отец Трифон с отцом Варсонофием, остались в моей жизни навсегда. Однажды не было денег на море свозить ребёнка, а тогда мы не вылазили зиму из больниц. Они помогли, прислали – свозила маленького сына в Крым, но с тех пор больше не была на море. Неожиданно прошлым летом отец Трифон в последний раз прислал мне 15 тысяч в Беларусь, на бездомных животных.

Я жалела, что отец Трифон отказался стать епископом Коми (глава Республики Ю.А. Спиридонов предлагал ему посодействовать в этом, когда епархия образовывалась), но и радовалась тоже: будь он епископом, смогла бы так общаться с ним?

В прошлом году поздравляла отца Трифона с днём рождения, написала: «И в Вашем, и в моём возрасте каждый прожитый ещё один год жизни и даже один день – это, с одной стороны, подарок, а с другой – испытание. Достойно принять и прожить его непросто, мне так всё тяжелее. Поэтому пожелание одно: сил телесных и духовных!»

Отец Трифон ответил: «Сердечно благодарю. Меня, кстати, поздравили с тем, что ещё на один год я стал ближе к смерти».

В этом ответе не было горечи. Потому что с Богом смерти же нет.

Таинство послушания

Игумен ВАРСОНОФИЙ (Чугунов),

насельник Свято-Троицкого АнтониевоСийского монастыря, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации:

– В ту пору я работал в авиационной промышленности и в Сыктывкаре был представителем Пермского завода авиамоторов, обслуживал их в аэропорту. Работа была интересная, но чувствовал, что не для этого я на свет народился. Ходил в Казанскую церковь в Кочпоне – единственную тогда в городе, хотел найти иеромонаха, поскольку сам уже созревал к монашеству. В 1991 году Великим постом съездил в Оптину пустынь, а когда вернулся, от кого-то – скорее всего, от Натальи Чернавской – узнал, что в Ибе тоже служит иеромонах. В Оптину ездить далеко, а духовник-то нужен. И поехал я в Иб. Это было уже летом. Поехал наугад, наудачу. Я тогда ничего не боялся, шёл по жизни легко.

В Ибе нашёл двухэтажный священнический дом, где жил отец Трифон. На первом этаже была большая светлая веранда, он там завтракал и собирался ехать в Сыктывкар. Пригласил к столу, потом с ним поехали. В дороге разговор и был. Благословил приехать к нему на службу.

Надо сказать, что с отцом Трифоном я познакомился раньше, чем Лёня Эйзенман (в будущем игумен Леонтий), который жил тогда под Сыктывкаром, в Красном Затоне, где была диаспора высланных немцев. Но он раньше меня перешёл к батюшке насовсем – был алтарником у него с 1992 года. Но ещё раньше в помощники к нему пошёл Виталий Трудов, который позже стал иеродиаконом Варнавой. Он был самый первый.

На богослужении в Свято-Вознесенском храме села Иб: о. Трифон (Плотников), Виталий Трудов и Георгий Модянов. Фото нач. 1990-х

А я продолжал ездить в Оптину – был там раз восемь – и к отцу Трифону. Помню, как убирали морковь. Местный совхоз для прихода засадил несколько гектаров земли – и морковь выросла огромная, чуть ли не по 50 сантиметров. В жизни такой не видел.

Помню, как батюшка крестил моего брата Романа на праздник Преображения – такой светлый день! Это было 19 августа 1991 года. Приехал Володя Шаронов и ко всем подходил: «А вы знаете, что сегодня в Москве власть захватил ГКЧП?» Да какой там ГКЧП – в такой день?!

Приход у батюшки был очень дружный, фактически семья. Вот эпизод. Бухгалтер, матушка Александра, стучится, говорит за дверью: «Батюшка! Это я, крыса канцелярская!» У неё всё было на юморе – у пожилой, надо сказать, женщины. Потому что рядом с батюшкой легко было, свободно, радостно.

А ещё на приходе была Наталья Ивановна, которая говорила о себе: «Сляпа, глуха, неграмотна, никто меня не любит, один Бог меня любит». Кто-то из наших причастился и пошёл целовать икону, и она ему своей палкой, на которую опиралась, между лопаток засветила. Поскольку нельзя после причастия к иконе идти, а только ко кресту. Другая бабушка, Анна Степановна, после каждой проповеди батюшки на весь храм громко говорила с особенным коми выговором, протяжно и с ударением на последние слоги: «Спаси Господи! Золотой уста!» И поясной поклон клала, касаясь рукой пола. Хорошая проповедь была или не очень – без разницы.

Батюшка возродил традицию ходить крестным ходом к старинным часовням, а их на ибских холмах много. И это было так здорово! Огромное небо, внизу Сысола несёт свои воды – и мы по холму, по тропке следуем с пением тропарей. Бог был рядом.

Как на мою жизнь повлиял отец Трифон? Можно сказать, он меня сделал, меня воспитал. Кто я сейчас – это благодаря его трудам. Он всегда обо мне думал, как и о других своих чадах. Типичный случай. Был я в Архангельске, включил телевизор. Вдруг отец Трифон звонит: «Ты чем занимаешься?» Сразу я телевизор выключил.

То, что его назначили в Сийский монастырь, – это великое дело. Надо же было с нуля всё создавать. Первый раз я в монастырь поехал в августе 1992-го вместе с другими волонтёрами, летели самолётом, нас было человек двенадцать, в том числе мой брат. Это первая была поездка волонтёров. Спустя месяц брат туда вернулся и уже остался насовсем. Второй раз я поехал также с волонтёрами на Пасху 1993-го. Собирался в Оптиной встретить праздник, но передумал, не помню почему. А там в пасхальную ночь были убиты иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим, которых я знал. Их зарезал душевнобольной ножом, на котором было вырезано число зверя. Двоих из них он убил, когда они звонили в колокола в честь воскрешения Христа. Сразу из Сии я поехал туда – а там пасхальное настроение, не было грусти от смерти монахов, они ведь сразу к Богу ушли.

Решение идти в монастырь было уже принято, но держали кое-какие дела – надо было помочь родителям. Сделал им на даче теплицу, хорошую, на фундаменте, другие дела завершил, с работы рассчитался – и в ноябре отправился в Сию, уже навсегда. Причём вместе с отцом Трифоном, поскольку он как раз приезжал в Сыктывкар. Тогда, помню, матушка Руфина, которая работала вахтёром на проходной Сыктывкарбанка, сводила его к управляющему банком Вострякову, и тот подарил монастырю трактор МТЗ-82.

Приехали мы в Сию на день Михаила Архангела. Первое моё послушание – в трапезной. Варить я не умел, манная каша получалась с комочками, но батюшка терпел – мы ж новоначальные. Ещё помню, полоскал постельное бельё в озере, в проруби – ткань примерзала ко льду, и от этого она у меня рвалась. Опыта не было. Через пару недель на ферме ЧП случилось – трудник Оцупко, уроженец Красноборска, который коровами занимался, был обнаружен пьяным. Человек нецерковный, как и все мы тогда. Когда звонил телефон, он поднимал трубку и вместо того, чтобы сказать «Антониево-Сийский монастырь, слушаю», говорил скороговоркой: «Антоний Сийский на проводе!» И его принимали за Антония Сийского. Так вот, во время отъезда отца Трифона он забухал и ушёл из монастыря с ещё одним трудником. Доить восемь коров некому. Меня поставили на ферму. Там был ещё Рома Мелькиманович – единственный, кто умел с коровами обращаться. А ещё туда поставили Сашу Сухушина, который потом священником стал. На почве того, как правильно коров доить, мы с ним повздорили, и кто-то из нас ходил потом с фингалом. Это я рассказываю к тому, чтобы было понятно, какой «контингент» отцу Трифону предстояло воспитывать, из кого создавать монашескую братию. Других людей и не было, все из советского времени вышли.

Пятнадцать лет я был на послушании заведующего этой фермой, до сих пор клички коров помню. Смешной случай. Были у нас проблемы с сенокосами. Это сейчас в округе коров перестали держать, а тогда всем сено требовалось, лучшие места были заняты. Но в одной деревне, Верхней Ваймуге, нашёл я брошенные покосы. Они совсем заросли, требовалось старую траву сжечь. Если делать это неаккуратно, то можно сжечь и деревню тоже, такие случаи бывали. И когда мы начали это дело, местные жители позвонили в сельсовет, пожаловались. Пообещал я, что всё будет хорошо. А там большие покосы, гектаров шестьдесят, наверное. Взял благословение у отца Трифона, взял людей человек семь, чтобы сжигать под контролем – сбивать огонь, если пойдёт не туда. Подожгли. Огонь пошёл и, не спрашивая нас, прорвался к лесу. Там стояла сухара, и они, эти деревья, стали вспыхивать. Мы пытались тушить, фуфайка на мне загорелась – но стихия была сильнее, её не остановить. Мысль мелькнула: «Парень, тебя посадят». Я ведь за всё отвечал. Вскрикиваю к Богу: «Господи, помоги! Я буду слушаться отца Трифона!» И тут мягко-мягко огонь начинает опускаться вниз с деревьев. Тихо-тихо так стало угасать. И мы пожар догасили. Когда всё благополучно закончилось, вспомнил я, что обещал батюшку слушаться, и подумал: «Что только с перепугу не скажешь!» Ага, буду слушаться…

Сейчас, конечно, смешно это вспоминать. Однажды попалась мне книга с толкованиями монашеских уставов преподобных отцов Антония, Августина и Макария – называется «Трезвенная жизнь и аскетические правила», автор архимандрит Эмилиан (Вафидис). И удивительную вещь понял. Там говорится, что отношения игумена монастыря и монаха – это Таинство. Для многих это пустой звук, а в реальности – Таинство, потому что при этом присутствует Бог. И от этих отношений зависит, какая будет молитва у монаха.

На самом деле, я плохо слушался отца Трифона и отца Варлаама, который позже стал игуменом монастыря. Но вот эту особость отношений между монахом и настоятелем всегда чувствовал. И они со смертью отца Трифона никуда не делись. Это странно, но для меня отец Трифон не умер. Да и не только для меня – об этом же на днях говорил мне иеромонах Феофил (Волик), насельник нашего монастыря, который ездил в Краснодар на отпевание и похороны. Батюшка молится о нас. И мы будем всегда его поминать.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Сизов
Все статьи Михаил Сизов
Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Гитлер разбудил Оппенгеймера
«О́ппенгеймер»
18.09.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Вечная память
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
С вечностью наедине
Размышления о лирике Н. Коновского (22.11.1955 - 8.12.2024)
15.12.2024
Добрый юмор и сердечность
Памяти Н.К.Старшинова (6.12.1924 – 5.02.1998). К столетию
10.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36